Меню

Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце значение второй части

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §88 Вопрос 477 Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

Привет) Возникла путаница с этим вопросом, кто-нибудь сможет оказать помощь?
Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями
сложных предложений и объясните пунктуацию.
1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала
равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность,
охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет.
(С.-Щ.) 3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
(Т.) 4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала
на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом, плавни-
ки были ярко-красного цвета, от громадной хищной морды
шли в стороны два нежно-голубых складчатых, как веер,
длинных крыла. (Купр.) 5) Виктор Александрович. по-
смотрел на каминные часы: было двенадцать минут первого. (И. Шм.) 6) Скажешь слово — добавят десять. (Посл.)
7) Кончил дело — гуляй смело. (Посл.) 8) Слой облаков
был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Па-
уст.) 9) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с но-
чи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

Привет) Нет там никакой путаницы, думаю ответ разборчивый 😉
1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (части бессоюзного предложения обозначают последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки). 2) На дворе декабрь в половине; (части бессоюзного предложения распространены и вторая часть осложнена причастным оборотом) окрестность, (прич.об.) охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. 3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (вторая часть бессоюзного предложения указывает причину того, о чем говорится в первой). 4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, (д.об.) завернув хвост; (части бессоюзного предложения сильно распространены и осложнены) ее чешуя отливала золотом, (части бессоюзного предложения тесно связаны и кратки) плавники были ярко-красного цвета, (части бессоюзного предложения тесно связаны и кратки) от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, (сравн.) как веер, длинных крыла. 5) Сорока поднял голову: ()(вторая часть бессоюзного предложения дополняет первую) сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 6) Скажешь слово — добавят десять (первая часть бессоюзного предложения обозначает условие действия, о котором говорится во второй части). 7) Кончил дело — гуляй смело (первая часть бессоюзного предложения обозначает условие действия, о котором говорится во второй части). 8) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (вторая часть бессоюзного предложения — результат того, о чем говорится в первой). 9) Погода была ужасная: (вторая часть бессоюзного предложения раскрывает содержание первой) ветер штормовой ревел с ночи, (части бессоюзного предложения обозначают одновременные, тесно связанные явления) дождь лил как из ведра.

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 47

Вопрос № 307739

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться: на каком основании в предложении «В 1363-1364 годах город сменил своё положение в третий раз — его перенесли на 17 км к западу, где он находится и по сей день» стоит тире. Понятно, что тире стоит на границе самостоятельных предложений с бессоюзной связью. В имеющихся справочниках в перечисленных условиях не нашла ни одного подходящего. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В этом предложении предпочтительно двоеточие, так как вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой. Однако в этих случаях правилами допускается и постановка тире: «В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования, изъяснения допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике). Вот, в частности, примеры из произведений К. Паустовского: Изредка в небе светилось голубоватое пятно — за тучками пробивалась луна, но тотчас гасла; Подснежники, наверное, уже прорастали в земле — их слабый травянистый запах просачивался сквозь снег; Слой облак ов был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце; На молу погасили огни — теплоход ушел; Татьяна Андреевна вздрагивала от сырости — после теплой каюты на палубе было свежо; Паханов крепко держал капитана за локоть — капитан был еще слаб после ранения; Ей хотелось заплакать — лом даже через варежки леденил руки; В армию меня тоже не берут — сердце заштопанное; Однажды зимой вышел я и слышу — стонет кто-то за оградой («Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под ред. В. В. Лопатина, прим. 2 к параграфу 129).

Добрый день. Простите, но ваш ответ номер: 304344, мне кажется недостаточно исчерпывающим. Для меня, как математика, если А равно В, то и В равно А. Во всех словарях Ефремовой и Ушакова (2012), и в Большом современном толковом словаре русского языка сказано, что «окрас», это тоже самое, что и «окраска», в том числе и в значении «окрашивать». «1. Действие по глаг. красить и окрасить-окрашивать. Окраска дома и надворных построек.» И вообще, слово «окрас», как расцветка животных и птиц, само по себе вторично, как мне представляется, и происходит именно от слова «окрас» в значении действия — «окрашено». Как же можно обосновать ваше мнение на тот счёт, что слово «окрас» сузилось до значения только расцветки животных и птиц, и не может быть употреблено в качестве характеристики оттенка любого предмета, а так же и в качестве глагола? Или словари Ушакова и Ефремовой и проч. уже вышли в утиль?​​​​​​​ Буду очень признательна вам за подробный ответ​​​​​​​

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

Что означает сочетание «быстрые мысли»? Могут ли у ученого быть быстрые мысли?

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

Здравствуйте! Как правильно — «скачать ИЗ облак а или С облак а»? Имеется в виду облачное хранилище данных.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: скачать из облак а (загрузить в облак о).

Здравствуйте. А не поставить ли запятую перед _Владимир_ в таком контексте? Сын победителя отказался от выигранных денег в пользу своей сестры. Так, благодаря выигрышу в «Рапидо» Владимир Облак ов смог подарить дочери собственное жилье.

Ответ справочной службы русского языка

Постановка запятой не требуется.

Здравствуйте! Помогите расставить знаки препинания в этих предложениях. Есть ли здесь обособленное определение? Облак а искрились разогнанные взыгравшим ветром.Остался растворенный в воздухе звон.Спасибо. С уважением, Наталия. Беларусь

Ответ справочной службы русского языка

Облак а искрились, разогнанные взыгравшим ветром. Остался растворенный в воздухе звон.

Как известно, двоеточие и тире — разные знаки препинания, которые играют различную различительную роль. Однако можно заметить, что весьма часто двоеточие заменяется на тире. Если не считать явных случаев, когда двоеточие является единственно верным знаком (как например, перед перечислением однородных членов) — насколько правомерна замена двоеточия на тире? Является ли это пунктуационной ошибкой? К примеру, ошибочно ли применено тире в предложении: «Я не знал, что творится в моей голове — все произошедшее слишком сильно повлияло на мои мысли.» Как я помню, по идее здесь должно быть двоеточие, потому что вторая часть раскрывает причину, указанную в первой части. Заранее спасибо за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Ваши наблюдения абсолютно верны. Двоеточие в некоторых случаях может заменяться на тире. И это оговорено в правилах пунктуации. Например, вот примечание к правилу о бессоюзном сложном предложении.

В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования, изъяснения допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике). Вот, в частности, примеры из произведений К. Паустовского: Изредка в небе светилось голубоватое пятно — за тучками пробивалась луна, но тотчас гасла; Подснежники, наверное, уже прорастали в земле — их слабый травянистый запах просачивался сквозь снег; Слой облак ов был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце; На молу погасили огни — теплоход ушел; Татьяна Андреевна вздрагивала от сырости — после теплой каюты на палубе было свежо; Паханов крепко держал капитана за локоть — капитан был еще слаб после ранения; Ей хотелось заплакать — лом даже через варежки леденил руки; В армию меня тоже не берут — сердце заштопанное; Однажды зимой вышел я и слышу — стонет кто-то за оградой. (Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 129. )

Читайте также:  Небольшие космические тела вращающиеся вокруг солнца

Обратите внимание: такая замена признается допустимой, не ошибочной, но все же в приведенных случаях предпочтительно ставить двоеточие.

Вот примечание к правилу об однородных членах с обобщающим словом.

Допустимо используемое в современной практике печати при всех позициях обобщающих слов употребление тире, в том числе — перед перечислением (на месте традиционного двоеточия): Хороших байдарочников было всего трое — Игорь, Шуляев, Коля Корякин и, разумеется, сам Андрей Михайлович (Тендр.); Если бы его что-то выделяло среди других — талант, ум, красота. Но ничего такого у Дюка действительно не было (Ток.); Всё, всё услышал я — и трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик (Забол.); Я имел случай и счастье знать многих старших поэтов, живших в Москве, — Брюсова, Андрея Белого, Ходасевича, Вячеслава Иванова, Балтрушайтиса (Б. Паст.). ( Правила русской орфографии и пунктуации. Полный ака демический справочник / под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 36. )

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как расставить знаки препинания в следующем предложении. Из-за облак ов появилось яркое, но не знойное, летнее солнце. С уважением, Ирина Слободенюк

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Из-за облак ов появилось яркое, но не знойное летнее солнце.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужно ли в строке «ты с облак а сверху нагнись, дорогая» слово сверху выделять запятыми (это уточнение?). Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить кавычки, говоря об «облачных» технологиях (калька с английского cloud technologies)? Или, например, во фразе «сохранить в „ облак о“»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать — «11 мая стало самым тёплым днём», или «день 11 мая стал самым тёплым днём»? И ещё один вопрос — » облак ов на небе будет не много (или немного)? Штудировала правила, раздельно пишется, если присутствует союз А, но мне кажется, что в данном случае пишется раздельно. Заранее благодарна!

Ответ справочной службы русского языка

1. Оба варианта правильны. Первый предпочтительнее, т. к. нет повторения слова день.

2. Корректно слитное написание: облак ов немного, т. к. можно заменить синонимом без не («мало»). Но при подчеркивании отрицания возможно раздельное написание.

Здравствуйте. Разделяется запятыми «, мол,» и «, что, мол, это»? 1. Он завил, что, мол, это инициатива нескольких депутатов. 2. Он заявил, мол, это инициатива нескольких депутатов.

Ответ справочной службы русского языка

Указывает на то, что говорящий передает чужие слова, чужое мнение или приводит свои слова, сказанные в другое время. Обособляется, сближаясь по значению с вводными словами, указывающими на источник сообщения.

Ей бы попросить смирненько: так и так, мол, сделайте божескую милость, – а она тут по-своему. В. Короленко, Чудная. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облак о. Оно переглянулось со степью – я, мол, готово – и нахмурилось. А. Чехов, Степь. Человек объявляет вам, и таким спокойным голосом: «Я, мол, намерен жениться»… И. Тургенев, Вешние воды.

Пишу стихотворение для девушки,и в одной из строк я столкнулся с вопросом: какое местоимение нужно поставить в предложении «Та девочка,ЧТО ходит в облак ах»,или «Та девочка,КТО ходит в облак ах»? Помогите пожалуйста с ответом)))

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Та девочка, что ходит в облак ах (что в значении ‘которая’).

Добрый день. Возвращаясь к вопросу № 285855, хотел бы уточнить. «Если светит солнце и на небе нет облак ов, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее, и это воспоминание будит мысль и уносит ее далеко-далеко». Объясните, пожалуйста, почему «пение» и «запах» (т.е. 2 вещи) «чувствуЕтся» (т.е. глагол в единственном числе)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

У А. П. Чехова здесь употребляется множественное число: Если светит солнце и на небе нет облак ов, то пение и запах сена чувствуются сильнее. Но и форма единственного числа не будет ошибкой. При однородных подлежащих сказуемое может стоять в форме единственного числа.

Подскажите, пожалуйста, а по какому правилу здесь не ставится запятая? Если светит солнце (,) и на небе нет облак ов, то пение птиц и запах сена чувствуется сильнее, и это воспоминание будит мысль и уносит ее далеко-далеко.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится, т. к. союз и соединяет два однородных придаточных предложения. Между ними пунктуация такая же, как при однородных членах.

Источник

Поурочный план по русскому языку на тему «Бессоюзное сложное предложение»

Тема. Бессоюзное сложное предложение

Цель урока: Показать особенности бессоюзных сложных предложений; сопоставить их с синонимичными ССП и СПП; совершенствовать пунктуационные навыки.

I. Проверка домашнего задания

1. Повторение темы «Сложноподчиненные предложения»: сделать синтаксический разбор предложений, их схемы, определить значение придаточных.

1) О, знал бы я, что так бывает. (Б. Пастернак.) [ ], что ( ). Придаточное изъяснительное.

2) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. (В. П. Астафьев)

[. так], что ( ). Придаточное степени.

2. Выборочная проверка предложений , составленных учащимися. Схемы рисуем на доске, сложные предложения разбираем.

II. Объяснение нового материала. Запись конспекта.

Бессоюзное сложное предложениеэто сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов. Средства их связи — содержание и интонация. Например, в сложном бессоюзном предложении Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (И. Тургенев.) простые предложения объединены содержанием (общая тема) и интонацией (причина).

Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией , которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначает разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками . Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу. Уловив логическую связь между частями БСП, почувствовав верную интонацию, не трудно справиться со знаками препинания.

Представим все возможные варианты постановки знаков препинания в БСП в виде таблицы, а затем подробнее остановимся на конкретных вопросах и примерах.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Под грудь он был навылет равен;

Читайте также:  Названия растений которые любят солнце

дымясь, из раны кровь текла.

[];[]двоеточие ставится, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением

Луна сияла, ночь была тиха.

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

Утро было чудесным: лес улыбался, пели птицы.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и честь.

Лето припасает – зима проедает.

Кончил дело – гуляй смело.

Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Дети стали большими – им надо серьёзно учиться.

так что, поэтому

Раздался выстрел – зверь упал.

[]-[].быстрая смена событий

Скажет слово – соловей поёт.

Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования: Село опустело, молодежь разъехалась (перечисление); Село опустело: молодежь разъехалась (причина).

I II . Закрепление темы. Отработка умений и навыков.

Работа над интонацией

Прочитаем предложения, записанные в таблице, соблюдая правильную интонацию.

Примечание: БСП с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием. Перед тире интонация повышается.

Определить значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей «Знаки препинания в БСП»:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. ( Причина. ) (потому что, так как).

2) Я понимал: выручить нас может только случайность. ( Дополнение .) (что)

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. ( Причина .) (потому что, так как)

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. ( Пояснение .)

5) Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. ( А. С. Пушкин )

(Дополнение. В первой части предложения подразумевается «глядит и видит».)

6) Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался. ( Пояснение .)

7) Печален я: со мною друга нет… ( А. С. Пушкин .) ( Причина. )

8) (Когда) Прилетели зяблики – лес ожил. (Время.).

9) (Если) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Условие.)

10) Не сумку у Мишки украли – последнюю надежду похитили. (Противопоставление.) (а, но, однако)

11) Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (Сравнение. ) (словно, будто)

12) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал (Быстрая смена событий.) (и)

13) Я умираю – мне не к чему лгать. (Вывод, следствие.) (поэтому, так что)

Задание. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите смысловые отношения каждого предложения. Начертите схемы – алгоритмы постановки знаков препинания. Образец. Посмотрит — рублем подарит. [ ] — [сравнение].

1) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина .

2) На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

3) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя .

4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне завернув хвост ее чешуя отливала золотом плавники были ярко-красного цвета от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых как веер длинных крыла.

5) Сорока поднял голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

6) Скажешь слово добавят десять .

7) Кончил дело гуляй смело .

8) Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце.

9) Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

10) Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станцией птицы.

11) Староста спросил у него документ документа не оказалось.

12) Мороз не страшен воздух сухой, ветра нет.

13) Снег долго не выпадал на санях начали ездить лишь в декабре.

14) Солнце сильно палит к вечеру по-видимому соберется гроза.

15) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.

16) Вспыхнул свет я зажмурил глаза .

1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина (части бессоюзного предложения обозначают последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки).

2) На дворе декабрь в половине; (части бессоюзного предложения распространены и вторая часть осложнена причастным оборотом) окрестность, (прич.об.) охваченная неоглядным снежным саваном , тихо цепенеет.

3) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (вторая часть бессоюзного предложения указывает причину того, о чем говорится в первой).

4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, (д.об.) завернув хвост ; (части бессоюзного предложения сильно распространены и осложнены) ее чешуя отливала золотом, (части бессоюзного предложения тесно связаны и кратки) плавники были ярко-красного цвета, (части бессоюзного предложения тесно связаны и кратки) от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых, (сравн.) как веер , длинных крыла.

5) Сорока поднял голову: (вторая часть бессоюзного предложения дополняет первую) сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

6) Скажешь слово – добавят десять (первая часть бессоюзного предложения обозначает условие действия, о котором говорится во второй части).

7) Кончил дело – гуляй смело (первая часть бессоюзного предложения обозначает условие действия, о котором говорится во второй части).

8) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце (вторая часть бессоюзного предложения – результат того, о чем говорится в первой) .

9) Погода была ужасная: (вторая часть бессоюзного предложения раскрывает содержание первой) ветер штормовой ревел с ночи, (части бессоюзного предложения обозначают одновременные, тесно связанные явления) дождь лил как из ведра.

10) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе неслись над станцией птицы.

11) Староста спросил у него документ — документа не оказалось.

12) Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет.

13) Снег долго не выпадал — на санях начали ездить лишь в декабре.

14) Солнце сильно палит — к вечеру, по-видимому, соберется гроза.

15) Шестнадцать лет служу — такого со мной не бывало . [ ] — [противопоставления].

16) Вспыхнул свет — я зажмурил глаза. [ ] — [ ]. Быстрая смена событий.

Отметим, что в 17-ом и 18-ом предложениях значения сходны: следствие и быстрая смена событий.

V . Подведение итогов

1. Вопросы по теории:

— Какие предложения называются бессоюзными сложными?

— Как связаны части БСП?

— какие знаки препинания ставятся между частями БСП?

— В каких случаях ставится тире в БСП?

— В чем особенности интонации БСП с тире? (Интонация повышается перед тире.)

— В каких случаях ставится двоеточие в БСП?

— В чем особенности интонации БСП с двоеточием? (Интонация понижается в конце первой части, перед двоеточием.)

VII . Домашнее задание

Придумать или выписать по одному предложению на каждый случай постановки знаков препинания в БСП.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Под грудь он был навылет равен;

дымясь, из раны кровь текла.

[];[]двоеточие ставится, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением

Луна сияла, ночь была тиха.

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

Утро было чудесным: лес улыбался, пели птицы.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и честь.

Лето припасает – зима проедает.

Кончил дело – гуляй смело.

Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Дети стали большими – им надо серьёзно учиться.

так что, поэтому

Раздался выстрел – зверь упал.

[]-[].быстрая смена событий

Скажет слово – соловей поёт.

Определить значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей:

1) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

Читайте также:  Год это время одного оборота земли вокруг солнца

2) Я понимал: выручить нас может только случайность.

3) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

4) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5) Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях.

6) Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

7) Печален я: со мною друга нет…

8) Прилетели зяблики – лес ожил.

9) Любишь кататься – люби и саночки возить.

10) Не сумку у Мишки украли – последнюю надежду похитили.

11) Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому.

12) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал

13) Я умираю – мне не к чему лгать.

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания .

Образец. Посмотрит — рублем подарит. [ ] — [сравнение].

1) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина .

2) На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

3) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя .

4) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне завернув хвост ее чешуя отливала золотом плавники были ярко-красного цвета от громадной хищной морды шли в стороны два нежно-голубых складчатых как веер длинных крыла.

5) Сорока поднял голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

6) Скажешь слово добавят десять .

7) Кончил дело гуляй смело .

8) Слой облаков был очень тонок сквозь него просвечивало солнце.

9) Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.

10) Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станцией птицы.

11) Староста спросил у него документ документа не оказалось.

12) Мороз не страшен воздух сухой, ветра нет.

13) Снег долго не выпадал на санях начали ездить лишь в декабре.

14) Солнце сильно палит к вечеру по-видимому соберется гроза.

15) Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.

16) Вспыхнул свет я зажмурил глаза .

Проверка знаний. Отработка умений и навыков

I. 1) Уже вечерело: солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

2) Картина переменилась: уже на черной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.

3) Я стал звать хозяина — молчат, стучу — молчат.

4) Несчастья бояться — счастья не видать.

5) На мостике трудно было стоять: обливали волны, а ветер хлестал по лицу солеными брызгами, как плетью.

6) Мне страшно нравилось слушать девочку: она рассказывала о море, незнакомом мне.

II. 1) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.

2) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи.

3) Это была песня. Прислушиваюсь: напев стройный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь: никого нет кругом, прислушиваюсь: снова звуки как будто падают с неба.

4) Взойдет красно солнце — прощай светел месяц!

5) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

6) Успокойтесь, рана не опасная.

7) Шестнадцать лет служу — такого со мной не было.

III. 1) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.

2) Поздней осенью, перед самой зимой, степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы, и бараны: кочевники едут на зимнее стойбище.

3) Глубже пахать больше хлеба видать.

4) Я люблю лес, как бродяга: для меня он родной, он дороже мне всего, дороже моря и неба.

5) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха.

6) Будешь книги читать — будешь все знать.

7) Уля попыталась поймать вожжи, но не смогла дотянуться; кони, едва не налетев грудью на бричку впереди, взмыли на дыбы и рванули в сторону, чуть не оборвав постромки.

IV. 1) За мной гнались — я духом не смутился.

2) Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце.

3) Везде тишь: ни собак не тявкнет, ни голос человеческий не откликнется.

4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни — это горит прошлогодняя трава.

5) Пишу жизнь — выходит роман, пишу роман — выходит жизнь.

6) Снег падал медленно, тяжелыми пушистыми хлопьями, превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.

7) Было так: из тьмы глубокой огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересек наискосок.

Материал для учителя.

Виды бессоюзных сложных предложений

Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений выражаются разные смысловые отношения.

1. Бессоюзные сложные предложения со значением последовательности. Они отличаются ярко выраженной перечислительной интонацией. Между простыми предложениями в устной речи ясно ощущается пауза. В этих предложениях выражается одновременность и последовательность событий: Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. Пушкин.)

В обоих простых предложениях сказуемые выражаются глаголами одного и того же вида и в одном и том же времени, например: Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой (А. Чехов.)

2 . Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения . В этих сложных предложениях второе предложение поясняет первое: Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. (М. Пришвин.)

Первое предложение произносится с понижением голоса. После него в устной речи обязательна пауза.

Сказуемые в обоих простых предложениях соотносятся либо только по времени, либо только по виду, либо по времени и виду, например: Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Толстой.)

3. Бессоюзные сложные предложения со значением условия. В них первое простое предложение заключает в себе условие, а второе — следствие этого условия: Задумаю — реки большие надолго упрячу под гнёт. (Н. Некрасов.)

В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса, с небольшой паузой перед второй частью.

4. Бессоюзные сложные предложения со значением времени. Такие предложения обозначают конкретные действия и состояния, например: Буря прекратилась — отряд двинулся дальше.

В устной речи первое предложение произносится с повышением голоса и небольшой паузой. Между простыми предложениями делается более растянутая пауза.

5 . Бессоюзные сложные предложения со значением сопоставления . В них факты одного предложения противопоставляются фактам другого предложения, например: Делу время потехе час (пословица); Давно наступили сумерки — она всё ещё сидела в гостиной. (А. Аксаков.)

В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.

6. Бессоюзные сложные предложения со значением причины . Второе предложение обозначает причину действия в первом предложении: Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский.)

• От первого предложения можно поставить вопрос почему ?

• Ко второму предложению можно добавить союз потому что .

В устной речи первое предложение произносится с предупреждением, понижением голоса и небольшой паузой.

7. Бессоюзные сложные предложения со значением следствия . Во втором предложении выражается причина, а в первом — результат действия, например: Мы в трауре, так балу дать нельзя. (А. Грибоедов.) Между предложениями делается большая пауза.

Примечание: • Ко второму предложению можно добавить союз вследствие чего.

Источник

Adblock
detector