Меню

Солнце блещет это эпитет

«Весенний дождь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, метафоры, история создания

Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом. Оно несет на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.

Эпитеты“золотая пыль”, “душистый мед”.

Метафоры“солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение“воробей купается”, “опушка стоит”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приема словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.
  • Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”, “опушка стоит”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Источник

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом — А. А. Фетом. Оно несёт на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из трёх строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.

Эпитеты”по свежим листьям”, “душистый мёд”.

Метафоры“золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение“воробей купается”.

Сравнение“будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

История создания

Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.

Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.

Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приёма словесного рисования.

Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Это лирическое стихотворение: описание природы даётся глазами лирического героя, это его мироощущение мы видим. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.

Четырёхстопный ямб использован для создания картины природы с умыслом: этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрёстная рифма придаёт звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Читайте также:  Цитаты про солнце для детей

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
  • Метафоры – золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”.
  • Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Содержание сайта

03.10.2019

Фет А. «Весенний дождь»

Главные герои стихотворения «Весенний дождь» и их характеристика

  1. Весенний дождь. Идущий сплошной завесой, веселый, барабанящий по листьям.

План пересказа стихотворения «Весенний дождь»

  1. Еще светло
  2. Разрывы облаков
  3. Воробей
  4. Стеной идет завеса
  5. Золотая пыль
  6. Две капли
  7. В саду

Главная мысль стихотворения «Весенний дождь»
Необычайно красива природа весной, во время дождя.

Чему учит стихотворение «Весенний дождь»
Стихотворение учит любить природу, ее красоту, любоваться дождем и солнцем. Учит любить каждое время года и каждое погодное явление. Учит замечать мелкие детали пейзажа.

Отзыв на стихотворение «Весенний дождь»
Это очень красивое и лиричное стихотворение, которая описывает начало весеннего дождя. Видно, как автор любуется дождем, как ему нравится такая погода. Он использует в стихотворении яркие и красивые эпитеты и сравнения. Стихотворение пронизано умиротворением и счастьем.

Анализ стихотворения «Весенний дождь»
Стихотворение было написано в 1857 году.
Жанр — пейзажная лирика.
В стихотворении три четверостишия, и постоянно развитие темы от солнца к дождю.
Стихотворный размер — ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Весенний дождь»
Эпитеты: золотой пыли, душистым медом, свежим листьям.
Метафоры: разрывы облак, в песке купаяся, качаясь движется завеса, по листьям барабанит.
Сравнения: и будто в золотой пыли.
Олицетворения: что-то подошло.
Метонимия: от неба до земли завеса, что-то к саду подошло.

Пословицы к стихотворению «Весенний дождь»
Весенний дождь лишним не бывает
Дождь в мае хлеба поднимает.
Весной дождь парит, а осенью мочит.
Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
Ранний дождь озолотит, поздний — разорит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Весенний дождь»
За окном еще светло и в разрывах облаков сверкает солнце. В песке купается воробей.
Но уже приближается завеса дождя, и за ней недалекая опушка леса кажется золотой.
И вот в окно брызнули две первые капли, сразу запахло липой, а в саду уже начал барабанить дождь.

Читать стихотворение «Весенний дождь»
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Источник

Анализ стихотворения Фета Весенний дождь (5, 10 класс)

Краткий анализ №1 для 5 класса

Стихотворение «Весенний дождь» было написано Фетом в 1857 году, в этот момент автор был уже достаточно опытным в написании пейзажной лирике. Само название стихотворения показывает его тему. События идут последовательно, поэтому читатель прослеживает живую картину происходящего. Видим описание весеннего дня, и как положено этому времени году, внезапное изменение погоды, только было солнце, а уже идет дождь. Фет умел видеть в обычных вещах красоту, поэтому он с легкостью передал те едва заметные события жизни, а так же создавая картину ливня.
Несмотря на то, что в стихотворении не малую роль занимает дождь, но упоминания этого слова нет, автор для этого использовал ключевые слова. Весенняя картина стремительно и часто меняется, поэтому задача автора суметь поймать моменты, чтобы передать их читателю. Имея маленький объем, стихотворение вмещает в себя достаточно количество звуков, запахов, а также красок.

Композиция работы состоит из трех строф. В первой строфе идет речь о свете, во второй идет описание опушки леса

Весна в понимании Фета символизирует новое начало, обновление всего. Эта пора пробуждает некие чувства в нас, в особенности любовь.

Афанасий Фет передал и описал кажущиеся на первый взгляд незначительные события, но в его описании они приобретают особый смысл.

Поэтому в стихотворении «Весенний дождь» четко описан весенний день и внезапный дождь.

Композиция

Произведение «Осень» можно разделить на три части.

  1. В первой писатель создает настроение грусти, одиночества, безысходности и тишины. Скучные, серые дни не вызывают радости. Это ощущает человек в пожилом возрасте, его чувства и ощущения притупляются.
  2. Вторая часть является противопоставлением первой в этой строфе: автор рисует оживление осени, говорит, что в это время года бывают и чудесные дни, можно провести параллель со вспышками страсти, которые заставляют человека опять почувствовать всю радость жизни.
  3. В третьей строфе писатель усиливает напряжение: печаль смолкает, и страсти последних дней осени ничего терять, поэтому она раскрывается во всем своем очаровании.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь» 10 класс

А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству, его не волновали проблемы политики и общества, за что он часто встречал непонимание со стороны революционных и демократически настроенных деятелей. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.

В 1857 году, будучи уже в зрелом возрасте, поэт написал стихотворение «Весенний дождь». Еле уловимый миг жизни он сумел уловить и так мастерски красочно описать. Для нас раскрывается картина дождя, весеннего и тёплого, он начинается совсем незаметно:

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Создаётся картина полупрозрачности и света, нежности и чистоты природы.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.

Анализ стихотворения Фета А.А. «Весенний дождь»

В 1857 году, когда было создано стихотворение «Весенний дождь», А.А. Фет уже был известным и опытным литературным деятелем. Его творчество отличало особое отношение к природе. Пейзажная лирика, где на передний план выступают авторские размышления о вечной силе красоты окружающего мира и тесно перекликающейся истории с чувствами человека, ярко демонстрирует талант поэта.

Читайте также:  6 000 солнц по массе

Стихотворение небольшое, всего три строфы. Но в каждой из них поэт создает свое ощущение, показывая настроение, что вызвано изображенным в этой пейзажной зарисовке. Великая любовь к природе автора, восхищение каждым моментом, который ему удалось подсмотреть, побуждает Фета передавать свои чувства. Все то, что только что затронуло автора и побудило его к сочинению произведения, еще волнует его. И это помогает читателям увидеть за его словами значительно больше, чем просто сухие строчки, но и эмоции и красоту.

Весенний дождь привлекает той теплотой, которую он дарит всему живому. Человек, который смотрит на небо, увидит солнечные лучи, что с силой и великолепием пробиваются сквозь тучки. На небе образуется картина, от которой сложно отвести глаза, но воробышек не замечает этого, купаясь в песке, он сам привлекательно смотрится. Как смешно и забавно он копошится, «трепещет». Дождь не пугает героя, он видит в нем завесу, которая может быть и золотой пылью. Третья строфа описывает дождь. Он в глазах поэта оживает, даря настоящее чудо. Целая гамма новых запахов и звуков наполнила жизнь героя.

Казалось бы, что необычного в дожде? Но, вникнув в описание его, кажется, что это начало сказки. Такое ощущение автор дарит благодаря умелому применению эпитетов, например, «свежие», «душистый». Метафоры позволяют красочно описать этот весенний день, который никак не испорчен дождем. И даже слово «дождь» не упоминается поэтом. Яркие глаголы дарят динамику этому моменту, уносят в страну грез. И даже наречия играют роль, они несут характер кратковременности момента перед хлынувшим с неба дождем.

Стихотворение имеет размер четырехстопный ямб с пиррихием, написан с перекрестной рифмовкой. Аллитерацией звука «л» передается безмятежная обстановка весеннего дня.

«Весенний дождь» А.Фет

Текст «Весенний дождь» Афанасий Фет

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.

Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.

Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь». созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.

Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Осень» не удивит знатока поэзии Фета, она традиционна для его творчества:

  1. Основная тема произведения «Осень» — увядание. Последние дни осени Афанасий Фет сравнивает с безрадостной истомой, которая приходит к каждому, кто осознает, что лучшие годы уже прожиты, и все то светлое, что наполняло его жизнь прежде, осталось в прошлом.
  2. Любовь — еще одна тема для размышления автора. Именно с ней он ассоциирует радость жизни. Пока мы любим, ничего не еще не потеряно, поэтому последние свои силы осень вкладывает в порыв страсти.
  3. Красота тоже интересовала поэта. Даже в старости и смерти он видит свою пышную прелесть. Золотые дни увядающей осени красивы и наполнены такой отчаянной грацией, таким особенным очарованием, что люди не могут пройти мимо этого последнего всплеска радости.
  4. Настроение произведения «Осень» — страстное, отчаянное, порывистое. Последние строки отмечены роковой и безоглядной страстью.

Четко выделенной проблемы в произведении нет. Стихотворение представляет собой строки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому собрать воедино весь паззл.

«Весенний дождь», анализ стихотворения Фета

Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.

По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.

Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.

Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» — ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса». «что-то барабанит». «две капли» .

В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.

Читайте также:  Утомленное солнце рио рита

Композиционно стихотворение состоит из 3 строф — четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света. во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса. стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств — ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием — придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение. «Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит ) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.

Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж». свидетельствующее о скором приближении дождя.

Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль ). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.

Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.

Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка) 10 класс

А.А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии «чистого искусства». В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников демократического направления. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-то, кроме красоты», — писал он. Именно за такую узость тематики укоряли поэтов «чистого искусства». И все же Фет считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы и любви. Природа и любовь в его лирике едины, по словам К. Бальмонта, поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».

Образцом такого созвучия тем служит стихотворение «Весенний дождь», датируемое 1857 годом. Это творение зрелого поэта-пейзажиста, сумевшего мастерски запечатлеть один неуловимый миг, остановить мгновенье. Весна – постоянная гостья в лирике Фета. Это и не удивительно, ведь весна не только время пробуждения природы, буйства красок, но и период, когда возрождается душа человека, рождаются ошеломляющие ощущения. Это время смутных тревог, сладкой неги и, конечно же, любви.

Стихотворение «Весенний дождь» рисует картину яркого дня, когда погода переменчива, свет солнца внезапно и стремительно сменяется быстрым и крупным дождем. Вместе с лирическим героем мы из окна наблюдаем за капризами природы.

Первая строфа – это изображение дня, наполненного солнечными лучами. Однако, первое слово строфы – наречие «ещё» — указывает на непостоянность такого состояния природы. И действительно, все стремительно меняется во второй строфе: краткое наречие «уж» свидетельствует о стремительном приближении дождя. И вот третья строфа – в ней отражен мимолетный характер происходящего.

Удивительно, но в этом стихотворении ни разу не употреблено слово «дождь», о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса», «золотая пыль». Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное. Дождь охватывает все пространство «от неба до земли», скрывая за собой «опушку леса». Образные, звучные глаголы «брызнули», «барабанит» воссоздают звуковой фон, звонкие удары капель.

Удивительно, в стихотворении почти нет цветовых эпитетов, но весенний день представлен во всей своей яркости, ослепительности. Устаревшая форма глагола «блещет» (не просто «светит»!) наполняет все три строфы светом, многообразием цветовых оттенков, в «золотой завесе» различимы все цвета спектра. Формы «облак», «купаяся» придают стихотворению некую возвышенность.

Воробей «трепещет», купаясь в песке в потоке льющегося с небес света. Быть может, это трепетание сердца лирического героя? Природа и душа сливаются воедино…

«Что-то», подошедшее к саду, это не просто дождь, это сама весна, несущая множество душевных порывов. Лирический герой находится в предвкушении какого-то чуда, неясное ожидание любви поселилось в его душе. Эпитет «свежие» помогает передать чистоту и прелесть этого чувства. Запах меда, исходящий от лип, также наполняет воздух сладким и томящим предчувствием, эпитет «душистый» рождает желание втянуть носом весенний воздух, вздохнуть так глубоко, чтобы закружилась голова. Недаром использован глагол «тянет» — он придает ощущение легкости и неуловимости, будто весенний ветерок ласково треплет ивы. Возникает образ сада – излюбленного места весенних свиданий. Недаром таинственное «что-то» именно там ищет приюта.

Картина природы целостная и очень реальная: это небольшое по объему стихотворение полно красками, звуками, запахами. Весна обостряет все ощущения, заставляет сердце стучать быстрее.

Стихотворные строки очень просты по своему синтаксическому рисунку. Четырехстопный ямб, которым написано стихотворение, позволяет передать движение, изменчивость. Звуковая сторона стихотворение помогает в изображении порывистости весенней погоды. Рифмы второй строфы, оканчивающиеся на гласные, создают ощущение легкой песни, рожденной в душе лирического героя и звучащей повсюду, В первой и третьей строфе мужские рифмы оканчиваются на «т». Может, это звук падающих капель? Аллитерация в третьей строфе на сонорный («две капли брызнули в стекло») добавляет звучности.

Стихотворение богато ослепительностью и свежестью эмоционального восприятия мироздания. Всего в трех строфах Фет сумел образно и приметно передать картину весеннего дождя, создать неповторимое расположение духа, радости лирического мироощущения. Недаром говорят, что все гениальное просто!

Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем. Каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, подобное состоянию его души в данный момент.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

История создания

Будучи уже пожилым мужчиной, а именно в возрасте 63 лет, Афанасий Фет написал стихотворение «Осень» в 1883 году. За его плечами остались тяготы с признанием дворянства, сердечные интриги, взлеты и падения. Настало время спокойствия, счастья и славы. Пришло долгожданное умиротворение, автор был готов к переосмыслению жизни. Именно этим настроением пропитано данное произведение.

В 1877 году Фет купил большое поместье в Курской губернии и жил там безвыездно. Он стал поношенным помещиком: объезжал свои владения, занимался хозяйством, управлял делами имения. Одиночество и духовный голод породили в его душе меланхолию. Старость он воспринимал как медленное и бесцельное угасание, поэтому так стремился занять свою жизнь новым делом, но оно его не удовлетворяло. В последние годы его единственным утешением оставалось творчество. Он систематизировал ранние работы и выпустил единые сборники, затем работал над автобиографической книгой, но это не спасло его от тоски. Сохранились упоминания его биографа о том, что сердечному приступу в 1892 году предшествовала попытка суицида.

Источник

Adblock
detector