Образ солнца в поэзии Серебряного века (исследовательская работа по литературе)
Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc | 116.5 КБ |
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Городская литературоведческая конференция
«Русская поэзия XX века»
Исследовательская работа по литературе
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
подготовили учащиеся 8 А кл.:
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
- проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
- подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
- сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
- выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Содержание исследовательской работы
- Образ Солнца в мифологии древних славян.
- Обожествление Солнца, обычаи и верования.
- Художественный образ Солнца в древнерусской литературе.
- Светская литература XVIII в, XIX в.
- XX век – ожидание перемен, предчувствие трагических событий.
- Образ Солнца в поэзии Бальмонта.
- Опера «Победа над Солнцем», картины художника Н.Чюрлениса.
- Солнечная символика в стихотворениях Маяковского В., М.Цветаевой,
А.Ахматовой, О. Мандельштама.
3. Обобщение изученного материала, выводы.
1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».
Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.
Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».
2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.
2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог. Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен. » — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна — как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.
3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.
Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.
Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.
4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ
О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.
О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!
Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых — везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.
Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възр ѣ на св ѣ тлое солнце и вид ѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.
Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.
Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися , яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».
В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти .
5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:
на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>
Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».
Источник
Символ Солнца. Изображение его в разных культурах. Часть первая, наскальные изображения.
В мастерской мы часто делаем украшения, посвященные разным стихиям — воде и ветру, земле и огню. Еще мы делаем много штук, которые рассказывают про лес — про весеннюю звенящую листву, или про таинственные лесные тропы, или про старые мудрые деревья. Но так уж получилось, что больше всего украшений мы делаем про солнце, или даже — про солнца, потому что никогда не знаешь точно, сколько именно светил ходит по небу того мира, о котором сложится следующая история.
Люди изображали солнце с незапамятных времен, не говоря уже о том что ему поклонялись и его обожествляли — поэтому когда делаешь такие вещи, то неизменно чувствуешь себя частью длинной-длинной вереницы художников, кузнецов, ювелиров, и даже немного шаманов, которые рисовали солнечные диски на своих бубнах, рассказывающих об устройстве мира.
Поэтому нам стало интересно, с чего же все началось? Как люди разных культур, разных эпох и разных климатических поясов изображали Солнце, как этот символ менялся, усложнялся и дополнялся, как переплетался с другими символами и знаками, как превращался в орнаменты и замысловатые узоры?
Тема эта оказалась очень интересной, сложной и практически безграничной — действительно, нет такого народа в символике которого не встречалось бы солнечного символа, и в то же время удивляет единообразие этих изображений в разных культурах, отделенных друг от друга не только километрами, но и веками. Начнем с самого начала?
Часть первая, доисторическая. Наскальные изображения VII-III тысячелетий до нашей эры.
Сиволические изображения солнца — в виде диска, диска с точкой, диска с расходящимися лучами или креста заключенного в круг — встречаются еще в наскальных рисунках каменного и бронзового веков, как отдельное изображение или в комбинации с изображениями людей, животных и других символов.
Это — начало начал, одновременно и символ, и «рисунок с натуры» — тот самый диск, который мы видим над головой каждый день (если повезет), и который видели наши далекие предки тысячи лет назад.
Кстати, есть предположение, что диск с точкой внутри — это не просто символическое изображение солнца, а изображение гало — эффекта, когда вокруг солнца образуется «корона», светящееся кольцо.
Жители Северной Европы изображали солнце в виде колеса, или креста в круге — ингда в сочетании с фигурами людей или ладей,»перевозящих солнце» по небосклону. Эти наскальные рисунки — родоначальники знаменитого кельтского креста.
А это — Ирландия, «Камень Семи Солнц», один из самых красивых неолитических памятников с изображением солнечного диска — вернее, целых семи дисков! О его практическом назначении до сих пор существуют только догадки.
Тоже Ирландия — здесь и колесо, и гало, и расходящиеся лучи, и даже солнце с прямыми лучами, освещающими землю.
Очень много петроглифов — наскальных рисунков — сохранилось в южной части Северной Америки и в Мексике.
Здесь можно найти все разнообразие известных символов, и не меньше — таких, которые еще только предстоит разгадать.
Такие же точно символы встречаются в наскальных росписях на территории современных Грузии и Армении — здесь можно найти изображения, похожие на цветок, и даже несколько «солнц» в одном круге. Такие символы уже почти похожи на орнамент.
В Сибири — традиционное северное колесо-крест,»гало», и расходящиеся круги.
Отдельная история — изображение солнца с двумя или тремя лучами, направленными в сторону «земли». Такие рисунки встречаются в разных местах Европы и Азии. Что это, дорога к солнцу или что-то, или от него? Отражение солнца в воде, или солнечные лучи, выходящие из-за туч?
А вот такой петроглиф c изображением солнечного символа красуется на эмблеме Pueblo Grande Museum — музея археологии в США, штате Аризона
При работе над статьей использовались материалы из открытых источников в интернете.
Источник