Меню

Солнце как фактор оздоровительной силы природы

Солнце как фактор оздоровительной силы природы

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражнения таким важным для физического воспитания воздействиями, которыми сами физические упражнения не обладают.

Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях, с которыми человек может встретиться в быту, в трудовой и оборонной деятельности.

Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений.

Научно основанными режимами питания, например, можно в существенной мере воздействовать на физическое развитие, на формы и функции организма (регулировать вес тела, улучшать здоровье).

Гигиенически обоснованные режимы жизни содействуют укреплению и сохранению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности.

В процессе физического воспитания естественные силы природы и гигиенические факторы в сочетании с физическими упражнениями повышают эффективность последних.

Только соблюдая гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями, можно рассчитывать на их положительное воздействие. Большое значение имеет соблюдение гигиенических требований к одежде и личной гигиены занимающихся, гигиенических условий использования средств материально-технического обеспечения занятий (оборудования, инвентаря, содержания мест занятий).

Оздоровительные силы природы как средство формирования осанки

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осанки осуществляется по двум направлениям:

1) сопутствующие факторы;

2) относительно самостоятельные средства.

Сопутствующие факторы создают при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для занятий физическими упражнениями. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.

Относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде специальных процедур, солнечных, воздушных и водных ванн.

При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха, повышает эффект восстановления и создают положительные эмоции.

Одним из главных требований при использовании естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

При определении оптимальной дозы необходимо учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач.

Для формирования осанки и её исправления необходимо ежедневное выполнение утренней гимнастики и физкультминуток, а также водных, солнечных и воздушных процедур. Обязательным является систематическое ежедневное пребывание на свежем воздухе продолжительностью 2-3 часа после возвращения из школы для учащихся первой смены и перед школой для учащихся второй смены. Во время пребывания на свежем воздухе большое влияние на здоровье и осанку оказывают прогулки, игры, спортивные развлечения и занятия спортом.

Закаливание — одно из средств физического воспитания ребенка. Это система мероприятий, под влиянием которых без вреда можно переносить резкие колебания температуры воздуха и воды. Организм непрерывно должен уравновешиваться со всеми меняющимися условиями среды: температурой, влажностью, скоростью и других, а это должно осуществляться с помощью условных рефлексов.

При правильном и систематическом применении воздуха, воды и солнца в организме человека происходят следующие изменения.

1. Улучшается состояние и функции коры больших полушарий. Более стойкими становятся моральные и волевые качества. Уравновешиваются возбудительно — тормозные процессы. Школьник становиться более уравновешенным, спокойным, внимательным и работоспособным.

2. Повышается трофическая функция нервной системы. Улучшается обмен веществ. Углубляется дыхание. Объем дыхательного воздуха возрастает на 25-30%, что сказывается на окислительных процессах. Улучшается кровообращение.

3. Улучшается состав крови. Увеличивается количество эритроцитов, обновляется их состав за счет образования молодых клеток и отмирания старых, повышается процент гемоглобина.

4. Вырабатывается «неспецифический иммунитет», то есть невосприимчивость организма к простудным, инфекционным заболеваниям и болезням обмена веществ.

5. Вырабатывается витамин «Д» — кальциферол. Под влиянием кальциферола повышается минеральный обмен в организме, что ведет к более быстрой реакции нервной системы, к повышению тонуса мышечной системы.

Все это содействует полноценному развитию организма школьника и создает благоприятные условия для формирования нормальной осанки.

Воздух, вода и солнце как средства закаливания оказывают влияние на весь организм ребенка через кожу.

К общим правилам закаливания относятся: систематичность, постепенность в повышении нагрузки, комплексное применение средств, индивидуальный подход при осуществлении закаливания.

Закаливание должно являться неотъемлемым элементом режима дня. Систематичность закаливания обязательна, иначе не будет положительного эффекта. Для выработки нового условного рефлекса, то есть временной связи организма со средой, на базе врожденного, постоянного, или безусловного, рефлекса необходимо систематическое повторение определенных воздействий в конкретных условиях. Рефлекс вырабатывается путем многократных повторений. А чтобы он не угас и не исчез, его необходимо подкреплять. Это означает, что при систематическом закаливании организм ребенка приспособляется к изменяющимся условиям внешней среды и становится устойчивым по отношению к резким колебаниям окружающих его температурных условий.

Читайте также:  Конвективная зона солнца процессы

Постепенность при применении средств закаливания должна соблюдаться в интересах сохранения здоровья, особенно важно учитывать реакцию нервной системы. Возникает разбитость, апатия, потеря аппетита, ухудшение сна, понижение внимания и успеваемости в школе. Поэтому закаливающее воздействие на организм учащегося следует усиливать постепенно, осторожно увеличивая длительность воздушных ванн, понижение температуры воды при закаливании, понемногу удлиняя время воздействия солнцем.

Комплексное применение средств закаливания. Применение в целях закаливания одного из указанных средств повышает сопротивляемость организма только к одному раздражителю, например к воздуху. Поэтому приучение организма к неблагоприятному воздействию воздуха, его температуры, влажности, скорости движения и охлаждающей способности не закаляет ребенка против влияния другого естественного фактора, например солнца. Учитывая отмеченное, следует применять закаливание воздухом, водой и солнцем в комплексе. Этот комплекс воздействия становится ещё эффективнее, когда закаливание производят в процессе выполнения физических упражнений или в сочетании с ними.

Так, утреннюю гигиеническую гимнастику следует выполнять в условиях открытого воздуха или при максимальном его доступе в закрытое помещение. А после выполнения гимнастики надо применить одну из водных процедур: обтирание, обливание, душ или купание.

При осуществлении закаливания следует обязательно учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья школьника. Закаливание должно назначаться, дозироваться и строго контролироваться врачами, иначе оно может нанести ущерб здоровью. Закаливание ребенка воздухом во всех случаях требует индивидуального подхода, большой постепенности в увеличении воздействия. Рекомендуется учитывать и очень ценное влияние сна детей на воздухе.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие, нежели воздухом. По своему температурному воздействию на организм водные процедуры делятся на горячие — температура воды выше 40 градусов, теплые 32 — 40 градусов, тепловатые 24 — 32 градуса, прохладные 16 — 24 градуса и холодные — ниже 16 градусов. Различные водные процедуры оказывают на человека и различное влияние. Так, короткое воздействие воды действует тонизирующее, повышает самочувствие, настроение и работоспособность. Длительное воздействие водой, как холодной, так и горячей, действует на человека угнетающе, расслабляющее. При закаливании водой рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Всякую водную процедуру надо начинать с более теплой воды и затем постепенно снижать ее температуру. При обтирании через каждые 3-5 дней снижать температуру воды на 1 градус. Когда температура воды доведена до комнатной, переходят к обливаниям. При этом вновь начинают с температуры не ниже 24 градусов, примерно через месяц довести ее до комнатной. Далее переходят к душам, затем к купанию и плаваниям.

2. Лучшее время года для начала систематического закаливания водой лето.

3. Водные процедуры особенно целесообразно проводить после утренней гигиенической гимнастики. Они возбуждающе действуют на нервную систему и ускоряют процесс вхождения ребенка в работу.

4. Холодную водную процедуру нельзя применять сразу после интенсивной мышечной работы. В этом случае кровь, оттекающая от кожи в глубь организма, затрудняет работу сердца, и без того работающего с большим напряжением.

5. После каждого воздействия солнцем процесс закаливания следует завершать водной процедурой. Вода смывает с поверхности кожи все ее выделения, содействует снижению несколько повысившейся температуры тела под влиянием солнечной радиации и помогает регуляции наполнения кровью внутренних органов. В итоге при этом вода оказывает тонизирующее действие на организм.

6. После каждой водной процедуры следует тщательно вытирать тело во избежание переохлаждения или больших тепловых потерь, так как вода, испаряясь с поверхности кожи, отнимает от тела значительное количество тепла. Вытирать кожу следует медленными движениями по направлению к сердцу до появления легкого покраснения и ощущения прилива тепла.

Солнечные ванны должны строго дозироваться и обязательно проводиться с учетом индивидуальных особенностей школьника, состояния его здоровья и обязательно в хорошо организованных условиях: наличие навеса, кипяченой воды, подстилок, аптечки. Солнечная радиация оказывает многогранное влияние на организм человека. Наибольшее биологическое действие связано с ультрафиолетовыми лучами, коротковолновыми лучами, которые обладают бактерицидным, антирахитическим, эритемным и загарным действием.

Бактерицидное действие солнца — это способность его убивать микроорганизмы или ослаблять их жизнеспособность.

Антирахитическое действие заключается в том, что под влиянием ультрафиолетовых лучей эргостерин — провитамин (основа витамина «Д») превращается в активно действующий витамин «Д». Тем самым улучшается минеральный обмен веществ в организме, то есть обмен солей кальция, фосфора и других. Повышается функция нервной системы, при этом уравновешиваются возбудительно — тормозные процессы в коре больших полушарий, повышаются обменные процессы. Основываясь на этом, имевшие место дефекты осанки сравнительно легко можно исправить. Следует помнить, что воспитание в значительной мере зависит от ряда биологических явлений, вот почему недостаточно пользоваться только специальной гимнастикой для воспитания или улучшения осанки, не применяя закаливания.

Читайте также:  Шоу маска кого раскрыли солнце

Эритемное действие ультрафиолетовых лучей солнца сказывается на покраснении кожи. Эритема образуется только на участке кожи, который подвергся облучению солнцем. Наступает спустя 25-40 минут и держится длительное время. Далее покраснения кожи переходят в загар. Пигментация кожи (загар) предохраняет глубоко лежащие ткани организма от избыточного, то есть вредного, влияния солнца. При этом важно знать, что при закаливании солнцем не следует добиваться получения хорошего загара у детей. Бывают дети с очень нежной белой кожей, с голубыми глазами и светлыми волосами, то есть в их коже мало пигмента. Держать их длительное время на солнце неправильно и даже очень вредно для здоровья.

Противопоказания к воздействию прямых солнечных лучей на организм школьника являются:

1. Повышенная нервная возбудимость.

2. Истощение после перенесенной болезни (реконвалесценция).

3. Повторяющиеся кровотечения (из носа, горла и т. п.).

4. Болезненная реакция на обычное воздействие солнца (идиосинкразия).

5. Постоянные головные боли.

6. Органические заболевания нервной системы, в частности эпилепсия.

7. Гемофилия (плохая свертываемость крови).

8. Болезни сердца — декомпенсированные пороки, заболевания миокарда и другие.

9. Прогрессивные и активные формы туберкулеза легких при состоянии субкомпенсации с наклонностью к кровохарканью и другие.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что закаливание воздухом, водой и солнцем, будучи сильным средством физического воспитания, может быть очень ценным фактором оздоровления и формирования осанки только при правильной дозировке, а также эффективным, если оно сочетается с проведением физических упражнений.

Источник

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

Естественные силы природы —вспомогательные средства, создающие условия для эффективного влияния физических упражнений на организм занимающихся. Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.).

Естественные силы природы используются в двух направлениях: 1) для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями; 2) для закаливания организма занимающихся.

Закаливание— система гигиенических мероприятий способствующих повышению устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды (холод, жара, повышенная солнечная радиация и т.д.)

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека относят: 1) соблюдение гигиенических требований к местам занятий физкультурно-спортивной деятельностью;2) личную гигиену;3) гигиену питания спортсмена; 4) гигиену одежды и обуви физкультурника и спортсмена;5) гигиеническое обеспечение занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным для физкультурника и спортсмена, так как это повышает эффект воздействия упражнений.

Техника физических упражнений: определение, основы и детали техники, фазы техники, критерии оценки техники.

Техника физических упражнений — способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.

Основа техники— совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.

Основное звено техники— это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники — это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основу техники).

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Читайте также:  Солнце спряталось за облоком

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники: 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; 3) разница между реальным результатом и возможным.

Эффекты упражнений, нагрузка и отдых как компоненты упражнений.

Эффект физических упражнений (ближайший, следовой, кумулятивный) определяется его содержанием.

Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Ближайший эффект –процессы, происходящиев организме непосредственно во время выполнения упражнения и изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовой эффект — отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.

Кумулятивный эффект системы упражнений выражается в адаптации (приспособление), тренированности, повышении физической подготовленности.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений — кумулятивно-хронический эффект.

Нагрузка — это воздействие физических упражнений на организм занимающегося и ответная реакция организма на это воздействие.

Нагрузка бывает: 1) стандартной — одинаковой по своим внешним параметрам (скорости, темпу движений и др.); 2)переменной (вариативной) — изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.

Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.

В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различаюттипы интервалов отдыха: 1) субкомпенсационные (неполные); 2)компенсационные (полные); 3) суперкомпенсационные (экстремальные); 4) постсуперкомпенсационные.

При субкомпенсационном(неполном) типе интервала отдыха очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.

Компенсационный (полный) ординарный тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся, появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они дают возможность поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.

Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха — это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин).

Постсуперкомпенсационный (длинный)тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода.

По своему характеру отдых может быть: 1) пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности); 2) активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (например, в беге — спокойная ходьба, в плавании — неторопливые движения в воде и т.п.).

Дата добавления: 2016-12-16 ; просмотров: 3673 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector