Ответы к тесту: Творчество и рассказы Шмелева
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Тема, нашедшая отражение в трагической повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых»
Выберите правильный ответ:
[неверно] Гражданской войны
[ верно ] Послеоктябрьских событий и гражданской войны
[неверно] Послеоктябрьских событий
[неверно] Народной войны
Тестовый вопрос: Герои повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Дрозд, Кулеш, Верба
[неверно] Прокопий, Сашка
[неверно] Масленников, Яков Иванович
[неверно] Колька, Петька
Тестовый вопрос: Представитель русской интеллигенции в произведении И.С. Шмелева «Солнце мертвых»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Иван Михайлович
Тестовый вопрос: Настоящий громкий успех принесла Шмелеву повесть, написанная в 1910 году.
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Человек из ресторана
[неверно] Это было
Тестовый вопрос: Произведение Шмелева, написанное в связи с уходом на фронт горячо любимого сына Сергея
Выберите правильный ответ:
[неверно] Лето господне
[ верно ] Это было
[неверно] Солнца мертвых
Тестовый вопрос: Первое произведение Шмелева эмигрантского периода
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Солнце мертвых
[неверно] Лето Господне
[неверно] Няня из Москвы
Тестовый вопрос: В этом произведении Шмелев зарисовано все: «от разливанного постного рынка» до «запахов и молитв яблочного Спаса», от “розговин” до «крещенского купанья в проруби»
Выберите правильный ответ:
[неверно] Солнце мертвых
[неверно] Это было
[ верно ] Лето Господне
Тестовый вопрос: О чем произведение Шмелева «Солнце мертвых»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] О Крыме времени большевиков
[неверно] О смене власти
[неверно] О пагубном влиянии литературы на настроение общество
[неверно] О своей нелегкой судьбе
Тестовый вопрос: Что объединяет рассказы Шмелева “Богомолье”, “Лето Господне”, “Родное»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Биография ребенка
[неверно] Место действия в рассказах
[неверно] Исторические события
Тестовый вопрос: Кто главный герой повести «Человек из ресторана»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Скороходов
Тестовый вопрос: Книги, явившиеся вершиной позднего творчества Шмелева, и принесшие ему европейскую известность
Выберите правильный ответ:
[неверно] “Чужая кровь”, “Это было”
[ верно ] «Лето Господне», «Богомолье», сборник «Родное»
[неверно] “Каменный век”, “На пеньках”, “Про одну старуху”
[неверно] “Пугливая тишина”, “Стена”
Тестовый вопрос: По какому принципу строится композиция произведения «Лето Господне» Шмелева
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Композиция соответствует годовому циклу православных праздников
[неверно] От главы к главе нарастает конфликт
[неверно] Главы расположены не по порядку
Тестовый вопрос: В произведении Шмелева «Лето Господне» наставником мальчика Вани является
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Горкин
Тестовый вопрос: Герои произведения Шмелева «Богомолье»
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Ваня, Горкин, Антип, Федя
[неверно] Масленников, Яков Иванович
[неверно] Дрозд, Кулеш, Верба
Тестовый вопрос: Что лежит в основе сюжета «Богомолья» Шмелева
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Путь в Лавру
[неверно] Спор о Боге
[неверно] Жизнь и быт простого народа
[неверно] Предательство Вани
Тестовый вопрос: Кому из героев «Богомолья» Шмелева старец Варнава адресует слова: «. Господь с тобой, в миру хорошие-то нужней. »
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Феди
Тестовый вопрос: Характеристика какого персонажа из рассказа Андреева «Большой шлем»:
Выберите правильный ответ:
[неверно] «Маленький, сухонький старичок, зиму и лето ходивший в наваченном сюртуке и брюках, молчаливый и строгий. Являлся он всегда ровно в восемь часов, ни минутой раньше или позже, и сейчас же брал мелок сухими пальцами, на одном из которых свободно ходил большой брильянтовый перстень».
[ верно ] Яков Иванович
[неверно] Прокопий Васильевич
[неверно] сын Евпраксии Васильевны
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Источник
Солнце мертвых — Шмелев И.С.
Реквием
«Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно… Мы с Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно… И даже впервые видимая заграница — не трогает… Мертвой душе свобода не нужна…
Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге, затем Италия на один или два месяца. И — Москва! Смерть — в Москве. Может быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там у нас есть маленькая дачка. Там мы расстались с нашим бесценным, нашей радостью, нашей жизнью… — Сережей. — Так я любил его, так любил и так потерял страшно. О, если бы чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар это, что я в Берлине. Зачем? Ночь, за окном дождь, огни плачут… Почему мы здесь и одни, совсем одни, Юля! Одни. Пойми это! Бесцельные, ненужные. И это не сон, не искус, это будто бы жизнь. О, тяжко. »
Так писал, вырвавшись из красной России за границу, Иван Сергеевич Шмелев своей любимой племяннице и душеприказчице Ю.А. Кутыриной в январе 1922 года.
Он еще не знал, что никогда не вернется на родину, еще таил надежду, что его единственный сын Сергей, расстрелянный во время большого террора конца 1920 — начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не отошел от пережитого в маленькой, вымороженной и голодной Алуште. И еще не родился замысел названного «эпопеей» реквиема — «Солнца мертвых».
Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже и у Буниных, в Грассе. На калейдоскоп страшных впечатлений должна была лечь траурная тень личной трагедии. В «Солнце мертвых» о погибшем сыне — ни слова, но именно глубокая человеческая боль, которую Шмелев не мог унять даже выстраданным словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Многие знаменитые писатели, а среди них Томас Манн, Герхард Гауптман, Сельма Лагерлеф, считали «Солнце мертвых» самым сильным из созданного Шмелевым. Эмигрантская критика — Николай Кульман, Петр Пильский, Юлий Айхенвальд, Владимир Ладыженский, Александр Амфитеатров — встретили шмелевскую эпопею восторженными откликами. Но, пожалуй, наиболее проникновенно написал о «Солнце мертвых» прекрасный прозаик Иван Лукаш:
«Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на „большие“ языки…
Читал ее за полночь, задыхаясь.
О чем книга И. С. Шмелева?
О смерти русского человека и русской земли.
О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.
О смерти русского солнца.
О смерти всей вселенной, — когда умерла Россия — о мертвом солнце мертвых…»
Несмотря на ужас пережитого, Шмелев против русского человека не озлобился, хотя жизнь «новую» проклял. Но и там, под чужим небом, желал упокоиться в России, в любимой им Москве, 3 июля 1959 года Юлия Александровна Кутырина писала автору этих строк:
«Важный вопрос для меня, как помочь мне — душеприказчице (по воле завещания Ивана Сергеевича, моего незабвенного дяди Вани) выполнить его волю: перевезти его прах и его жены в Москву, для успокоения рядом с могилой отца его в Донском монастыре…»
Творчество Шмелева, его память освещает солнце — вечно живое солнце русского страдания и русского подвижничества.
За глиняной стенкой, в тревожном сне, слышу я тяжелую поступь и треск колючего сушняка…
Это опять Тамарка напирает на мой забор, красавица симменталка, белая, в рыжих пятнах, — опора семьи, что живет повыше меня, на горке. Каждый день бутылки три молока — пенного, теплого, пахнущего живой коровой! Когда молоко вскипает, начинают играть на нем золотые блестки жира и появляется пеночка…
Не надо думать о таких пустяках — чего они лезут в голову!
Итак, новое утро…
Да, сон я видел… странный какой-то сон, чего не бывает в жизни.
Все эти месяцы снятся мне пышные сны. С чего? Явь моя так убога… Дворцы, сады… Тысячи комнат — не комнат, а зал роскошный из сказок Шехерезады — с люстрами в голубых огнях — огнях нездешних, с серебряными столами, на которых груды цветов — нездешних. Я хожу и хожу по залам — ищу…
Кого я с великой мукой ищу — не знаю. В тоске, в тревоге я выглядываю в огромные окна: за ними сады, с лужайками, с зеленеющими долинками, как на старинных картинах. Солнце как будто светит, но это не наше солнце… — подводный какой-то свет, бледной жести. И всюду — цветут деревья, нездешние: высокие-высокие сирени, бледные колокольчики на них, розы поблекшие… Странных людей я вижу. С лицами неживыми ходят, ходят они по залам в одеждах бледных — с икон как будто, заглядывают со мною в окна. Что-то мне говорит — я чую это щемящей болью, — что они прошли через страшное, сделали с ними что-то, и они — вне жизни. Уже — нездешние… И невыносимая скорбь ходит со мной в этих до жути роскошных залах…
Я рад проснуться.
Конечно, она — Тамарка. Когда молоко вскипает… Не надо думать о молоке. Хлеб насущный? У нас на несколько дней муки… Она хорошо запрятана по щелям — теперь опасно держать открыто: придут ночью… На огородике помидоры — правда, еще зеленые, но они скоро покраснеют… с десяток кукурузы, завязывается тыква… Довольно, не надо думать.
Как не хочется подыматься! Все тело ломит, а надо ходить по балам, рубить «кутюки» эти, дубовые корневища. Опять все то же.
Да что такое, Тамарка у забора. Сопенье, похлестывание веток… обгладывает миндаль! А сейчас подойдет к воротам и начнет выпирать калитку. Кажется, кол приставил… На прошлой неделе она выперла ее на колу, сняла с петель, когда все спали, и сожрала половину огорода. Конечно, голод… Сена у Вербы нет на горке, трава давно погорела — только обглоданный граб да камни. До поздней ночи нужно бродить Тамарке, выискивать по глубоким балкам, по непролазным чащам. И она бродит, бродит…
А все-таки подыматься надо. Какой же сегодня день? Месяц — август. А день… Дни теперь ни к чему, и календаря не надо. Бессрочнику все едино! Вчера доносило благовест в городке… Я сорвал зеленый «кальвиль» — и вспомнил: Преображение! Стоял с яблоком в балке… принес и положил тихо на веранде. Преображение… Лежит «кальвиль» на веранде. От него теперь можно отсчитывать дни, недели…
Источник
Солнце мертвых Аудио
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
- Длительность: 9 ч. 54 мин. 58 сек.
- Жанр:л итература 20 века, р усская классика
- Теги:1 1 класс, г ражданская война, К рым, п овести, р усская культура, с борник рассказов, с видетели эпохиРедактировать
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Надо начинать день, увертываться от мыслей.
Надо начинать день, увертываться от мыслей.
Есть же ничьи собаки, есть и люди — ничьи.
Есть же ничьи собаки, есть и люди — ничьи.
Он так счастлив, что не может думать. Он только чувствует.
Он так счастлив, что не может думать. Он только чувствует.
И вот — убивали, ночью. Днем. спали. Они спали, а другие, в подвалах, ждали. Целые армии в подвалах ждали. Юных, зрелых и старых — с горячей кровью. Недавно бились они открыто. Родину защищали. Родину и Европу защищали на полях прусских и австрийских, в степях российских. Теперь, замученные, попали они в подвалы. Их засадили крепко, морили, чтобы отнять силы. Из подвалов их брали и убивали.
Ну, вот. В зимнее дождливое утро, когда солнце завалили тучи, в подвалы Крыма свалены были десятки тысяч человеческих жизней и дожидались своего убийства. А над ними пили и спали те, что убивать ходят. А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву. одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. «Расход» и «Расстрел» — тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят. Теперь ясно.
И вот — убивали, ночью. Днем. спали. Они спали, а другие, в подвалах, ждали. Целые армии в подвалах ждали. Юных, зрелых и старых — с горячей кровью. Недавно бились они открыто. Родину защищали. Родину и Европу защищали на полях прусских и австрийских, в степях российских. Теперь, замученные, попали они в подвалы. Их засадили крепко, морили, чтобы отнять силы. Из подвалов их брали и убивали.
Ну, вот. В зимнее дождливое утро, когда солнце завалили тучи, в подвалы Крыма свалены были десятки тысяч человеческих жизней и дожидались своего убийства. А над ними пили и спали те, что убивать ходят. А на столах пачки листков лежали, на которых к ночи ставили красную букву. одну роковую букву. С этой буквы пишутся два дорогих слова: Родина и Россия. «Расход» и «Расстрел» — тоже начинаются с этой буквы. Ни Родины, ни России не знали те, что убивать ходят. Теперь ясно.
День ото дня страшнее — и теперь горсть пшеницы дороже человека.
Источник
Урок по родной литературе на тему: «Иван Шмелёв. «Солнце мёртвых»
Родная литература Подготовил преподаватель русского языка и литературы Чекулаева Яна Васильевна
Тема: « Своеобразие произведений И.С. Шмелёва о Крыме. «Солнце мёртвых» (1923)
Цель: — провести обзор повести «Солнце мёртвых» с изучением отдельных глав, проанализировать главу «Жива душа», развивать связную речь, умение анализировать художественный текст, — воспитывать сочувствие, толерантность, интерес к истории Крыма.
Оборудование: текст повести Шмелёва «Солнце мёртвых»
II Актуализация опорных знаний
— Какое впечатление произвела на вас повесть И. Шмелёва «Солнце мёртвых»?
III Изучение нового материала
1 Вступительное слово преподавателя
Эпично «Солнце мёртвых» (1923 год). Восклицает писатель: « Бога у меня нет: синее небо пусто ». Фразы рваные. Не логических связей. Язык писателя, который был истинно русским, литературным, содержит теперь словечки разговорные… Иные образы. Один павлин, которого герой прокормить не может, чего стоит! Стал выживать отдельно. Понял, что есть не дадут, одичал, после был съеден другим человеком. Произведение переведено на 13 языков. « Как бы плач по России» , — заметил литературный критик Олег Михайлов.
Эпопея «Солнце мертвых» – безусловно, одна из самых трагических книг за всю историю человечества. Не случайно назвал Шмелёв «Солнце мёртвых» эпопеей: всё происходящее осмысливается им не просто в общероссийском – но в мировом масштабе. Драма превращается в трагедию. История одичания людей в братоубийственной Гражданской войне написана не просто свидетелем событий, а выдающимся русским писателем. «Солнце мёртвых» — это плач по России, трагический эпос о гражданской войне.
Шмелёв рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мёртвого солнца. На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет всё живое — птицы, животные, люди. Повесть эта наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос вопросов: о ценности личности в пору великих социальных катастроф.
Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 г. в Париже и у Буниных, в Грассе. Эта книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки.
2. Анализ «Солнце мёртвых». Беседа с уч-ся:
В «Солнце мёртвых» о погибшем сыне — ни слова, но именно глубокая человеческая боль, которую Шмелёв не мог унять даже выстраданным словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Боль и вера, пустота и смысл, бездушие и духовность. Позицию автора в романе мы попытаемся определить на примере главы « Жива душа» В романе Шмелёв изобразил жизнь обитателей маленького местечка в Крыму в период установления там советской власти.
— Автору есть что сказать. Его боль требует выхода. Но в книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим?
(Автор предоставляет возможность высказаться представителям самых разных сословий России (дворянство, творческая и научная интеллигенция, низшие слои общества), разных национальностей (русские, татары, греки, украинцы).
— В чём же обвиняются большевизм и большевики? Как изменяется Крым? Какая антитеза проходит через всю книгу?
(Через всю книгу проходит антитеза: жизнь до и после установления в Крыму советской власти. Богатству, спокойствию, красоте, лиризму дореволюционной жизни противопоставляется пустота, бессмысленность и жестокость другой).
— Меня охватил страх. как будто я на самом деле присутствую при «стихийном распаде», разрушительные силы которого — будто уже повсюду. » — писал Шмелев Ю. Айхенвальду. Какие следы распада в мире находит Шмелёв и его герой?
(Следы распада в жизни природы, животных и людей. Деревья дичают, засыхают цветы. На смену цветению садов приходит пустыня. Умирают кони, обречены на умирание птицы. В ранах на теле коровы Тамарки копошатся черви)
— «За человека страшно!» — высказал своё мнение о книге А. В. Амфитеатров. Почему, когда читаешь книгу, становится страшно за человека?
( Умирают люди, умирает человеческая душа, потеряв веру, надежду, благородство, честность. Шмелёв отмечает процесс расчеловечивания человека, его деградацию до пещерного, первобытного уровня)
— Жизнь идёт к роковой черте. А что за ней? Пустота, бессмысленность или все-таки смысл, душа? Возможно ли воскресение?
(Автор пребывает в постоянном мучительном раздвоении. В окружающей его жизни он отмечает атрибуты смерти. Наступает царство Мёртвых. Однако есть нечто, что до последнего пытается противостоять зловещей силе: горы, обещающие сохранить всё в своей памяти, индюшка, преданно воспитывающая не индюшат, а цыплят, и люди, не утратившие способности любить, прощать, верить.
3 Чтение главы «Жива душа!»
ЖИВА ДУША!
А вот уж и чёрный Бабуган — закурился, замутился, укрылся сеткой. И нет его. Полили дожди ноября, сырого мутного «джиль-хабэ», когда белки уходят в норы. Размякли, ползут дороги, почернели выцветшие холмы… Будет тепло — порадует земля травкой.
Радуется Тамарка. С утра и до ночи ходит, ходит… размякшие ветки гложет, чуть теплится, вся в буграх. Всюду её копытца, налитые водой, всюду — выгрыз в коре, на грабе. Ходит одна — живая.
Сиди дома, возле печурки. Сиди — подкладывай. Сиди и сиди — до света. A далеко до света. Смотри в огонь: в огне бывают видения. И слушай, что дождь говорит по крыше: говорит, говорит-бормочет — и всё одно: пустота, темно-та… та-та… Позванивает струя в пустом водоёме под мазанкой. И голод мучить устал — уснул. И вот — вспыхнет в печурке, и мысль проснётся: а что же утро. Не надо, не надо думать… Не надо? А если в ворохе этих сучьев всё ещё шевелятся порубленные мысли?! Надо закрыть глаза и совать в огонь. Это кусок «змеи» из той балки… — в огонь. Если бы хоть табак… задурить себя, докуриться до сладких снов…
Сидишь у огня и слушаешь: всё одно — пустота, темнота… та… та… Застучали ворота… Ветер? Прислушаешься. Всё тихо. Бормочет дождь.
А который бы час теперь. Темнеет с шести… Десятый.
И вот, уж не ветром это. Уверенный стук в ворота. Они. Калитка колом подперта… И сами могут. Ну, что же! не всё ли равно теперь. Пусть — они. Сразу если… готовы! Ворвутся, с матерной руганью… будут тыкать в лицо железом… огня потребуют… а ни лампы, ни спичек нет… Стыдно, руки будут дрожать… Будут расшвыривать наши тряпки… А силы нет…
Стук упорней. Не могут отворить сами.
— Вот — конец… — говорю я себе. — Сразу всё кончится.
Я твёрдо беру топор, иззубренный топоришко, шаткий. Твёрдо выхожу на веранду… Откуда сила? Я весь — пружина. Я знаю, что буду делать. Собака боится палки! Я открываю дверь в сад… чернота. И шорох: дождик чуть сеется.
— Кто там. — К тебе, козяй. ат-пирай!
Татарин?! Зачем… татарин?
— Абайдулин я… от кладбища… от хорошего человека!
Знакомое имя называет. Я отнимаю кол. Широкий татарин в шапке…
— Теперь всем трашно. Крутился в балке… чёрный ночь, коли глаз… Селям алекюм…
С неба вестник! Старый татарин прислал с корзинкой. Яблоки, грушка-сушка… мука? и бутылка бекмеса. За рубаху… Старый татарин прислал подарок. Не долг это, а подарок.
— Тебе прислал. Иди ночью… велел. Там видит, тут видит — некорошо… убьют. Иди ночью, лутче. А-а-а… — крутит головой татарин, — смерть пришёл… всей земле.
Табак! в серой бумаге, золотистый табак, душистый, биюк-ламбатский!
Нет, не это. Не табак, не мука, не грушки… — Небо! Небо пришло из тьмы! Небо, о Господи. Старый татарин послал… татарин…
У печурки сидит татарин. Татарин — старый. Постолы его мокры, в глине… и закрутки мокры. Сидит — дымится. Баранья шапка в бисере от дождя. Трудовое лицо сурово, строго, но… человеческое в глазах его . Я беру его за мокрые плечи и пожимаю. Ушли слова. Они не нужны, слова. Дикарь, татарин? Велик Аллах! Жива человеческая душа! жива!!
Он свёртывает курить. Курит, поплёвывает в огонь. Сидим, молчим. Он умело подсовывает сучья, сидит на корточках.
— Скажи Гафару… старому Гафару… Скажи, Абайдулин… старому татарину Гафару… Аллах!
— Аллах… — говорит в огонь сумрачное коричневое лицо. — У тебя Аллах свой… у нас Аллах мой… Всё — Аллах!
— Скажи, Абайдулин… старому Гафару… скажи…
Он докуривает кручёнку. Курю и я. Не слышно дождя по крыше. Горят в печурке сухие сучья из Глубокой балки — куски солнца. Смотрит в огонь старый Абайдулин. И я смотрю. Смотрим, двое — одно, на солнце. И с нами Бог.
— Пора, — говорит Абайдулин. — Чёрный ночь.
Я провожаю его за ворота. Его сразу глотает ночь. Слушаю, как чмокают его ноги.
Теперь ничего не страшно. Теперь их нет. Знаю я: с нами Бог! Хоть на один миг с нами. Из тёмного угла смотрит, из маленьких глаз татарина. Татарин привёл Его! Это Он велит дождю сеять, огню — гореть. Вниди и в меня, Господи! Вниди в нас, Господи, в великое горе наше, и освети! Ты солнце вложил в сучок и его отдаёшь солнцу… Ты всё можешь! Не уходи от нас, Господи, останься. В дожде и в ночи пришёл Ты с татарином, по грязи… Пребудь с нами до солнца!
Тянется светлая ночь у печки. Горят жарко дубовые «кутюки». Будут гореть до утра.
4. Продолжение беседы с уч-ся по главе
— Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»? Сравните состояние героя в начале и в конце главы.
(В начале главы герой предстает перед нами в состоянии отчаяния. Он потерял веру в Бога и человека. Его окружает темнота и в прямом, и в переносном смысле. Услышав стук в калитку, герой ожидает прихода красноармейцев и готовится к последней схватке. В конце главы героя окружает «светлая ночь»)
— Почему состояние героя так изменилось?
(Приход старого татарина заставил его поверить в существование Бога, в то, что «жива душа!»)
— Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры?
(Автор даёт понять, что для человечности нет границ).
— Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой. у нас Аллах мой. Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча? Как вы понимаете выражение писателя: «. двое — одно. »?
(Ни национальность, ни образование, ни социальное происхождение не может помешать одному человеку понять другого. И тогда не нужны слова, потому что люди становятся одним организмом).
IV Подведение итогов. Рефлексия
Заключительное слово преподавателя
Позиция автора в повести И.С.Шмелёва «Солнце мёртвых» — спор пустоты, бездушия со смыслом и духом.
Финал романа не позволяет с определённостью сказать, чем же закончился этот спор. Однако Шмелёв дал своему герою увидеть солнце в ночи, солнце человечности, а не солнце мёртвых, а это значит, что жива ещё человеческая душа.
— Нужно ли нам читать подобные произведения?
— Что дала вам эта книга? (При любых обстоятельствах надо оставаться человеком)
Творчество Шмелева освещает солнце – вечно живое солнце русского страдания и русского подвижничества.
Сообщение «Владимир Набоков в Крыму», тексты стихов Набокова: «Крым» («Назло неистовым тревогам…»), «Ялтинский мол», «Бахчисарайский фонтан»
Источник