Меню

Солнце для растений 3 класс

Солнце, растения и мы с вами (3 класс)

Особенности питания растений

Все растения, населяющие земной шар – это живые существа, которые могут дышать и питаться.

Ни для кого не секрет, что растения впитывают из грунта воду, в которой растворены различные соли. Но как растения добывают самые ценные питательные вещества – крахмал и сахар? В почве этих компонентов нет, но они присутствуют в составе самих растений. Эта загадка долгое время не давала покоя самым выдающимся ученым, пока, наконец, на нее не был найден ответ.

Как выяснилось в ходе исследований, листья растений – это настоящие маленькие волшебники, которые могут «приготовить» пищу из углекислого газа и воды. Воду они получают благодаря корням, а те, в свою очередь, впитывают ее из земли. Углекислый газ листва поглощает из воздуха. Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет.

Рис. 1. Фотосинтез происходит в листьях.

Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света называется фотосинтезом. В этом процессе принимают участие все части растения:

  • корень втягивает из грунта солевые растворы;
  • стебель проводит вверх эти растворы;
  • в листьях происходит их превращение в сахар и крахмал.

Почему для получения питательных веществ нужен свет? Все дело в том, что солнечные лучи несут с собой мощный поток энергии, которая запускает многие процессы. Без энергии ни одно существо не могло бы жить, и ни один механизм не смог бы работать.

Рис. 2. Солнечный свет – источник энергии.

Это открытие оказалось очень важным, ведь стало понятно, что существование животных и людей на планете невозможно без растений. Природа распорядилась так, что только одни существа на Земле – растения – способны вырабатывать питательные компоненты из углекислого газа и воды. Животные и люди, питаясь растениями, обеспечивают себя жизненно важной энергией.

Дыхание растений

Во время тщательного исследования растений ученые пришли к еще одному интересному выводу. Оказывается, во время «приготовления» растениями питательных веществ, дополнительно образуется еще и кислород – ценный газ, который нужен всем живым существам для дыхания.

Если не будет растений, в воздухе останется такое малое количество кислорода, что его будет недостаточно для обеспечения жизни на Земле. Интересно, что все растения в процессе питания выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают.

Растения – это легкие нашей планеты. Ежегодно они выделяют примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода! Чем больше деревьев, кустарников и трав на земном шаре, тем чище и полезнее воздух. Именно поэтому так важно бережно относиться к нашим зеленым друзьям.

Рис. 3. Лесные массивы – это «легкие» нашей планеты.

Рассмотрим сходства и отличия процессов дыхания и питания растений:

  • дыхание заряжает растения ценной энергией, а благодаря фотосинтезу все живые существа на планете получают пищу и кислород;
  • дыхание происходит постоянно, независимо от внешних факторов, а фотосинтез может быть только под воздействием солнечных лучей;
  • в процессе дыхания участвуют абсолютно все клетки растения, а в фотосинтезе – только зеленого цвета;
  • во время дыхания растения поглощают кислород из воздуха, а во время фотосинтеза – выделяют его;
  • при дыхании в растениях происходит расщепление веществ, а при фотосинтезе они, напротив, образуются.

Какова связь между растениями, людьми и солнцем

Без тепла и света, которыми обеспечивает нашу планету солнце, растения не могут существовать, потому что процессы питания и дыхания не могут осуществляться без солнечной энергии.

Если на Земле не будет растений или их будет очень мало, перед человеком встанут две серьезные проблемы:

  • существенно уменьшится источник пищи;
  • исчезнет самый главный производитель кислорода.
Читайте также:  Тень или солнце для лаванды

Без растений человеку попросту нечем будет дышать, а без дыхания невозможна и сама жизнь.

Что мы узнали?

При изучении темы “Солнце, растения и мы с вами” (3 класс) мы узнали, как у растений происходят два самых важных процесса: питание и дыхание. Мы выяснили, какое влияние на эти процессы оказывает солнечный свет, и какие продукты при этом вырабатываются. Без кислорода, который выделяют растения, жизнь на планете была бы невозможна.

Источник

Урок окружающего мира в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»

Тема. Солнце, растения и мы с вами

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

— научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.

-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

— научатся формировать умение договариваться,

-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

— научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-получать возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков; тестовые задания на интерактивной доске;

схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки; презентация к уроку.

Ход урока

Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум — хорошо, а два — ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)

Читайте также:  Под солнцем соперничая с ним ярко светились синтаксический разбор

III. Мотивация учебной деятельности

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова — отгадки: солнце, растения, человек.

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) .

— Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

— Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

— В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-Прочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)

— Я отобразила тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме:

Солнце à Растения à Человек

-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

— Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

— Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

-А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

— Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

— Как дышим мы с вами?

Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) Видеоролик «Дыхание растений»

2. Питание растений.

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их в природе нет, а в растениях есть?

— Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

В чем тайна? Выяснилось, что листья растений — это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Видеоролик «Как питаются растения?»

Читайте также:  Сияло солнце вздыхала степь 3 класс

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого — биолога» стр. 74.

– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

— Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала.

1. Разгадаем кроссворд

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?(Свет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)

2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.

* Процесс, при котором растение

поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.—— Дыхание.

* Процесс, при котором растение

поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. ——— Питание.

-Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доски.

3.Творческая работа в группах.

Рисование плакатов «Берегите природу!»

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

— Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

VII. Итог урока.

— Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (Ответы учащихся.)

– Мне невольно вспоминаются следующие слова:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание:

— придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения.

IΧ. Рефлексия.

У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое — покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно — «солнышко грустное».

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Источник

Adblock
detector