Уильям Тёрнер: «Солнце — вот Бог!»
Романтик? Сумасбродный бунтарь? Художник, предвосхитивший импрессионистов, символистов и даже абстракционистов? Личность Тёрнера считается парадоксальной, крайне неоднозначной. Многие считали его сумасшедшим, однако современники еще при жизни художника называли его настоящим гением.
В 2008 году из лондонской галереи «Tate Britain», которая хранит и экспонирует основную массу произведений художника, в ГМИИ им. А.С. Пушкина приехала замечательная выставка Тёрнера: около сорока холстов, восьмидесяти акварелей и даже небольшое количество гравюр. Именно тогда, отстояв больше трёх часов в очереди на выставку, я впервые близко познакомилась с творчеством Уильяма Тёрнера, его работы произвели на меня огромное впечатление.
«Тёрнер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть.» Джон Констебл
Констебл и Тернер были главными представителями течения романтизма той эпохи, стремившимися отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего нас мира.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля (дата рождения оспаривается некоторыми исследователями) 1775 года в Лондоне, в районе Ковент-Гарден. Его талант проявился очень рано, в декабре 1789 года четырнадцатилетнего Тёрнера зачислили в Королевскую академию. В том же году он представил свою первую акварель “Вид дворца Ламбетт” на выставке в Королевской академии. Он не был самоучкой, а брал уроки у профессионалов и находился под влиянием британского акварелиста Александра Козенса. Акварели Тёрнера пользовались большой успехом у покупателей. Вскоре художник стал знаменит как мастер романтического пейзажа. Первая картина маслом «Рыбаки в море» также удостоилась экспозиции.
Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а затем стал её действительным членом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика, ему было всего 27 лет. В 1807 году он стал профессором перспективы и разработал программу обучения, которая касалась широкого круга вопросов, гораздо больше, чем изучение исключительно перспективы. Однако, стоит отметить, что у Тёрнера не было прямых последователей.
Художник очень любил путешествовать по Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, создавая этюды своей походной палитрой. Тёрнер тщательно изучал как работы старых мастеров, так и своих современников. Сюжет не столь увлекает художника, как важность передачи чувств и эмоций. И для решения этой задачи главную роль Тёрнер отводит свету и цвету.
Творчество английского художника, с точки зрения изобразительных приемов, можно условно разделить на три этапа. Первые этап — ранний, можно охарактеризовать наибольшей степенью академичности рисунка, голландскими традициями в свете и темной цветовой гамме. Уже в самых первых работах Тёрнер поднимает тему конфликта человека и природы, тему гигантской стихии по сравнению с маленьким человеком, особый драматизм: бурные моря, лавины, небеса и пробивающиеся сквозь тёмные тучи лучи золотого солнечного света. При этом, каким-то чудеснейшим образом художнику удается за счет этой игры света и тьмы сделать композицию очень уютной для глаза.
В 1819 году художник впервые побывал в Италии. Он посетил Рим, Венецию, Милан, Турин, Неаполь, изучал работы Рафаэля, Тициана, а также современных итальянских художников того периода. После этой поездки в Италию и начинается второй условный период творчества Тёрнера — появляются яркие, чистые оттенки, свет преобладает над тенью. Италия дарит работам художника ощущение жары, блеска, сияния солнца, интенсивность цветов.
В этот период в 1829 году Тёрнер представил лучшую из своих исторических работ «Улисс насмехается над Полифемом».
Последующие годы своего творчества художник уделяет поиску новых цветовых решений и форм передачи чувств. Живопись движется в сторону импрессионизма. Главными рабочими инструментами художника остаются цвет, цвет, воздух и объём.
Одной из величайших работ позднего периода творчества художника является картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье».
Существует история, что 67-летний Тёрнер велел привязать себя к корабельной мачте на 4 часа, дабы прочувствовать всё происходящее вокруг и правдоподобно передать историю и эмоции. В каталоге около работы примечание: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле»».
Однажды, уже в преклонном возрасте, Тёрнера спросили, в чем же таится загадка его творчества? Он ответил очень просто: «У меня был один секрет – работать на износ.»
Тёрнер умер 19 декабря 1851 года в своем доме на берегу Темзы. Всё своё состояние художник завещал сиротскому приюту для начинающих художников, а все свои работы, около 280-ти полотен и 18-ти тысяч эскизов, оставил Лондонской Национальной галерее. Именно по этой причине ни наши музеи, ни другие мировые сокровищницы живописи практически не располагают работами великого Тёрнера.
Если вы вдруг направляетесь в Лондон, я рекомендую воспользоваться возможностью и уделить время посещению «Tate Britain», где можно насладиться творчеством гениального английского художника Уильяма Тёрнера.
Источник
«Он задумал изобразить солнце с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. » Британский художник William Turner (1775 — 1851)
Бакен на месте кораблекрушения. 1807
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер — британский художник, прославившийся изображениями стихии, в особенности, водной, предтеча импрессионистов. Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи.
Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли. Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания.
Если бы не Уильям Тёрнер, не было бы никакого импрессионизма, а значит, вообще всё пошло бы иначе в мировой живописи. Впрочем, никакое «если бы» невозможно. Солнце, воздух, вода и огонь — божества, служению которым Тёрнер посвятил жизнь.
Еще ребенком Уильям пропадал целыми днями на Темзе, которую писал потом всю жизнь. Ему было 14, когда одну из его акварелей выставили в Королевской академии и разрешили ему свободное посещение академии. Признание он получил в молодости, а собственную галерею открыл, когда ему и 30 не было. Это его идея фикс — чтобы все картины были собраны в одном месте.
Начинал художник Тёрнер с акварелей, позже пришли гравюры, иллюстрации книг и наконец — масло. Он был чрезвычайно революционен для своего времени и при этом — востребован и признан. Его темы — стихия, струящийся свет, солнце, вода, огонь. Стихии на его картинах могут быть как спокойными, так и бурными, непокорными. Неизменным остается сияние и тепло, излучаемое его работами. Широко известна история, когда во время шторма он попросил привязать себя к мачте, чтобы наблюдать ураган изнутри. Не факт, что она реальна, но его полная самоотверженность во всем, что касалось живописи, и бесконечная преданность силам природы делают такое вполне возможным.
«Главное, к чему надо стремиться в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе.» — Уильям Тернер
Последний рейс фрегата «Отважный». 1839
Пожар в верхней и нижней палатах парламента 16 октября 1834 года. 1835
Кьебеф, устье Сены. 1833
Голландские рыболовные лодки во время шторма. 1801
Восход солнца сквозь туман. Рыбаки чистят и продают рыбу. 1807
Побережье Кале в отлив. Торговки, собирающие наживку для рыбной ловли. 1830
Кёльн, прибытие пакетбота. Вечер. 1826
Стангейт-Крик на реке Медуэй. 1824
Замок Флинт. 1830-e
Улисс насмехается над Полифемом. «Одиссея» Гомера. 1829
Древний Рим. Агриппина высаживается на берег с прахом Германика. 1839
Современный Рим — Кампо Ваччино. 1839
Догана, Сан-Джорджио, Сителла. 1842
Сцена на побережье возле Неаполя. 1828
Пьяцетта, Венеция. 1835
Молодая луна. 1840
Замок Алник, Нортумберленд. 1829
Сент-Майклс-Маунт, Корнуолл. 1834
Тёмная Риги. 1842
Голубая Риги. 1842
Канал Чичестер. 1828
Цепной пирс, Брайтон. 1828
Рэйби Касл, поместье графа Дарлингтона. 1818
Яхта приближается к берегу. 1840-e
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
В Британии открылась первая выставка, посвящённая одержимости Тёрнера солнцем
Ещё один центральный экспонат на выставке « Тёрнер и Солнце» — полотно « Закат над озером» ( ок. 1840). Это незавершённое , но очень эффектное изображение заходящего солнца. Сначала зритель пытается распознать элементы пейзажа ( возможно , озера Люцерн в Швейцарии), однако скоро становится очевидным , что главный объект картины — свет , золотящий небо и облака , а также его отражение в воде.
Очаровательным примером передачи солнечных лучей , исходящих из центра композиции , является полотно « Петуорт , закат на озере. Примерный этюд» ( ок. 1828). Это один из шести этюдов , на основе которых Тёрнер сделал четыре завершённых произведения для поместья Петуорт-хаус.
Многое о наблюдениях за солнцем могут рассказать акварельные этюды и эксперименты с размывкой и цветом. Быстрые наброски захватывают мимолётные световые эффекты в небе. Выставка в Уинчестере — это редкая возможность полюбоваться хрупкими и чувствительными работами , которые в галерее Тейт можно просмотреть только по предварительной записи.
Одна из них — «Закат. Рыбный рынок на пляже», выполненная в необычном для акварели вертикальном формате. «Путь на бал» отличается преобладанием жёлтого крона , то эта работа отличается виртуозным использованием белого.
Слева: Уильям Тёрнер , «Закат. Рыбный рынок на пляже» ( 1835). Галерея Тейт Британия
Источник
Уильям Тернер.
Уильям Тернер (Mr. Turner), реж. Майк Ли, 2014.
Солнце – это бог. Когда все в вашей жизни подчинено этому богу – солнечному свету, важно ли то, что вы едите, во что одеты, как говорите, кого любите.
Вопросы для подробного психоанализа ЗДЕСЬ
Основная психологическая тема: творчество
Мотто: Солнце – это бог.
Круг психологических проблем:
- творчество
- биография
- забота
- семья
- утрата
- созерцание
- травма
- фрустрация
- сублимация
- насмешки
- издевательство
- старение
- старость
- смерть
- агония
- любовь
- инаковость
- талант
- классовое неравенство
- уродство
- конфликт
- самоизоляция
- характер
- служение
- вера
- пассионарность
Системы отношений:
- хозяин-слуга
- отец-сын
- муж-жена
- прошлое-будущее
- талант-посредственность
- человек-бог
- консерватизм-либерализм
- человек-человек
Черты характера:
- угрюмость
- мизантропия
- грубость
- эгоизм
- отчужденность
- самодостаточность
- вежливость
- воспитанность
- замкнутость
- чуткость
- любознательность
- бескорыстие
- вера в себя
- уверенность
- эксцентричность
- трудолюбие
- чувство юмора
- прямолинейность
- честность
Эмоциональная парадигма:
- сострадание
- сочувствие
- скорбь
- одержимость
- страсть
- боль
- нежность
Нравственные категории:
Символизм, метафоры:
Выразительные средства:
Дополнительные вопросы:
- Какие конфликты раскрываются в фильме?
Цитаты:
- На этой земле все взаимосвязано. Ничто не существует само по себе.
- У него была идеальная картина, а он превратил ее в насмешку.
- Это ваша боль, не переносите ее на своих любимых.
- Я хочу видеть все свои картины, выставленные в одном зале и созерцаемые народом бесплатно.
- Солнце – это бог.
Отзывы:
- Обрюзгший чудак с вечно недовольным выражением лица, готовый расплакаться от бетховенских или перселловских секвенций. Способный увидеть в лице пожилой дамы профиль Афродиты. Привязать себя в шторм к мачте во время бури — а потом «телесность» снежных хлопьев, перемешанных с соленой водой, воплотить в морском шедевре. Нечленораздельно бурчащий от недовольства и удовлетворенно хрюкающий инфантил. Убедительный и ироничный спорщик. Эти резкие, почти театральные краски густыми мазками накрывают одна другую, разбухая в конфликт внешнего и внутреннего. https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/05/17/59580-blednyy-prizrak-luchshih-let
- Тернер сохраняет редкое умение всегда оставаться немного ребенком. С его непосредственностью и восторженным взглядом на мир — мир как природу, царство солнца, а не человека. Это же помогает ему встречать удары судьбы. На его глазах умирает отец, единственный родственник, к которому он испытывал теплые чувства. Тернер сидит у его постели, глаза на мокром месте — и вдруг он одним резким движением сам себе утирает и сопли, и слезы. Только спустя время он придет к проститутке, чтобы заполнить блокнот эротических эскизов, и уже расплачется как следует. http://www.mk.ru/culture/2014/05/16/portret-hudozhnika-v-starosti.html
- Тернер у Майкла Ли редко облекает мысли в слова, зато в каждом его занятии под толстой шкурой похрипывает и посапывает паровой котел, удивительный биодвигатель, заставляющий этого не слишком приятного на вид и в общении человека создавать удивительные, наполненные светом и движением воздуха картины. Впрочем, неприятен в общении Тернер с теми, кто ему не интересен. С другими же он бывает обходителен, остроумен, честен. Физиологичность героя подчеркивается с первых кадров: монтажная склейка рифмует бритье свиной головы на кухне с бритьем самого Тернера. Да, великий человек может быть похож на свинью, ну и что. https://www.gazeta.ru/culture/2014/05/16/a_6036913.shtml
- «Солнце — это Бог», — скажет Тернер, умирая. Доказательства его веры — многочисленные полотна, тревожно-желтые раньше, чем у Ван Гога, дымчатые прежде, чем у Моне. Опередивший свое время художник был равнодушен к любой другой религии, кроме служения свету и цвету. Не случайно в фильме Ли есть сцена, где Тернер наблюдает за научным экспериментом знакомой дамы. В ходе его накаленная солнечным зайчиком — а точнее, красным цветом пойманной на холсте радуги — иголка начинает раскручиваться. Все вертится благодаря цвету. Но в мире «Мистера Тернера», кроме него, об этом мало кто знает. http://www.gq.ru/blogs/cannes/75241_bog_solntsa.php
- По слухам, вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, дрючит свою покрытую псориазом домоправительницу. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство — явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов. http://www.msk.kp.ru/daily/26231/3114306/
- «Солнце — это Бог», — говорит на смертном одре Уильям. Эта фраза красной нитью идет через все творчество Тернера и через фильм режиссера Ли: мешковатый маринист считал, что именно борьба между светом и тенью порождает всю окружающую нас красоту. Одержимый этой схваткой солнца и тьмы, Тернер, наплевав на бывшую жену и дочерей, мнение королевы Виктории, рисует свои полотна, на которых главный герой всегда один и тот же — солнце. Солнце, которое каждый день разное, несмотря на то, что ежедневно движется по одной и той же траектории. https://www.kinopoisk.ru/user/268254/comment/2252302/
Сходная проблематика:
- Амадей (Amadeus), реж. М.Форман, 1984.
- Винсент и Тео (Vincent & Theo), реж. Роберт Олтмен, 1990.
- Девушка с жемчужной сережкой (Girl with a Pearl Earring), реж. Питер Веббер, 2003.
- Переписывая Бетховена (Copying Beethoven), реж. А.Холланд, 2006.
- Поллок (Pollock), реж. Е.Харрис, 2000.
- Полное затмение (Total Eclipse), реж. А.Холланд, 1997.
- Призраки Гойи (Goya’s Ghosts), реж. Милош Форман, 2006.
- Фрида (Frida), реж. Д.Теймор, 2002.
- Чаплин (Chaplin), реж. Ричард Аттенборо, 1992.
Источник