Меню

Смысл названия сказки были кладовая солнца урок

Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цели урока : показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование : портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

Скачать:

Вложение Размер
urok_lit._v_6_klasse_metaforicheskiy_smysl.docx 16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина

(урок литературы в 6 классе)

Цели урока : показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование : портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

  1. Слово учителя . «Кладовая солнца» — необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль. Слайд 1 – тема урока.
  2. Беседа по вопросам.

— Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).

  1. Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? ( Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями). Слайды 4-5.
  2. Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки. Слайд 7.
  3. Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача. Слайды 7-8.
  4. Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.

— история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».

— история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Слайд 9.

— эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше? Слайд 10.

— эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу? Слайд 11.

7. Слово учителя . В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

— Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям). Слайд 12.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание : подготовиться к тестированию.

Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка г) сказка-быль.
  2. В произведении описываются события

А) времени первой мировой войны

Б) периода Великой Отечественной войны

3. Тема произведения:

А) единство человека и природы

Б) взаимоотношения между людьми

В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

4. Повествование ведется от лица

А) Митраши и Насти

В) жителей деревни

5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было

А) прекрасное равенство

Б) бесспорное первенство сестры

В) преимущество брата

6. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что

А) люди, попав в неё, теряли зрение

Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

В) внешне она никак не отличалась от остального болота

7. В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» — автор использовал

8. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда

А) принципа «Один за всех и все за одного»

Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь

В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»Этот урок отн.

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей).

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам.

Открытый урок разработан по ФГОС.

Тест рассчитан на один урок (45 минут). Состоит из трех частей: первый уровень вопросов (А) – наиболее простой; второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа.

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения.

Методическая разработка по литературе «Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке — были М.Пришвина .

Источник

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Цель:

— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

Задачи: (системы действий по достижению цели)

Метапредметная задача (формируемые УУД):

— коммуникативные:

-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;

-познавательные:

-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

— регулятивные:

— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;

— личностные:

Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_6_klass_.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

Класс, система: 6 класс

Тип урока : открытие нового знания

Технология: деятельностный метод обучения

Тема: Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

— ученик научится адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное;

Задачи: (системы действий по достижению цели)

Метапредметная задача (формируемые УУД):

-создать условия для планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в микрогруппе;

-создать условия для формирования умения извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов; для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

— создать условия для формирования умения слушать и планировать последовательность действий по поиску информации;

Создать условия для нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор .

Оборудование и материалы: текст сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», иллюстрации к повести М.Е. Рачёва, презентация с видами русской природы средней полосы России, карточки с вопросами.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

( Презентация с видами русской природы средней полосы России)

О, Русь! Малиновое поле!

И синь, упавшая в реку…

Люблю до радости, до боли

Твою озёрную тоску.

Так говорил в стихотворении о своей любви к родным местам, к России, великий русский поэт Сергей Есенин.

-Только ли стихами можно выразить свои чувства, своё отношение к России, родным местам?

Примерные ответы детей:

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1.Дома вы готовили художественный рассказ о Слепой елани и о Блудовом болоте из «Кладовой солнца». Предлагаю послушать, какие рассказы приготовили ребята.

2.Мы услышали художественные рассказы о тех местах, которые описал в сказке – были М.М. Пришвин, но назвал он её не «Слепая елань» и не «Блудово болото», а «Кладовая солнца».

Дети слушают два художественных рассказа одноклассников, которые сопровождаются презентацией.

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

1.Знаете ли вы, почему так называется сказка-быль М.М. Пришвина? Какой смысл вкладывает писатель в это название? С какой проблемой мы столкнулись?

Мы не знаем наверняка, почему М.М. Пришвин так назвал своё произведение.

Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Какова будет цель нашего урока?

Какова будет тема урока?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

( План коротко фиксируется на доске)

Узнать, какой смысл вкложил в название сказки – были М.М. Пришвин. Почему он так назвал своё произведение?

Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1.Вспомнить факты биографии писателя. Возможно, там кроется разгадка смысла названия произведения.

2. Ещё раз обратиться к тексту произведения, проанализировать эпизоды, связанные с описанием природы Мещерского края.

Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Какие эпизоды мы возьмём для анализа?

(Умело подводит к выбору нужных, заранее им намеченных эпизодов).

Обучающиеся предлагают эпизоды текста.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Решение первой задачи .

Обратимся к биографии писателя. Кем был М.М.Пришвин по профессии?

Достигли ли мы цели?

Решение второй задачи.

Групповая работа: анализ эпизодов, ответы на вопросы карточек, озвучивание результатов (Приложение).

Дети ищут или вспоминают , что М.М.Пришвин был естествоиспытателем и агрономом, а значит, он мог рассказать читателю о том, что он знает лучше всего: о полезных ископаемых, о целебных травах, грибах и ягодах. Это ли не кладовая?

Нет, ведь для чего-то автор рассказал историю о Насте и Митраше.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Приём незаконченного предложения.

( Слова для справок и ответы для самопроверки даны на доске и слайде)

1. Щедрые места Мещёры могут принести человеку благополучие и процветание, как приносит свет и тепло………

2. Природа распахнёт перед человеком свои кладовые, если он не будет ……. и не потеряет ……….

3. Соль земли – это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые ……….

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1 .Итак, как вы думаете, мы достигли цели?

2. Ответили ли на вопрос, почему автор так назвал своё произведение? Какой смысл он вкладывает в слова «Кладовая солнца»?

3.« Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. 4 .Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить «главным выводом»?

5. Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают…что в них будто бы черти живут; всё это вздор и никаких нет в болоте чертей»?

Ответы детей. Обучающиеся опираются на полученные в результате собственной деятельности с текстом произведения новые знания.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Составьте формулу:

2. Как вы считаете, прав ли автор, вкладывая такой смысл в название сказки – были? Отметьте ответ.

Да Возможно Нет

Создайте собственную «кладовую солнца» любыми творческими средствами.

Источник

Конспект урока «Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

Тема. Смысл названия сказки-были «Кладовая солнца».

выявить смысл названия сказки-были и основной идеи произведения;

развивать устную речь учащихся, навыки выразительного чтения, составления художественного пересказа, навыки работы с иллюстрациями;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация.

I. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Обращение к домашнему заданию. Художественный рассказ о отрывков о Блудовом болоте и Слепой елани.

3. Беседа по вопросам.

— Какой вы себе представляете Слепую елань?

— Автор называет это место «кладовой солнца». Какой смысл вкладывает он в эти слова?

Естествоиспытатель и агроном, автор выступает как просветитель, рассказывая о несметных запасах полезных ископаемых. Целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Это щедрые места, которые могут принести человеку благополучие и процветание, как солнце приносит свет, тепло, радость.

— Как, по мнению автора, человек должен вести себя, чтобы кладовые природы распахнулись перед ним?

Человек должен не терять разум, не быть жадным, сохранять лучшие человеческие качества.

— Понимает ли это Настя? Почему она бросила брата, хотя хорошо знала, что хлеб, бутылка молока, картошка остались у нее в корзинке и брат может заблудиться, остаться голодным в лесу?

— Почему она не вспомнила о нем, когда попала на ягодное место?

— Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».

4. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Рогатый великан».

— Выразительное чтение эпизода от слов «Посмотреть на него с одной стороны. » до слов «Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь».

— Почему лось не боится человека?

Человек перестал быть похожим на себя, у него все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно.

5. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Настя возле черного пня».

— Выразительное чтение эпизода, нашедшего отражение на иллюстрации, от слов «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца» до слов «И, рыдая, упала возле корзины, наполненной клюквой».

— С кем сравнивает автор Настю?

Девочка ползает по земле, как будто боясь, что клюква достанется кому-то еще. Змея вползла на пень. Она «стережет тепло». Очевидно сравнение со змеей.

— Кто помог девочке избавиться от наваждения и вспомнить о братце?

Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была похожа на нее, злобную, шипящую. Испугавшись змеи, Настя испугалась самой себя.

— Какие герои противопоставлены друг другу в этом эпизоде? В чём смысл такого противопоставления?

Жизнь для других, умение довольствоваться малым противопоставлены эгоизму, жадности.

Пень и лось пытаются помочь Насте вернуться к себе прежней, заботливой и доброй; напомнить девочке, кто она и какой должна быть. Сама природа призывает ее вспомнить о своем высоком человеческом предназначении.

— Кто из героев сказки-были умел жить в согласии с природой?

6. Художественный пересказ эпизода от слов «Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки» до слов «А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь».

— Почему люди часто обращались за советом именно к Антипычу?

Антипыч много повидал на своем веку, многое знает и понимает.

— Какие особенности речи героя позволяют судить о его мудрости? Найдите в тексте цитаты, позволяющие ответить на вопрос.

Антипыч говорит пословицами и поговорками, загадками, в которых сосредоточена вековая народная мудрость.

— Выразительное чтение отрывка от слов «Эх вы! — бывало, говорил нам Антипыч, когда мы провалимся в болото» до слов «Не знавши броду, не лезьте в воду».

7. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Митраша и Травка».

— Какую правду обещал «перешептать» перед смертью собаке Антипыч?

Правда Антипыча — любовь к другим, доброта, душевная щедрость.

— Сумела ли воспринять эту правду Травка? Как вы понимаете слова «Для Травки вообще все люди делились на Антипыча и на его врага»?

Травка связывает с образом Антипыча всех добрых людей, живущих на земле. Она умеет распознавать доброту и человечность.

— Как Травка распознала в Митраше именно такого, доброго, человека?

— Почему она решила, что человек, увязший в болоте, ее Антипыч?

Она заметила огонек в глазах, услышала знакомые интонации.

— Почему она сразу не бросилась к любимому хозяину?

Она услышала неискренность в словах человека, но все-таки поползла, поскольку наконец обрела маленькую надежду на встречу с Антипычем.

— Почему Митраша хитрил? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос.

«И маленький человек остановил в себе большое сердце». Он хорошо понимал, что собака, обезумев от радости, могла бы со всех ног броситься к хозяину и тем самым погубить его и себя. Митраше нужно было, чтобы Травка его немного боялась. Поэтому он хитрит.

— Как Травка наконец признала в Митраше Антипыча?

Она почувствовала силу характера Митраши, услышала властные интонации в его голосе. Таким в ее памяти остался Антипыч: добрым, сильным, великодушным.

8. Обращение к иллюстрации Е.М. Рачева «Заяц».

— Найдите в тексте эпизод, соответствующий иллюстрации.

— Выразительное чтение эпизода от слов «Нам теперь остается уже немного досказать о всех событиях. » до слов «После того вскоре и Травка принесла русака своему новому молодому Антипычу».

— Какие свойства характера Митраши проявляются в эпизоде с волком?

— Какие сокровища открыли ребята на болоте? Что поняли Настя и Митраша? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Был мужичок, — отвечали другие, — да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».

«. Когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие к девочке, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Побывав на болоте, ребята приобщились к правде Антипыча, «правде вековечной суровой борьбы людей за любовь», правде преодоления в себе всего того, что мешает любви проявить себя в полную силу.

IІ. Подведение итогов урока.

• «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» — восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы ее поняли? Обоснуйте свой ответ.

Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди.

• Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают. что в них будто бы черти живут; все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.

1.Составить цитатный план сказки-были.

Подготовить выразительное чтение фрагмента рассказа «Друг человека».

Источник

Читайте также:  Чем отбелить пожелтевший пластиковый подоконник от солнца
Adblock
detector