Пословицы и поговорки Затмить
Солнце ничем не закрыть, а правду ничем не затмить .
Другие пословицы и поговорки
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Слово крепче печати.
Написано пером — не вырубишь топором.
С умом жить — тешиться, а без ума — мучиться.
Дурацкое дело — не хитрое.
Так соврет, что не перелезешь.
И хуже, да не в этой луже.
Лучше знаться с дураком, чем с кабаком.
Глядит — как змея из-за пазухи.
Молчание — золотое словечко.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
В закроме зерно — на душе тепло.
Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.
Так соврал, что за пазуху не уберешь.
Не знаешь шить золотом, так бьешь молотом.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Лисой лисит: в одно ухо влезет, а другое вылезет.
Майская трава и голодного кормит.
Кто сам, как пареная репа, тот другим поддается слепо.
Не гонись за простым вором, а лови атамана.
И в ус не дует, и ухом не ведет.
Не идет на ум ни еда, ни вода, когда перед глазами беда.
И полынь на своем корню растет.
Без народа — не воевода.
Долго спать — с долгом встать.
Весь сыт, а глаза все голодны.
Будь приветлив, да не будь назойлив.
Время красит, а безвременье сушит.
За худые слова слетит и голова.
Перо смелее, нежели язык, выговорит.
Не искал бы вину в селе, а искал бы ее в себе.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Советчиков много, а помощников нет.
На ошибках учимся.
Счастье и несчастье на одном коне ездят.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Слушай агронома — будет и хлеб и солома.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Ловкий слету хватает, нерасторопный и спящего не поймает.
Молодость плечами покрепче, а старость — головою.
Целого хлеба в рот не вложишь.
Доброму добро, а худому пополам ребро.
На чужой стороне и орел — ворона.
Где клятва, тут и преступление.
Собором и черта поборем.
Варвара мне тетка, а правда — сестра.
К гребцу и берег приплывает.
Он и нищего готов обокрасть.
Семеро одного не ждут.
Плотник без топора — что изба без угла.
Источник
«Повторение правописания». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Юлия Курбатова
«Повторение правописания». Занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Цель и основные задачи:
— отработать умение находить в слове орфограммы и определять их место в слове;
— совершенствовать навыки правописания слов на изученные орфограммы;
— провести орфографический тренинг в написании суффиксов и приставок;
— способствовать развитию речи, логического мышления;
— содействовать воспитанию интереса к русскому языку.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки – опоры, предметные картинки для коллективной работы, запись на доске, грамоты, наглядность для рефлексии.
Тип урока: повторение и закрепление раннее изученного материала
Форма проведения: урок-конференция
Ход урока:
І. Организация начала урока.
1) Организация класса
В. Я.Брюсов писал:
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь, мой раб…
— О ком или о чем говорил В. Я. Брюсов? (О родном языке)
— Поднимите руки для кого язык— друг, враг, царь, раб? Почему?
— Для нас родной язык — русский язык. На уроках русского языка мы изучаем его законы, правила, учимся применять их на практике.
Формула грамотного человека: Я знаю + Я умею=Я грамотный человек
2) Сообщение темы и целей урока
— Начинает работу научно-практическая конференция, на которой мы будем решать проблемы языка по теме «Части слова».
ІІ. Минутка чистописания.
1) Запишите продолжив закономерность
2) Прочитайте пословицу, объясните её значение.
Солнце ничем не закрыть, а правду ничем не затмить.
— Запишите и подчеркните орфограммы.
— Какая орфограмма в слове солнце?
ІІІ. Орфографическая работа.
1) Работа над словом
б. льшой – больше
сн. га – снегурочка
кр. чал – крепкий
2) Подбор проверочного слова
— Подумай, написание каких букв в корнях выделенных слов необходимо объяснить. Спиши. Записывая в скобках проверочные слова.
Поздним) вечером мы добрались до) вершины) горы. Какая кругом) тишина! В небе) появились первые звёзды. Какие) они в) горах) большие!
ІV. Повторение и закрепление раннее изученного материала.
1) Фронтальная работа.
— Какие трудности могут возникнуть при изучении приставки и суффикса?
— Вставь гласную букву в суффиксы – ик -, — ек-. Не забывай правила.
Дом…к рыж…к кружоч…к
Пенёч…к платоч…к корабл…к
Луч…к цветоч…к звоноч…к
2) Работа в парах на карточках.
Какая буква потерялась: и, о или а? Впишите нужную букву.
К…за, з…нт, с…ва, л…ст, ш…р, м…к, гр…б, сл…н, с…нки, …рбуз.
3) Работа по карточкам.
— Спиши, вставляя пропущенные приставки.
Дядя Вася Денисюк
Как – то раз …ключил утюг:
Просто он решил …гладить
Пару полосатых брюк.
Дядя Вася Денисюк
…забыл про свой утюг:
Просто он решил …гладить
Своего котёнка вдруг…
— Как ты думаешь, в слове полосатых есть приставка?
— Одинаково ли значение слова погладить в первом и во втором случае?
Пять воробьёв на заборе сидели,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять-
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять, десять-
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся.
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один-
Снова в домике мы спим.
4) Творческая групповая работа.
— Подобрать приставки к словам и соединить словосочетания с нужной картинкой.
— …нести вред (нанести)
— …нести сумку (донести)
— …нести мусор (вынести)
— …нести посуду (унести)
5)Коллективная работа в рабочей тетради упр. 89.
— Выдели часть слова, в которой находится пропущенная буква
6) Работа на доске (соревнование между рядами)
— Какие слова спрятались в рамочке.
V. Итог урока. Вручение грамот.
— Мы повторили и закрепили случаи, которые возникают при изучении приставок и суффиксов, рассмотрели эту тему с разных позиций.
— Кому интереснее было работать с правилами правописания, над образованием новых слов, уточнять значение слов?
— Кому захотелось дальше изучать эту трудную и в то же время интересную тему?
— Благодарю всех ученых за плодотворный серьезный труд.
VI. Домашнее задание.
— Откройте дневники,запишите домашнее задание: упр. 90 в рабочей тетради.
— Ребята, закройте глаза и вспомните, кто как работал на уроке, кто считает, что работал на отлично, у кого всё получалось, кому понравился урок, кто достиг самой вершины урока, может кто-то считает, что работал хорошо, но что – то было такое, что не получалось, не много не хватило достичь высоты, или кто-то работал не с охотой, у кого многое не получилось, кто что-то не понял, кто был на самой низкой ступени урока. А сейчас посмотрите на доске лестница достижений, каждый по очереди выйдет и разместит свою фотографию на той ступеньке лестнице достижений, которую, считает, что достиг на сегодняшнем уроке».
Конспект занятия «Повторение цифры «5» и соответствие ее с количеством предметов» Тема: «Повторение цифры «5» и соответствие ее с количеством предметов. [/b] Цели: развивать логическое мышление, умение считать посредством.
Итоговое занятие по математике в старшей группе «Цветик-семицветик. Повторение пройденного» В. Отгадайте загадку. Семь лепестков Разного цвета. В сказке цветет Растение это. (Цветик-семицветик) Открывается магнитная доска, на которой.
Конспект логопедического занятия во 2 классе на тему: «Обобщение. Повторение изученных орфограмм» Цель: 1. Развитие умения слушать и писать на слух. 2. Закрепление изученных правил 3. Развитие графомоторных навыков 4. Воспитывать любовь.
Конспект ННОД по ФЭМП подготовительная группе «Повторение» Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе “Повторение “ Цель: — закрепить нумерацию в пределах 20; — прямой и обратный счет в пределах.
Конспект урока Фонетики, Грамматики, Правописания на тему: Понятие о местоимении. Тема: Понятие о местоимении. Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи – местоимением. Задачи: Познакомить с признаками местоимений,.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Повторение и закрепление изученного» Цель: развивать способность подбирать слова к заданному слогу, совершенствовать навык слогового чтения, развивать умение составлять, анализировать.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Повторение Цель: знать пройденный материал. Задачи: Закреплять у детей представление об ударении, слоговом составе слова; закреплять умение делить.
Занятие по обучению грамоте «Повторение пройденного материала. Буква Я» Тема: Повторение пройдённого материала. Буква «Я». Образовательные задачи: -продолжать знакомить с буквой «Я» и правилами написания «Я».
«Первый звук — ты наш друг». Повторение пройденного материала Задачи:1. Закрепить развитие навыков звукового анализа слова,различие звуков по их качественной характеристики. 2. Осваивать действия словесного.
Занятие по обучению грамоте «Буква Т, звуки Т, Ть. Повторение» цель. Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости; находить позицию звука в слове; упражнять в звуковом анализе слова; составлять.
Источник
Арабские народные поговорки
حرامي على رأسه ريشة
Вор, на его голове перо . Хара:ми Ъ а ля ра:су ри:ша
По смыслу: На воре и шапка горит.
(Вор украл курицу на базаре и скрылся в толпе. Прозвучал крик: «Вор! На его голове пёрышко!» и тогда вор выдал себя, пытаясь убрать несуществующее перо со своей головы).
نصف البطن يغني عن ملوه
ну:с аль-баТн й и Гни Ъан мал у у
Половина живота обогатит его целиком .
По смыслу: Довольствуйся самым необходимым, тебе хватит на всё.
اللي بدو يلعب مع البيس بدو يتحمل خراميشو
и лли б и дду й и лЪаб м а Ъ –ль-би:с б и дду йятаХ а ммиль хара:ми:шу
Кто хочет поиграть с котом – понесёт царапины.
По смыслу: Рискуя, понимай степень опасности.
Надёжного места бойся. м а ТраХ мутъ а мин ха:ф
По смыслу: В тихом омуте – черти водятся.
الشمس ما تتغطاش بالغربال ( الشمس لا تُغطى بغربال )
Солнце ситом не прикрыть. аш-шамс ма татаГ а Таш би-ль-Гурба:ль
По смыслу: Солнце ничем не закрыть, а правду ничем не затмить.
الجمل سفينة الصحراء
Верблюд — корабль пустыни. аль-дж а маль сафи:нат –аС-СаХра:а
زي الأطرش في الزفة
Как глухой на торжестве. зай аль- а Траш фи-з-з а фэ
По смыслу: Не понимая происходящего.
على قد فراشك مد رجليك
Ъ а ля ад фира:шак мадд риджлэ:к
По длине твоей спальной подстилки меряют твои ноги.
По смыслу: По одёжке встречают.
Стучи примусом дуКК аль-ба:бу:р دق البابور
По смыслу: разжигай примус; пора готовить кофе; пора сделать перерыв в работе.
(В примусе — бытовом нагревательном приборе — перед розжигом при помощи поршневого ручного насоса создаётся необходимое давление воздуха. Звуки ударов ручки насоса о металлический корпус издают специфический звук/звон, который в арабском мире знаком многим до сих пор).
h и:н флу:сак Уа-ла та h и:н ла-нф у сак هين فلوسك ولا تهين نفسك
Расходуй деньги, не расходуй душу.
По смыслу: не отказывай себе в желанной покупке, пытаясь сэкономить – пусть мучается твой кошелёк, а не томящаяся душа.
الماء بيكذب الغطاس
Вода обманывает ныряльщика. аль-ма:а бъяк азз эб аль-ГаТТа:с
По смыслу: Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.
يا ماخذ القرد على ماله راح المال و ضل القرد على حاله
йа ма:хэ з аль-Кырд Ъаля ма:лу, ра:Х аль-ма:ль Уа-Даль аль-Кырд Ъ а ля Ха:лу
в «городском» произношении:
йа ма:хэд аль-ырд Ъаля ма:лу, ра:Х аль-ма:ль Уа-Даль аль-ырд Ъ а ля Ха:лу
О, взявший обезьяну с богатством – ушло богатство, осталась обезьяна, как есть.
По смыслу: Выбирай невесту не по её материальному состоянию, а по её человеческим достоинствам.
Сторожил её, украл её Хами: h а Харами: h а حميها حراميها
(название телесериала 2013 года)
по смыслу: «Доверили коту сметану стеречь»
Торговля – одарённость тиджа:ра шаТа:ра تجارة شطارة
( по смыслу: Торговля – профессия, требующая знаний и способностей)
عملة صعبة لزمن صعب
Твёрдая валюта на трудное время Ъ у мла С а Ъба ла-з а ман СаЪб
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Русские пословицы и поговорки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Предисловие
… беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
Много замечательных пословиц и поговорок создал великий русский народ. На протяжении веков они передавались из поколения в поколение, сохраняя свою выразительность и художественную силу. Они вобрали в себя чувства и мысли многих поколений людей.
В мудрых и образных изречениях народ правдиво отразил свой огромный опыт, взгляды на природу, труд, общество, запечатлел в них обычаи и нравы, чаяния и надежды.
Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы — устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок — метких речений, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи.
Пословица не просто изречение. Она выражает мнение народа. Великий русский писатель Н. А. Добролюбов говорил, что «народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу». На протяжении веков они отстаивались, отшлифовывались, оттачивались, переосмысливались народом и становились тем «крылатым словом», которое придает остроту и выразительность нашему языку.
Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей, — такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают — они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное — твердая истина. Прислушайтесь, как определенно и категорично звучат они: «Что посеешь, то и пожнешь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. И естественно, что множество пословиц проникнуто верой в силу человеческого труда, говорит о его смысле и целях, о радости и счастье созидания. В метких изречениях прославляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. Несмотря на то что труд подневольных людей был тяжелым бременем, они высоко ценили мастерство, с уважением относились к честному труду и с презрением — к тунеядству.
На протяжении всей истории народ славил труд как основное условие, как источник жизни. Об этом говорят многие пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает» и другие.
В труде формируются характеры людей. В народе бытует множество пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости. В пословицах определялись моральные и этические качества человека, семейные и общественные отношения. Ум, мудрость и наблюдательность народа выразились в пословицах и поговорках о знании, учении, грамоте, о сметливости и находчивости народа, его способностях и стремлении к добру. Пословицы ярко запечатлели отношение людей друг к другу.
Пословицы осуждают в людях отрицательные стороны. Например, лодырей, лентяев народ клеймит пословицами: «Ленивого только за смертью посылать», «Ленивому и лениться лень».
Такие пословицы, как «Ленивому всегда праздник», «Лень добра не делает» и многие другие, впервые были опубликованы в 1848 году в сборнике И. Снегирева «Русские народные пословицы и притчи». С тех пор прошло много времени, но своей остроты эти пословицы не утеряли и сейчас.
Много пословиц и поговорок создано народом о бережливости и экономии: «Тот без нужды живет — кто деньги бережет», «Что сегодня сбережешь — завтра пригодится»; о земледелии, животноводстве, охоте, природе, временах года. Все сельскохозяйственные работы нужно выполнять вовремя. По этому поводу в народе говорят: «Один день заменяет три тому, кто умеет все делать вовремя», «Ранний сев приближает урожай».
Одновременно народные пословицы осуждают в людях бездеятельность: «Люди за дело, а дурак за безделье»; бесхозяйственность: «Что плохо положено, то брошено»; беспредметную болтовню: «Большой говорун — плохой работник»; похвальбу: «Чем хвалишься, на том и провалишься»; зазнайство: «Кому повезло, тот и зазнался», и многие другие пороки людей.
Много пословиц сатирических, острых, богатых сарказма, юмора, иронии.
Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения.
Мы, однако, не поняли бы пословицы, если бы не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает пословицы так, без повода и причины. Они всегда приходят нам на память в разговоре, к случаю. Именно в разговоре обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят на поленнице, а щепа далеко летит» — сказавший эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека летела значительно дальше щепы. Пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у решительного дела следствия бывают далекие — задевают и тех, кто не стоит вблизи самого дела. Это суждение общее: к скольким явлениям в жизни можно его применить!
Пословицы тем и ценны. Суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций.
Пословицы редко бывают спокойными. Они, как и люди их создавшие, гневаются, печалятся, смеются, веселятся, плачут, охают, кричат, озорничают, балагурят, пугают, предостерегают, учат, негодуют — словом, в них столько же чувств, сколько их в народе — творце пословиц. «У горькой беды нет сладкой еды» — этой пословице не до смеха. Горька ирония над нищенством, от которого никто не зарекался на старой Руси: «Счастье на мосту с чашкой». «Тяп, тяп — вот и корабль» — пословица высмеяла скорую, но необдуманную работу. На свадьбе сложили пословицу «Бедному Кузеньке бедная и песенка» — был обычай величать жениха, и, если жених был скупой, ему пели песню не со всеми похвалами; пословица звучит с укоризной. «Драчливый петух жирен не бывает» — насмешка, ирония, житейское наблюдение — все соединилось в этой пословице, и как похож этот петух на иного человека.
Это искусство возникло в речи пахарей, охотников, стряпух, плотников, бондарей, слесарей, торговцев, ямщиков, дворников — и вообще людей самых нужных на земле профессий. Этому свидетельство — пословицы, «ходячая» народная мудрость. Они являют полное единство высокого искусства и бытовой речи.
С давних времен от пословиц отличают поговорки. Поговорка — это устойчивое в речевом обиходе изречение, образно определяющее какое-либо жизненное явление прежде всего с точки зрения его эмоционально-экспрессивной оценки.
Большинство исследователей видят разницу между поговоркой и пословицей в том, что пословица выступает в речи как самостоятельное суждение, а поговорка получает окончательное оформление и конкретный смысл только в контексте, т. е. она является всегда частью суждения (например, поговорка
Источник