Меню

Собери предложения луна это земля спутник

Лексико — грамматические игры и задания по теме космос
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Игры и упражнения по теме » Космос» для детей старших и подготовительных групп

Скачать:

Вложение Размер
лексико — грамматические игры и упражнения для детей ст. и подгот. гр по теме «Космос» 167.93 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель : учитель – логопед Шубина А.И.

Имена существительные : Космос, космонавт, ракета, планета, корабль, спутник, полет, звезда, комета, метеорит, созвездие, луна, солнце, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Венера, Земля;. Команда, галактика, планетарий станция (орбитальная), орбита, вселенная, солнечная система, притяжение, спутник, обсерватория, метеориты

Глаголы: Лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. Осваивать, запускать, подниматься, выходить; взвешивать

Имена прилагательные : Солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный, первый, орбитальный, галактический, метеоритный, искусственный, небесный, далекий.

Наречия: Старательно, слаженно, умело, аккуратно, культурно, быстро, бережно.

— образование существ. единств. и множественного числа имен. падежа: космонавт – космонавты, спутник – спутники, ракета – ракеты…и т. д.

Источник

Игры по лексической теме «Космос»

Лариса Руденко
Игры по лексической теме «Космос»

Лексическая тема: «Космос»

Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический, космодром, станция, спутник, полёт, планета, Планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.

Дидактические игры и упражнения.

1. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

далёкий — близкий тесный —.

2. Игра «Сосчитай-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Один большой метеорит, два больших метеорита. пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда,.

Одна быстрая ракета,.

Одна опытный космонавт,.

Одна далёкая планета,.

3. Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Взрослый предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

4. Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа, слогового анализа, зрительно-пространственные представления.

4. Игра «Портрет пришельца»

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Ещёвариант: возьмём лист бумаги и поставим на нём несколько клякс. Теперь возьмём трубочку и раздуем кляксы в разные стороны. Дорисуйте элементы. Посмотрите, у кого кто получился.

5. Игра «Космические пазлы».

Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

6. Игра «Что лишнее и почему?»

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

7. Игра «Собери предложение.»

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

8. Игра «Скажи наоборот».

На Земле – земной.

На Луне — … лунный

На солнце — … солнечный.

9. Игра «Один – много» Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: космонавт — космонавты — космонавтов и т. д.

10. Игра «Сосчитай». Согласование числительных с существительными.

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные с числительными. Выработка правильного речевого дыхания.

Ход игры:1 вариант: дети сидят кружком (если их двое, трое и т. д. ,

2 вариант: ребёнок сидит напротив родителя. Родитель придумывает космическое слово, например, ракета и кидает мяч ребёнку.

В 1-м варианте игры: первый ребёнок говорит: — Одна ракета,

второй ребёнок — две ракеты.

третий ребёнок — три ракеты и т. д.

Во 2-м варианте игры:

родитель кидает мяч ребёнку, называя слово, (ракета одна, а две) ребёнок ловит мяч, а затем передаёт, откидывая мяч родителю,называя: …две ракеты.Снова родитель: три… Ребёнок: …ракеты,Родитель: пять?. Ребёнок: … ракет. И т. п.

Слова: ракета, космонавт, звезда, планета, (млечный) путь, скафандр, любое название планеты Луна, Меркурий, Марс, Венера, Солнце и т. д.)

11. Игра «Ракета и космонавт».Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с.

Для этой игры можете нарисовать или, если есть возможность, распечатать картинки ракеты, звезды, космонавта, привязанного к ракете.

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи предлогов НА, С, В, ИЗ.

Оборудование: взрослый размещает на столе или фланелеграфе планеты, звёзды и ракету, к которой «привязан» космонавт.

Ход: взрослый объясняет ребёнку, что ракета будет совершать разные действия, а он будет рассказывать, где находится ракета. Сначала взрослый выполняет различные действия с ракетой, а ребёнок комментирует действия, выделяя голосом предлоги, затем сам ребёнок совершает действия и комментирует их, выделяя предлоги. (Вариант: когда ребёнок совершает действия с ракетой и космонавтом, взрослый при этом называет неправильно предлоги, а ребёнок должен исправить. Получается шуточная игра.)

12. Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

13. Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит внимательно посмотреть, назвать и запомнить предметы. Далее закрыть глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны назвать, чего не стало.

14. Игра «Подбери признак»

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова,отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход:педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на вопрос:

космонавт (какой) —.

15. Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Ход: дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку. Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может подобрать слово, выбывает из круга.

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т. п.

Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете.

Она твоя, она моя,

И называется … земля

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … телескоп

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. Космос.

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

И глазом не видна,

Такая темно-темная …. Черная дыра

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе … звездочет.

Медведь на глыбе ледяной,

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … медведицей.

Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной — … комета.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. Гагарин.

Фотоподборка творческих работ по лексической теме «Космос» для детей дошкольного возраста Спешу поделиться с вами, коллеги, творческими работами, которые можно предложить детям по лексической теме «Космос». С воспитанниками младшего.

Фотоотчёт о художественном творчестве по рисованию и лепке старших дошкольников по лексической теме «Космос» Завершилась очередная неделя и вместе с ней лексическая тема недели «Космос».В течении недели воспитанники старшей группы знакомились с.

Календарное планирование на неделю по лексической теме «Дом» в младшей группе (2-я неделя апреля)Лексическая тема недели «Дом». 09.04.2018 ПонедельникУтро Работа в центре «Мини-огород». Цель – отметить изменения.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект итоговой НОД в ОО «Речевое развитие» в форме игры «Что? Где? Когда?» по лексической теме «Весна» Конспект открытой НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Составил: учитель – логопед Емельянова С. Б. Тема:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по лексической теме «Транспорт» Задачи: Образовательные: • Формировать представления детей о разных видах транспорта; профессиях, связанных с транспортом. • Раскрыть значение.

Методическая разработка по лексической теме «Грибы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой по теме «Грибы», которая будет полезна для воспитателей.

План-конспект НОД по лексической теме «Инструменты» Конспект НОД для старшей группы «Инструменты» Занятие проводится в микрогруппах с использованием социо – игровой технологии. Цель: Активизация.

Подборка загадок по лексической теме «Весна» Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл. (апрель) *** Тает снежок, ожил лужок.

Систематизация дидактического материала по лексической теме «Мебель» Тема: «Мебель. Части мебели». Сроки: 2-я неделя декабря. Итоговое событие: инсценировка р. н. сказки «Три медведя» Задачи: Формировать представления.

Источник

Лексическая тема «12 апреля — день Космонавтики!» Рекомендации родителям для закрепления темы

Анна Музалёва
Лексическая тема «12 апреля — день Космонавтики!» Рекомендации родителям для закрепления темы

«День космонавтики».

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: Земля, Луна, Солнце, Марс, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, скафандр, отсек, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, орбита.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Наречия: быстро, медленно, темно, светло, близко, низко.

Расскажите детям о космосе.

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки. Мы видим луну только ночью.

Кометами называют ледяные тела, выделяющие в пространство газ и пыль. Очень часто их называют «грязными снежками», обладающими шарообразной формой.

Созвездия

Если в ясную ночь поднять в небо глаза, то можно увидеть множество сверкающих, различных по размеру огоньков, которые словно россыпь бриллиантов, украшают небосвод. Эти огоньки называются звезды. Часть из них как будто собраны в скопления и при длительном рассматривании их можно разделить на определенные группы. Такие группы человек назвал «созвездия».Некоторые из них могут напоминать форму ковша или затейливые очертания животных, однако, во многом, это лишь плод воображения.

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!» Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Самолетом до космоса нельзя долететь. Юрий Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиком называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!»

Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Упражнение: «Построй ракету».

Цель: развивать воображение, смекалку, мелкую моторику.

Задание: предложите ребенку построить ракету из счетных палочек.

Упражнение «Четвертый лишний».

Цель: учить анализировать, находить родственные слова и исключать слова с другим значением.

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением

Игра «Исправь ошибки»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

Дидактическая игра «Где какой?»

Цель: учить образовывать прилагательные.

На Земле – земной

На Луне – лунный

На Солнце – солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный

Предложите детям отгадатьзагадки:

Утром выглянем в оконце –

Нам навстречу светит (солнце)

Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)

Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)

Овцы не считаны,

Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка. (Месяц)

Ночью светит нам она,

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд Калейдоскоп

Астрономы в. (телескоп)

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный. (спутник)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной -. (комета)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, Ей не до сна,

В небе светит нам. (Луна)

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

9. Выучить стихотворение.

Цель: Развитие памяти, работа над четкостью речи.

Мы лети к другим планетам!

Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ

C нами просится в полет.

Жмется Заинька к ракете:

— Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

— Мы летали, не боялись,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь.

И с Большой медведицей

В синем небе встретиться.

Упражнение:«Подбери слово-признак»

КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т. д.

Упражнение «Сосчитай до пяти».

Цель: согласование числительных с существительным.

Один искусственный спутник, два искусственных …

Одна большая звезда, две большие звезды, …

Одно яркое созвездие, два ярких созвездия, …

Одна космическая станция, две космические станции, …

Пересказ.

Цель: Развитие слухового внимания, памяти.

Задание: Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить.

«Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду — Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» — решил он.

«Что ты, что ты, — заскрипела карета, — мне не выдержать такого длинного путешествия — развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не смогу!»

Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: «Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?»

— «10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве».

Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз. «

Вопросы после прочтения.

— Что наблюдал Звездочет ночью?

— Что он наблюдал днем?

— Куда решил полететь Звездочет?

— Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?

— Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?

— Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

Рисование по представлению.

Цель:Развитие мелкой моторки.

Предложите ребенку нарисовать рисунок на тему космоса.

«12 Апреля — День космонавтики». Фотоотчёт Подошла к концу тематическая неделя «Покорение космоса». На протяжении всей недели мы старались как можно больше дать детям знаний о.

День космонавтики на МAAM. Рекомендации родителям информацию для занятий с детьми во время самоизоляции День космонавтики на МААМ. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В детском саду всегда проводилась тематическая неделя.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: — уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; — учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Рекомендации родителям по закреплению лексической темы «Лето» с детьми старшего дошкольного возраста (логопедическая группа) 1. Предложите Вашему ребенку отгадать загадку: Отгадайте время года: Жаркая стоит погода, Рано солнышко встает, Днем и греет, и печет,.

Источник

Читайте также:  Как луна нежная безмятежная
Adblock
detector