Меню

Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места вид придаточного

Солнце еще согревало верхушки

А.И. Куприн не раз писал о русском языке >>

Солнце еще согревало верхушки. Мы дошли до места. Составьте из двух простых предложений СПП, определите вид придаточного предложения в нём. Учитель русского языка и литературы Брызгалова Е.В. МОКУ СОШ п.Безбожник.

Слайд 13 из презентации «Виды СПП». Размер архива с презентацией 91 КБ.

Русский язык 9 класс

«Обучение сжатому изложению» — Теплые чувства. Способы и приемы сжатия текста. Слушать музыку дома. Обучение сжатому изложению. Воспитание имеет много аспектов. Воспитание. Ребята. Ребята на школьных переменах. Некрасов. Алгоритм написания сжатого изложения. Никто не мешает. Содержание текста. Приемы сжатия.

«Сжатие текста» — Основные критерии сжатия текста. Обобщение и исключение. Исходный текст. Основное правило сжатия текста. Примеры сжатия текста. Наиболее распространенные способы сжатия текста. Исключения. Слияния. Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения. Замены. Обобщение. Исключение. Цель урока. Год проходит за годом. Основные языковые приемы компрессии. Приемы компрессии текста.

«Оценивание по русскому языку» — Применение умений и навыков. Роковая дуэль. Шкала перевода баллов. Знание. Синтаксис сложного предложения. Распишите дескрипторы. Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся. Критерии. Проанализируйте сложные и простые предложения. Выражение оценки. Традиционное оценивание. Составьте график. Продолжите мысль. Нормы оценок. Понимание и оперирование знаниями.

«Правила правописания» — Еловые лапы. Люди любят природу. Сложноподчинённые предложения. Приемы сжатия текста. Основные виды сложных предложений. Правописание приставки. Книжное слово. Определите тип предложений. Синтаксическая пятиминутка. Правописание. Ответьте на вопросы. Приставки. Найдите слово. Люди забыли эту истину. Роль сложных предложений в тексте. Свободный диктант. Колыбель и обитель. Вопросы домашнего задания.

«Игра-конкурс по русскому языку» — Искры чувства. Антонимы. Крылатые слова. Материал. Ударения. Значение. Слова. Русский язык. Заведующая библиотекой. Пастораль. Словарь. Названия. Оценка. Угнетение. Награды. Анабиоз. Делирий. Фамилии. Полученные знания. Верх. Конкурс. Слова-образы. Конверты. Грона. Обратимся к истокам. Синонимы. Советский языковед. Кто быстрее. Шутка. Помощники.

«ССП» — 1. Определите тип предложения: Сложносочиненное предложение. А но да (=но) однако зато же только (= но). Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Спп. Практикум. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. 4. Определите тип предложения: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. [ = — ] , Да [ = -]. Вот крик и снова все затихло. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Всего в теме «Русский язык 9 класс» 35 презентаций

Источник

Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места вид придаточного

Цели: научить определять место придаточного предложения по отношению к главному в сложноподчиненном предложении, правильно ставить знаки препинания, строить схемы сложноподчиненных предложений.

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка.

– Определите, сколько букв и звуков в каждом слове?

Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ряд.

– Расставьте ударения в следующих словах:

Портфель, роман, процент, молодежь, квартал, средства, положил, индустрия, красивее, приговор, статуя, понять, понял, поняла.

III. Сообщение темы урока.

Слово учителя. Сложноподчиненное предложение состоит из одной независимой части (главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей (придаточные предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми.

Читайте также:  Защита для окна от солнца жалюзи

[Солнце еще согревало верхушки сосен], (когда мы дошли до места). (Ю. Казаков.) […], (когда…).

(Чтобы дождаться такого вечера), [нужно было прожить сто лет]. (К. Паустовский.) (Чтобы…), […].

[Деревня, (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его]. (Г. Троепольский.) […, (куда…), …].

Придаточное предложение синтаксически подчиняется главному. К нему можно задать вопрос:

И весело мне думать (о чем?), что поэт меня поймет. (И. А. Бунин.) […], (что…).

Помнится ему маленький домик, спальня (какая?), в которой он спал против отца. (В. М. Гаршин.) […], (в которой…).

Если в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу.

Наступили дни яркого света, когда выходить без темных очков невозможно, потому что отраженный в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза. (И. Соколов-Микитов.)

Или: Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису. (Л. Н. Толстой.)

IV. Самостоятельная работа с учебным пособием.

Задание. п рочитать § 18–19.

Работа по вариантам .

Вариант I : составить план § 18, проиллюстрировать собственными примерами.

Вариант II : составить план § 19, проиллюстрировать собственными примерами.

Домашнее задание. § 18–19, упр. 89.

Источник

Знаешь ли ты тип придаточного?

Знаешь ли ты тип придаточного?

Определите вид придаточного

1) Ёлочка хороша, если она растёт.

2) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

3) Я люблю, тебя, Жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.

4) Пробуждаются клёны от сна, чтоб, как бабочки, листья захлопали.

5) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

6) Для тебя я, Русь, эти сказы пел, потому что был и правдив и смел.

7) Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где никто не может расти.

8) Азовское море цветёт в начале августа, как цветут реки и пруды.

9) Сердце так стиснуло, что его не стало слышно.

10) Всё сады, сады, так что домов не видно.

1) Как прекрасна жизнь, между прочим, и потому, что человек может путешествовать!

2) Звёзды бились и сверкали серебряной чешуёй, как бьётся в сетях пойманная камса.

3) Дорогу размыло дождём, так что по горам образовались глубокие рытвины.

4) Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.

5) Истомлена полдневным зноем, в немой тоске земля ждала, чтоб ночь прохладой и покоем хоть миг забвения дала.

6) Стаи птиц пролетали над поездом и исчезали вдали, где ветер качал траву.

7) С осени, когда пруды начинали покрываться плёнкой, мы с нетерпением следили за их замерзанием.

8) Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.

9) Когда в товарищах согласья нет, не прочитать им и « Квартет ».

10) Своеобразие наших рыбных районов так велико, что заслуживает целых томов для своего описания.

Источник

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Презентация к уроку

Цели: Формирование умения обучающихся научить выделять в СПП предложениях указательные слова.

Задачи: познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям;

Тип урока — комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Читайте также:  Чем намазать ребенка после солнца

1. Организационный момент. Запись отсутствующих.

  • Запись темы в тетрадях.
  • Сформулируйте задачи сегодняшнего урока, исходя из темы урока.

2. Работа с таблицей.

3. Схематический диктант.

1) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет.

3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его.

4) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису.

3. Объяснение темы урока. (слайд 2)

  1. Тот, кто любит родину, должен служить ей.
    В предложении указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.
  2. Тот человек, который любит родину, должен служить ей.
    В предложении тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.
  3. Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
    В предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.
  4. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
    В предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксической роли указательного слова в составе главного.

Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.

4. Работа с учебником (с. 62-67)

Беседа по вопросам:

А) С какой целью используются указательные слова в спп?

Б) Какой частью речи являются указательные слова?

В) На что они указывают?

Г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?

Запомните! (слайд 3)

5. Выборочный диктант.

Выписать только номера предложений с указательными словами.

  • Кто ищет, тот всегда найдет.
  • Горюет Фома, что пустая голова.
  • Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  • И кафтан греет, когда шубы нет.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Где песня льется, там легче живется.Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
  • Не ведает царь, что делает псарь.
  • Поселись там, где поют.
  • И мы видали, как бояре едали.
  • Пока весь класс занят записью пословиц, 2 ученика работают у доски:

    1 – фонетический разбор слова поют

    2 – выполнение интерактивного теста

    6. Взаимодиктант на основе упр.104 (упражнение 78) (слайд 4- 5)

    В это время у доски работают два ученика:

    1) Родина нам мать, а чужая сторона – мачеха. (Пословица) (синтаксический разбор)

    2) выполнение интерактивного теста

    7. Работа со схемами. (слайд 6)

    8. При помощи команды “Перо” восстановить текст. (слайд 7,8)

    Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ___________________, во-вторых, отыскать ________________ (______________), в-третьих, поставить _________________. Придаточное предложение может пояснять ________, ___________,__________________

    9. Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? (слайд 9)

    1. Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (), [ указ. слово].
    2. Каково лето, таково и сено. [ указ. слово], ().

    9. Творческие задания.

    — Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением. (слайд 10)

    1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук.

    2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.

    3) Лось почувствовал близость опасности.

    4) Несмотря на любовь к животным, мальчик пристрастился к охоте.

    Читайте также:  Брелок для ключей солнце

    — Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами. (слайд 11)

    1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.

    2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города

    — В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? (слайд 12)

    1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

    2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

    3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

    4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

    10. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. (слайд 13-22)

    11. Тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.

    1. Укажите сложноподчинённое предложение

    А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

    Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

    В.Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

    2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

    В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.

    3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?

    Но я любитель старых тополей,
    Которые до первой зимней вьюги
    Пытаются не сбрасывать с ветвей
    Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).

    2. Проблема авторского голоса не находит решения, поскольку она, по-видимому, неверно поставлена (М.Громов).

    А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.

    Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.

    В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части

    4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

    1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).

    2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).

    Б. Союзное слово.

    5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?

    В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).

    12. Итог урока. Рефлексия. (слайд 23)

    Наш урок подходит к концу.

    — Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

    – Довольны ли вы своей работой на уроке?

    – Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

    – Какие мысли вы вынесли с урока?

    – Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?

    12. Домашнее задание (слайд 24)

    1 – составить мини-диалоги, где были бы употреблены в виде ответных реплик предложения с указательными словами.

    2 – составить кроссворд по теме

    3 – найти и записать 10 пословиц с указательными словами.

    Источник

    Adblock
    detector