Изонить, приемы для начинающих, схемы с цифрами
Изонить (другие названия — ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) – вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. В англоязычных странах используют название «embroidery on paper» — вышивка по бумаге. Иногда встречается название «paper embroidery», изредка «Form-A-Lines»- формы из линий, по-французски «broderie sur papier». В немецкоговорящих странах «pickpoints» — точечный рисунок.
Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.
Занятие изонитью способствует эстетическому и умственному, расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус,формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, учит наблюдать.Безусловно, техника изонити ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий. Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.
С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.
Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:
основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);
- то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
- швейные нити (катушечные, мулине, ирис);
- скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
- иголка;
- тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.
Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.
Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой — серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.
Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанные дырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным.
Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.
Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.
Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделана кручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.
Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.
Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.
Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: «Заполнение угла» и «Заполнение окружности» и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).
Главное: сначала на лицевой стороне делаем длинный стежок, в среде его открытыми финалами каждый раз пропускаем одинаковое число проколов и он должен пересекать предыдущий стежок, а по лицевой изнанке огромная игла направляется в следующий прокол (стежок короткий), быстро двигаясь в одном ничего хорошем духе, неуверенно предположим, по часовой стрелке.
Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.
Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.
Приём «Заполнение угла».
- Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
- Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).
- Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
- Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины («0»).
- Вдеть нить в более тонкую иглу.
- Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.
Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.
Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).
Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).
Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.
Приём «Заполнение окружности».
- Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
- Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, можно делить окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
- Сделать проколы в полученных точках.
- Вдеть нить в иглу.
- Заполнить окружность по схеме.
Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.
Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: — на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; — делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; — по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; — по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.
Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.
Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.
Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.
Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.
Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.
Дуги, спирали, лепестки.
Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.
Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.
Прошивание спирали. Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.
Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.
Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.
Создание тоновой изонити.
Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.
Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение.
Подробно об этом вы можете почитать у нас на сайте в статьях «Цветоведение» и «Арт-терапия».
Советы начинающим.
1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде линий-штрихов.
2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.
3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.
Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.
После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.
Источник
Солнышко в технике изонити
материал по технологии на тему
несколько видов выполнения Солнышка в технике изонити
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryoe_zanyatie_solnyshko_v_tehnike_izontitokument_microsoft_office_word.docx | 23.98 КБ |
prezentaciya_proekt_solyshko_v_tehnike_izoniti.pptx | 2.95 МБ |
razvitie_melkoy_motoriki_shkolnikov_cherez_osvoenie_tehniki_izoniti.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытые занятие : Солнышко в технике изонити
Разработать проект и выполнить изделие по проекту
Задачи, формируемые в рамках занятия кружка УУД через проектную работу:
- Формирование понятия значимости своего труда, формирование интереса к выполнению работы
1.Целеполагание, подведение к теме выполнения работы
1.Планирование, составление плана выполнения проекта
3.Прогнозирование, выдвижение идей
4. Контроль, Самооценка
5. Коррекция, выполнение работы в соответствии с технологической картой выполнения проекта
- Поиск и выделение необходимой информации
- Умение осознанно и правильно строить работу при выполнении проекта
- Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем при разработке проекта, отвечать на вопросы, слушать и понимать других
Материалы для занятия: цветной картон, трафареты, коробка из пенопласта, иголка. Нитки, английская булавка, скотч, тесьма. двусторонний скотч
1. Организационный момент
Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.
Дети определяют, называя имя ребёнка (например, Наташа)
Наташа, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу Максиму, а Максим – Ксюше. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Наташа передала нам своё настроение. Ребята, а ещё как можно поднять настроение, улучшить своё состояние.( сделать приятное другому)
2.Проблема . Что подарить?
Ребята, вы видите сколько гостей к нам сегодня пришло . они пришли на нас посмотреть, чтоб осталось от нас хорошее впечатление мы должны создать атмосферу радости, мы должны подарить им хорошее настроение. А как мы подарим настроение? Мы должны сделать подарок
Что мы можем подарить?
Я вам даю подсказку.
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все .
А мы можем подарить солнышко?
Когда светит солнышко, у всех хорошее настроение. Вместе с солнышком мы можем подарить и радость. Солнышку радуются и взрослые и дети. В фольклоре разных народов Солнце называли ясным и красивым, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым.
Люди обозначали солнце по-разному:
— кругом с расходящимися лучами;
— прямыми и косыми крестами;
-кругом с крестом внутри;
Солнце(кече)- Знак добра, дающий всему живому жизнь на земле.
В далеком прошлом от солнца многое зависело в жизни людей, поэтому они представляли себе его могущественным. Люди считали Солнце богом. Они думали, что Солнце живет на Востоке и каждое утро выезжает на золотой карете, запряженной белыми огнедышащими конями погулять по небосклону. А ночью оно плавает на водоплавающих птицах по подземному океану. Солнцем украшали одежду, домашние вещи, и дома. В каждой стране солнце называли по-разному и изображали его по-разному.
3.Первоначальные идеи. Как солнце мы можем подарить?
— Можно просто нарисовать (показ рисунка);
— Можно слепить (показ вылепленного солнышка );
— Можно сделать аппликацию (показ);
— Можно сконструировать (показ бумажной конструкции);
— И, наконец, его можно выполнить в технике изонить.
Итак , мы выполним солнышко в технике изонити
4.Материал для работы
5. Порядок выполнения работы
Мы с вами изучили 2 способа выполнения техники изонити : снежинка и капелька. Как вы думаете, какой способ больше подходит для изготовления солнышка? Конечно снежинка .На следующем занятии мы попробуем нарисовать солнышко способом капелька.
Разберем этапы выполнения проекта ( по рисункам)
6.Самостоятельная работа над проектом.
— выберем две формы разного размера
-приложим схему на форму меньшего размера и закрепим посередине
-вставим нитку в иголку и закрепим скотчем на изнаночной стороне
— заполним центральную часть формы стежками к центру ( снежинка)
— соединим готовую форму с формой большего размера, вставив между ними шнурок
-приклеим личико солнышку
7. Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.
— За что себя можешь похвалить?
— Над чем еще надо поработать?
9.Игра « Продолжи пословицу с гостями « и получишь подарок
Солнышко пригреет, все поспеет.
Солнце днем работает, а ночью отдыхает.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Солнце встает, так и день настает.
При Солнце тепло, а при матери добро.
Худо лето, коли солнца нету.
10.Рефлексия. Приклей личико солнышку.
Я вышила солнышко,
Я поглажу солнышко
Приходи же солнышко,
Нам с тобою, солнышко,
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч —
Почему же он горяч?
Если солнце — это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце — это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже, все равно всего дороже!
МОУ « Красногорская СОШ №1»
Проект: «Солнышко» в технике изонити
Дмитриева Елена Григорьевна
п. Красногорский, 2012 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Солнышко» в технике изонити
Проблема Что подарить?
Солнышку радуются взрослые и дети
Как солнце мы можем подарить?
Картон Схема Английская булавка Коробка из пенопласта Нитки Скотч Материал для работы
Выбор рисунка, схемы Выполнения сколка Закрепление нити Заполнение формы Оформление работы Порядок выполнения работы
Т ехнология выполнения Выбери форму, приложи схему Закрепи булавкой, выполни сколки Закрепи в середине нитку скотчем
Технология выполнения Заполни центральную часть Готовая работа Соедини готовую форму с формой большего размера, вклеив между ними ленточку
Что нужно было изготовить? Понравилось ли тебе выполнять работу? В чем были затруднения? Самооценка
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики школьников через освоение техники изонити»
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев….»
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. ( слайд)
.Особую роль в процессе развития моторики, подготовке руки к письму играет ручной труд, который способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений , гибкости, точности в выполнении действий . ( слайд)
В нашей школе под моим руководством работает кружок «Ниточный дизайн» на котором дети знакомятся с техникой изонити.( слайд)
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей. ( слайд)
Изонить или нитяная графика — техника, напоминающая вышивание, графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Изонить- доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер. ( слайд)
Изонить – вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов – только цветные катушечные нитки, цветной картон, иголка, ножницы, скотч. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. . Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток. ( слайд)
Занятия изонитью (техника вышивания на картоне) оказывает благоприятное воздействие на младших школьников и дают быстрые результаты, благодаря простоте и оригинальности самой техники.. Изонить дает возможность «спрятать» свои неумения, т.к. все дети начинают с освоения невиданной ранее техники, с ее азов и оказываются в равных условиях. Программа «Изонить» объединена с изотерапией, так как в основе ее лежит знание цвета, его сочетаний. В процессе наблюдения выявляю пристрастия ребенка к тому или иному цвету, оттенкам, что позволяет определить настроение ребенка, его состояние, а затем вести целенаправленную работу.
Кружок « Ниточный дизайн» посещают 8-10 детей . С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Как руководитель кружка опираюсь на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.( Слайд)
При определении содержания деятельности учитываю следующие принципы:
- Учитель для ученика, а не ученик для учителя
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Учёт психофизических особенностей детей
- Создание атмосферы успеха.( слайд)
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.( слайд)
. На занятиях кружка основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности( слайд)
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
— полное внимание к однокласснику;
— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
— никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил
В процессе работы в кружке у учащихся старалась формировать универсальные учебные действия( слайд)
1. Ценить и принимать «добро», «терпение»,
2. Освоить роли кружковца; формировать интерес (мотивацию) к занятиям на кружке ( слайд)
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. развивать регулятивные действия включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
3. Определять план выполнения заданий на занятиях кружка под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.( слайд)
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.( слайд)
1. Участвовать в диалоге на занятиях
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других. –
К занятиям изонитью проявляют интерес, как мальчики так и девочки. Главное условие, обучение должно идти последовательно, систематически, но не чаще одного раза в неделю.
Мы начинали работу с детьми с самого простого, изучили сначала прием снежинки , затем капельку и начали выполнять завитки. Снежинки превращались в одуванчики, капельки в лепестки цветочков. ( слайд)
Дети овладевают техникой, обучаются различным приемам создания собственной поделки, дополняя ее деталями. От отдельных поделок они переходят к созданию нескольких – связанных одной темой творческих работ.
Основная педагогическая позиция должна состоять в том, чтобы не мешать ребенку быть талантливее самого учителя. (Слайд)
В своей работе придерживаюсь правил:
— Не кричать на ребенка — крик притупляет голос детской совести;
— Никого ни с кем не сравнивать — уважать в ребенке индивидуальность;
— Не делать замечаний, не уличать, а верить ребенку;
— Не мешать делать неправильно;
— Не объяснять всего учебного материала — не лишать детей радости самостоятельного поиска.
Результаты использования техники изонити показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, способствует развитию логического мышления, развивает координацию движений рук под контролем глаз, воспитывает усидчивость, терпение , внимательность и старание. ( слайд)
Таким образом, уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь . (слайд)
Источник