Солнце, растения и мы с вами (3 класс)
Особенности питания растений
Все растения, населяющие земной шар – это живые существа, которые могут дышать и питаться.
Ни для кого не секрет, что растения впитывают из грунта воду, в которой растворены различные соли. Но как растения добывают самые ценные питательные вещества – крахмал и сахар? В почве этих компонентов нет, но они присутствуют в составе самих растений. Эта загадка долгое время не давала покоя самым выдающимся ученым, пока, наконец, на нее не был найден ответ.
Как выяснилось в ходе исследований, листья растений – это настоящие маленькие волшебники, которые могут «приготовить» пищу из углекислого газа и воды. Воду они получают благодаря корням, а те, в свою очередь, впитывают ее из земли. Углекислый газ листва поглощает из воздуха. Но, чтобы эта волшебная «кухня» заработала, нужен солнечный свет.
Рис. 1. Фотосинтез происходит в листьях.
Процесс создания питательных веществ из углекислого газа и воды под воздействием солнечного света называется фотосинтезом. В этом процессе принимают участие все части растения:
- корень втягивает из грунта солевые растворы;
- стебель проводит вверх эти растворы;
- в листьях происходит их превращение в сахар и крахмал.
Почему для получения питательных веществ нужен свет? Все дело в том, что солнечные лучи несут с собой мощный поток энергии, которая запускает многие процессы. Без энергии ни одно существо не могло бы жить, и ни один механизм не смог бы работать.
Рис. 2. Солнечный свет – источник энергии.
Это открытие оказалось очень важным, ведь стало понятно, что существование животных и людей на планете невозможно без растений. Природа распорядилась так, что только одни существа на Земле – растения – способны вырабатывать питательные компоненты из углекислого газа и воды. Животные и люди, питаясь растениями, обеспечивают себя жизненно важной энергией.
Дыхание растений
Во время тщательного исследования растений ученые пришли к еще одному интересному выводу. Оказывается, во время «приготовления» растениями питательных веществ, дополнительно образуется еще и кислород – ценный газ, который нужен всем живым существам для дыхания.
Если не будет растений, в воздухе останется такое малое количество кислорода, что его будет недостаточно для обеспечения жизни на Земле. Интересно, что все растения в процессе питания выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают.
Растения – это легкие нашей планеты. Ежегодно они выделяют примерно 45 миллионов тонн чистого кислорода! Чем больше деревьев, кустарников и трав на земном шаре, тем чище и полезнее воздух. Именно поэтому так важно бережно относиться к нашим зеленым друзьям.
Рис. 3. Лесные массивы – это «легкие» нашей планеты.
Рассмотрим сходства и отличия процессов дыхания и питания растений:
- дыхание заряжает растения ценной энергией, а благодаря фотосинтезу все живые существа на планете получают пищу и кислород;
- дыхание происходит постоянно, независимо от внешних факторов, а фотосинтез может быть только под воздействием солнечных лучей;
- в процессе дыхания участвуют абсолютно все клетки растения, а в фотосинтезе – только зеленого цвета;
- во время дыхания растения поглощают кислород из воздуха, а во время фотосинтеза – выделяют его;
- при дыхании в растениях происходит расщепление веществ, а при фотосинтезе они, напротив, образуются.
Какова связь между растениями, людьми и солнцем
Без тепла и света, которыми обеспечивает нашу планету солнце, растения не могут существовать, потому что процессы питания и дыхания не могут осуществляться без солнечной энергии.
Если на Земле не будет растений или их будет очень мало, перед человеком встанут две серьезные проблемы:
- существенно уменьшится источник пищи;
- исчезнет самый главный производитель кислорода.
Без растений человеку попросту нечем будет дышать, а без дыхания невозможна и сама жизнь.
Что мы узнали?
При изучении темы “Солнце, растения и мы с вами” (3 класс) мы узнали, как у растений происходят два самых важных процесса: питание и дыхание. Мы выяснили, какое влияние на эти процессы оказывает солнечный свет, и какие продукты при этом вырабатываются. Без кислорода, который выделяют растения, жизнь на планете была бы невозможна.
Источник
Урок окружающего мира в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Тема. Солнце, растения и мы с вами
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.
-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
— научатся формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
— научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получать возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков; тестовые задания на интерактивной доске;
схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки; презентация к уроку.
Ход урока
Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум — хорошо, а два — ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.
-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)
III. Мотивация учебной деятельности
Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт.
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать.
Какие слова у вас получились?
Ключевые слова — отгадки: солнце, растения, человек.
Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) .
— Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
— Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)
— В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
-Прочитайте тему урока. («Солнце, растения и мы с вами».)
— Я отобразила тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме:
Солнце à Растения à Человек
-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)
–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)
– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
Прогнозирование целей урока учащимися
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
— Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)
— Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)
-А как же питаются растения?
Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.
— Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)
IV. Изучение нового материала.
1. Дыхание растений.
— Как дышим мы с вами?
Дыхание растений
– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.
– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) Видеоролик «Дыхание растений»
2. Питание растений.
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)
– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
—Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
— Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)
В чем тайна? Выяснилось, что листья растений — это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Видеоролик «Как питаются растения?»
3. Почему люди и животные не могут жить без растений?
Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого — биолога» стр. 74.
– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
Рассказы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
— Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала.
1. Разгадаем кроссворд
1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)
2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?(Свет.)
3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)
4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)
2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.
* Процесс, при котором растение
поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.—— Дыхание.
* Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. ——— Питание.
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски.
3.Творческая работа в группах.
Рисование плакатов «Берегите природу!»
Проверка работы у доски – показ выполненной работы.
Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.
Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
— Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
VII. Итог урока.
— Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (Ответы учащихся.)
– Мне невольно вспоминаются следующие слова:
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)
– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.
VIII. Домашнее задание:
— придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения.
IΧ. Рефлексия.
У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое — покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно — «солнышко грустное».
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Источник