XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Влияние освещения на организм животных
Очень важно и многообразно влияние на животных солнечного света. Его лучи вызывают раздражение зрительного нерва, а также чувствительных нервных окончаний, заложенных в коже и слизистых оболочках. Кроме того, они возбуждают нервную систему и эндокринные железы и через них действуют на весь организм. Под влиянием солнечного освещения у животных возрастает активность окислительных ферментов, углубляется дыхание, они поглощают больше кислорода и выделяют больше углекислоты и водяного пара. В периферической крови увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Усиливается также переваривание корма и отложение в тканях белка, жира и минеральных веществ. Однако при очень сильном освещении наблюдают обратное явление, поэтому откармливаемых животных рекомендуют держать в умеренно освещенных помещениях. Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже животных образуется из провитамина 7-дегидрохолестерина витамин D, предохраняющий молодняк от рахита, а взрослых от различных нарушений обмена кальция и фосфора. Эти лучи обладают бактерицидным действием, но они не проникают через обычное оконное стекло. Таким образом, прямой солнечный свет является бесплатным и надежным природным дезинфектором. В теплые летние дни нужно открывать окна и двери в животноводческих помещениях, чаще выносить на солнце инвентарь и предметы ухода за животными.
При недостатке света организм испытывает состояние светового голодания, что сильно отражается на обмене веществ. В результате значительно снижается продуктивность и сопротивляемость к болезням, отмечают вялое заживление ран, проявление кожных заболеваний, задержание охоты у самок, отставание в росте у молодняка. Поэтому ранней весной в связи с ослаблением защитных сил организма, вызванного резким снижением интенсивности солнечного освещения в предшествующие зимние месяцы, у животных увеличивается число заболеваний органов дыхания, наблюдают распространение некоторых инфекций. В северных, северо-западных, северо-восточных районах Советского Союза из общего годового количества ультрафиолетовых лучей 80—90% их приходится на пастбищный период и только 10—20% на весь стойловый сезон. Обычно световое голодание в этот период испытывают все животные, в том числе и птицы. Чтобы предупредить световое голодание в период зимнего содержания, животных регулярно выводят на прогулки под открытым небом в наиболее солнечные часы дня, в помещении предусматривают достаточное число окон. Реже всего световое голодание наблюдают у крупного рогатого скота при беспривязном содержании, а у свиней — при крупногрупповом свободновыгульном содержании. Большое значение в предупреждении светового голодания имеет искусственное ультрафиолетовое облучение с помощью ртутно-кварцевых ламп ПРК-2, ЭУВ-30 и др. Облучать животных рекомендуют с октября по апрель включительно через два дня на третий. Причем приучают их к этому постепенно. Начинают облучать с 1/4 рекомендуемой дозы и в течение 10—15 дней доводят ее до полной. Облучать каждую группу животных следует в одно и то же время (для удобства лучше составить график, в какие дни и часы проводить облучение каждой группы). Если в хозяйстве имеются стационарные установки, их лучше размещать над кормушками или над стойлами для животных. Передвижные установки целесообразно устанавливать в нерабочих проходах или использовать их в часы перерывов в работе обслуживающего персонала. Режим облучения, дозировки и порядок его проведения должны контролировать ветеринарные специалисты. Работникам, обслуживающим животных в момент облучения, необходимо соблюдать соответствующие Меры предосторожности (носить темные очки, находиться на определенном расстоянии от ртутно-кварцевых ламп и др.).
Слишком яркий солнечный свет оказывает на непривыкших к нему животных неблагоприятное воздействие в виде солнечных ожогов, а иногда и солнечного удара. В последнем случае происходит перегревание головного мозга, что вызывает прилив к мозгу и его оболочкам больших количеств крови, разрыв кровеносных сосудов и кровоизлияния в мозг, отек мозга; у животного отмечают возбуждение, учащенное сердцебиение и дыхание, судороги, возможна смерть. Для защиты животных от солнечного удара устраивают теневые навесы, для укрытий используют также тень деревьев, отменяют тяжелые работы на лошадях в жаркие часы дня. В яркие солнечные дни на коже животных могут быть поражения в форме дерматитов. Подобную картину наблюдают при скармливании животным некоторых растений (гречиха, зверобой, горох почечуйный, якорцы и, возможно, люцерна, клевер, люпин), в которых содержатся светочувствительные вещества, действующие как катализаторы лучистой энергии.
1) Кузнецов А.Ф. Гигиена животных [Текст]: учеб.пособие /А.Ф.Кузнецов-М.: Колос, 2001.-368с.
2) Онегов А.П. Справочник по гигиене сельскохозяйственных животных[Текст]: учеб.пособие/ А.П. Онегов. -М.: Агропромиздат, 2004.-392с
3) Аликаев, В. А. Зоогигиена: пособие для сельскохозяйственных ВУЗов и СУЗов по специальностям «Зоотехния» и «Ветеринария» / В. А. Аликаев — М.: Колос, 1970. – 248 с.
Источник
Солнце как источник света для животных
Глава I. О том, что такое солнце и как оно выглядит …………………. 4
Глава II. Зачем нужно солнце …………………………………………….. 5
Введение
Каждый день на небе мы видим солнышко. Всем известно, что свет Солнца важен и растениям, и животным, и людям. Мы просыпаемся и гуляем тогда, когда светит Солнце. А когда его нет на небе, то мы спим.
«В небе солнце светит ярко.
А зачем? И земле от света жарко Вместе с тем. Я хочу узнать скорее, Что к чему. Солнышко, свети сильнее! И пойму!»
Цель работы: Узнать, что такое Солнце, показать его значение в жизни животных, растений и человека.
Найти ответы на вопросы: Что такое Солнце? Как оно выглядит? Какого размера Солнце? Зачем нужно Солнце? Далеко ли до него? Почему оно греет? Почему бывает день и ночь? Почему бывают лето и зима, весна и осень? Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца?
Провести опыты и понаблюдать за растениями и животными.
Мы будем проводить наблюдения, читать книги о Солнце.
Наша работа нужна всем, чтобы все поняли, что важно быть наблюдательным, любить природу, беречь её.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. О том, что такое Солнце и как оно выглядит
Когда наступает вечер, небо темнеет и на нём появляются самые яркие звёзды. Постепенно звёзд становится всё больше. Сколько их? Много миллионов! – скажут учёные, которые изучили фотографии звёздного неба.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она представляет собой раскалённый газовый шар. Другие звёзды находятся от нас в миллионы раз дальше, поэтому они нам кажутся лишь слабенькими точками на тёмном небе.
По нашим представлениям Солнце выглядит так:
По сравнению с миллиардами звёзд Вселенной наше Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше. Солнце в 109 раз больше Земли.
Глава II. Зачем нужно солнце
Планеты – это холодные небесные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их можем видеть. Восемь больших планет вращаются вокруг Солнца – это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю – 200 лет, самолёту – 20 лет, а искусственному спутнику – 7 месяцев.
Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности — 15 млн градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.
Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливает испарение. Без солнечного света и тепла на Земле не могло бы существовать все живое.
Свет – это жизнь! А тепло – необходимое условие для жизни.
Нам стало интересно понаблюдать, что произойдёт, если растение поместить в тёмное место. Для опыта мы взяли 2 луковицы и поставили в стаканы с водой на прорастание: одну на подоконник, другую в шкаф. Через две недели сравнили: на свету перья у лука выросли короче и зеленые, в шкафу тоньше, длиннее и желтые (Приложение). Лук с жёлтыми перьями оставили стоять на подоконнике. Через день он тоже стал зелёным. Из книги я узнал, что при свете растения выделяют кислород и получают хлорофилл (зелёную окраску) — пищу для растений.
Мама часто на подоконнике разворачивает комнатные цветы в другую сторону, потому что листочки всё время тянутся к свету.
Наши родители каждый год заносят весной картофель в тёплое и светлое место для прорастания. В тепле он быстро даёт ростки, а на свету зеленеет. Это важно для посадки.
В декабре мы принесли в класс веточку ивы и поставили в воду. Заметили, что почки стали набухать и к концу января появились «пушинки» (Приложение).
Наша учительница не закрыла на ночь форточку в классе и цветок на подоконнике замёрз (Приложение).
Растения служат пищей для животного и человека. Животные при свете лучше видят и ориентируются.
На территории нашего села есть птицефабрика, где работают наши родители. По рассказам мы знаем, что в корпусах устанавливают специальное искусственное освещение и тепло, для того, чтобы куры лучше и больше несли яйца.
Мы прочитали, что лягушка, когда тепло активна, а при холоде, где находится, там и замирает.
При свете люди и животные получают витамин Д, нужный для здоровья. Положительно Солнце влияет на настроение человека.
Сделали вывод, что для жизни растений, животных и человека необходим свет и тепло.
Все знают, что днём светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повёрнута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина Земли в это время повёрнута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар всё время вращается, как волчок, и поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Летом Солнце поднимается высоко в небе. Дни длинные и тёплые. А зимой Солнце ходит по небу низко. Дни короткие и холодные. Почему такая разница? Земля – спутник Солнца, и за год она обходит вокруг него один раз. Когда Земля располагается так, как показано на первом рисунке (Приложение), Северное полушарие, в котором мы живём, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето.
В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, как показано на втором рисунке (Приложение), Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето.
Солнце может быть полезным и вредным. Вредным – если не соблюдать правила поведения на улице, когда жарко. Можно получить солнечный удар, если не носить головной убор или ожог, если долго быть на пляже. Полезным, так как солнце даёт тепло и свет всем живым организмам.
Солнце светит не всегда, поэтому солнечные батарейки накапливают солнечный свет и вырабатывают электричество.
Заключение
Изучив литературу и проведя наблюдения, мы сделали вывод, что Солнце дает жизнь всему живому на Земле. И жизнь без Солнца на Земле невозможна.
Цель работы достигнута – мы узнали, что Солнце – это звезда, которая представляет собой огромнейший шар раскалённого газа. Оно имеет большое значение в жизни животных, растений и человека. Солнце является источником света и тепла для жизни животных, растений и человека. Свет – это жизнь для живых организмов. А тепло – это необходимое условие для жизни.
Познакомились о смене дня и ночи, почему бывает зима и лето, весна и осень. Научились работать с книгами.
Наша работа нужна всем, чтобы понять, как важно быть наблюдательным, любить и беречь природу.
Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое, Доброе, лучистое.Если б мы его достали,Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)
Библиографический список
Д.В. Кошевар «Отличная энциклопедия» издательство «АСТ», Москва, 2015.
Д. Эллиот и К. Кинг «детская энциклопедия» издательство «Росмэн-Пресс», Москва, 2005.
Источник
*§ 5—2. Значение света в жизни животных
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | *§ 5—2. Значение света в жизни животных |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Среда, 16 Июнь 2021, 22:48 |
Оглавление
Преамбула
В отличие от зеленых растений животные не способны к фотосинтезу и для процессов жизнедеятельности используют не солнечную энергию, а энергию, содержащуюся в органических веществах. Тем не менее свет для подавляющего большинства видов наземных животных является жизненно необходимым фактором.
Свет как источник тепла для животных
Освещение неразрывно связано с нагреванием тела животных. Одни из них, способные поддерживать постоянную температуру тела, избегая света, предотвращают излишнее его нагревание. У других, наоборот, колебания температуры тела находятся в прямой зависимости от солнечной энергии, как и жизненные процессы в организме. Именно эти животные активно используют солнечную энергию для поддержания температуры тела. С этой целью они выбирают наиболее освещенные места и принимают позы, благоприятные для максимального освещения тела.
Значение света для ориентации животных в пространстве
Видимое солнечное излучение необходимо животным для зрительной ориентации в среде обитания. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов. Рассеянные, отраженные от окружающих предметов лучи, воспринимаемые органами зрения животных, дают им значительную часть информации о внешнем мире. Однако способность к объемному видению зависит от угла расположения глаз и от степени перекрывания их полей зрения. Объемное зрение характерно для человека, приматов, некоторых птиц — сов, соколов, орлов, грифов. Животные, у которых глаза расположены по бокам головы, имеют плоскостное зрение.
Для подавляющего большинства наземных и водных животных с дневной, сумеречной или ночной активностью зрение является основным приспособлением для ориентации при разных условиях освещенности. Летучие мыши вылетают на охоту после заката солнца, а днем спят. Ежи охотятся в сумерки и ночью. Лемуры и совы, если их разбудить днем, совершенно беспомощны. Сумеречный или ночной образ жизни часто приводит к гипертрофии (чрезмерному увеличению) глаз. Большие глаза, способные улавливать ничтожные доли света, свойственны лемурам, долгопятам, совам, большинству представителей семейства кошачьих.
Ночной или дневной образ жизни являются совокупностью врожденных рефлексов, которые срабатывают даже при случайном изменении чередования света и темноты. Например, во время солнечного затмения все животные начинают вести себя, как ночью: ночные насекомые (тараканы, сверчки, комары) проявляют свою обычную активность, а дневные (бабочки, мухи, пчелы), наоборот, приостанавливают свою деятельность на время затмения, а после него возобновляют.
Понятие видимого света в некоторой мере условно по отношению к животным, так как их виды сильно различаются по способности воспринимать лучи солнечного спектра разной длины волны. Для человека область восприятия видимых лучей располагается от фиолетовых до темно-красных. Некоторые змеи могут видеть в инфракрасном (тепловом) диапазоне и охотиться на теплокровных животных ночью, когда разница температуры поверхности тела животных и окружающей среды максимальна. В результате эти виды змей способны воспринимать окружающий мир в двух диапазонах электромагнитных волн: в видимом свете (как и большинство животных) и в инфракрасном. Среди рыб способностью видеть под водой в инфракрасном диапазоне обладают пираньи, охотящиеся на зашедших в воду теплокровных животных. Среди насекомых инфракрасным зрением обладают комары, что позволяет им с большой точностью находить наиболее насыщенные кровеносными сосудами участки тела добычи.
Для пчел видимая часть спектра сдвинута в более коротковолновую область. Они воспринимают как цветовые значительную часть ультрафиолетовых лучей, но не различают красных. Возникновение яркоокрашенных цветков покрытосеменных растений также связано с особенностями зрительного аппарата опылителей и, в конечном счете, со световым режимом среды.
Животные ориентируются с помощью зрения во время дальних перелетов и миграций. Птицы с поразительной точностью выбирают направление полета, преодолевая иногда тысячи километров от гнездовий до мест зимовок. Материалами опытов и наблюдений доказано, что при таких дальних перелетах птицы частично ориентируются по солнцу и звездам, то есть астрономическим источникам света.
У животных пещер и обитателей почв, живущих во мраке, глаза либо редуцированы (пещерные рыбы и амфибии, кроты, слепыши), либо совсем отсутствуют (большинство планарий, дождевые черви), что возмещается более сильным развитием органов осязания. Пещерные животные слабо окрашены или вовсе лишены пигмента. Они обычно бесцветны, прозрачны или молочно-белого цвета.
Роль света в жизни человека
Солнечный свет в жизни человека имеет как прямое, так и косвенное значение. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий мир, контролировать и координировать движения.
Как вам уже известно, солнечный свет способствует синтезу в организме витамина D, который отвечает за усвоение кальция и фосфора. При недостатке этого витамина нарушается рост и развитие человека. В детском возрасте дефицит витамина D приводит к развитию рахита.
Солнечный свет (особенно ультрафиолетовые лучи) оказывает губительное действие на многие болезнетворные бактерии и грибки, расположенные на коже или на слизистых оболочках, поэтому считается естественным антисептиком. Он помогает избавиться от ряда инфекционных заболеваний — это защитная функция.
Самочувствие и душевное состояние человека также зависят от солнечных лучей. Сравните свои ощущения в пасмурную и солнечную погоду. Недостаток света приводит к ухудшению настроения, апатии и депрессии. Жизнь без света или с его минимальным количеством может привести к D-авитаминозу, снижению иммунитета и ослаблению организма, в результате чего понижается сопротивляемость простудным и иным заболеваниям. Кроме того, уменьшается работоспособность и ухудшается общее состояние. В то же время чересчур яркий свет вреден, так как может вызывать неврозы и проблемы со зрением.
Солнечная энергия используется человеком как в повседневной жизни, так и в промышленности. В быту многие люди используют солнечную энергию для того, чтобы подогреть воду, отопить дом.
В промышленности используют солнечные батареи, которые собраны из фотоэлементов. Преобразование световой энергии в электрическую в фотоэлементах основано на фотоэлектрическом эффекте, возникающем при воздействии на них солнечного излучения. Транспорт также способен приходить в движение при помощи солнечных батарей — некоторые электромобили заряжаются при помощи света.
Повторим главное. Животные, не способные поддерживать постоянную температуру тела, используют солнечный свет как источник тепла. Для большинства животных видимый солнечный свет необходим для зрительной ориентации в пространстве. Некоторые животные способны видеть инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. В качестве приспособления к различным условиям освещения у животных появились глаза разной степени сложности. Для активного образа жизни в условиях недостаточного освещения сформировались большие глаза. У животных, обитающих в пещерах или в почве при полном отсутствии света, глаза развиты слабо либо совсем отсутствуют. Для человека свет имеет большое значение: он влияет на физическое и психологическое состояние, солнечный свет используется как источник энергии в хозяйственной деятельности.
Проверим знания
1. Объясните энергетическую роль света в жизни животных.
2. Назовите характерные адаптации животных, ведущих ночной или сумеречный образ жизни.
3. Какова роль света в жизни человека?
1. Из приведенного перечня животных выберите представителей, имеющих неразвитые или слабо развитые глаза: лемур, крот, долгопят, сова, червь дождевой, слепыш, лягушка, планария. Укажите среду их обитания.
2. Чем объясняется способность ночных животных видеть добычу и неспособность пчел видеть красный цвет?
3. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз не одинаковое. У большинства рыб толщи воды глаза очень крупные. У глубоководных рыб глаза маленькие или совсем отсутствуют. Объясните причину таких различий.
Индивидуальное домашнее задание. Проведите наблюдения за реакцией животных, обитающих в вашей местности, на смену дня и ночи. Сравните их по периодам активности и распределите на группы по образу жизни.
Источник