Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Предлагаемые вашему вниманию задания носят тематический характер , материал построен от простого к сложному. Задания рассчитаны на неделю занятий при ежедневном выполнении.
С детьми 4-5 лет достаточно заниматься 25-30 минут в день. С детишками 5-6(7) лет занятия длятся 35-40(45) минут.
Более подробные пояснения см. «Предисловии»
ОКТЯБРЬ
3-я и 4-я неделя
1. Рекомендую рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.
3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Познакомить с названием осенних месяцев и их признаками. Материал для рассказа может быть таким:
- Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
5. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
- Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — .
Ветер осенью (какой?) — .
Дождь осенью (какой?) — .
Листья осенью (какие?) — .
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .
6. Словарная работа и работа над слоговой структурой слова.
Объясните значение слова «листопад». Попросите ребенка проговорить слово по слогам.
Объясните значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «исчезают цветы».
7. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Туча — тучка.
Солнце — .
Дождь — .
Ветер — .
8. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
- Дождь идет, дожди . (идут)
Лист падает, листья .
Цветок вянет, цветы .
Птица улетает, птицы .
Ветер дует, ветры .
Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .
9. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
- День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — .
Дождик, который идет осенью, какой? — .
Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
Погода, которая бывает осенью, какая? — .
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
- 1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
1 лист, 2 . 3. 4. 5.
1 туча, 2 . 3. 4. 5.
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
(Е. Головин)
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
(А. Плещеев)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он гуляет.
(Дождь)
14. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
16. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
— А. Вивальди Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
— П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
— В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
17. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему «Перелетные птицы»), почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
- Сентябрь — первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь — второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени — предзимье — ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
- Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) — .
Ветер осенью (какой?) — .
Дождь осенью (какой?) — .
Листья осенью (какие?) — .
Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) — .
Осенью солнце (что делает?) — .
Осенью птицы (что делаю?) — .
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова «листопад». От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Туча — тучка.
Солнце — .
Дождь — .
Ветер — .
9. Упражнение «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
- Дождь идет, дожди . (идут)
Лист падает, листья .
Цветок вянет, цветы .
Птица улетает, птицы .
Ветер дует, ветры .
Дожди идут, дождь . (идет)
Листья падают, лист .
Цветы вянут, цветок .
Птицы улетают, птица .
Ветры дуют, ветер .
10. Упражнение «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
- День, когда идет дождь, какой? — . (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? — .
Дождик, который идет осенью, какой? — .
Погода, когда часто идут дожди, какая? — .
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? — .
Погода, которая бывает осенью, какая? — .
11. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
- 1 лужа, 2 . 3. 4. 5.
1 лист, 2 . 3. 4. 5.
1 туча, 2 . 3. 4. 5.
11. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
- Летом солнце яркое, а осенью .
Летом небо светлое, а осенью .
Летом день длинный, а осенью .
Летом тучи ходят высоко, а осенью .
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
13. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
- — Лето — со снопами, осень- с пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
— Холоден сентябрь, да сыт.
14. Упражнение «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
- Определи, чего не бывает осенью.
— Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
— Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
— Набухают почки, распускаются листья.
— Люди собирают урожай овощей и фруктов.
— Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
- Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
14. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
- Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Б) Упражнение «Правильно — неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
15. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
- Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
- Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
— Как светит солнце?
— Какие стали дни, а какие ночи?
— Что происходит с листьями?
— Что делают люди осенью в садах и на огородах?
— Куда улетают перелетные птицы?
16. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу «Осень». Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
17. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова «Осень на пороге», «Кто куда».
18. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):
А. Вивальди. Концерт «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».
П. И. Чайковский «Осенняя песня (октябрь) из цикла «Времена года».
В. А. Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
19. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник.
М. Н. Воробьев. «Осенняя ночь в Петербурге».
В. Поленов «Золотая осень».
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.
Источник
Оказывается, на Солнце тоже бывают дожди
Ученые рассказали, что дождь может идти на нашей звезде — Солнце, но это дождь из перегретого газа.
На Земле мы привыкли к дождю и круговороту воды в природе. А как насчет Солнца? Это трудно вообразить, но там тоже бывает дождь. Впрочем, естественно, речь не идет об обычном дожде: наше светило «омывают» дожди из перегретого газа. Вот как это происходит.
Дождь на солнце
- Солнечные «американские горки»
- Разгадка «солнечной тайны»
Солнечные «американские горки»
Солнце представляет собой гигантский шар из водорода и гелия, где постоянно происходит синтез химических элементов. В результате этого синтеза выделяется тепловая энергия, которая обогревает Землю и всех ее обитателей. Кроме того, Солнце является источником электромагнитной активности, которая периодически приводит к извержению целых рек заряженных частиц. Эти потоки, когда Земля оказывается на их пути, вызывают в высоких широтах полярное сияние и могут даже выводить из строя искусственные спутники.
Именно этим явлением отчасти объясняется механизм так называемого солнечного дождя. Элементы, из которых состоит Солнце, в основном находятся в форме плазмы, электрически заряженного газа. Плазма, как правило, течет вдоль магнитных петель материи, которые поднимаются с поверхности светила, а затем снова падают вниз.
След, по которому плазма поднимается и удаляется от поверхности Солнца, напоминает траекторию кабины на американских горках. На верхнем пике петли, как на вершине американских горок, температура плазмы наименее высока, потому что она находится дальше всего от Солнца. В этой наивысшей точке часть плазмы охлаждается и падает обратно в виде осадков, подобно дождю на Земле.
Разгадка «солнечной тайны»
Открытие солнечного дождя было неожиданным. Эмили Мейсон, руководитель исследований в Центре космических полетов имени Годдара при НАСА в штате Мэриленд, искала признаки существования дождя в так называемых «шлемовых лучах», острых магнитных петлях высотой в миллионы километров, которые можно увидеть, когда они вырываются с поверхности во время затмения. Как и некоторые предыдущие исследования, математическое моделирование показало, что дождь находится именно там.
Однако, после нескольких месяцев исследований, которые так и не дали никаких существенных результатов, Мейсон пришла в голову идея поискать дождь в более мелких магнитных петлях, изображение которых было получено с высокой точностью Обсерваторией солнечной динамики НАСА. Хотя их высота составляет всего 2 процента от высоты шлемовых лучей – и по этой причине плазма не может охлаждаться до достаточно низкой температуры – именно там исследователи обнаружили дождь. Сделанное открытие привело ученых к мысли, что эти небольшие структуры могут помочь разгадать многие другие загадки Солнца.
Дело в том, что корона, или верхняя атмосфера Солнца», имеет температуру в несколько миллионов градусов Цельсия, в то время как слой, расположенный под ней – всего несколько тысяч градусов. Что делает верхнюю часть атмосферы более нагретой, остается пока загадкой. Однако, учитывая расположение и структуру дождевых петель, ученые намерены обратить особое внимание на эту зону, чтобы узнать, не скрывается ли там разгадка.
Более того, у НАСА имеется космический аппарат, известный как солнечный зонд «Паркер», который в ближайшие несколько лет периодически будет осуществлять съемку солнечной поверхности с верхней точки орбиты Меркурия. Учитывая успехи, достигнутые Обсерваторией солнечной динамики и «Паркером», тайна солнечной короны, возможно, будет раскрыта уже в ближайшем будущем. опубликовано econet.ru
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник