Меню

Славянский миф ярило солнце конспект урока

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Славянский миф

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой «Особенности славянского мифа»

Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: прогноз содержания, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий притчи, былины, мифы, пословицы (о дружбе, трудолюбии, добре). Оборудование: выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно отрывок из «Книги Коляды», которая являет собой свод древнейших славянских преданий о сотворении мира, о богах и героях.

Солнце вышло тогда из лица Его.

Месяц светлый — из груди Его.

Звезды частые — из очей Его.

Зори ясные — из бровей Его.

Ночи темные — да из дум Его.

Ветры буйные — из дыхания.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте отрывок выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте текст речевой разминки еще раз. Подумайте, о чем в нем идет речь. (О сотворении мира.)

— Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем это произведение.

— Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.

— Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы? (Предположения детей.)

2. Знакомство со славянским мифом

(Чтение мифа учителем.)

— Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая миф?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

(Повторное чтение славянского мифа.)

— Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?

— С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок.

— Любы ли Земле речи бога Ярилы?

— Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют ее? Как изменяется Земля?

— Как появляется человек?

— Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает свое дитя?

— Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?

— Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?

— Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? <О смене времен года, происхождении человека, сотворении мира.)

— Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило — бог Солнца, любви, весны.)

— Что такое миф? Прочитайте на с. 40 учебника.

— Кто такие древние славяне? (Далекие предки трех народов — русских, белорусов и украинцев.)

(Работа по вопросам и заданиям 1—3 на с. 40 учебника.)

— Какие предположения вы сделали о том, как миф может продолжаться?

(См. материал для учителя к уроку.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Какие приемы используются для создания образов героев данного произведения?

— Выберем опорные слова, которые нам помогут при пересказе текста.

Домашнее задание

Подготовить подробный пересказ текста.

Материал для учителя

Затуманилась Мать Сыра Земля и с горя-печали оросила поблекшее лицо свое слезами горькими — дождями дробными.

Плачется Мать Сыра Земля: «О ветре ветрило. Зачем дышишь на меня постылою стужей. Око Ярилино — красное солнышко. Зачем греешь и светишь ты не по-прежнему. Разлюбил меня Ярило- бог — лишиться мне красоты своей, погибать моим детушкам, и опять мне во мраке и стуже лежать. И зачем узнавала я свет, зачем узнавала жизнь и любовь. Зачем спознавалась с лучами ясными, с поцелуями бога Ярилы горячими. » Безмолвен Ярило.

Читайте также:  Эклиптика это 12 зодиакальных созвездий через которые проходит годичный путь луны земли солнца

«Не себя мне жаль, — плачется Мать Сыра Земля, сжимаясь от холода, — скорбит сердце матери по милым по детушкам».

Говорит Ярило: «Ты не плачь, не тоскуй, Мать Сыра Земля, покидаю тебя ненадолго. Не покинуть тебя на время — сгореть тебе дотла под моими поцелуями. Храня тебя и детей наших, убавлю я на время тепла и света, опадут на деревьях листья, завянут травы и злаки, оденешься ты снеговым покровом, будешь спать-почивать до моего прихода. Придет время, пошлю к тебе вестницу — весну-красну, следом за весною я сам приду».

Плачется Мать Сыра Земля: «Не жалеешь ты, Ярило, меня, бедную, не жалеешь, светлый боже, детей своих. Пожалей хоть любимое детище, что на речи твои громовые отвечал тебе вещим словом, речью крылатою. И наг он и слаб — сгинуть ему прежде всех, когда лишишь нас тепла и света. »

Брызнул Ярило на камни молоньей, облил палючим взором дерева дубравные. И сказал Матери Сырой Земле: «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».

И отошел от Земли бог Ярило. Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами око Ярилино — красное солнышко, нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал, не дремал один человек — у него был великий дар отца Ярилы, а с ним свет и тепло.

Источник

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Образ Солнца в славянской мифологии»

Цель: с формировать представление о боге Яриле, познакомить с обрядами чествования его народом посредством выразительных средств литературы и изобразительного искусства.

  • речевые умения, навыки чтения, слушания;
  • навыки учебного, творческого сотрудничества детей в процессе художественно-практической созидательной деятельности;
  • навыки работы в технике бумагопластика, графика;

  • способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • память, образное мышление, творческое воображение;
  • активный интерес к истокам славянской культуры;

  • любовь к родине, интерес к её многотысячелетней истории;
  • культуру нравственно-эстетического восприятия и потребность в сохранении
  • художественного наследия славянского народа;

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • слайды;
  • музыкальный центр;
  • запись звуков живой природы на CD “Концерт рано утром” из сборника “Симфония природы”;
  • иллюстрации с изображением Ярилы в трех ипостасях;
  • карточки для обучающихся с сообщениями о днях, посвященных Яриле;
  • цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, “части мира” — небо, земля, силуэтные изображения людей;
  • образ неожившей земли серого цвета (круг, вырезанный из плотной бумаги диаметром 70 см);
  • конверты с вырезанными лучами солнца для рефлексии.

Ход урока.

Учитель по литературному чтению:

— Ребята, сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого нашей Родины. В то время, когда люди жили в гармонии с природой, любили и обожествляли ее. Данные слова могут послужить эпиграфом к нашему уроку (Приложение)

Народ, не знающий своей истории, своих древних корней, обречён на гибель. Счастье, что наши древние сказания о славянских богах хотя бы частично сохранились, переданные нам неизвестными сказителями, нашими далёкими предками. И, прочитав их, вы с гордостью можете сказать, что вы — наследники древних славян. Вы, так же как и они, будете знать и любить свою историю, уважать предания своего народа и гордиться его многотысячелетней историей.

2. Повторение изученного материала.

— Предания, сказания, как можно по-другому назвать? (мифы)

— А что же такое миф? Какие признаки мифа вы знаете? (повествование о богах, героях, мифы отражают фантастические представления людей)

Учитель, подводя итог сказанному, даёт определение мифа.

Миф – это рассказ (повествование) о богах, героях, духах, отражавший фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

Читайте также:  Доигрался дофаминовая ломка фуреку не хватит чтобы создать новое солнце

— С мифами каких народов мы познакомились на предыдущих уроках? ( греческого, хакасского) Назовите их.( “Арион”,”Дедал и Икар”, “Луна и Чилбиген” и др.)

— Возвращаясь к нашим словам на слайде, скажите, с мифом какого народа мы будем знакомиться сегодня? (славянского)

— Если миф — это повествование о богах, и мы будем знакомиться со славянским мифом, нельзя не вспомнить о славянских богах. Давайте вспомним, с какими славянскими богами мы познакомились на уроках окружающего мира (Приложение)

На слайдах картинки с изображениями некоторых славянских богов, их именами и краткой характеристикой. Учащиеся зачитывают эти сведения.

Бог Сварог – Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни нашей и всем Мироустройством Вселенной.

Бог Перун – Бог – Покровитель всех воинов, защитник Земель от Тёмных сил.

Богородица Макошь – Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы всех людей.

Даждьбог – Бог-Хранитель древней Великой Мудрости, податель всяческих благ, счастья и благополучия.

Стрибог – Бог, который управляет молниями, вихрями, ураганами, ветрами и штормами морскими.

Ярила — ….?( картинка и характеристика отсутствует на слайде)

— Что же представляет собою Бог Ярила? Давайте прочитаем миф, и, возможно, там найдём ответ на этот вопрос.

3. Изучение нового материала.

А) Первичное чтение текста.

Миф “ Ярило — Солнце” читают четыре хорошо читающих ученика, соответственно логическим частям, на которые разбит весь текст.

— О чём рассказывается в мифе? (о зарождении жизни на Земле, о происхождении человека, о Боге Яриле)

— Какие чувства вызвало это произведение? (восхищение, гордость за человека, радость)

Учитель: Наша главная цель сегодня на уроке – из отдельных сведений в тексте составить образ бога Ярилы, нарисовать его словесный портрет.

— Сначала попытаемся понять, почему он так назван? Давайте подберём однокоренные слова к слову Ярило ( ярый, яркий, яростный). Найдём значение слова “ярый” в толковом словаре С. Ожегова и прочитаем.

— Далее я вам предлагаю поработать в группах, чтобы больше узнать о боге Яриле

Б) Анализ литературного образа Ярилы

1 группа: Прочитать 1 абзац по цепочке по одному предложению и ответить на вопросы:

— Какая была Мать Сыра Земля до появления Ярилы? ( мертва была, ни тепла, ни звуков)

Есть ли в тексте описание Ярилы?(вечно юный, вечно радостный светлый Ярило)

— Что сделал Ярило, чтобы разбудить Землю?( пронизал, прорезал слои мрака, полились жаркие волны лучезарного света)

2 группа: прочитать 2 и 3 абзацы “про себя” и ответить на вопросы:

— Как Земля изменилась с появлением Ярилы? ( проснулась, в красе раскинулась, разукрасилась злаками, цветами и т.д.)

— Как понять выражение “жадно пила она золотые лучи живоносного света”? Какое средство художественной выразительности здесь используется? (олицетворение)

Кто появился на Земле под воздействием Ярилина света? ( рыбы, звери, птицы)

3 группа: ответить на вопросы к 4 и 5 абзацам выборочным чтением.

— Как произошло рождение человека и как у него зародился ум?

— Как Ярила приветствовал рождение человека?

— Что оставил Ярила вместо себя, когда его сила ослабела? (огонь)

Учитель литературного чтения подводит итог:

— Таким образом, мы можем сказать, что Ярила – бог Солнца, вносящий в жизнь природы молодую свежесть, расцвет и плодородие, пробуждающий жизнь.

А теперь тихонько встали,
Руки к небу мы подняли,
Потянулись, улыбнулись
“Здравствуй, солнышко!”, — сказали,
“Поклонились вправо, влево,”- говорит учитель изобразительного искусства и продолжает физкультминутку
Вправо, влево
Дружно сели – вновь за дело!

В) Знакомство с художественными образами Ярилы.

Вступает учитель изобразительного искусства:

— Интересно было бы знать, а как Бога Ярилу изображал народ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте соберём его образ. ( Учащиеся собирают иллюстрацию с изображением Ярилы, разрезанную на несколько частей)

— Так выглядел, Ярила – вешний, молодой юноша в белой рубахе, босой, с венком из полевых цветов на голове, разъезжающий на белом коне. (Приложение)

23 апреля – День Ярилы Вешнего. Что же происходило в это день?

Из первой группы три ученика рассказывают информацию, которая лежит у них на столе:

Читайте также:  Как хорошо что солнце светит авторы

1-ый ученик: В этот день Ярила “отмыкает” Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

2-ой ученик: В народе говорили: “Ярила Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет”.

3-ий ученик: В этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище. По обычаю скот и ребятишек слегка ударяли вербовыми ветвями и приговаривали: “Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!”

( Приложение) — Но образ Ярилы не был однозначным, он менялся в течение лета, и этому было посвящено множество праздников.

А 4 июня Ярило представлялся народу иным. В одной руке он держал пучок ржи, а в другой палицу. Что это за день?

Выходят три учащихся из второй группы:

1-ый ученик: День чествования Ярилы Сильного или еще его называли Ярилой Мокрым.

2-ой ученик: В этот день хозяин обязательно ходил в поле – “смотреть жито”. Для чего во всходы кладётся специально испечённый пирог. Затем хозяин отходит на несколько шагов и смотрит – видно пирог во всходах или нет. Если пирог не видно, значит, урожай будет хорошим.

3-ий ученик: Начиная с этого дня, Вешняя сила Ярилы идёт на убыль вплоть до Купалы.

— 7 июля это не только день Купалы, но и день проводов Ярилы. Который мыслится уже не молодым, а седобородым старцем, отдавшим всю свою живительную силу Земле. ( Приложение)

1-ый ученик: В этот день было принято скатывать горящие колеса с ближайшей возвышенности.

2-ой ученик: Проводились шуточные “похороны” Ярилы. Для этого изготавливалось соломенное чучело состарившегося Ярилы, которое по Закону подобия хоронил такой же старик.

3-ий ученик: Другой вариант проводов Ярилы заключался в следующем: вокруг старика, изображающего Ярилу, водили хоровод.

Учитель изобразительного искусства:

-Мы много узнали о боге Яриле и можем сделать вывод, кто же он такой.

— Ярило – образ Бога-Солнца. Бог пробуждающейся природы и плодородия, символ силы и любви. Покровитель растительного мира. В честь него стали люди давать имена своим детям, чтобы быть им сильными, ярыми — Ярополк, Яромир, Ярослав.

— Но мы не знаем, с какими словами обращались люди к Яриле. Их мы узнаем после того, как по подобию Ярилы преобразим нашу Землю ( на доске образ неожившей Земли). Для этого поработаем в группах.

4. Закрепление материала.

Творческая работа в группах. ( во время выполнения работы звучит музыка с пением птиц)

1 группа: создают образы людей в народных костюмах;

2 группа: создают образ цветущей Земли (цветы, деревья);

3 группа: создают образ неба (облака, птицы, солнце)

5. Создание коллективной работы.

После выполнения работы в группах, создаётся коллективная работа, изображающая целостный образ мира.

Учитель изобразительного искусства:

— Мы преобразили нашу Землю? Какой она стала?( красивой, нарядной, цветущей)

— Благодаря вашему творческому труду, на нашей работе появились слова, с которыми люди обращались к Яриле, чествуя его. (Приложение)

Ученик выразительно читает слова, записанные на слайде.

Здравствуй, Ярила Трисветлый!
Славен и Триславен будь!
Яришь ты плоды полей наших
И силу нашу молодецкую!
Да во славу Рода Небесного
И Земли- Матушки!
Так было, так есть
И так будет!

Учитель литературного чтения:

— Давайте подведём итог урока. Что же нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вам показалось самым интересным?

7. Домашнее задание.

1 группа. Найти и выписать устаревшие слова, объяснить их значение.

2 группа. Найти и выписать из текста метафору, сравнение и олицетворение.

3 группа. Выразительное чтение отрывка “Пробуждение Земли”.

Учитель изобразительного искусства:

-Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного, пусть каждый из вас дополнит наше солнышко (на доске на листе ватмана солнце без лучей) своим лучиком знаний.

— Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! А мне хочется закончить урок словами заповеди, оставленной нам нашими предками-славянами (Приложение)

Каждое совершённое вами деяние оставляет свой неизгладимый след на извечном Пути жизни вашей, а посему сотворяйте, люди, только прекрасные и благие деяния, да во Славу Богов и Предков ваших, в назидание потомкам вашим!

Источник

Adblock
detector