Меню

Солнце мертвых шмелев тест

Ответы к тесту: Творчество и рассказы Шмелева

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Тема, нашедшая отражение в трагической повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых»

Выберите правильный ответ:

[неверно] Гражданской войны

[ верно ] Послеоктябрьских событий и гражданской войны

[неверно] Послеоктябрьских событий

[неверно] Народной войны

Тестовый вопрос: Герои повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Дрозд, Кулеш, Верба

[неверно] Прокопий, Сашка

[неверно] Масленников, Яков Иванович

[неверно] Колька, Петька

Тестовый вопрос: Представитель русской интеллигенции в произведении И.С. Шмелева «Солнце мертвых»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Иван Михайлович

Тестовый вопрос: Настоящий громкий успех принесла Шмелеву повесть, написанная в 1910 году.

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Человек из ресторана

[неверно] Это было

Тестовый вопрос: Произведение Шмелева, написанное в связи с уходом на фронт горячо любимого сына Сергея

Выберите правильный ответ:

[неверно] Лето господне

[ верно ] Это было

[неверно] Солнца мертвых

Тестовый вопрос: Первое произведение Шмелева эмигрантского периода

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Солнце мертвых

[неверно] Лето Господне

[неверно] Няня из Москвы

Тестовый вопрос: В этом произведении Шмелев зарисовано все: «от разливанного постного рынка» до «запахов и молитв яблочного Спаса», от “розговин” до «крещенского купанья в проруби»

Выберите правильный ответ:

[неверно] Солнце мертвых

[неверно] Это было

[ верно ] Лето Господне

Тестовый вопрос: О чем произведение Шмелева «Солнце мертвых»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] О Крыме времени большевиков

[неверно] О смене власти

[неверно] О пагубном влиянии литературы на настроение общество

[неверно] О своей нелегкой судьбе

Тестовый вопрос: Что объединяет рассказы Шмелева “Богомолье”, “Лето Господне”, “Родное»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Биография ребенка

[неверно] Место действия в рассказах

[неверно] Исторические события

Тестовый вопрос: Кто главный герой повести «Человек из ресторана»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Скороходов

Тестовый вопрос: Книги, явившиеся вершиной позднего творчества Шмелева, и принесшие ему европейскую известность

Выберите правильный ответ:

[неверно] “Чужая кровь”, “Это было”

[ верно ] «Лето Господне», «Богомолье», сборник «Родное»

[неверно] “Каменный век”, “На пеньках”, “Про одну старуху”

[неверно] “Пугливая тишина”, “Стена”

Тестовый вопрос: По какому принципу строится композиция произведения «Лето Господне» Шмелева

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Композиция соответствует годовому циклу православных праздников

[неверно] От главы к главе нарастает конфликт

[неверно] Главы расположены не по порядку

Тестовый вопрос: В произведении Шмелева «Лето Господне» наставником мальчика Вани является

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Горкин

Тестовый вопрос: Герои произведения Шмелева «Богомолье»

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Ваня, Горкин, Антип, Федя

[неверно] Масленников, Яков Иванович

[неверно] Дрозд, Кулеш, Верба

Тестовый вопрос: Что лежит в основе сюжета «Богомолья» Шмелева

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Путь в Лавру

[неверно] Спор о Боге

[неверно] Жизнь и быт простого народа

[неверно] Предательство Вани

Тестовый вопрос: Кому из героев «Богомолья» Шмелева старец Варнава адресует слова: «. Господь с тобой, в миру хорошие-то нужней. »

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Феди

Тестовый вопрос: Характеристика какого персонажа из рассказа Андреева «Большой шлем»:

Выберите правильный ответ:

[неверно] «Маленький, сухонький старичок, зиму и лето ходивший в наваченном сюртуке и брюках, молчаливый и строгий. Являлся он всегда ровно в восемь часов, ни минутой раньше или позже, и сейчас же брал мелок сухими пальцами, на одном из которых свободно ходил большой брильянтовый перстень».

[ верно ] Яков Иванович

[неверно] Прокопий Васильевич

[неверно] сын Евпраксии Васильевны

⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Источник

Солнце мертвых — Шмелев И.С.

Реквием

«Мы в Бер­лине! Неве­домо для чего. Бежал от сво­его гopя. Тщетно… Мы с Олей раз­биты душой и мыка­емся бес­цельно… И даже впер­вые види­мая загра­ница — не тро­гает… Мерт­вой душе сво­бода не нужна…

Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем Ита­лия на один или два месяца. И — Москва! Смерть — в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду уми­рать туда. Туда, да. Там у нас есть малень­кая дачка. Там мы рас­ста­лись с нашим бес­цен­ным, нашей радо­стью, нашей жиз­нью… — Сере­жей. — Так я любил его, так любил и так поте­рял страшно. О, если бы чудо! Чудо, чуда хочу! Кош­мар это, что я в Бер­лине. Зачем? Ночь, за окном дождь, огни пла­чут… Почему мы здесь и одни, совсем одни, Юля! Одни. Пойми это! Бес­цель­ные, ненуж­ные. И это не сон, не искус, это будто бы жизнь. О, тяжко. »

Так писал, вырвав­шись из крас­ной Рос­сии за гра­ницу, Иван Сер­ге­е­вич Шме­лев своей люби­мой пле­мян­нице и душе­при­каз­чице Ю.А. Куты­ри­ной в январе 1922 года.

Он еще не знал, что нико­гда не вер­нется на родину, еще таил надежду, что его един­ствен­ный сын Сер­гей, рас­стре­лян­ный во время боль­шого тер­рора конца 1920 — начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не ото­шел от пере­жи­того в малень­кой, вымо­ро­жен­ной и голод­ной Алуште. И еще не родился замы­сел назван­ного «эпо­пеей» рек­ви­ема — «Солнца мертвых».

Эпо­пея созда­ва­лась в марте-сен­тябре 1923 года в Париже и у Буни­ных, в Грассе. На калей­до­скоп страш­ных впе­чат­ле­ний должна была лечь тра­ур­ная тень лич­ной тра­ге­дии. В «Солнце мерт­вых» о погиб­шем сыне — ни слова, но именно глу­бо­кая чело­ве­че­ская боль, кото­рую Шме­лев не мог унять даже выстра­дан­ным сло­вом, при­дает всему повест­во­ва­нию огром­ную мас­штаб­ность. Мно­гие зна­ме­ни­тые писа­тели, а среди них Томас Манн, Гер­хард Гауп­т­ман, Сельма Лагер­леф, счи­тали «Солнце мерт­вых» самым силь­ным из создан­ного Шме­ле­вым. Эми­грант­ская кри­тика — Нико­лай Куль­ман, Петр Пиль­ский, Юлий Айхен­вальд, Вла­ди­мир Лады­жен­ский, Алек­сандр Амфи­те­ат­ров — встре­тили шме­лев­скую эпо­пею вос­тор­жен­ными откли­ками. Но, пожа­луй, наи­бо­лее про­ник­но­венно напи­сал о «Солнце мерт­вых» пре­крас­ный про­заик Иван Лукаш:

«Эта заме­ча­тель­ная книга вышла в свет и хлы­нула, как откро­ве­ние, на всю Европу, лихо­ра­дочно пере­во­дится на „боль­шие“ языки…

Читал ее за пол­ночь, задыхаясь.

О чем книга И. С. Шмелева?

О смерти рус­ского чело­века и рус­ской земли.

Читайте также:  Что будет если уничтожить солнце

О смерти рус­ских трав и зве­рей, рус­ских садов и рус­ского неба.
О смерти рус­ского солнца.

О смерти всей все­лен­ной, — когда умерла Рос­сия — о мерт­вом солнце мертвых…»

Несмотря на ужас пере­жи­того, Шме­лев про­тив рус­ского чело­века не озло­бился, хотя жизнь «новую» про­клял. Но и там, под чужим небом, желал упо­ко­иться в Рос­сии, в люби­мой им Москве, 3 июля 1959 года Юлия Алек­сан­дровна Куты­рина писала автору этих строк:

«Важ­ный вопрос для меня, как помочь мне — душе­при­каз­чице (по воле заве­ща­ния Ивана Сер­ге­е­вича, моего неза­бвен­ного дяди Вани) выпол­нить его волю: пере­везти его прах и его жены в Москву, для успо­ко­е­ния рядом с моги­лой отца его в Дон­ском монастыре…»

Твор­че­ство Шме­лева, его память осве­щает солнце — вечно живое солнце рус­ского стра­да­ния и рус­ского подвижничества.

За гли­ня­ной стен­кой, в тре­вож­ном сне, слышу я тяже­лую поступь и треск колю­чего сушняка…

Это опять Тамарка напи­рает на мой забор, кра­са­вица сим­мен­талка, белая, в рыжих пят­нах, — опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каж­дый день бутылки три молока — пен­ного, теп­лого, пах­ну­щего живой коро­вой! Когда молоко вски­пает, начи­нают играть на нем золо­тые блестки жира и появ­ля­ется пеночка…

Не надо думать о таких пустя­ках — чего они лезут в голову!

Итак, новое утро…

Да, сон я видел… стран­ный какой-то сон, чего не бывает в жизни.

Все эти месяцы снятся мне пыш­ные сны. С чего? Явь моя так убога… Дворцы, сады… Тысячи ком­нат — не ком­нат, а зал рос­кош­ный из ска­зок Шехе­ре­зады — с люст­рами в голу­бых огнях — огнях нездеш­них, с сереб­ря­ными сто­лами, на кото­рых груды цве­тов — нездеш­них. Я хожу и хожу по залам — ищу…

Кого я с вели­кой мукой ищу — не знаю. В тоске, в тре­воге я выгля­ды­ваю в огром­ные окна: за ними сады, с лужай­ками, с зеле­не­ю­щими долин­ками, как на ста­рин­ных кар­ти­нах. Солнце как будто све­тит, но это не наше солнце… — под­вод­ный какой-то свет, блед­ной жести. И всюду — цве­тут дере­вья, нездеш­ние: высо­кие-высо­кие сирени, блед­ные коло­коль­чики на них, розы поблек­шие… Стран­ных людей я вижу. С лицами нежи­выми ходят, ходят они по залам в одеж­дах блед­ных — с икон как будто, загля­ды­вают со мною в окна. Что-то мне гово­рит — я чую это щемя­щей болью, — что они про­шли через страш­ное, сде­лали с ними что-то, и они — вне жизни. Уже — нездеш­ние… И невы­но­си­мая скорбь ходит со мной в этих до жути рос­кош­ных залах…

Я рад проснуться.

Конечно, она — Тамарка. Когда молоко вски­пает… Не надо думать о молоке. Хлеб насущ­ный? У нас на несколько дней муки… Она хорошо запря­тана по щелям — теперь опасно дер­жать открыто: при­дут ночью… На ого­ро­дике поми­доры — правда, еще зеле­ные, но они скоро покрас­неют… с деся­ток куку­рузы, завя­зы­ва­ется тыква… Довольно, не надо думать.

Как не хочется поды­маться! Все тело ломит, а надо ходить по балам, рубить «кутюки» эти, дубо­вые кор­не­вища. Опять все то же.

Да что такое, Тамарка у забора. Сопе­нье, похле­сты­ва­ние веток… обгла­ды­вает мин­даль! А сей­час подой­дет к воро­там и нач­нет выпи­рать калитку. Кажется, кол при­ста­вил… На про­шлой неделе она выперла ее на колу, сняла с петель, когда все спали, и сожрала поло­вину ого­рода. Конечно, голод… Сена у Вербы нет на горке, трава давно пого­рела — только обгло­дан­ный граб да камни. До позд­ней ночи нужно бро­дить Тамарке, выис­ки­вать по глу­бо­ким бал­кам, по непро­лаз­ным чащам. И она бро­дит, бродит…

А все-таки поды­маться надо. Какой же сего­дня день? Месяц — август. А день… Дни теперь ни к чему, и кален­даря не надо. Бес­сроч­нику все едино! Вчера доно­сило бла­го­вест в городке… Я сорвал зеле­ный «каль­виль» — и вспом­нил: Пре­об­ра­же­ние! Стоял с ябло­ком в балке… при­нес и поло­жил тихо на веранде. Пре­об­ра­же­ние… Лежит «каль­виль» на веранде. От него теперь можно отсчи­ты­вать дни, недели…

Источник

Солнце мертвых Аудио

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Длительность: 9 ч. 54 мин. 58 сек.
  • Жанр:л итература 20 века, р усская классика
  • Теги:1 1 класс, г ражданская война, К рым, п овести, р усская культура, с борник рассказов, с видетели эпохиРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Надо начинать день, увертываться от мыслей.

Надо начинать день, увертываться от мыслей.

Есть же ничьи собаки, есть и люди — ничьи.

Есть же ничьи собаки, есть и люди — ничьи.

Он так счастлив, что не может думать. Он только чувствует.

Он так счастлив, что не может думать. Он только чувствует.

И вот — убивали, ночью. Днем. спали. Они спали, а другие, в подвалах, ждали. Целые армии в подвалах ждали. Юных, зрелых и старых — с горячей кровью. Недавно бились они открыто. Родину защищали. Родину и Европу защищали на полях прусских и австрийских, в степях российских. Теперь, замученные, попали они в подвалы. Их засадили крепко, морили, чтобы отнять силы. Из подвалов их брали и убивали.

Ну, вот. В зимнее дождливое утро, когда солнце завалили тучи, в подвалы Крыма свалены были десятки тысяч человеческих жизней и дожидались своего убийства. А над ними пили и спали те, что убивать ходят. А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву. одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. «Расход» и «Расстрел» — тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят. Теперь ясно.

И вот — убивали, ночью. Днем. спали. Они спали, а другие, в подвалах, ждали. Целые армии в подвалах ждали. Юных, зрелых и старых — с горячей кровью. Недавно бились они открыто. Родину защищали. Родину и Европу защищали на полях прусских и австрийских, в степях российских. Теперь, замученные, попали они в подвалы. Их засадили крепко, морили, чтобы отнять силы. Из подвалов их брали и убивали.

Читайте также:  Во сколько самое опасное солнце

Ну, вот. В зимнее дождливое утро, когда солнце завалили тучи, в подвалы Крыма свалены были десятки тысяч человеческих жизней и дожидались своего убийства. А над ними пили и спали те, что убивать ходят. А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву. одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. «Расход» и «Расстрел» — тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят. Теперь ясно.

День ото дня страшнее — и теперь горсть пшеницы дороже человека.

Источник

Урок по родной литературе на тему: «Иван Шмелёв. «Солнце мёртвых»

Родная литература Подготовил преподаватель русского языка и литературы Чекулаева Яна Васильевна

Тема: « Своеобразие произведений И.С. Шмелёва о Крыме. «Солнце мёртвых» (1923)

Цель: — провести обзор повести «Солнце мёртвых» с изучением отдельных глав, проанализировать главу «Жива душа», развивать связную речь, умение анализировать художественный текст, — воспитывать сочувствие, толерантность, интерес к истории Крыма.

Оборудование: текст повести Шмелёва «Солнце мёртвых»

II Актуализация опорных знаний

Какое впечатление произвела на вас повесть И. Шмелёва «Солнце мёртвых»?

III Изучение нового материала

1 Вступительное слово преподавателя

Эпично «Солнце мёртвых» (1923 год). Восклицает писатель: « Бога у меня нет: синее небо пусто ». Фразы рваные. Не логических связей. Язык писателя, который был истинно русским, литературным, содержит теперь словечки разговорные… Иные образы. Один павлин, которого герой прокормить не может, чего стоит! Стал выживать отдельно. Понял, что есть не дадут, одичал, после был съеден другим человеком. Произведение переведено на 13 языков. « Как бы плач по России» , — заметил литературный критик Олег Михайлов.

Эпопея «Солнце мертвых» – безусловно, одна из самых трагических книг за всю историю человечества. Не случайно назвал Шмелёв «Солнце мёртвых» эпопеей: всё происходящее осмысливается им не просто в общероссийском – но в мировом масштабе. Драма превращается в трагедию. История одичания людей в братоубийственной Гражданской войне написана не просто свидетелем событий, а выдающимся русским писателем. «Солнце мёртвых» — это плач по России, трагический эпос о гражданской войне.

Шмелёв рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мёртвого солнца. На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет всё живое — птицы, животные, люди. Повесть эта наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос вопросов: о ценности личности в пору великих социальных катастроф.

Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 г. в Париже и у Буниных, в Грассе. Эта книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки.

2. Анализ «Солнце мёртвых». Беседа с уч-ся:

В «Солнце мёртвых» о погибшем сыне — ни слова, но именно глубокая человеческая боль, которую Шмелёв не мог унять даже выстраданным словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Боль и вера, пустота и смысл, бездушие и духовность. Позицию автора в романе мы попытаемся определить на примере главы « Жива душа» В романе Шмелёв изобразил жизнь обитателей маленького местечка в Крыму в период установления там советской власти.

— Автору есть что сказать. Его боль требует выхода. Но в книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим?

(Автор предоставляет возможность высказаться представителям самых разных сословий России (дворянство, творческая и научная интеллигенция, низшие слои общества), разных национальностей (русские, татары, греки, украинцы).

— В чём же обвиняются большевизм и большевики? Как изменяется Крым? Какая антитеза проходит через всю книгу?

(Через всю книгу проходит антитеза: жизнь до и после установления в Крыму советской власти. Богатству, спокойствию, красоте, лиризму дореволюционной жизни противопоставляется пустота, бессмысленность и жестокость другой).

— Меня охватил страх. как будто я на самом деле присутствую при «стихийном распаде», разрушительные силы которого — будто уже повсюду. » — писал Шмелев Ю. Айхенвальду. Какие следы распада в мире находит Шмелёв и его герой?

(Следы распада в жизни природы, животных и людей. Деревья дичают, засыхают цветы. На смену цветению садов приходит пустыня. Умирают кони, обречены на умирание птицы. В ранах на теле коровы Тамарки копошатся черви)

— «За человека страшно!» — высказал своё мнение о книге А. В. Амфитеатров. Почему, когда читаешь книгу, становится страшно за человека?

( Умирают люди, умирает человеческая душа, потеряв веру, надежду, благородство, честность. Шмелёв отмечает процесс расчеловечивания человека, его деградацию до пещерного, первобытного уровня)

— Жизнь идёт к роковой черте. А что за ней? Пустота, бессмысленность или все-таки смысл, душа? Возможно ли воскресение?

(Автор пребывает в постоянном мучительном раздвоении. В окружающей его жизни он отмечает атрибуты смерти. Наступает царство Мёртвых. Однако есть нечто, что до последнего пытается противостоять зловещей силе: горы, обещающие сохранить всё в своей памяти, индюшка, преданно воспитывающая не индюшат, а цыплят, и люди, не утратившие способности любить, прощать, верить.

3 Чтение главы «Жива душа!»

ЖИВА ДУША!

А вот уж и чёрный Бабуган — закурился, замутился, укрылся сеткой. И нет его. Полили дожди ноября, сырого мутного «джиль-хабэ», когда белки уходят в норы. Размякли, ползут дороги, почернели выцветшие холмы… Будет тепло — порадует земля травкой.

Радуется Тамарка. С утра и до ночи ходит, ходит… размякшие ветки гложет, чуть теплится, вся в буграх. Всюду её копытца, налитые водой, всюду — выгрыз в коре, на грабе. Ходит одна — живая.

Сиди дома, возле печурки. Сиди — подкладывай. Сиди и сиди — до света. A далеко до света. Смотри в огонь: в огне бывают видения. И слушай, что дождь говорит по крыше: говорит, говорит-бормочет — и всё одно: пустота, темно-та… та-та… Позванивает струя в пустом водоёме под мазанкой. И голод мучить устал — уснул. И вот — вспыхнет в печурке, и мысль проснётся: а что же утро. Не надо, не надо думать… Не надо? А если в ворохе этих сучьев всё ещё шевелятся порубленные мысли?! Надо закрыть глаза и совать в огонь. Это кусок «змеи» из той балки… — в огонь. Если бы хоть табак… задурить себя, докуриться до сладких снов…

Читайте также:  Нельзя стричься после захода солнца

Сидишь у огня и слушаешь: всё одно — пустота, темнота… та… та… Застучали ворота… Ветер? Прислушаешься. Всё тихо. Бормочет дождь.

А который бы час теперь. Темнеет с шести… Десятый.

И вот, уж не ветром это. Уверенный стук в ворота. Они. Калитка колом подперта… И сами могут. Ну, что же! не всё ли равно теперь. Пусть — они. Сразу если… готовы! Ворвутся, с матерной руганью… будут тыкать в лицо железом… огня потребуют… а ни лампы, ни спичек нет… Стыдно, руки будут дрожать… Будут расшвыривать наши тряпки… А силы нет…

Стук упорней. Не могут отворить сами.

— Вот — конец… — говорю я себе. — Сразу всё кончится.

Я твёрдо беру топор, иззубренный топоришко, шаткий. Твёрдо выхожу на веранду… Откуда сила? Я весь — пружина. Я знаю, что буду делать. Собака боится палки! Я открываю дверь в сад… чернота. И шорох: дождик чуть сеется.

— Кто там. — К тебе, козяй. ат-пирай!

Татарин?! Зачем… татарин?

— Абайдулин я… от кладбища… от хорошего человека!

Знакомое имя называет. Я отнимаю кол. Широкий татарин в шапке…

— Теперь всем трашно. Крутился в балке… чёрный ночь, коли глаз… Селям алекюм…

С неба вестник! Старый татарин прислал с корзинкой. Яблоки, грушка-сушка… мука? и бутылка бекмеса. За рубаху… Старый татарин прислал подарок. Не долг это, а подарок.

— Тебе прислал. Иди ночью… велел. Там видит, тут видит — некорошо… убьют. Иди ночью, лутче. А-а-а… — крутит головой татарин, — смерть пришёл… всей земле.

Табак! в серой бумаге, золотистый табак, душистый, биюк-ламбатский!

Нет, не это. Не табак, не мука, не грушки… — Небо! Небо пришло из тьмы! Небо, о Господи. Старый татарин послал… татарин…

У печурки сидит татарин. Татарин — старый. Постолы его мокры, в глине… и закрутки мокры. Сидит — дымится. Баранья шапка в бисере от дождя. Трудовое лицо сурово, строго, но… человеческое в глазах его . Я беру его за мокрые плечи и пожимаю. Ушли слова. Они не нужны, слова. Дикарь, татарин? Велик Аллах! Жива человеческая душа! жива!!

Он свёртывает курить. Курит, поплёвывает в огонь. Сидим, молчим. Он умело подсовывает сучья, сидит на корточках.

— Скажи Гафару… старому Гафару… Скажи, Абайдулин… старому татарину Гафару… Аллах!

— Аллах… — говорит в огонь сумрачное коричневое лицо. — У тебя Аллах свой… у нас Аллах мой… Всё — Аллах!

— Скажи, Абайдулин… старому Гафару… скажи…

Он докуривает кручёнку. Курю и я. Не слышно дождя по крыше. Горят в печурке сухие сучья из Глубокой балки — куски солнца. Смотрит в огонь старый Абайдулин. И я смотрю. Смотрим, двое — одно, на солнце. И с нами Бог.

— Пора, — говорит Абайдулин. — Чёрный ночь.

Я провожаю его за ворота. Его сразу глотает ночь. Слушаю, как чмокают его ноги.

Теперь ничего не страшно. Теперь их нет. Знаю я: с нами Бог! Хоть на один миг с нами. Из тёмного угла смотрит, из маленьких глаз татарина. Татарин привёл Его! Это Он велит дождю сеять, огню — гореть. Вниди и в меня, Господи! Вниди в нас, Господи, в великое горе наше, и освети! Ты солнце вложил в сучок и его отдаёшь солнцу… Ты всё можешь! Не уходи от нас, Господи, останься. В дожде и в ночи пришёл Ты с татарином, по грязи… Пребудь с нами до солнца!

Тянется светлая ночь у печки. Горят жарко дубовые «кутюки». Будут гореть до утра.

4. Продолжение беседы с уч-ся по главе

— Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»? Сравните состояние героя в начале и в конце главы.

(В начале главы герой предстает перед нами в состоянии отчаяния. Он потерял веру в Бога и человека. Его окружает темнота и в прямом, и в переносном смысле. Услышав стук в калитку, герой ожидает прихода красноармейцев и готовится к последней схватке. В конце главы героя окружает «светлая ночь»)

— Почему состояние героя так изменилось?

(Приход старого татарина заставил его поверить в существование Бога, в то, что «жива душа!»)

— Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры?

(Автор даёт понять, что для человечности нет границ).

— Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой. у нас Аллах мой. Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча? Как вы понимаете выражение писателя: «. двое — одно. »?

(Ни национальность, ни образование, ни социальное происхождение не может помешать одному человеку понять другого. И тогда не нужны слова, потому что люди становятся одним организмом).

IV Подведение итогов. Рефлексия

Заключительное слово преподавателя

Позиция автора в повести И.С.Шмелёва «Солнце мёртвых» — спор пустоты, бездушия со смыслом и духом.

Финал романа не позволяет с определённостью сказать, чем же закончился этот спор. Однако Шмелёв дал своему герою увидеть солнце в ночи, солнце человечности, а не солнце мёртвых, а это значит, что жива ещё человеческая душа.

— Нужно ли нам читать подобные произведения?

— Что дала вам эта книга? (При любых обстоятельствах надо оставаться человеком)

Творчество Шмелева освещает солнце – вечно живое солнце русского страдания и русского подвижничества.

Сообщение «Владимир Набоков в Крыму», тексты стихов Набокова: «Крым» («Назло неистовым тревогам…»), «Ялтинский мол», «Бахчисарайский фонтан»

Источник

Adblock
detector