Солнце нити золотит это олицетворение или метафора
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не.молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ф. И. Тютчев, 1828—1854
Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.
Такой прием называется олицетворение. Дадим определение.
Олицетворение — поэтический троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный. »?
Такой прием называется повтор. Дадим определение.
Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.
Ответ: повтор или лексический повтор.
почему ответ «лексическийповтор» не засчитывается?
Определите размер, которым написано стихотворение.
Данное стихотворение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?
Такая рифма называется перекрестной.
Но ведь рифма бывает мужской/женской. А «перекрёстная» — это способ рифмовки. Задание составлено некорректно. Ведь в данном стихотворении 1 и 3 строки объединяет женская рифма, а 2 и 4 — мужская.
И всё-таки в литературоведении способ рифмовки также называют рифмой. Например, смотрим Поэтический словарь(М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966): «ПЕРЕКРЕ´СТНАЯ РИ´ФМА — наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab». Согласна, что разработчики заданий ЕГЭ должны чётче формулировать вопросы, чтобы не возникало двойственной трактовки.
С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?
В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.
Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба — богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.
Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.
Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может. », посвященный одной из своих возлюбленных).
Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».
Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.
Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.
Источник
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.
История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.
Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.
Композиция – трёхчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвёртая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы чередуются.
Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Аллитерации – обилие звука Р: “орла”, “громокипящий”, “пролила”
История создания
Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.
Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.
Описывая грозу, поэт именно её делает основной темой своего произведения. При этом он показывает её не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.
Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.
Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стихотворения. Резвящийся гром, подобно детям, забавляется, играет.
Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские мысли, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.
Композиция
Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет за громом различные звуки: лесные и горные.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвёртом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь всё так же. Таким образом, образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
Это лирическое стихотворение, в котором ярко выражены мысли и чувства лирического героя.
Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырёхстопный ямб – делает стихотворение лёгким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.
Средства выразительности
Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств довольно много и все они работают на раскрытие основной мысли. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “ солнце нити золотит “, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была ещё более реалистичной, поэт прибегает к такому приёму, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение в целом.
Источник
«Весенняя гроза» (Тютчев): анализ стихотворения
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.
История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.
Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.
Композиция – трехчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвертая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.
Жанр – пейзажная лирика с элементами философского рассуждения.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмовкой, женская и мужская рифмы чередуются.
Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
История создания
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева стоит начать с интересного факта: у него есть двойная дата создания. Это было связано с тем, что поэт написал его в 1828 году, находясь в Германии. Оно было опубликовано в журнале «Галатея».
Поэт снова обратился к своему творению лишь в 1854 году. Он немного изменил его, и теперь это произведение все знают в его окончательной вариации. Федор Иванович рассказывает в нем об одном из своих самых любимых природных явлений — о грозе.
Описывая грозу, поэт именно ее делает основной темой своего произведение. При этом он показывает ее не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.
Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.
Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стиха. Резвящиеся тучки подобны детям, а тучка веселится, проливая воду на землю.
История написания стихотворения
«Люблю грозу в начале мая…» — это стихотворение, точнее его первый вариант, Федор Тютчев написал в 1828 году, в то время он пребывал в Германии, работая там дипломатом. Читая строки произведения, человек видит перед взором русскую природу, небо, которое заволокли грозовые тучи, слышит рокот грома и журчание ручейков воды, образовавшихся на дороге после проливного дождя.
Сложно представить, как поэт сумел настолько точно передать природу России, пребывая в это время далеко от родины. Следует сказать, что стихотворение «Весенняя гроза» впервые увидело свет в 1828 году, а сразу после написания Федор Иванович опубликовал его в журнале «Галатея». Через 26 лет поэт вновь вернулся к своей работе, в 1854 году он дописал вторую строфу и немного изменил первую.
Композиция
Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.
Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт проводит аналогию с поведением юноши, который вырвался из-под родительской опеки и мечтает попробовать все удовольствия этого мира, узнать о нем все и везде побывать.
Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвертом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь все так же. Таким образом образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.
Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,0 В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных стихотворений — «Весенняя гроза».
Описание грозы в стихотворении.
Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание. Гроза не кажется опасной и мрачной стихией. Она символизирует мощь, силу природы, движение и жизнь.
Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.
Художественные особенности.
Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.
Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому. Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.
Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.
Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские момента, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.
Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием – делает стихотворение легким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.
«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» — его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.
Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового. Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души. Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.
Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.
Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы. В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы. Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы, подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.
Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.
Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты», «гром грохочет») создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит). Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.
Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы: эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые), метафоры (солнце нити золотит), олицетворения (поток бежит), инверсия (поток проворный, гам лесной).
Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
- «Безумие», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «Весенняя гроза»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
Средства выразительности
Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств не так много, но все они на своем месте. Это:
- Эпитеты – “весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
- Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
- Олицетворение – “поток бежит”, “гром резвится и играет”.
Чтобы картина грозы была еще более реалистичной, поэт прибегает к такому приему, как аллитерация, играя с буквами г и р.
Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение целиком.
Анализ стихотворения Тютчева
Ф.И. Тютчев не просто любил наблюдать за природой, он воспевал ее красоту в своих стихотворениях. Они были настолько мелодичными, чистыми, что читая их, читатель мог представить себе все то, о чем говорил Федор Иванович. Стихотворение “Весенняя гроза” Тютчева, анализ которого представлен ниже, раскрывает всю красоту первого грома весной.
Особенности композиции
Следующий пункт анализа стихотворения “Весенняя гроза” Тютчева – это композиция произведения. Оно состоит из четырех строф. В первой строфе поэт рассказывает читателям о своей любви к весенней грозе.
В двух последующих строфах он описывает картины, возникающие во время грома и дождя. И заключительная часть – это отсылка к древнегреческой мифологии, с помощью которой поэт подчеркивает небесную природу грозы.
Одним из важных пунктов в анализе стихотворения “Весенняя гроза” Тютчева является определение основной темы произведения. Конечно, это тема грозы. Для поэта это явление природы ассоциировалось с зарождением нового, переменами, движением.
Федор Иванович провел тонкую грань между природой и людьми. Для него весенняя гроза – это время обновления, время молодости. Вступив в пору юношества, молодость пытается очень ярко заявить о себе. Молодые люди полны надежд и стремлений, свободны, они стремятся что-то изменить – неудивительно, что они ассоциируются у поэта с раскатами грома. Ведь он такой же задорный, игривый и неудержимый.
Жизнь молодых людей отождествляется с нагорным потоком: они со всем любопытством и молодым задором стремятся найти свой путь в этой жизни. Лишь с возрастом у них появятся твердые устои. Для Тютчева гроза – это еще и маленький ребенок, который играет, беззаботен и радуется каждому дню.
Единство природы и человека
В анализе стихотворения “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева следует рассмотреть еще одну тему, которая была так же важна для поэта, как воспевание красоты природы. Это ее гармоничное сосуществование с человеком. Поэт считал, что человек – это ее неотъемлемая часть, поэтому он должен был не только восхищаться ее красотой, но и заботиться о ней, защищать ее.
Эту тему единства Тютчев передает в этом стихотворении при помощи образов солнца, неба и воды, чтобы подчеркнуть эту тему. Он наделил эти природные явления чертами человеческого характера. Например, гроза сравнивается с маленьким ребенком, а туча не просто проливает воду, она делает это смеясь.
Литературные тропы и средства выразительности
В анализе “Весенняя гроза” один из пунктов – это определение литературных приемов, которые использовал поэт при создании стихотворения. Большое количество сонорных звуков, аллитерации “г”, “р” создали экспрессивную звуковую картину грозы. Насыщенность стихотворения глагольной лексикой придает динамизм картине, передает быструю смену действий во время такой погоды.
Поэт использовал следующие литературные приемы: эпитеты, метафоры, олицетворение, инверсию. Все это позволило придать описываемому природному явлению черты характера, что показало единство человека и природы.
Определение стихотворного размера и способа рифмования
Также в анализе “Весенней грозы” Тютчева нужно определить размер стихотворения. Оно было написано четырехстопным ямбом, поэтому произведение получилось легким и мелодичным. Способ рифмования – перекрестный, в котором мужская и женская рифмы чередуются.
Древнегреческий эпос
В анализе “Весенней грозы” Федора Тютчева можно дать подробную трактовку четвертой строфе. Она отличается от других своей особой метафоричностью: поэт обращается к древнегреческой мифологии. А именно, он упоминает двух олимпийских божеств – Зевса и Гебу.
Почему же Тютчев выбрал именно их? Согласно древнегреческому эпосу, Зевс был не просто самым главным среди богов, но еще он был богом грома и молнии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Иванович упоминает его в стихотворении, где центральный образ – это гроза.
Геба – это богиня юности, вечной молодости. У Тютчева гроза ассоциировалась с порой юношества. Упоминание об этой древнегреческой богине подчеркивает образность этого природного явления.
Поэт при помощи древнегреческой мифологии пытался объяснить появление грозы. Беззаботная Геба во время кормления птицы Зевса случайно разлила содержимое особого кубка. Поэтому появилась гроза и пошел дождь. Но богиня не сильно переживала по этому поводу: она смеялась.
И здесь не только попытка поэта дать трактовку природному явлению с точки зрения волшебства. В этом сюжете можно найти и философский подтекст. Тютчев с помощью этого метафоричного приема хотел показать цикличность мира. Спустя еще сотни лет, вот так же будет весело греметь и грохотать весенняя гроза. А тучи, смеясь, будут проливать на землю дождь.
И другие молодые люди по своей беспечности и наивности будут считать, что этот мир принадлежит только им. Они будут так же загораться новыми идеями, будут стремиться что-то изменить.
А потом наступит пора мудрости, они познают и радости, и разочарование, обретут внутреннее равновесие.
Это можно сравнить с тем, как отдыхает природа после грозы: она словно очищается, обновляется и готова радостно встречать новый день.
Особенности анализа стихотворения в начальной школе
Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения “Весенняя гроза” Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.
Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом. Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.
Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения “Весенняя гроза” больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.
Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру. Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения.
Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения. Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.
Словарная работа
В стихотворении “Весенняя гроза” немного слов, которые могут быть непонятны детям. Но некоторые из них могут затруднить восприятие текста, поэтому необходимо объяснить их значение.
- Перлы – жемчужины.
- Гам – это шум, состоящий из множества и криков.
- Шум нагорный – шум воды в горах.
- Вторит – откликается, повторяет.
Использование этих слов придает стихотворению больше динамизма и выразительности.
Это был написан анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” по плану. Несмотря на то что его произведение отличается краткостью, в нем все строфы соединены между собой и создают целостную картину. Оно звучит настолько просто и мелодично, что читатель сразу себе представляет, как грохочет гроза, шумит где-то в горах вода, а птички весело щебечут.
Это стихотворение является прекрасным образцом пейзажной лирики. Федор Иванович сумел найти в, казалось бы, простом природном явлении возвышенное и прекрасное. И, несмотря на краткость, ему удалось передать в своем творении и восхищение, и философский смысл. “Весенняя гроза” – это одно из самых прекрасных, чистых стихотворений поэта, одна из жемчужин его творчества.
Источник