Меню

Солнце что сделало закатилось

Возвращение

Забытая песня военных лет.

Песню эту я услышал впервые летом 1944 года. Откуда она пришла – не знаю. Так же
не знаю автора текста и музыки. Но в далёком от войны райцентре Объячево республики Коми
она была широко распространена и мы – мальчишки с энтузиазмом пели её.
Песня эта оригинальна: она отличается от всех других песен и до сих пор ей нет аналога.
Дело в том, что каждый куплет песни состоит всего из двух строк, при том одинаковых! Но её
мотив – мажорный, однако , несмотря на похожесть мотива первой и второй строчки, они в
значительной степени разные: мотив второй строчки более напевный и его окончание раз –
нится с мотивом первой строчки, как бы подводя итог всему куплету.

Запись и переложение Льва Паркова.

Лишь солнце закатилось за тёмные леса
Лишь солнце закатилось за тёмные леса

Два воина – солдата стучатся в ворота
Два воина – солдата стучатся в ворота.

«Хозяюшка! Пусти ты нас переночевать.
Хозяюшка, пусти ты нас переночевать!»

Устали мы с дороги. Весь день пешком идём!
Мы двое с полустанка с утра пешком идём!

И ни одной подводы ни встречной, ни до нас
И ни одной подводы ни встречной, ни до нас!

А солнце с неба жарит и кончилась вода!
Так солнце с неба жарит и кончилась вода!

И как совсем устанем – так делаем привал.
Когда совсем устанем – так делали привал.

Сейчас совсем устали. Идти уж нету сил.
Мы так устали оба! Идти уж нету сил!

Ребятки дорогие, конечно вас пущу
Ребятки дорогие, конечно ж вас пущу.

Но только извеняйте, вас нечем угощать
Вы только не взыщите: мне нечем угощать!

— «Нам ничего не надо. Нам только отдохнуть.
Нам ничего не надо, нам только отдохнуть.

И вот она пустила к себе домой солдат
И вот она пустила к себе домой солдат.

И место указала кому где отдыхать
И место указала кому где отдыхать.

Один солдат заметил — другому говорит:
Один солдат заметил – другому говорит:

-«Андрей! Твоя мамаша на кухне слёзы льёт!
Смотри, твоя мамаша на кухне слёзы льёт!»

— «О чём , хозяйка, плачешь, о чём ты слёзы льёшь?!
О чём, о чём хозяйка, о чём ты слёзы льёшь?

-«А как же мне не плакать, а как же слёз не лить
А как же мне не плакать, а как же слёз не лить?!

Ведь мужа то убили, а сын-то на войне
Ведь мужа-то убили, а сын то на войне!»

— «О муже ты нам правду, быть может, говоришь
О муже ты нам правду, быть может, говоришь.

А вот твой сын, хозяйка, уже не на войне
Твой сын родной, хозяйка, уже не на войне!

Андрей! Кончай скрываться! Ты маму пожалей!
Андрей, кончай скрываться! Ты маму пожалей!

— «Я здесь, моя маманя!» — промолвил ей Андрей.
Я здесь, моя маманя!» — промолвил ей Андрей.

И подошёл Андрюша тут к матери своей
И подошёл Андрюша тут к матери своей.

— «Сынок, родной! Папаху скорее ты сними!
Сынок родной! Папаху скорее ты сними!

И тут она узнала сыночка своего!!
И тут она узнала сыночка своего!

— «Сыночек мой сыночек! Сыночек дорогой!!
— Сыночек, ты вернулся! Вернулся ты живой!!
________________________________________________________
— «Вернулся я, маманя, да только вот не весь!
Вернулся я, маманя, да только вот не весь.

Вон, погляди – ка, левой теперь уж нет ноги.
Вон ,погляди-ка, левой теперь уж нет ноги.

Пониже чуть колена мне миной отсекло!
Пониже чуть колена мне миной отсекло.

А вон, гляди: у Лёшки один рукав пустой!
Рукав у Лёшки левый висит почти пустой!

Ему пониже локтя танк отдавил в бою!
Пониже локтя руку танк отдавил в бою.

А Лёшка правой кинул бутылку ему вслед
А Лёшка правой кинул бутылку ему вслед

И танк тот загорелся и сразу тут же встал.
И танк тот загорелся и сразу тут же встал.

А фрицев того танка всех Лёха расстрелял
Из автомата фрицев всех Лёха расстрелял!

Хоть и владел он только лишь правою рукой!
Хоть и владел он только лишь правою рукой.

Так фрицам тем за руку наш Лёха отомстил!
Так фрицам тем за руку наш Лёха отомстил!

И тут же сразу Лёха сознание потерял
И тут от боли Лёха сознание потерял.

Очнулся он в Санбате уже без пол руки.
Очнулся он в Санбате уже без пол руки.

Начальник Медсанбата сказал нам с Лёшкой так:
Начальник медсанбата сказа нам с Лёхой так:

— Вы в списке. Ждите вызов в спецгоспиталь в Москву.
Вы в списке. Ждите вызов в спецгоспиталь в Москву.

Там делают протезы любых и рук, и ног
Вам сделают протезы, так, что б работать мог.

Работать будет можно, но уж не воевать.
Работать будет можно, но тяжести не брать!

Маманя в сострадании тут Лёшку обняла
И «пир» она готовить на радостях пошла.

— «Вот супчик из крапивы и два яичка в нём,
Да ячневая кашка и всё запьём кваском!»

Читайте также:  Каждой земле нужно свое солнце

— «Постой, постой, маманя, ведь не из нищих мы!
Постой, постой, маманя, не нищие ж и мы!»

И развязали парни тут вещмешки свои
И развязали парни тут вещмешки свои.

Достали то, что звалось у них «Сухим пайком»
Достали то, что звалось у них «Сухим пайком».

А там консервы «Шпроты» и многое ещё
А там консервы «Шпроты» и многое ещё.

И там «ещё» чекушки «Московской» водочки!
И там «ещё» чекушки «Московской» водочки!!

Таких уж яств в деревне не видели давно!
Таких уж яств в деревне не видели давно!!

И пир пошёл на славу! И стали песни петь.
Тут пир пошёл на славу, все стали песни петь.

Попировав душевно, солдаты спать легли
Уставшие с дороги заснули враз они.

Не спала только мама. Она фонарь зажгла
И к сторожу в Правление тот час она пошла.

До Лёхиной деревни ещё шестнадцать вёрст!
До Лёхиной деревни ещё 16 вёрст!

Пристало ли герою сражений на войне
Идти пешком до дому , идти пешком к себе?!

А в той деревне сторож звонить начальству стал
И чуть не пол деревни он на ноги поднял!

И мать его узнала о том, что сын пришёл
И мать его узнала о том, что сын пришёл!

Хотела прямо ночью она бежать к нему!
Хотя в лесу и волки, но всё ж бежать к нему!

Но пред колхоза быстро лошадок снарядил.
И по ночной дороге подводы он пустил.

И не прошло и часу, как мама обнялась
С сыночком своим Лёшей. Слезами залилась!

Андрея с мамой тоже позвали к торжеству
Гостями дорогими позвали к торжеству.

И только солнце встало – деревня собралась
И во Дворце Культуры тут встреча началась.

Андрей там всем поведал – каков дружок герой!
Как Лёша танк немецкий поджёг одной рукой!

Потом из автомата всех немцев «положил»
Как всю команду танка он на «тот свет» пустил!

Тут Лёша тоже слово сказать селянам взял
И о дружке – Андрее там всем он рассказал.

В составе отделения держал он «высоту»
Он был у пулемёта. Огонь вёл по врагу.

А фрицы наступали и было их не счесть,
А наших-то ребяток всего лишь было шесть!

Но все стреляли метко. Врагов Андрей «косил»
И подойти поближе те не имели сил!

Тогда им притащили на помощь миномёт
И ясно стало сразу, как дальше бой пойдёт!

Разрывом первой мины убило аж двоих
И фрицы повставали, в атаку вновь пошли.

Андрея ж не задело, по фрицам он строчил
И те вновь побежали назад, что было сил.

Вторая мина рядом с Андреем взорвалась
И часть ноги от взрыва совсем оторвалась!

Но пулемёт работал. Андрей косил врага
Он на одной ноге стоял, хоть страшной боль была.

Тут танки подоспели с пехотой на броне
Вновь фрицы побежали в окопчики к себе.

И тут вот наш Андрюша сознание потерял
И он на дно ячейки бесчувственный упал.

Его перевязали: солдат – солдату брат!
Андрея в танке быстро доставили в санбат.

Хирурги потрудились, всё сделав, что могли
Ему и крови влили, от гибели спасли!»

Кто был – все сразу встали , как Лёша всё сказал
Аплодисменты громкие наполнили весь зал.

Затем селяне сели, провозгласили тост
За земляков – героев и за победу нашу,
за их родной колхоз!

Душевно эта встреча с героями прошла!
Все пели и плясали и радость там была.

Колхоз Андрея тоже героя уважал
И за Андреем с мамой подводу он прислал!

Когда они вернулись домой в своё село
Когда они вернулись домой, в своё село

То почта «треугольник» солдатского письма
В счастливый дом Андрея под вечер принесла.

А мама развернула быстрее то письмо
И слёзы набежали тут на её лицо:

Писал отец Андрея!! Вот радость-то была!!
И у жены и сына скатилася слеза!

Жив, жив наш милый папка! Наш папка дорогой!!
Живой, живой наш папочка! Вернётся он домой!

Его сочли убитым, как был закончен бой
Его в могиле братской засыпали землёй.

Но он был жив. Очнулся. И вылез из земли
Был жив отец, очнулся и вылез из земли.

Как из земли он вылез, так стал на помощь звать
Как из земли он вылез, то стал на помощь звать.

И часовой услышал как он на помощь звал
И тут же командиру он это передал.

И девушки Санбата с носилками пришли
И раненого быстро к хирургам принесли…

Он в госпитале нынче, от фронта далеко
Не слышно канонады и на душе легко.

Врачи ему сказали – «отвоевался он».
И как его долечат – пусть ждёт его свой дом.

Источник

Методические рекомендации по выполнению различных видов языкового анализа (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

5. Тип по отношению к действительности (утвердительное или отрицательное).

6. Связь между предикативными частями (бессоюзная, союзная: сочинительная, подчинительная), вывод о типе сложного предложения (ССК).

7. Определить ведущую связь (первый уровень членения) между компонентами (сочинительная или бессоюзная).

8. Определить характер связи частей внутри компонентов (второй уровень членения)

9. Охарактеризовать каждый компонент в зависимости от того, какой тип предложения по структуре он собой представляет.

Читайте также:  Вопросы про солнце для 4 класса

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (М. Лермонтов)

1. Предложение сложное, так как состоит из 3-х предикативных частей и имеет три предикативных центра.

2. Схема: [— =], и [. ], (как….)

3. По цели высказывания: повествовательное.

4. По эмоциональной окраске: невосклицательное.

5. По отношению к действительности: все части утвердительные.

6. Связь между предикативными частями: союзная, сочинительная и подчинительная – это ССК.

7. Между компонентами (ведущая связь) – сочинительная.

8. Внутри компонентов (второстепенная связь) – подчинительная.

9. Первый компонент представляет собой простое предложение:

— по числу состава: двусоставное;

— по наличию второстепенных членов: нераспространённое;

— по членам предложения: (что?) солнце – подлежащее, выражено существительным в им. пад.; солнце (что сделало?) закатилось – ПГС, выражено глаголом в изъявительном наклонении.

Второй компонент представляет собой СПП:

— главная часть – ночь последовала за днём без промежутка

— придаточная часть – как это обыкновенно бывает на юге.

— относится ко всему главному предложению;

— присоединяется с помощью подчинительного союза как;

— отвечает на вопрос: как?

— это СПП с придаточным сравнительным.

— Место придаточной части: в постпозиции.

10. Это ССК с сочинительными и подчинительными отношениями.

Порядок стилистического анализа текста

1. Охарактеризуйте ситуацию общения:

— откуда взят данный отрывок;

— назначение и цели речи;

— отражает ли он речь автора или речь персонажа.

2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость называния, конкретность – абстрактность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи и т. д.)

3. Укажите языковые средства (лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в тексте названные стилевые черты.

4. Форма речи (диалог, монолог).

5. Содержит ли текст «стилеразрушающие» элементы – элементы другого стиля.

6. Сделайте вывод, к какому функциональному стилю относится данный текст.

Образец анализа текста художественного стиля

Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и берёзовыми почками.

Анализ. Этот текст адресован не какому-либо определённому лицу, а любому человеку, всем желающим ознакомиться с тем, как выглядит конец зимы – наступление весны. Следовательно, это не разговорная, а книжная речь. Задача этого описания состоит в том, чтобы нарисовать картину уходящей зимы. Такая задача стоит перед автором художественного произведения.

В тексте отражены такие черты художественной речи, как конкретность (солнечный полдень в лесу, чернеющая дорога с лужами, запах талого снега и набухающих почек), образность (олицетворение леса, описание его как живого существа).

С этой целью в тексте используются слова в переносном значении, метафоры (жмурится солнце, щурится лес), метафорические сравнения (ресницы игл, маслянисто блещут).

Текст искусно построен: в начале описания картина лишь названа (1 предложение), затем конкретизируется в трёх следующих предложениях.

В тексте уместно использованы различные по характеру грамматической основы предложения: назывное (1), безличное (4), описательный порядок слов (2 и 3), экспрессивные повторы, подчёркивающие существенные для описания картины детали (сонно жмурится, сонно щурится).

В описании использованы глаголы в настоящем времени, что способствует его живописности, изобразительности.

Форма речи — монологическая. Элементов другого стиля не наблюдается. Этот текст относится к художественному стилю.

Образец анализа текста разговорного стиля

Женя помолчала и опять спросила:

    Оля, а кто такой Тимур? Это один царь такой, — намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, — злой, хромой, из средней истории. А если не царь, не злой и не из средней, тогда кто? Тогда не знаю. Отстань! И на что это тебе Тимур дался?

Анализ. Отрывок взят из худ. произведения и представляет собой разговор двух сестёр. Цель речи – общение. Особые черты текста: непринуждённость, непосредственность контакта. Лексика разговорная, нейтральная, непринуждённая. Есть прилагательные, характеризующие качества человека. Предложения разные по цели высказывания и по эмоциональной окраске, простые, есть неполные, также имеется обращение. Форма речи – диалог. Стилеразрушающих элементов нет. Т. о. стиль – разговорный.

Образец анализа текста научного стиля

Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336 – 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. В 1370 году объявил себя эмиром. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

Анализ. Отрывок из энциклопедического словаря (словарная статья). Цель – сообщение общих сведений о жизни и деятельности Тамерлана. Текст хар-ся информативной насыщенностью, лаконизмом биографических сведений, точностью (даты), сухостью изложения, документальностью. Специфический признак – точные даты, достоверность изложенного, географические названия. Текст лишён эмоциональности и личностного начала (отношение автора к написанному); наличие общенаучной терминологии, употребление книжных словосочетаний, есть причастия, отглагольные существительные. Предложения повествовательные, осложнённые однородными членами. Форма речи – монолог, стилеразрушающих элементов нет. Стиль – научный.

Образец анализа текста официально-делового стиля

Настоящий документ выдаётся всем окончившим полный курс обучения в указанном выше учебном заведении. При утере не возобновляется.

Анализ. Текст представляет собой официальный документ об образовании. Задача – сообщить, что документ выдан и при утере не возобновляется. Черты – официальность, стандартность, бесстрастность. Книжные официальные слова и выражения, языковые штампы, слова однозначны, предложения полные, повествовательные. Форма речи – монолог. Стилеразрушающих элементов нет. Стиль – официально-деловой.

Читайте также:  Пусть солнце греет для тебя

Образец анализа текста публицистического стиля

О Льве Ивановиче Скворцове справедливо говорят как о лингвисте от Бога. Однажды влюбившись в русский язык, он посвятил ему всю свою жизнь. А еще Скворцова называют патриархом отечественного языкознания. Ученик и соратник выдающихся российских лингвистов — академика В. Виноградова, профессоров С. Ожегова и А. Реформатского, он немало сделал для сохранения и развития русского языка. Лев Иванович написал более чем 400 работ о проблемах современного русского литературного языка, теории и практики культуры русской речи, орфографии. Известный миру теоретик и мыслитель Лев Скворцов щедро делится знаниями и опытом, занимаясь преподавательской деятельностью.

Анализ. Сфера применения – газеты, журналы, Интернет. Задачи речи – передача информации с целью воздействия на читателя – заинтересовать личностью учёного. Тексту присущи стилевые черты: открытость, эмоциональность, субъективность. В тексте представлена общественно-политическая лексика: отечественное языкознание, выдающиеся российские лингвисты, проблемы, культура, теоретик, мыслитель и др; эмоционально-экспрессивная лексика: справедливо, влюбившись, щедро, выдающийся, известный,; крылатые выражения: лингвист от бога, посвятил ему всю свою жизнь; изобразительно-выразительные средства: влюбившись в русский язык, делится знаниями и опытом. Использование существительных с суффиксами — ость, — ени-: языкознание, сохранение, развитие, деятельность. К синтаксическим особенностям текста отнесём наличие полных распространённых предложений с обособленными обстоятельствами и определениями. Форма текста – монолог. Стилеразрушающих элементов нет. Т. о., данный текст относится к публицистическому стилю.

Порядок анализа сложного синтаксического целого

Определить количество предложений и указать тему (микротему). Указать тип связи предложений (параллельная или цепная). Указать признаки параллельной или цепной связи.

Образец анализа ССЦ с параллельной связью предложений

Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса.

Анализ. Данное ССЦ состоит из 4-х предложений, объединённых общей микротемой «Раннее утро». Первое предложение является обобщающим, все остальные раскрывают содержание первого и строятся одинаково, как двусоставные со сказуемым, предшествующим подлежащему, связаны единством модально-временного плана, в них названы одновременно существующие явления. Предложения самостоятельны, хотя и рисуют общую картину. Отсутствуют местоимённые слова, указывающие на ранее названные предметы. Т. о., это ССЦ с параллельной связью предложений.

Образец анализа ССЦ с цепной связью предложений

Весна пришла, как всегда, ранним утром. Появилась она на бревенчатой стене мезонина квадратом оранжевого и тёплого на ощупь солнечного света. И не замеченная во время долгой зимы капля смолы в щели бревна заискрилась в это утро, как топаз. (Паустовский).

Анализ. В данном ССЦ три предложения, которые объединены общей для них микротемой «Приход весны». В первом предложении сообщается о приходе весны, в последующих – о признаках её проявления. Структурно предложения связаны друг с другом с помощью местоимения она во 2-ом предложении, заменяющего существительное весна в 1-ом предложении, с помощью повторения одних и тех же слов (ранним утром, в это утро), с помощью союза и в начале 3-го предложения. Предложения не самостоятельны, их смысл понятен только в контексте. Т. о., это ССЦ с цепной связью предложений.

1. Определить, в какой части слова орфограмма.

2. Как называется орфограмма.

Каким правилом регулируется написание. Какой принцип написания: морфологический, фонетический, традиционный (исторический), дифференцированные написания.

Образец орфографического разбора

Зимою ждёшь в..сны, в..сною прос..ш… лета.

Весны – орфограмма в корне, правописание безударных гласных, проверяемых ударением: вёсны, принцип написания – морфологический.

Просишь – орфограмма в безударном личном окончании глагола, просить – глагол на –ить, 2 спряжения, поэтому пишется –ишь, принцип написания – морфологический.

Просишь – правописание мягкого знака в глагольных формах, у глаголов 2 лица ед. ч., наст. вр. после шипящих пишется мягкий знак, принцип написания – традиционный (исторический).

, и др. Синтаксис современного русского языка. 2009, 346с. , , Прудникова язык: Справочные материалы. М., 1995. и др. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: Учебное пособие. 2010, 191с. , , Фомина русский язык. (Учебник) 2002, 6-е изд., 528с. и др. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – 496. Голуб русского языка. 2010, 448с. Горшков стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. Учебник. 2006, 368с. Еремина разбора на уроках русского языка. 5–11 классы. СПб., 2004. , Пожарицкая русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография. 2011, 430с. Львова анализ слов на основе словообразователь-

ных морфем // РЯШ. 1996. № 3.

Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Под ред. . – М.: Просвещение, 1991. – 240с. , Текучев грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991. , Подгаецкая – это интересно. М.,1992. Русский язык. Под ред. (2001, 768с.) Русский язык и культура речи. (Учебное пособие) , Черкасова -на-Дону «Феникс». 2004, 3-е изд., 384с. Скворцов толковый словарь правильной русской речи. 2009, 1104с. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. М., 1995. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. (2001, 381с.) Тихонов словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991. – 576с. , Щеглова словарь русского языка. 20 тыс. слов. – М.: «ЛадКом», 2009. – 576с.

Источник

Adblock
detector