Меню

Солнце дремлет то глянет то опять уснет знаки препинания

1.Укажите неверное утверждение.

а) однородными могут быть любые члены предложения;

б) в предложении может быть два обобщающих слова;

в) если в предложении два ряда однородных членов, то знаки препинания в каждом ряду ставятся независимо:

г) если однородные члены соединены повторяющимися союзами, то запятая ставится всегда перед всеми однородными членами.

2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.

б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.

в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего дня.

г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.

д) Какая неприятная пронизывающая погода!

е) Откуда-то доносился странный прерывистый протяжный звук.

3. Укажите, в каком предложении выделенные слова являются однородными определениями.

а) Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.

б) Тонкий лимонный лунный свет.

в) Шумная, весёлая, весенняя Москва.

г) Дом был большой, двухэтажный.

д) Эта работа была огромная, смелая, виртуозная.

е) Он казался заурядным, обыкновенным.

4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.

а) Он мал, зато удал.

б) Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.

в) Хороши- то хороши, да разборчивы ерши.

г) Послышался глуховатый звон не то колокола, не то чего-то другого.

д) Солнце дремлет: то глянет, то опять уснет.

е) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

5. Укажите, в каком примере не нужна запятая перед союзом ДА.

а) Я увидел только бой да вместо песен слышал канонаду.

б) Ум имей хоть маленький да свой.

в) Но это был не городской да и не сельский звук.

г) Ждал я вас на покос этим летом да так и не дождался.

6. Найдите, в каких примерах неверно расставлены знаки препинания в предложениях с союзом И.

а) Берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде.

б) Мы оглянулись и с трудом узнал знакомые и милые места.

в) И ветер затих и туча росла, мигая молниями, и глухо ворчала.

г) И день, и ночь скакали мы вперед.

Д) и стар и молод пришли к нему на помощь

Источник

План урока по русскому языку в 8 классе

План урока по русскому языку в 8 классе

Тема »Однородные члены, соединенные союзами. Знаки препинания при однородных членах»

1. сформировать знания постановки знаков препинания при однородных членах; повторить и закрепить орфограммы.

2. формировать информативную компетенцию в аспекте обработки информации; — формировать компетентность разрешения проблем в аспекте оценки собственного продвижения (называет трудности, с которыми столкнулись при выполнении упражнений по учебному листу);

3. Совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать на примере текстов интерес к литературе;

Тип урока – комбинированный

Проверка домашнего задания

С какими трудностями столкнулись при выполнении домашнего задания?

Синтаксический разбор предложения.

Какие союзы могут соединять однородные члены предложения?

Повторение сочинительных союзов, запись их в тетради:

1.Соединительные: и, да(и), тоже, также, ни-ни (повт), двойные: не только… но и; как… так и;

2.Разделительные: или (иль), либо, то – то, не то – не то;

3.Противительные: а, но, да (но), зато, однако, же

(Запись в тетради.)

Компетентность разрешения проблем (выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности)

Читайте также:  Кто впервые определил видимую звездную величину солнца

Тест с последующей самопроверкой

Определите, какой союз (союзы) связывает (связывают) однородные члены.

1. Больше всего я боялся заразиться стертым и беспомощным языком.

2. Иван Степанович отдавал заводу все силы, домой приезжал

3. Он походил на заводского мастера или на управляющего.

4. Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

5.Уля до этой вот крайней минуты не имела ни ясного плана, ни твердой цели в душе своей.

6. Олег прислушивался, сдерживая дыхание, но слышал только толчки своего сердца.

7. Ее подбородок дрожит не то от смеха, не то от слез.

8. Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.

9. Вдохновение приходит не извне, а добывается трудом изнутри.

10. Пушкин был не только первоклассный писатель, но и первоклассный читатель

1. Соединительный союз (союзы)

2. Противительный союз.

3. Разделительный союз (союзы)

Тест с последующей самопроверкой

Определите, какой союз (союзы) связывает (связывают) однородные члены.

1. Солнце дремлет, то глянет, то опять уснет.

2. Сосулька растет утром в толщину, а вечером в длину.

3. Обнялись облака и уснули без грусти.

4. Близко пролетит с торопливым звонким криком какая-то неугомонная или напуганная птица.

5. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

6. Цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть.

7. Нигде ни садика, ни длинного забора.

8. Справа послышался глуховатый звон не то дорожных чайников, не то чего-то другого.

9. Черен бор за этим старым домом, перед домом поле да овсы.

10. Хороши-то хороши, да разборчивы ерши.

1.Соединительный союз (союзы)

3.Разделительный союз (союзы)

Помни! Запятая ставится между однородными членами

Схема постановки знаков препинания на доске.

Запятая между однородными не ставится, если они соединены одиночным союзом И, ДА (И), ИЛИ, ЛИБО.

В остальных случаях запятая ставится. Правда, правило действует только в чисто виде, если в предложении нет никаких подводных камней.

Подобрать примеры на данные схемы (смотри учебник)

Формируется информационная компетентность.

Проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию по заданному вопросу

Главное внимание обращаем на союз И

Составляем схемы, в которых показываем роль союза И

1. Зевая и подтягиваясь, дремал Черевик у кума. (одиночный союз)

2. Шпицы, и кровли, и частокол, и стены его тихо вспыхивали отблесками отдаленных пожарищ. (повторяющийся союз)

3. Заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. (попарное соединение)

4. Вверху только в небесной вышине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. (части сложного предложения)

Загадка. Что надо сделать с предложением, чтобы в нем исчезла запятая? Мы легли спать, и все быстро уснули.

Реши вопрос, ставится или нет запятая перед союзом в предложениях. Почему для этого надо найти грамматические основы предложений?

На небе появилась луна и окрестности озарились.

На небе появилась луна и вокруг стало светлее.

На небе появилась луна и озарила все вокруг.

Задание 1. Найдите предложения с рядом однородных членов, построенных по следующим схемам. Расставьте недостающие знаки препинания. Вместо точек поставьте порядковый номер предложения.

1. Бесстрашье верность и отвагу ценил от века наш народ.

2. О волках ходило и ходит много выдуманных рассказов.

Читайте также:  Юпитер период вращения вокруг солнца год

3. Необыкновенны русская зима яркие зимние дни лунные светлые ночи!

4. Неизвестное вызывало в нем бурный протест и нестерпимое любопытство.

5. И черемухой пахнет и горьким ароматом одуванчиков.

6. Между ними протянулась невидимая но крепко связавшая их нить сердечной дружбы.

Задание 2. Обведите союзы при однородных членах предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Худое и бледное лицо еще хранило следы красоты замечательной.

2. Я испытывал не горе а мягкую и светлую печаль.

3. Плохо началась а хорошо продолжалась для него та зимовка.

4. Не только юношеские стихотворения Блока но и его позднейшие создания требуют от читателя большого напряжения внимания.

5. Ни власть ни жизнь меня не веселят.

6. В детстве или любят или ненавидят, поступок здесь может быть или хорошим или плохим но не средним.

7. Спорить значит не только отвергать противников но и искать единомышленников.

8. Об этом знали иволга да ветер да сосен прошлогодняя хвоя.

9. В руке он держал то ли пинцет то ли щипчики.

10. Кажется, он был некоторое время сотрудником не то тульской не то орловской газеты.

11. Дремали не только леса но и лесные озера и ленивые лесные реки с пресной водой.

12. Ослепительные тугие облака похожие то на ветки с яблоневым цветом то на белогрудых лебедей плыли в просторном небе.

Задание 3. Синтаксический разбор предложения

Нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома.

Синонимия союзов и их стилистическая окраска в предложениях с однородными членами.

Как соединены однородные члены в приведенных ниже предложениях? Какое значение придает однородным членам союз НИ-НИ в первом предложении? Какому соединительному союзу он синонимичен? Можно ли в данном предложении заменить его союзом И? Если нет, то почему? Какой союз синонимичен союзу ДА ( в соединительном значении) Почему во втором предложении подходит союз ДА? К какому стилю относится предложение? К какому стилю относится третье предложение? Приведите доказательства. Каким союзом соединены в нем однородные члены? Какое значение вносит в предложение союз?

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. В то время предполагали, что во всех проводниках могут перемещаться как положительные, так и отрицательные электрические заряды.

Сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами?

1.Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

2. В твоих глазах и грусть и нежность.

3.Красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности.

4 Художник должен быть и историк и поэт и философ и наблюдатель.

5 У меня не выяснены счеты с пламенем и ветром и водой.

6 Живу сверх меры празднично и трудно и славлю жизнь на вечные года.

7 В этом возгласе было и восхищение и благодарность и любовь.

8 Мы оглянулись и с трудом узнали знакомые и мирные места.

9 В них (глазах) синева и тьма и блеск.

10 Я сел за стол с карандашом и бумагой и стал записывать.

4. Не нужны запятые

Сколько запятых нужно поставить в предложении с однородными членами?

Читайте также:  У меня мечта увидеть солнце

1.Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев Тургенева.

2.Любовь и смерть и кровь и пламя переплелись в цветке отцов.

3. Он (Чехов) сам себя воспитал и дал нам суровый урок порядочности по отношению к людям и к своему писательскому труду.

4. С утра до ночи вчера с солнечными перерывами и валил и тихо летел и косо падал снег.

5. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника и голубая черника и красная брусника.

6. Наконец-то осияло после грозы и дождей свежее и роскошное утро.

7. Воздух бодрый и вкусный и бодрый.

8. Березка мила и при солнце и в самый серый день и при дождике.

9. Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.

10. Левинсон подложил травы и хворосту и раздул пламя.

4. Не нужны запятые

С чем мы познакомились на уроке? Что показалось трудным? Какие вопросы мы рассмотрим на следующем уроке?

Источник

1.Укажите неверное утверждение.

а) однородными могут быть любые члены предложения;

б) в предложении может быть два обобщающих слова;

в) если в предложении два ряда однородных членов, то знаки препинания в каждом ряду ставятся независимо:

г) если однородные члены соединены повторяющимися союзами, то запятая ставится всегда перед всеми однородными членами.

2. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.

б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.

в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего дня.

г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.

д) Какая неприятная пронизывающая погода!

е) Откуда-то доносился странный прерывистый протяжный звук.

3. Укажите, в каком предложении выделенные слова являются однородными определениями.

а) Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах.

б) Тонкий лимонный лунный свет.

в) Шумная, весёлая, весенняя Москва.

г) Дом был большой, двухэтажный.

д) Эта работа была огромная, смелая, виртуозная.

е) Он казался заурядным, обыкновенным.

4. Найдите предложения, в которых однородные члены связываются соединительными союзами.

а) Он мал, зато удал.

б) Как жить, так и читать вприпрыжку не следует.

в) Хороши- то хороши, да разборчивы ерши.

г) Послышался глуховатый звон не то колокола, не то чего-то другого.

д) Солнце дремлет: то глянет, то опять уснет.

е) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

5. Укажите, в каком примере не нужна запятая перед союзом ДА.

а) Я увидел только бой да вместо песен слышал канонаду.

б) Ум имей хоть маленький да свой.

в) Но это был не городской да и не сельский звук.

г) Ждал я вас на покос этим летом да так и не дождался.

6. Найдите, в каких примерах неверно расставлены знаки препинания в предложениях с союзом И.

а) Берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дожде.

б) Мы оглянулись и с трудом узнал знакомые и милые места.

в) И ветер затих и туча росла, мигая молниями, и глухо ворчала.

г) И день, и ночь скакали мы вперед.

Д) и стар и молод пришли к нему на помощь

Источник

Adblock
detector