Меню

Солнце не даст света своего

Толкование Евангелия на каждый день года.
20 февраля

Сказал Господь Своим ученикам: в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Господь говорит о Своем Втором Пришествии, когда Он придет судить мир. Ученики смешивают разрушение Иерусалима и конец мира, как если бы храм должен был стоять, пока стоит мир. Господь исправляет эту ошибку. Он говорит о конечном распаде нынешнего состава мира: «В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего». Звезды спадут с неба как осенние листья. «И силы небесные поколеблются».

Некоторые толкователи обращают внимание на то, что в древности солнце, луна и звезды были языческими божествами, символами идолопоклонства. Окончательная победа Бога означает их разрушение. Об этом завершающем торжестве Христа, Царя мира, говорит апостол Павел: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15, 24).

И будет видимое явление Господа Иисуса Христа, Которому принадлежит Страшный Суд последнего дня. «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Всякое око узрит его. И Господь соберет всех избранных Своих. Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров». Они будут взяты от края земли и приведены до края неба. Сохранившие верность Господу будут перенесены безопасно — от предельных границ пленения до предельных границ Земли Обетованной. Испытания кончины мира закончатся. После дней печали и скорби наступит день света, и явится торжество Сына Человеческого и избранных Его. Исполнится в полноте и навеки то, ради чего Сын Божий простер руки на Кресте. Это будет чудесный день долгожданной победы над злом. Торжество жизни над смертью, явленное в вечной Пасхе Господней. Это будет новый мир, давно возвещенный, когда «всякая слеза отрется, и смерти больше не будет» (Откр 21, 4). И это будет день правды и истины. «Праведники просветятся как солнце».

Что касается пророчества о разрушении Иерусалима, оно исполнится очень скоро. «Когда ветви смоковницы становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето». Деревья и растения несут в себе знамение прекрасного времени года задолго до его прихода. Самые малые смоковницы — род притчи в действии. Ее почки возвещают о лете, как катастрофы, гонения и последние испытания — то, о чем говорит Христос. Когда вы увидите иудейский народ погрязшим в войнах, обманутым лжехристами и лжепророками и вызывающим все большее недовольство римлян, «знайте, что близко, при дверях». Ученикам дана возможность разгадывать знамения времен. Как простому деревенскому жителю, по данным его наблюдений за природой, предвидеть опережение или запоздание прихода лета. Слово Господа исполнено глубокой таинственности. Идет ли речь о разрушении Иерусалимского храма, о котором спрашивают ученики Господа, или о других потрясениях, открывающих новую эру. Или о Втором Пришествии Сына Человеческого. Господь говорит, что это «близ, при дверех».

Он говорит об этом не для того, чтобы запугать их, — это возвещение судов Божиих, заключающих тайну и самодержавное владычество Бога: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Господь возвещает, что будущее, исполненное скорбей, устремлено к радостному концу. Но это не произойдет сразу. Завтрашний день будет таким, каким люди соделают его.

Последний этап истории человечества — великая Пасха — будет трудным переходом. Бессмысленно строить научные предположения о кончине мира. Наступит ли оледенение земли или мир погибнет от внезапного солнечного взрыва? Или от ливня астероидов и комет, внезапно упавших на землю? Или человек уничтожит свою планету ядерной силой? Этот переход будет не только мучительным, но прежде всего внезапным. Мы должны бодрствовать и молиться, ибо никто, никакой гуру, никакой Нострадамус, никакой толкователь Писаний не сможет сказать: «Вот он, этот час!» Более того, будут знамения, наподобие сатанинских мечтаний, наступающего зла, и явление многих лжепророков и лжечудес.

Таков «день Господень», возвещенный Писанием. Однако не забудем, что хотя этот день придет так, как написано о нем, он уже здесь. Он начался в вечер Великой Пятницы, когда солнце померкло, и он раскрылся зримо в Воскресение, когда зло было побеждено и смерть сокрушена Первенцем из воскресших. Земля уже рождает сынов Божиих для вечности. Она — уже в муках рождения.

Задолго до конца времен каждый из нас должен пережить свою личную Пасху, и каждый день приближает неизвестную дату нашей смерти. Малые катаклизмы — для других. Но мучительный апокалипсис — для того, кто уходит. Последнее предсмертное сражение человеческого духа со злом, страх перед неизвестностью, физические страдания, внутренний бунт, вдохновляемый сатаной, любимая земля, покидаемая навсегда, — конец каждого человека предваряет уже общую кончину человечества.

Однако конец времен — это более торжество, чем катастрофа. Расцветающая смоковница возвещает о лете, а не о зиме. «Не бойтесь, — говорит им Господь, — но исполняйтесь надеждой». Пройдя через революции и войны, через лагеря смерти, через ад на земле, все, кто примет спасение, станут вместе. «И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба». Это будет праздников праздник. Миллионы, миллиарды людей в радости друг друга обнимут, и радости вечной Пасхи не будет конца. Все спасенное человечество приобщится любви Пресвятой Троицы.

Читайте также:  Фирмы с логотипом солнце

Вся Церковь, Невеста Христова, вступит в вечный брак со Своим Небесным Женихом, Который отрет всякую слезу с ее очей (ср. Откр 21, 2—17). Этот конец мира уже начался. Потому — отложив всякий страх перед грядущим, будем мужественно проходить через все испытания и вместе с первыми христианами из глубины сердец взывать: «Маранафа! Ей, гряди, Господи Иисусе!»

«Не прейдет род сей». Неужели Господь ошибся, говоря, что это произойдет при жизни этого поколения? Но эти слова Его относятся не ко Второму Пришествию, а к гибели Иерусалима. Потому что дальше Господь говорит, что не знает, когда будет день Его Второго Пришествия. Святые отцы свидетельствуют, что даже если антихрист будет уже на пороге храма, и народ, видя мерзость сатанинскую, с ужасом и покаянием обратится ко Господу, враг будет отброшен, и история продлится ради спасения многих. Время кончины мира приближается или удаляется, в зависимости от духовного состояния человечества. Но «не прейдет род сей» — род христианский, — как явится Спаситель.

Источник

Значение цитаты Библии: Солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба (Матф. 24:29)

3.2.5. Солнце померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба (Матф. 24:29)

В Библии описывается один из снов Иосифа , одиннадцатого из двенадцати сыновей Иакова: «И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я, и твоя мать, и твои братья прийдем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37:9).

Сон Иосифа сбылся, когда позднее он стал вторым после фараона человеком в Египте; его отец и братья в действительности пришли и поклонились ему.

Таким образом, солнце и луна в его сне символизировали родителей, а звезды — их детей.

Как будет объяснено позднее ( Глава 7. Христология ), Иисус и Святой Дух выступают в роли Истинных Родителей, пришедших как вторые Адам и Ева, чтобы дать человечеству возможность родиться свыше.

Следовательно, в пророчестве из Евангелия от Матфея солнце и луна символизируют Иисуса и Святой Дух, а звезды — людей глубокой веры, являющихся их детьми.

В другом месте Иисус сравнивается с «истинным Светом» (Иоан. 1:9), ибо он пришел как Слово во плоти (Иоан. 1:14) и принес свет истины.

Соответственно, солнечный свет означает свет слов Иисуса, а лунный свет — свет Святого Духа, пришедшего как Дух истины (Иоан. 16:13).

Итак, когда говорится о том, что солнце померкнет, а луна не даст света своего, надо понимать, что померкнут явленные через Иисуса и Святой Дух слова Нового завета.

Как слова Нового завета могут померкнуть? Свет слов Ветхого завета померк, когда Иисус и Святой Дух явили миру слова Нового завета, в которых слова Ветхого завета обрели свое выражение в законченной форме. Подобным образом, когда Христос вернется и откроет новую истину ( Глава 3. Эсхатология — завершение истории человечества, 5.1 ), чтобы исполнить слова Нового завета, т.е. создать новые небо и землю (Отк. 21:1), слова, явленные им при первом пришествии, померкнут. Свет слов померкнет, потому что с наступлением новой эпохи время их миссии подойдет к концу.

Пророчество о падающих с небес звездах означает, что в последние дни многие верующие могут совершить ошибки и утратить свое положение.

В дни Иисуса вожди иудаизма ревностно ожидали прихода Мессии, но они утратили свое положение, когда, не поверив в Иисуса, стали противостоять ему. Подобное может произойти и со многими христианами, которые, страстно ожидая Второе пришествие Господа, не поверят в него, когда он придет на самом деле, и утратят свое положение ( Часть 2. Глава 6. Второе пришествие, 2.2 ). Поэтому Иисус спросил: «Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8). В другом случае он сказал, что объявит многим верующим: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23). Иисус предвидел неверие христиан в дни Второго пришествия, и приведенные выше слова были сказаны им в предостережение.

Источник

Книга пророка Исаии 13 глава 10 стих

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Пророк ясно описывает скончание и изменение вселенной. Ибо тогда оскудеет свет солнечный, луна будет телом не светлым, и Орион, самая блистательная из звезд, не даст света. Звезды небесныя и Орион света не дадят не потому, что омрачены сиянием восходящего солнца. Ибо сие бывает днем и ныне, и всеми, кто исследовал небесные явления, признано, что звезды, находящиеся в полушарии над землей, не угасают, но меркнут от преизбыточествующего сияния солнечных лучей. То же случается и в полнолунные ночи, когда светлость луны превышает светлость звезд и не позволяет сиянию их быть видимым. Итак, пророческое слово изображает здесь не какое-либо одно из сих естественных явлений, но совершенное омрачение звезд и преобразование вселенной. Известно же, что Орионом Писание называет сочетание двадцати двух звезд, которое иные именуют Воотесом. Опытные звездословы разделяют сии звезды и говорят, что четыре из них принадлежат к третьей величине, девять – к четвертой, а прочие девять – к пятой. Это собрание звезд находится в северной части неба, и оно-то в Писании, как одно тело, наименовано Орионом. Сии же собрания звезд называют созвездиями, а не звездами, так что словом созвездие означается собрание множества звезд, а звездой называется каждая в отдельности. Писание упоминает и об Арктуре; это – звезда желтоватая, которую видим между частями Ориона. Подобно и Плеяды именуются в Писании, как и у писателей языческих, которые, очевидно, у евреев выведали сии тайны. В Плеядах же видны семь, а не шесть, как думают некоторые, сближенных между собой и скученных звезд. Они расположены в виде треугольника. Посему как здесь находим имя Ориона, так имена Арктура, Эспера, Плеяд видим у Иова, который говорит: творяй Плиады и Еспера, и Арктура и сокровища южная ( 9 сотворил Ас, Кесиль и Хима* и тайники юга; //*Cозвездия, соответствующие нынешним названиям: Медведицы, Ориона и Плеяд. Иов. 9:9). Поэтому изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй ( 4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их. Пс. 146:4) знает и число, и наименования всех их. Но не многие из вошедших в употребление у эллинов поименованы в Писании, прочие же названия составили они сами и различными именами называют как неподвижные звезды, так и планеты. И одни из звезд делят они на двенадцать частей, именно же находящиеся на зодиакальном круге, по которому солнце совершает свое течение; а другие из звезд, неподвижно находящиеся в северной и южной частях неба, наименовали, как им было угодно.

Читайте также:  Levrana крем от солнца spf 50

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Можно понимать это пророчество в собственном смысле, если станем относить его к последнему дню мира, когда, по слову Христову, солнце померкнет, луна не даст света своего, и звезды спадут с небеси, и силы небесныя подвигнутся ( 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; Мф. 24:29). Взору Исаии, созерцавшему судьбу Вавилона, могла представиться в тоже время картина кончины мира, образом которой служит падение Вавилона, – подобно тому, как И. Христос с пророчеством о падении Иерусалима соединил предсказание о последней судьбе видимого мира (Мф. 24). Но так как рассматриваемое пророчество ближайшим образом относится к Вавилону, то в отношении к нему должно понимать оное не в собственном, а в иносказательном смысле. В этом последнем смысле не одинаково толкуются эти слова. По мнению одних, они служат образным изображением гнева Божия. Он представляется под образом ужасной бури, которая все встречающееся на пути разрушает, поднимает песок и пыль, от чего нельзя разглядеть ни солнца, ни других небесных светил, или покрывает небо облаками, затмевающими светила небесные и на земле распространяющими мрак, – словно совсем исчезли эти светила. По мнению других, здесь идет речь о падении властителей Вавилонских и подчиненных им начальников, – ибо те и другие иногда в Писании представляются под именем звезд ( 12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. Ис. 14:12. 17 Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Чис. 24:17. 10 и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, Дан. 8:10. 10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Откр. 8:10). По мнению третьих, встречающемуся у Кирилла Александрийского и бл. Иеронима, здесь образно представляется состояние духа имеющих подвергнуться бедствиям Вавилонян. «Поелику великия нечестия иногда почти совершенно наполняют ум человеческий мраком и тьмою, так что среди дня кажется отсутствующим свет солнца и как бы бездействующим, равно как и все украшение небесное и самый круг луны, то и говорит пророк: звезды небесныя, и Орион и все украшение небесное света не дадят» (Кирилл). «Для смертных по величию страха помрачится все, и самое солнце, и луна, и блистающия звезды покажутся потерявшими свет свой» (Иероним). В ряду светил небесных упоминаемый Орион есть южное созвездие, отличающееся яркостью звезд своих.

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Звезды бо небесныя… и все украшение небесное света своего не дадят. Пророк или самих Вавилонян уподобляет померкшим звездам, или разумеет, что самые звезды не светят Вавилонянам. Помрачится солнце возсиявающее. Этим изображается высокомерие Вавилонян, которые мечтали, что покорили себе и самое небо.

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Поелику звезды небесныя и блеск их не дадут света своего: померкло солнце при восходе своем, и луна не будет сиять светом своим. Еврейское слово chisile LXX перевели Орион. Еврей, у котораго я учился, переводил его Арктур. Мы, вообще следуя Симмаху, поставили звезды. Смысл тот, что когда настанет лютый день Господень, и ярость Его опустошит все, то для смертных, по величию страха, помрачится все, и самое солнце, луна и блистающия звезды покажутся потерявшими свет свой. Поэтому и небо облекается во вретище, — что т.е. тьма покрывает все, и под гнетом бедствий люди не чувствуют ничего иного, кроме того, что возбуждает их внимание.

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 209. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 294-295. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Кому они будут давать свет, когда явится Солнце правды? Когда является солнце, пропадают все звезды; точно также и после того, когда явится Солнце правды, не будет являться никакое светило.

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 9-11

Читайте также:  Солнце мужчины трин юпитер женщины

В этих словах пророк, очевидно, старается показать, какая причина того, что начальники будут жаловаться друг другу на свое несчастие и лице свое изменят как от пламени. Ибо, как я сказал, они (жрецы) предрекали то, чего желалось им самим и всем Вавилонянам, но обманулись в своей надежде; посему, говорит, они будут исполнены стыда. Наступил для них неисцельный день, потому что Господь всяческих навел его. Днем же называет то время, когда совершился божественный и неотвратимый гнев, еже положити землю Халдейскую пусту и грешники погубити от нея. А говоря, что погубит грешников, не то хочет сказать, что там есть некоторые, хотя немногие, которые не подвергнуты гневу, как люди благочестивы напротив имя грешников вполне приличествовало всем жителям страны Халдейской, потому что все они были нечестивы и идолопоклонники. А поелику великие несчастия иногда почти совершенно наполняют ум человеческий мраком и тьмой, так что среди дня кажется отсутствующим свет солнца и как бы бездействующим, говорю, относительно освещения, равно как и все украшение небесное и самый круг луны, то и говорит: звезды бо небесныя и орион и все украшение небесное света не дадят. Помрачатся же Вавилоняне или ум Вавилонян, потому что хотя при восхождении солнца и при сиянии луны стихии и не утратили света; но как бы вследствие великого ужаса и вследствие того, что они (Вавилоняне) подверглись божественному гневу, они имеют в уме ночь и тьму. Заповем, говорит, всей вселенней злая; замовем говорит вместо: выскажу угрозу, или повелю, чтобы постигло зло (вселенную), так что оно ниспровергнет гордость беззаконных и смирит надменных, то есть самых хвастунов (хвастливых обманщиков, вавилонских жрецов); ибо народ ассирийский всегда был надменным и весьма тщеславным и сверх того богоненавистным, потому что ничего доброго не уважалось у них, — напротив у них было все, что обыкновенно оскорбляет Бога всяческих. Надобно знать, что толкователи Священного Писания вспоминают об Орионе чтоб указать чрез него на одну из известнейших звезд и говорят это вовсе не из подражания пустословию Эллинов; пользуются же обычным названием, без сомнения, сообразно с тем, как написано в книге Иова: творяй плиады и еспера, и актура, и сокровища южная ( 9 сотворил Ас, Кесиль и Хима* и тайники юга; //*Cозвездия, соответствующие нынешним названиям: Медведицы, Ориона и Плеяд. Иов. 9:9).

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Звезды небесные и светила. Небесные созвездия, согласно месопотамскому эпосу о сотворении мира «Энума элиш», были воинством верховного бога Мардука, который поместил их туда для наблюдения над силами природы и помощи в управлении мирозданием. Поскольку считалось, что движение небесных тел предвещает события, которые должны произойти на земле, жрецы непрерывно вели астрономические наблюдения и фиксировали их результаты (напр., в эпосе «Энума Ану Энлиль»). Впоследствии эти данные стали использовать при составлении индивидуальных гороскопов в Месопотамии, Египте и Греции. Таким образом, благоприятные и неблагоприятные дни можно было определить, посоветовавшись с чародеями и астрологами. Вавилоняне различали в созвездиях очертания животных, например: козы (Лира) и змеи (Гидра); различных предметов, например: стрелы (Сириус) и телеги (Большая Медведица), и человеческих персонажей, например, пастуха (Орион). Самым популярным из всех созвездий были Плеяды, которые часто изображались на печатях даже в Палестине и Сирии. В текстах новоассирийского периода сохранились зарисовки звезд в созвездиях. Померкшие звезды, солнце и луна. Утверждение Исайи о том, что в день Господа померкнут звезды и небесные светила, означает, что слава Яхве затмит славу и сияние всех остальных богов (ср.: 19 Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад. 20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; 21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. 22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; Пс. 103:19-22, где говорится, что Господь управляет луной и солнцем). Поскольку в Ассирии и Египте поклонялись богу солнца (Шамашу и Амону, соответственно), а в Вавилоне одним из главных богов был бог луны Син, пророк направляет свои стрелы против этих богов и этих высокомерных народов. Обычно предсказания о наступлении тьмы (подобные надписи Валаама из Дейр–Алла) истолковывались как приближение великих бедствий, но пророчество Исайи — это весть победы, которая заставит «меньшие светила» померкнуть в сиянии Яхве.

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

Этот стих содержит апокалипсическое описание конца света. Хотя пророчество конкретно касается Вавилона, ужас Дня Господнего остается неизменным, вне зависимости от того, кто именно его на себе испытывает: Вавилон, Ассирия, Израиль, Иудея или все человечество в целом.

Толкование на группу стихов: Ис: 13: 10-10

«Звезды небесные» – (kochvej) общее обозначение небесных светил. «И светила» – по-евр. (chesilehem) буквально: их образы. Единственное число этого слова встречается у 9 сотворил Ас, Кесиль и Хима* и тайники юга; //*Cозвездия, соответствующие нынешним названиям: Медведицы, Ориона и Плеяд. Иов. 9:9; 31 Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Иов. 38:31 и у 8 Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? — Господь имя Ему! Ам. 5:8 и переводится так собственным именем Кесиль (у Иова) и Орион (у Амоса). Это созвездие – Орион – отличается яркостью составляющих его звезд и потому Исаия упоминает о нем, чтобы сказать, что померкнут даже самые блестящие светила. (Впрочем, блаженный Иероним понимает это затмение самых блестящих звезд как явление чисто объективного представления вавилонян, которым будет казаться, что звезды потеряли свет свой.)

Источник

Adblock
detector