Анализ рассказа Космос, нервная система и шмат сала Шукшина
Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях. Для его времени весьма характерным был типаж человека, который стремительно работал для того чтобы выбраться из деревни и стать кем-то в городе.
Именно таким является молодой, но весьма сознательный парень Юрка, которому пришлось рано повзрослеть в том числе и для того чтобы двигаться к собственной мечте – выучиться и поступить в медицинский институт. Как обнаруживается далее из самого рассказа, этот герой обладает довольно высокими порывами, так как вполне мог бы оставаться работать шофером в деревне, который получает больше чем доктор. Тем не менее, для Юрки имеет значение не только зарплата, но и служение высоким идеалам прогресса человечества, он легко грезит о покорении космических просторов, людях, которые могли бы жить до 120, общаться с представителями инопланетных цивилизаций.
Соседом Юрки является Наум Евстигнеевич – пожилой и скупой человек, который в свою очередь представляет сверх консервативное и довольно примитивное сознание. Он живет практически только для себя и не считает актуальным для людей учиться и прогрессировать куда-то. Сфера его интересов ограничивается, так сказать, хлебом насущным и даже в этом деле он включает минимальное количество каких-то нравственных идеалов, больше заботясь только о собственном благополучии.
Хотя герои обладают практически противоположными взглядами, они много общаются, в основном по инициативе старшего, так как тому нужно с кем-то говорить. Периодически Наум Евстигнеевич напивается и после этого мучается от похмелья. Такую сцену и описывает рассказ.
Чтобы облегчить симптомы похмелья, старик начинает общение с юношей и тот рассказывает ему об академике Павлове и выработке различных привычек. Юрка убедительно и аргументировано советует Науму Евстигнеевичу в следующий раз начать вырабатывать полезную привычку и не посещать после пенсии магазин. Ранее старик никогда не давал просто еды своему сожителю, хотя и понимал его бедственное положение, но после этого совета он приносит ему кусок сала в знак благодарности о полученном совете касательно употребления алкоголя.
Рассказ говорит о том как прогресс и прогрессивный взгляд может помогать. Также тут идет речь о примирении взглядов. Люди, которые ранее в основном спорили, отыскали, как приносить взаимную пользу.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Космос, нервная система и шмат сала
Популярные сегодня темы
Мир детства прекрасен и незабываем. От того, насколько произведение произвело впечатление на ребенка в ранние годы, зависит то, какие он сделает выводы для себя.
«Одиссея» повествует о странствиях Одиссея. После завершения Троянской войны он хотел вернуться на свой остров Итака. Путь был тернист. Он побывал во владениях волшебницы Кирки
Пьеса «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайным обстоятельствам.
Местная больница. Врач, ответственный за больницу, уехал на собственную свадьбу. Все больные остались на местного фельдшера по фамилии Курятин. Человек большой и имеющий хорошее положение
Каждое время года по-своему уникально, неповторимо и прекрасно. Зима — это особенная, волшебная, сказочно красивая пора, наслаждаться которой нужно еще уметь.
Источник
Герои рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»
В центре рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» два героя — старик Евстигнеич и его квартирант Юрка. Юрка — восьмиклассник. Он приехал из соседней деревни, чтобы закончить здесь десятилетнюю школу, потому что в его деревне «десятилетка» отсутствует. Жизнь Юрки нелегка. Его мать одна воспитывает четверых детей, и помочь сыну она ничем не может. Но Юрка старается. Для того он и терпит все невзгоды, для того и сидит долгие часы за уроками, чтобы отучиться, стать человеком, окончить мединститут, помогать матери. Юрка воспитан и умен. Безусловно, этот герой заслуживает всяческого уважения.
Интересный, народный характер показывает Шукшин в образе Евстигнеича. Умело автор передает простую деревенскую речь со всеми ее просторечиями и диалектизмами, благодаря которым образ Евстигнеича становится по-настоящему колоритным. Старик хитер, жаден. «Он вообще скряга отменный»,— замечает о нем автор. Ему многого жаль для самого себя. Страдая от похмелья, от так и не покупает дополнительную выпивку. Не потому что его вразумили Юр-кины наставления, а потому, что «жалко денег». Целый день изводит Евстигнеич Юрку своими стонами. Старик ненавидит своих детей за то, что те не стали жить в деревне, выросли и уехали в город. Как в храм, спускаясь в полный продуктами погреб, Евстигнеич ругает сына и дочь чертями. Ему непонятно, почему их не привлекло в деревенской жизни даже такое изобилие. Для него это главное мерило счастья.
Жадность Евстигнеича переходит в душевную черствость, когда речь заходит о Юрке. Мальчик беден, он недоедает, а «старик вроде не замечает Юркиной бедности, берет с него пять рублей в месяц». Если же у квартиранта кончаются продукты, Евстигнеич дает ему, но только в долг и только после того, как долго ходит вокруг да около, «косится», раздумывает. При этом пшено, к примеру, старик обязательно взвешивает на безмене. Сам он при этом ни в чем не нуждается, «живет справно», а помочь Юрке безвозмездно все-таки не может.
Когда Юрка сообщает Евстигнеичу, что хочет стать хирургом, тот удивляется и сразу делает предположение: «Што, они много шибко получают, што ль?» Ничем иным какая-либо профессия, по Евстигнеичу, привлекательна быть не может. Вот водителем, например, быть очень даже почетно, потому что можно много «зашибать» да еще «приворовывать». Материальное благосостояние для старика — главная жизненная ценность, и никаких нравственных преград к его обретению для него не существует. Евстигнеич не верит в бога. Он предлагает не молиться ради благодати, а работать, добывая ее. Но коллективной работы, работы для других, общества старик не признает. Он индивидуалист.
Интересны и исполнены авторским юмором разговоры Юрки с Евстигнеичем. Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник.
Особенно сильное впечатление на старика произвел рассказ Юрки об академике Павлове. Удивителен и непонятен для Евстигнеича подвиг самопожертвования ради науки. Но он потряс его настолько, что куда-то подевались и жадность его, и скряжничество. Евстигнеич угощает Юрку большим куском сала, и не в долг, а от всей души. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
Источник
Анализ рассказа Космос, нервная система и шмат сала Шукшина
Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях. Для его времени весьма характерным был типаж человека, который стремительно работал для того чтобы выбраться из деревни и стать кем-то в городе.
Именно таким является молодой, но весьма сознательный парень Юрка, которому пришлось рано повзрослеть в том числе и для того чтобы двигаться к собственной мечте – выучиться и поступить в медицинский институт. Как обнаруживается далее из самого рассказа, этот герой обладает довольно высокими порывами, так как вполне мог бы оставаться работать шофером в деревне, который получает больше чем доктор. Тем не менее, для Юрки имеет значение не только зарплата, но и служение высоким идеалам прогресса человечества, он легко грезит о покорении космических просторов, людях, которые могли бы жить до 120, общаться с представителями инопланетных цивилизаций.
Соседом Юрки является Наум Евстигнеевич – пожилой и скупой человек, который в свою очередь представляет сверх консервативное и довольно примитивное сознание. Он живет практически только для себя и не считает актуальным для людей учиться и прогрессировать куда-то. Сфера его интересов ограничивается, так сказать, хлебом насущным и даже в этом деле он включает минимальное количество каких-то нравственных идеалов, больше заботясь только о собственном благополучии.
Хотя герои обладают практически противоположными взглядами, они много общаются, в основном по инициативе старшего, так как тому нужно с кем-то говорить. Периодически Наум Евстигнеевич напивается и после этого мучается от похмелья. Такую сцену и описывает рассказ.
Чтобы облегчить симптомы похмелья, старик начинает общение с юношей и тот рассказывает ему об академике Павлове и выработке различных привычек. Юрка убедительно и аргументировано советует Науму Евстигнеевичу в следующий раз начать вырабатывать полезную привычку и не посещать после пенсии магазин. Ранее старик никогда не давал просто еды своему сожителю, хотя и понимал его бедственное положение, но после этого совета он приносит ему кусок сала в знак благодарности о полученном совете касательно употребления алкоголя.
Рассказ говорит о том как прогресс и прогрессивный взгляд может помогать. Также тут идет речь о примирении взглядов. Люди, которые ранее в основном спорили, отыскали, как приносить взаимную пользу.
Источник
Анализ рассказа В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» (Школьные сочинения)
О деревенской и городской жизни заводит разговор В. Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала». Весь рассказ построен на диалоге старика Ивана Евстигнеевича и его квартиранта, ученика школы, Юрки.
Иван Евстигнеевич — пенсионер, рачительный хозяин, но «скряга отменный». Раз в месяц, в день получения пенсии, он напивался, а потом три дня мучительно болел.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Но на опохмел жадничает. Юрка верно подмечает «кулацкий уклон» деда. Работать дед согласен только на себя. Еще и 4 сотки у него незаконно присвоены. Погреб его полнится продовольствием. Во дворе хозяйство немалое. Когда у Юрки в конце месяца кончаются продукты и он сидит на одном хлебе, дед помогает ему, но не безвозмездно: «Я дам… Апосля вернёшь».
Юрка из соседней деревни. Растет без отца. У матери еще трое. Мать бьется из последних сил, чтобы сын выучился. В родной деревне нет десятилетки, приходится снимать угол у Ивана Евстигнеевича за пять рублей в месяц.
Старик не понимает, откуда эта тяга к городу. Своих сыновей и дочь он ненавидит за то, что живут в городе. Он спорит с Юркой, не понимая его пристрастия к знаниям и желания стать хирургом. Практичный дед советует выучиться на шофера: и зарплата выше, чем у хирурга, и «левых денег» можно легко сорвать. Единым жив человек. Юрка готов на любые лишения, но выучиться.
Спор углубляется и переходит на достижения научного прогресса. Старик стоит за телегу против «иропланов», за знахарок против медицины, против космических полетов.
У Юрки еще не хватает убедительных аргументов, но он горячо спорит со стариком. Он показывает на книги: Да вот же они, во-от! Люди на себе проверяли!». Он рад, что «вступается за Новое: аэропланы, учение, город, книги, кино». Иван Евстигнеевич ценит только шмат сала.
И всё-таки история про академика Павлова впечатлила старика. Юрка доступно знакомит его с теорией рефлекса, объясняет, как тот вчера алкоголем оглушил свою нервную систему, нанес вред всему организму и даже указал путь, как избавиться от алкогольного рефлекса. Задела деда смерть академика в кругу своих студентов, которые под диктовку учителя фиксировали состояние умирающего.
Так удивил его Юрка, что старик расщедрился и принес голодному мальчишке шмат сала. Безвозмездно. Юрка даже растерялся. И дед доволен. Разговор их перешел в иное русло: у Юрки о возможности покататься на лыжах, у деда о просьбе помочь по хозяйству. Рассуждая об ученом Павлове, дед высказывает, наверное, сокровенную мысль: «Одному-то плохо». И Юрка соглашается: «Конечно, плохо одному».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74740
Источник
Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Дата публикации: 18.02.2019
Статья просмотрена: 4953 раза
Библиографическое описание:
Овчинникова, С. А. Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала») / С. А. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3957/ (дата обращения: 16.06.2021).
Тема: «А чем плохо на телеге?» (по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)
– знакомство учащихся с биографией В. М. Шукшина;
– определение роли автора и его творчества в русской и мировой культуре;
– знакомство с рассказом «Космос, нервная система и шмат сала».
– осветить факты биографии В. М. Шукшина, особенности его творчества;
– привлечь внимание учащихся к творчеству писателя;
– провести анализ рассказа, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;
– определить особенности уникального стиля В. М. Шукшина;
– выявить характерные черты шукшинского рассказа.
Методические формы и приемы, используемые на уроке:
высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока; заголовок-вопрос; сравнение и аналогия; фишбоун; игра «Ромашка»; ассоциативные гипотезы; метод наглядности; аналитическая работа с текстом; дифференцированное домашнее задание.
Индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Сегодня на уроке нам предстоит знакомство удивительно талантливым человеком, поистине уникальным явлением в русской литературе и культуре нашего народа.
- Прошу вас обратить внимание на экран. Здесь представлены иллюстрации: часть из них — портреты известных писателей, поэтов; остальные — фото мест, которые так или иначе связаны с ними.
Попробуйте вспомнить фамилии этих выдающихся людей, факты из их биографии и сопоставьте портреты с изображением местности (на доске они представлены в случайном порядке).
(Дом-музей в Мелихово)
Учащиеся достаточно легко сопоставляют изображение Царского Села и
А. С. Пушкина, вспоминают образ маленького Мишеля (Лермонтова) и бескрайний простор горячо любимого Кавказа, а также свежи в памяти образы А. Чехова (сравнительно недавно рассматриваемого на уроках литературы) и его знаменитой усадьбы.
Какое фото осталось без внимания? (Учащиеся указывают на портрет В. Шукшина)
А что за просторы открываются на последнем изображении? (Ребята отмечают красоту горных вершин, прозрачной реки, изумрудного леса. Возможно, кто-то догадается, что это виды Алтая).
Итак, давайте знакомиться. В центре нашего внимания сегодня — творческая личность Василия Макаровича Шукшина. (Инициалы и фамилия автора фиксируется в тетрадях).
- Скажите, что мы обычно узнаём, когда встречаемся с тем или иным автором впервые?
(Его биографию, названия произведений, темы, которые он затрагивал в своем творчестве).
Мы пойдем проверенным путем и как обычно начнем с биографии. Вот только сегодня вы будете представлять её вместе со мной, как самые настоящие исследователи. Готовы?
(Примеч.: цитаты, включенные в биографические сведения, выводятся на экран).
Автор родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. Окончил семилетнюю школу в 1943 году, поступил в Бийский автомобильный техникум. Однако вынужден был прекратить обучение. Сколько лет было тогда будущему писателю, ребята? (13 лет). Таким же, как вы сейчас. Он стал настоящим кормильцем семьи, главным мужчиной в доме, ведь время было непростое, нужно было зарабатывать деньги. Через три года он покидает родное село. [1, с.263–264]
«. проводила меня за село…села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть… на голодных детей», — это цитата из воспоминаний самого В. Шукшина. Как вы думаете, о ком речь? (О матери). [4]
Вы правы. Мама оказала большое влияние на развитие творческих способностей и талантов автора. По словам известного писателя и главного редактора журнала «Новый мир» С. П. Залыгина, она «оставалась человеком небольшой грамотности, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, картине, любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему». [3, с. 170]
Несмотря ни на что, Шукшин всегда отличался тягой к знаниям, к новому. Кем только ни приходилось ему работать: строителем, разнорабочим, слесарем, маляром, грузчиком, срочником на флоте. Как такое отношение к жизни и труду характеризует писателя? (Он был разносторонне развит, получил большой опыт в разных сферах жизни и труда, был мастером на все руки и т. п.) Как вы думаете, чем следует заниматься человеку, накопившему достаточный жизненный опыт и знания? (Делиться им с окружающими). Верно. А кто этим занимается? (Учителя).
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно… Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье», — признавался Шукшин. [4]
Новая жизнь началась, когда он поступил во ВГИК. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печати стали регулярно выходить его произведения. Они были разными: рассказы, напоминающие пословицы своим лаконизмом и остротой образов; романы, в том числе и модные «сибирские семейные романы поколений». Но самое интересное, что вы можете увидеть Шукшина в роли актера достаточно известных кинофильмов: «Калина красная», «Печки-лавочки» и др. [1, с. 263–264]
Подводя итог услышанному, попробуйте нарисовать словесный портрет личности писателя.
- Без чего не может существовать писатель? (Без произведений).
А потому мы с вами продолжаем и обращаемся к рассказу, представленному в ваших учебниках. Он называется «Космос, нервная система и шмат сала».
– Что интересного вы заметили уже в самом названии рассказа? (Оно кажется каким-то непривычным/длинным/непохожим на обычные названия).
– А давайте попробуем подключить ваше воображение и прибегнуть к миру ассоциаций. Символом чего может служить космос? (Жизни, разума, Вселенной, мистики, путешествий, знаний и проч.) нервная система? (науки, анатомии/биологии, человеческого организма) шмат сала? (еда)
– В каких отношениях находятся эти понятия: родственных или противоречивых? (Противоречивых). Что и чему противопоставляется в этом рассказе и соответствует ли ему название? (Да, соответствует. Так как все эти образы встречаются в тексте. А еще главные герои всё время спорят, у них разные взгляды на жизнь).
Дома вы познакомились с текстом. Давайте отметим черты, которые заметно отличают этот рассказ от других.
1) Сколько героев представлено в рассказе? (Всего двое).
2) Какова временная протяженность действия, происходящего в рассказе? (Один вечер).
3) На чём держится сюжет произведения, а чего он лишен? (По большому счёту сюжет — это диалог героев, зато в тексте нет пейзажных зарисовок, длинных описаний). О чем это говорит? (Для автора большей ценностью обладает предмет разговора, а не что-то другое).
4) Можете ли вы представить себе героев? Нарисовать их? Описать? (Да). Но ведь в рассказе нет ни слова о портретных характеристиках персонажей. Как же автору удается передать особенности образов своих героев? (С помощью их речи: реплики старика изобилуют просторечиями, бранными словечками, а речь мальчика полна терминов, даже иностранных фраз, он старается говорить правильно, как завещает наука).
– Обратите внимание на тему урока (на доске; фиксируется в тетрадях). Кому принадлежат эти слова? (Науму Евстигнеевичу)
– Давайте подумаем, чему соответствует образ телеги, что символизирует? (Старый жизненный уклад, вековые традиции и в то же время неграмотность, ограниченность, «приземлённость» героя). Какой образ антонимичен телеге, и чему соответствует он? («ираплан» = аэроплан, который в понимании старика является непременным символом прогресса, современности).
– Итак, какова же тема произведения? (Столкновение различных взглядов, спор героев).
Чтобы лучше разобраться с предметом их спора, предлагаю обратиться к методу под названием «фишбоун» (примеч.: если класс работает с ним впервые следует объяснить правила). Для этого вы должны обратиться к тексту, а чтобы работа шла быстрее и продуктивнее, предлагаю вам объединиться в пары с соседом по парте.
(Работа оформляется в тетради или на карточках).
Проблема (проблемный вопрос): почему спорят герои?
Причины: разный возраст; Юрка уже 8 лет как обучается разным наукам, а Наум Евстигнеевич не имеет образования; мальчик стремится к достижению благородной цели — стать хирургом, а главное развлечение старика — пьянство и лежка на печи.
Факты: доводы Наума Евстигнеевича строятся на жизненном опыте деревенского мужика, а Юркины — на научном опыте; образование, наука облегчают жизнь людей, даже самых простых (у старика в доме есть радио); прогресс в медицине, развитие космоса вызывают интерес даже у равнодушного старика.
– Вспомните, ребята, чья личность особенно увлекла и поразила Наума Евстигнеевича? (Павлова).
– Как вы думаете почему? (Он проникся к нему сочувствием, разглядел в ученом простого=смертного человека, возможно, почувствовал с ним некоторую связь. Ведь недаром старик спросил Юрку о том, были ли у исследователя дети).
– Отчего он задал последний вопрос? (Наум Е. тосковал по собственным детям, которые жили в городе и редко навещали отца. От этого он и казался строгим, вредным и жадным).
– Но был ли на самом деле Наум Евстигнеевич так жаден и строг? Что произошло в финале рассказа? (Он принёс Юрке шмат сала, чтобы тот перекусил).
– А почему? (Раньше старик видел в нем ребенка, а теперь зауважал).
- Ребята, на слайде изображена ромашка, каждый лепесток которой содержит литературный термин, так или иначе относящийся к теме сегодняшнего урока. «Сорвите» те лепестки, на которых представлен хорошо известное вам понятие, дайте его определение (устно), а неизвестные запишем в тетради.
(Экспозиция — предшествующая завязке часть сюжета; трагикомедия — произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии; открытый финал — концовка художественного произведения, которая не дает однозначный ответ о судьбе героев, оставляя возможность читателю сделать собственный вывод; юмор — вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств; диалог — это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц).
Тонкий психолог, Шукшин умело передает все оттенки душевных движений старика, обнажая все его нехитрые пороки и достоинства. Евстигнеевич малограмотен и испытывает огромный интерес к Юркиным занятиям. Его интересуют вопросы веры, астрономии, физиологии. Старик, загораясь интересом, обнаруживает всю свою искренность, простоту, безыскусность, что и делает его образ привлекательным. Он, несмотря на возраст, вступает в горячие споры с Юркой, веря и не веря ему одновременно, относясь к его рассказам с подозрением и в то же время радуясь тем новшествам науки, о которых так легко рассказывает восьмиклассник. Юрка приоткрывает старику такие стороны жизни, о которых старик и не знал. И это касается не только науки, но и жизненных ценностей.
- Оценка работы учащихся.
- Дифференцированное домашнее задание:
- Написать сочинение-размышление на тему: «В споре рождается истина?»
- Придумать продолжение рассказа — как сложились отношения и судьбы главных героев в дальнейшем.
- Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова Литература: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вентана-Граф, 2016: в 2 ч.; под ред. Б. А. Ланина
- Литература: 7 класс: методические рекомендации/ Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова.- М.: Вентана-Граф, 2016. — 240с.
- Залыгин С. Критика и публицистика. — М.: 1987.
- http://www.host2k.ru/library/vasiliy-shukshin-veschee-slovo3.html
Похожие статьи
Печорин — вечный герой нашего времени | Статья в журнале.
Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля… В. Г. Белинский. Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, проникнуто призывом к свободе и счастью, к борьбе за раскрепощение человека.
Фольклорная и литературная традиции в сказке. | Молодой ученый
Сказка — это «один из жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое
Образ центрального героя одинаков везде. Это бедный певец — ашыг, скитающийся из края в край, из страны в страну в надежде приобрести состояние.
Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира.
История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна.
Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни.
Мифологическое начало в притче Чингиза Айтматова.
Многие произведения писателя тесно связаны с мифологией, т.е. с легендами народов, населявших огромные просторы степей, через них автор как бы предупреждал своего читателя о совершаемом, о поступках тех, кто ни с чем не считается в достижении своих целей.
Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом
История становления транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных.
Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов.
Уровневая дифференциация на уроках литературы — путь.
При изучении эпических произведений дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование
Так, при изучении поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и.
Овчинникова Сабина Азеровна — Информация об авторе
Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»). Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г. Авторы: Овчинникова Сабина Азеровна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Страницы
Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой.
Герою романа Бенедикту не только пошел «третий десяток», но и стоит он перед началом
В романе «Кысь» наставником Бенедикта должен стать А. Пушкин – гениальный русский поэт.
Гайсина А.К. Время в художественном произведении: На материале произведения Т.
Музыкальность Лермонтова | Статья в журнале «Молодой ученый»
На последнем году жизни поэт положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню», но ноты до нас не дошли. В переписке поэта с А. М. Верещагиной упоминаются музыкальные импровизации поэта и его проект какого-то музыкального произведения.
Источник