Солнце: строение, характеристики, интересные факты, фото, видео
Земная жизнь обязана своим происхождению небесному светилу. Оно греет и освещает всё находящееся на поверхности нашей планеты. Недаром поклонение Солнцу и представление его в качестве великого небесного бога нашло отражение в культах первобытных народов, населявших Землю.
Прошли века, тысячелетия, но важность его в жизни человека только возросла. Все мы – дети Солнца.
Что собой представляет Солнце?
Звезда из Галактики Млечный Путь, своей геометрической формой, представляющая огромный, раскалённый, газообразный шар, постоянно излучающий потоки энергии. Единственный источник света и тепла в нашей звёздно-планетарной системе. Сейчас Солнце пребывает в возрасте жёлтого карлика, согласно общепринятой классификации типов светил вселенной.
Сравнение Солнца и планет
Характеристики Солнца
Солнце обладает следующими параметрами:
- Возраст –4,57 миллиарда лет;
- Расстояние до Земли: 149 600 000 км
- Масса: 332 982 масс Земли (1,9891·10³⁰ кг);
- Средняя плотность – 1,41 г/см³ (она увеличивается в 100 раз от периферии к центру);
- Орбитальная скорость Солнца равна 217 км/с;
- Скорость вращения: 1,997 км/с
- Радиус: 695-696 тыс. км;
- Температура: от 5 778 К на поверхности до 15 700 000 К в ядре;
- Температура короны:
1 500 000 К;
Из чего состоит Солнце?
По своему химическому составу наше светило ничем не отличается от других звёзд и содержит: 74,5% – водорода (от массы), 24,6% – гелия, менее 1% – иных веществ (азот, кислород, углерод, никель, железо, кремний, хром, магний и другие вещества). Внутри ядра идут беспрерывные ядерные реакции превращающие водород в гелий. Абсолютное большинство массы Солнечной системы – 99,87% принадлежит Солнцу.
Состав Солнца
Строение Солнца
В самом центре тела нашей звезды расположено ядро. Оно занимает четверть радиуса Солнца. Именно тут «бушуют» термоядерные реакции, порождая видимое нам излучение. Вследствие огромных размеров, плотность вещества внутри светила огромна – в 150 раз больше плотности воды.
Далее находится зона лучистого переноса, по которой хаотично движутся фотоны. Удивительно, что в среднем достигают они следующего слоя за 170 тысяч лет.
Конвективная зона – внешняя область Солнца, где движение плазмы происходит за счёт явления конвекции (тёплое устремляется наверх и остывает, холодное идёт вниз для нагревания). Между этими двумя областями располагается тонкий слой под названием «тахоклин» – область возникновения магнитного поля.
Солнечная атмосфера трёхслойная: хромосфера, переходная часть, корона. Видимая глазу поверхность глубиной несколько сотен километров, носит название – фотосфера.
Поверхность
Температура фотосферы колеблется в пределах: от 8000 К на глубине 300 км до 4000 К в самых верхних слоях. Скорость вращения составляющего её газа неравномерна. 24 дня в области экватора и 30 на полюсах. Красный цвет хромосферы можно различить только во время полного солнечного затмения.
Солнечные пятна, факелы и гранулы
Солнечная поверхность по уровню свечения неоднородна и имеет менее яркие области, называемые солнечными пятнами. Продолжительность существования, которых варьируется от нескольких дней до нескольких недель. Необходимо отметить, что есть пятна, превышающие диаметр Земли.
Солнечные пятна
Кроме того, на поверхности Солнца расположены:
- Факелы – участки повышенной яркости, – «родные братья» солнечных пятен, часто предшествующие или последующие их возникновению;
- Гранулы, размером примерно в тысячу километров, покрывающие собой всю фотосферу и различимые обычным глазом;
- Супергранулы, габаритами в 35 000 км, тоже целиком обволакивающие всю поверхность светила. Но проявляют они себя лишь с помощью физических эффектов.
Внутри Солнца
Согласно, гипотезы Ханса Бете, внутри Солнца постоянно происходят реакции превращения водорода в гелий с большим выделением тепловой энергии. Своего рода – действующая 5 млрд. лет, водородная бомба. С запасом ещё на такой же срок.
Три года назад учёные Даремского университета из Великобритании выдвинули гипотезу поглощения вещества тёмной материи нашим светилом. Якобы она служит переносчиком энергии внутри Солнца. Ответ на вопрос можно будет получить, проведя исследования на базе самого большого ускорителя – адронного коллайдера. Для этого необходимо иметь хотя бы частицу тёмной материи.
Солнечный ветер
Это направленное от Солнца движение ионизированных частиц в сторону выхода за пределы нашей системы. Причиной возникновения столь интересного явления служит разность сил гравитации и давления верхних слоёв солнечной короны, не способная удержать поток ядерной плазмы в пределах нашей звезды (существует звёздный ветер других небесных светил). Скорость его может доходить до 1200 км/сек, а потоки пронизывать всё космическое пространство.
Первооткрывателем данного явления стал американский астрофизик Юджин Паркер. Но задолго до него ряд учёных делал предположения об излучение заряженных частиц с поверхности светила. В частности, Людвиг Бирманн из Германии сделал очень любопытное наблюдение хвостов комет. Оказывается, они всегда направлены в сторону от Солнца. Значит, испытывают на себе какое-то физическое воздействие.
Распространение солнечного ветра в космосе
С началом космической эры, гипотеза Паркера нашла своё подтверждение. Были проведены замеры потоков солнечного ветра со станций: «Луна-1», «Маринер-2». Даже был организован 4-х спутниковый эксперимент по замеру силы ударной волны (столкновение солнечного ветра с магнитосферой планеты). В процессе удалось получить уникальные научные данные с высокой точностью измерений.
Почему светит Солнце?
Немало философов и учёных пытались ответить на этот, вроде бы простой вопрос. Древнегреческий астроном Анаксагор за свою теорию раскалённого металлического шара умудрился попасть в тюрьму. Ясность наступила с началом XX-го века и открытием явления радиоактивности, а затем возможности проведения управляемой ядерной и термоядерной реакции.
Именно эти открытия приподняли завесу тайны происхождения самого распространённого явления природы. Английские учёные Эрнест Резерфорд и Артур Эддингтон первыми высказали предположение о протекании реакций термоядерного синтеза в глубинах нашего светила.
Благодаря этому, водород Солнца постепенно превращается в гелий, выпуская потоки фотонов, которые мы наблюдаем в качестве света.
Солнечное затмение
Такое событие, как затмение Солнца, всегда вызывало гамму чувств у невежественных людей, сопровождающихся ужасом и паникой. Находились и желающие «погреть на этом руки» и заработать авторитет предсказателей и ясновидцев. Но не только существа мыслящие, но и животные реагируют на появление темноты. Впрочем, в большинстве своём, воспринимая её как наступление ночи.
Научное объяснение явлению простое: Луна закрывает Солнце. Происходит это только во время новолуния (примерное нахождение всех трёх небесных объектов на одной линии, да и то не всегда). Виды солнечных затмений с позиции земного наблюдателя:
- «Частное» – спутник закрывает светило частично.
- «Полное» – солнечный диск закрыт полностью.
- «Кольцеобразное» – конус отбрасываемой тени не достигает земной поверхности.
- «Полное кольцеобразное» или «гибридное» – два наблюдателя в разных точках одновременно видят один из видов солнечных затмений.
Солнечное затмение
Наблюдение данного явления позволило совершить ряд важных открытий и рассмотреть корону и атмосферу Солнца. Что в обычных условиях, крайне затруднено. Кстати, само зрелище не балует землян частотой своего появления. Регулярность появления события составляет: 237-мь раз за век.
Как возникло Солнце?
Есть разные теории происхождения Солнца. Наиболее популярная из них утверждает, что светило сформировалось из газопылевого облака, возникшего в результате сверхновой звезды. В качестве доказательства приводится аргумент наличия большого количества урана и золото в центральном теле нашей звёздной системы.
Другая гипотеза прослеживает длинную цепочку превращений: комета с периферии Галактики -> ледяная планета -> планета-гигант -> инфракрасный карлик -> жёлтый карлик. Накапливая массу, Солнце под воздействием сил гравитации довело плотность ядра до запуска термоядерных реакций, и возможности удержания атмосферы. Причём притяжение огромного шара позволило не отпускать от себя даже лёгкие газы: водород и гелий. Правда с поверхности светила, они всё равно улетучиваются в космическое пространство.
Образование Солнечной системы
Существует несколько звёзд – аналогов Солнцу в созвездиях: Близнецов, Скорпиона, Гончих Псов, Корма, Дракона. Их светимость, температура, масса, плотность и примерный возраст совпадают с нашим светилом.
Жизненный цикл Солнца
По всей видимости, Солнце своим появлением обязано протозвёздам предыдущих поколений, так как в его составе содержится значительное количество металлов. Возраст его составляет 4,5 -4,75 млрд. лет, причём всё это время оно увеличивает свою яркость и температуру (разгорается).
Жизненный цикл звезд
Такой физический процесс не может идти без потери массы водорода, являющегося основным элементом в составе светила. Когда-нибудь это закончится, водород сгорит и улетучиться, а гелий начнёт сжиматься. Размеры светила станут увеличиваться вплоть до достижения пределов орбиты Земли. Солнце станет красным гигантом и будет находиться в таком состоянии предположительно 120 млн. лет. Затем возникнет туманность вследствие значительного уменьшения массы и гигантского расширения наружного слоя. Из красного гиганта оно превратится в белого карлика, который почернеет через несколько триллионов лет.
Расположение Солнца в галактике
Нам крупно повезло, так как Солнечная система расположена в обитаемой зоне галактики Млечный Путь, что способствует возникновению жизни по целому ряду причин. В нашей галактике имеются 4-е главные спиральные рукава. Вот на краю одного из них – рукаве Ориона и пребывает в настоящее время Солнце.
Движение Солнечной системы в нашей галактике
Это окраина, и расстояние от неё до центра составляет около 8-и тысяч парсеков (1 парсек = 3,2 световых года). Поэтому последние 4,5 млрд. лет мы живём достаточно спокойно, не подвергаясь галактическим катаклизмам.
Такими данными наука стала располагать благодаря исследованиям двух астрономов: Уильяма Гершеля и Харлоу Шепли. Последний смог создать детальную карту нашей галактики. Оказывается, Солнечная система вращается вокруг галактического центра, со скоростью более 200 км/сек. И успела за время своего существования обернуться вокруг него 30 раз.
Солнце и Земля
Влияние светила на нашу планету бесконечно огромно. И это не преувеличение. Земля вращается вокруг Солнца, как бы подставляя ему свои «бока», что обуславливает изменения времён года и переход день-ночь.
Вращение Земли вокруг Солнца
Мало того, за счёт излучаемого тепла и света возникла и продолжает существовать жизнь во всём многообразии. Ежегодно и «совершенно бесплатно» каждый квадратный километр поверхности Земли получает 342 Вт энергии. Стоит только посмотреть тариф, умножить эту цифру на количество часов в году, как сразу становится ясно, насколько мы богаты.
Но это лишь малая доля безмерных богатств нашей планеты, щедро одариваемой Солнцем. Именно под воздействием его лучей идёт беспрерывный рост растений, насыщение атмосферы столь необходимым для дыхания кислородом, бесконечная дезинфекция окружающей среды, и оздоровление человеческого организма.
Мы научились вырабатывать электроэнергию, используя ресурсы планеты, созданные опять же благодаря Солнцу. И можно быть абсолютно уверенными в том, что пользуясь его благами в ближайшие несколько миллиардов лет, человечество достигнет космических высот и вселенского уровня развития.
Солнце в мифологии
Культ яркого золотого диска, дарящего свет и тепло, был широко распространён по всему Земному шару в древности. Ему поклонялись, обожествляли, молились, делали бесконечные жертвоприношения. Солнце воспевали и славили.
Центральный бог целого ряда пантеонов древности – не что иное, как наше небесное светило. Не удивительно, что оно стало символом могущества, богатства, власти. А его земным олицетворением всегда было золото.
Солнце в мифологии превращали в живое существо, именно от него вели свой род древние цари и правители. Более того, земные жители испытывали невероятный страх и ужас перед Солнцем, всячески боясь его гнева и погасания. Древние народы Америки приносили жертвы, чтобы умилостивить верховное божество. А греки создали красивую космогоническую легенду о Фаэтоне.
И в наши дни проявляются отголоски былого: то вдруг появится сообщение о взрыве любимой звезды, то её пятна начнут разрастаться до небывалых размеров. Такие страхи невероятно живучи и устойчивы и часто попадают на «благодатную почву слепых верований» несведущих обывателей.
Интересное видео о Солнце
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности «Наше солнце» в старшей группе
Татьяна Ряполова
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности «Наше солнце» в старшей группе
Цель: Дать детям представление о Солнце, о его роли в жизни всего живого.
— закрепить знания детей о Солнце как о звезде, источнике света, тепла, жизни;
— закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи;
— дать представление о роли солнца в жизни растений, людей, животных.
— способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности, умения исследовать окружающий мир, при проведении опытов высказывать догадки, выдвигать гипотезы, делать умозаключения;
— развивать логическое мышление;
— Развивать активный словарь детей за счет слов: планета, звезда, светило.
— Воспитание умения правильного поведения на солнце;
— воспитывать умение уважительно относиться друг к другу, слушать не перебивая;
— воспитание любви к природе.
Материал: глобус, электрическая лампа, большой и маленький мячи, бумажная змейка, солнышки по количеству детей, мультимедийная презентация, костюм звездочета.
Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, разучить стихи к занятию, чтение сказки К. Чуковского «Краденное солнце», разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с небесными светилами.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями!
Звучит музыка, заходит астроном! Здравствуйте, ребята, я снова пришел к вам, чтобы продолжить знакомить вас с небесными светилами.
Какие небесные светила вам известны! (ответы детей). Да, молодцы!
Сегодня я хочу поговорить с вами… а вот о чем, вы мне скажете, отгадав загадку!
Посмотрите в небо дети
Что вверху так ярко светит
Нашу Землю освещает
И теплом всех согревает? (солнце).
Правильно, это Солнце! А как вы думаете, что такое Солнце?
(ответы детей: огромная огненная звезда, которая светит только днём)
Вы молодцы, такие любознательные!
А сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм о Солнце, и понять правильно ли вы сказали?
Садитесь на стульчики.
Дети, ну что понравился вам фильм о солнце! Вот такое оно!
Итак, мы с вами узнали, что Солнце – это огромный огненный шар, но почему оно кажется нам маленьким желтым кружочком, когда мы смотрим на него? оно находится на большом расстоянии от Земли – 150 млн. км.)
Если можно было бы поставить Солнце рядом с Землей,то это выглядело бы так: Солнце-футбольный мяч, а Земля –горошина. (демонстрирую).
Ребята, а еще я хочу вам сказать, что Солнце – главный осветитель. Оно горит над Землей, как гигантская электрическая лампочка и освещает все вокруг.
Ребята, а представьте себе, чтобы произошло, если на свете вдруг не стало Солнышка? Правильно, все погрузилось бы в темноту. Давайте вспомним в какой сказке так и произошло? (К. Чуковский «Краденное солнце).
— Почему все звери забеспокоились когда крокодил солнце проглотил?
(Короткая беседа по этой сказке).
А вы знаете, что Солнце это великий труженик, работает круглые сутки! Рассказать вам, как оно работает? Солнце не просто светит днем, оно создает нам день! Возьмем глобус, поставим его на столе и направим на него свет лампы. Что мы видим? На одной половине свет, а на другой темнота.
Что это значит? (день и ночь). Там, где светло –день, а где темно-ночь. Но мы с вами знаем, Земля постоянно крутится вокруг своей оси. И день, и ночь сменяют друг друга. Вот так и работает Солнышко, оно постоянно следит за тем, чтобы день и ночь сменяли друг друга и ошибаться ему нельзя.
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало — принялось за дело:
Обошло всю землю
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
У солнца сон — минуты,
Весь день оно трудилось.
Я смотрю вы устали, идите ко мне,давайте с вами поиграем:
Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо влево
И в улыбке расплылось
На земную глянув ось
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.
Ну вот отдохнули, а теперь давайте продолжим знакомиться с Солнцем.
А у меня к вам еще один вопрос: Солнце только светит или еще что то делает? (греет).
Давайте подойдем к этой электрической лампочке. Представьте, что эта лампочка – Солнце. Подставьте ладошки к лампе, что чувствуете? (тепло, горячо). Да ребята, значит какой вывод мы с вами сделаем? Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце раскаленное небесное тело. Кроме света от него исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, от нее нагревается воздух.
Хотите, в этом убедиться. Мы возьмем вот такой предмет, который я для вас приготовил. Посмотрите, я вырезал из бумаги спираль, продел в нитку. На кого она похожа? (на змейку). Подвесим нашу змейку над лампочкой и подержим чуть- чуть. Что мы видим? Почему змейка вертится?
Мы сначала нагрели воздух, он начал подниматься вверх и ударяясь о бумагу крутить нашу змейку.
Ребята, как вы думаете, у нагретой лампы высокая температура? Да, если до нее дотронуться, можно обжечься. А на солнце какая температура? Правильно, очень высокая, на поверхности солнца темп 6000 градусов. При такой температуре любой предмет мгновенно расплавится. Ребята, мы с вами выяснили, что Солнце находиться от нас очень далеко, но даже на таком расстоянии оно нас греет.
Дети проходят за столы.
«Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо —
И лес, и поле, и река,
Теплу и солнцу рады.
Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце — источник жизни на нашей планете. Без солнца, света и тепла всё живое погибло бы. А почему?
Какую роль играет Солнце в жизни животных?
Солнечный свет позволяет животным легко ориентироваться в окружающей среде. От солнечного тепла они становятся подвижнее, быстрее. И еще солнечное тепло для животных важнее, чем солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах и обходятся без света.
А для растений, чем важно Солнце?
Они растут, цветут, дают плоды. Если животные могут обходиться без солнечного света, то растения нет, т. к оно помогает расти и питаться.
А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой, под воздействием солнечных лучей улучшается состояние здоровья человека. Вы же слышали про витамины, что бы их получить, нужно есть полезные продукты, вот и Солнце помогает нам получить витамин Д, который активно участвует в укрепление костей, зубов и ногтей. А витамин Д человек получает во время пребывания на Солнышке.
С неба смотрит Солнце
Льёт на Землю Солнце
Солнышку радуются и взрослые и дети. Тёплое и ласковое, оно дарит хорошее настроение, возможность больше гулять, купаться и загорать. Солнце может не только обласкать, но и обжечь. С ним надо быть осторожней? Я вам предлагаю вам поиграть со мной и порассуждать.
У вас у каждого на столах есть по 2 солнышка.
Одно радостное, а другое сердитое.
Я буду называть вам ситуации, а вы выслушаете, подумаете и если в этой ситуации Солнышко доброе, не опасное, поднимаете доброе Солнышко, а вот если вы считаете, что оно опасно, то поднимаете сердитое солнышко.
1. Мы с вами пошли купаться, загорать но вот Солнышко стало очень сильно пригревать? (шутить с таким солнцем опасно: можно перегреться, кожа покраснеет, заболит голова, человек может получить солнечный удар.)
2. Дети гуляют на улице, не на палящем солнце, а на головах у них головные уборы? (да, это доброе солнышко, оно приносит нам пользу)
3. Давно не было дождя, наступила засуха, пересыхают реки и ручьи? (опасно, от засухи пересыхает вода, и все живое может погибнуть)
4. Наоборот, слишком долго льет дождь, и вот выглянуло Солнышко….
Молодцы! Я вижу вы очень смышленые ребята! А вы танцевать любите, тогда я приглашаю Вас потанцевать. Танец
Звездочет подводит итог, прощается и уходит
Дети прощаются с гостями и идут играть.
1. Большая Серия Знаний «Вселенная» — М., 2006г.
2. Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М.,АСТ: Транзиткнига
3. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова, Изд-во «Скрипторий», 2003.
4. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
5. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
6. Энциклопедия для детей «Аванта +» — М., 1998г.
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага»Ковалева Светлана Ивановна.
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа — наше богатство» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе Природа – наше богатство провела: Воспитатель первой квалификационной категории.
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Чем мы дышим?» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. 2. Дать детям элементарные представления.
Конспект открытого занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Правильное питание — залог здоровья» Конспект открытого занятия в старшей группе по образовательной деятельности «Познание» на тему: «Правильное питание – залог здоровья»..
Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в голубую страну» в младшей группе Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с голубым цветом; учить выделять голубой цвет от других признаков.
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Дикие животные» Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе. тема :«Дикие животные» Цель: Обобщить и систематизировать знания.
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе с элементами экспериментирования «Космос и Лунтик» Цель: -продолжить знакомство с миром космоса; Задачи: — расширить и закрепить знания детей о космическом пространстве, планетах. — подвести.
Конспект занятия по познавательной деятельности «Эти удивительные насекомые» в средней группе Образовательные задачи: • Познакомить с особенностями их строения; • Учить различать их по внешнему виду, находить отличия; Развивающие:.
Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности «Добрый врач-офтальмолог» Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности «Добрый врач-офтальмолог» Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых.
Конспект занятия по познавательной деятельности «Разноцветные куклы» в младшей группе Конспект занятия по познавательно –исследовательское деятельности младшей группы Тема: «Разноцветные куклы»[/b] Цель: закрепить умение называть.
Источник