Солнце в славянской культуре
До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами. Древнейшее из них принадлежит арабскому писателю Х века Аль-Масуди. В своей работе «Золотые Луга», описывая славянские храмы, он замечает, что в одном из них в куполе были сделаны отверстия для наблюдения точек восхождения солнца, и что там были вставлены драгоценные камни с начертаниями, предсказывавшими будущее [1].
Другой арабский писатель Ибраим бен-Весиф-Шах в своих трудах пишет, что солнце у древних славян было почитаемо, и что один из славянских народов праздновал семь праздников, названных по именам созвездий, важнейшим из которых был праздник Солнца [2].
В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» — «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце» [3].
Во времена становлення христианства на Руси языческие верования духовенство и представители власти постепенно стали видоизменяться. К примеру, можно встретить такие поучення Кирилла Туровского:
- «Не нарицайте себе бога ни в солнце, ни в луне» [4],
- «луце же ли поклонятися лучю мрькнущему, нежь лучю безсмертному и богу створенну, а не Богу все створшу» [5].
Славяне сумели объединить старые языческие верования с новыми христианскими. Славянская культура настолько глубока и многослойна, что из поколения в поколение передавались предания о солнце как о существе божественном. И, видимо, здесь не всё так просто…
Ведь в старинных славянских сказках говорится, что Солнце есть царь, что он владеет двенадцатью царствами [6], и в каждом поставил господином одного из своих двенадцати сыновей, двенадцати солнц, что сам Царь-Солнце живёт в солнце, а сыновья его живут в звёздах. Самое интересное — славяне верили, что солнце, предвидя несчастные события, даёт знать о них людям и останавливается на пути или скрывается в тучах. Кроме того, верили, что оно помогает людям, но в то же время преследует недостойных, заслуживших его немилость. Здесь можно также вспомнить пословицу: «Де сонце, там і сам Господь».
Солнце было почитаемо с одной стороны как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги его находились на высоких, священных горах (слово «чертог» с древнеславянского означает палата, хоромы, дворец). Согласно верованиям, там Царь-Солнце восседает на своём пурпурном, золото-тканном престоле. Семь звёзд ангелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звёзд исполняют его волю.
Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день [7].
Учёные до сих пор не могут ответить на вопрос, почему число семь, а также семь божеств или ангелов так часто встречается в верованиях и мифологии не только славян, а практически всех древних народов?
- Семь планет,
- семь дней недели (хотя у славян было девять вообще-то),
- семь коней солнца и семь ангелов-судей,
- семь врат солнца Митры,
- семь стад Гелиоса,
- седьмой день каждого месяца, как день рождения Аполлона,
- у древних шумеров семь великих богов, смотрящих «в волшебное колесо движения Мира… присуждая Судьбы людям»,
- семь «Бессмертных Святых» во главе с Ахура Маздой в зороастризме,
- семь великих богов, правивших Египтом 12 300 лет,
- семь Архангелов в христианстве (а в Православии восемь!),
- в легендах восточных народов семерка Бодхисатв Шамбалы.
Возможно, ответив на этот вопрос, учёные неожиданно для себя приблизятся к разгадке и других тайн?
Другие исследования верований древних славян говорят нам о том, что Солнце было почитаемо как сын верховного божества языческой Руси — Сварога. Но обо всём по порядку. В Ипатьевской летописи есть такие слова: «И бысть по потопе и разделеньи язык, иоча царствовати первое Местром от рода Хамова, по нем Еремія, по нем Феоста, иже и Сварога нарекоша Егуптяне; царствующю сему Феосте в Егупте, во время царства его, спадоша клеще с небесе, нача ковати оружье». Здесь славянский Сварог отождествляется с древним Феостом или Ефестом, Вулканом, Египетским Фта. Вулкан же есть богом молний, кузнец небесного, божественного оружия. Здесь также стоит обратить внимание на некую связь славянского пантеона богов с египетским, что подтверждают летописи.
Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь. В приведенном выше тексте Ипатьевского списка летописи читаем далее: «И по сем [т.е. по Сварог] царствова сын его, именем Солнце, его же наричють Дажьбог… Солнце царь сын Сварогов, еже есть Дажьбог». Братом Солнца, сыном Сварога, называется также и огонь: «Огневи моляться, зовут его Сварожицем». И самое интересное, что древние источники называют славян внуками Дажьбога. К примеру, в «Слове о полку Игореве» солнце Бажьбог выступает дедом Славян, и под этим именем его величают и в народных песнях до сих пор как Дід, Дед. Известно также и другое его имя – Ладо, что означает Свет, Красота, Мир, Любовь, Радость. К примеру, у хорватов есть такая народная песня: «Лепи Иво терга роже, тебе, Ладо, свети боже! Ладо, слушай нас, Ладо! Песме, Ладо, певамо ти, сердца наше клянемо ти: Ладо, слушай нас, Ладо!»; а у сербов есть старинная песня, в которой люди молят бога, чтобы он сиял: «сияй, сияй, боже!». Стоит заметить, что в еще более древние времена, времена матриархата, то есть главенства женского начала в обществе, славяне почитали богиню любви и блага Ладу.
Тот факт, что Солнце считалось дедом или отцом славянского народа, подчёркивает и старинная песня, которая встречается с небольшими изменениями в эпосе всех славянских народностей. Ведь корень то у нас один!
«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
Пить, есть просят».
Смысл этих простых слов, по-видимому, куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ведь если славянский народ считается внуком Солнца и находится под особым его покровительством, то обращение к нему с просьбой о питье и пище может трактоваться как просьба духовной пищи, без которой не может обходиться ни один человек на Земле.
Согласно верованиям наших предков, Солнце у славян занимает особое место и в устройстве мира. К примеру, у сербов было поверье, что за миром, где светит Солнце, простирается царство тьмы. Это предание, как и многие другие языческие, с приходом христианства лишь видоизменилось, не утратив своей сути. Ведь в какой-то мере представление о том, что там, где не светит Солнце, где люди теряют Веру и Любовь к Богу, где происходит нарушение человеком каких-либо моральных принципов, там начинается тьма. Причём стоит обратить особое внимание на то, что тьма наступает, в первую очередь, внутри самого человека – не где-то снаружи, неизвестно где, а именно внутри. Поэтому в Библии говорится: «Кто в Любви, тот в Боге, и Бог в нем, ибо Бог и есть сама Любовь».
Интересен также тот факт, что с принятием христианства на Руси, произошла всё же и некоторая подмена понятий. К примеру, мы уже говорили о том, что божество Солнце именовалось как Ладо, означая Свет, Мир, Красоту, Любовь. То есть люди использовали это имя в позитивном значении. После же принятия христианства имя Ладо перешло в имя беса и тем самым получило негативный оттенок. В народе говорят иногда: «ступай к Ладу» или «к Ляду», вместо «ступай к чёрту». Поэтому если вдруг в жизни Вы услышите в свой адрес слова «ступай к Ладу», то можете только обрадоваться, поскольку на самом деле Вам указывают путь к божеству Света и Любви.
Итак, мы рассмотрели основные старославянские верования в Солнце как божество. Эта информация ценна для нас в том смысле, что под кажущейся примитивностью и наивностью взглядов скрываются глубокие пласты сокровенных знаний, которые встречаются в культуре всех древних народов, от шумерской цивилизации до Древнего Египта, от индейцев Америки до Китая и Индии. А раз в верованиях древних народов есть столько общего, быть может и источник у них один? Кроме того, познание исконной славянской культуры позволит нам понять, что современные границы, разделяющие разные славянские народности – это лишь временное и искусственно созданное. Ведь древние арабские и греческие путешественники, посещая разные регионы, населённые славянами, подчёркивали одно – в культуре и быте у славян от юга до севера, от востока до запада практически не было различий. Но это тема наших следующих публикаций.
[1] M. Charmoy, Relation de Mas’oudy etc. Memoires de l’Acad. Imper. des Sciences de S. Petersb. VI-eme serie. Tome II. 1834, стр. 320.
[2] M. Charmoy, стр. 326.
[3]. Лаврент. Летопись. Полное СОБР. Лет. I, стр. 71.
[4]. Москвитянинъ, 1834, I, Матеріялы, стр. 243.
[5]. Рукопись XVI в. Поведания душеспасительна.
[6]. Макаров, «О солнечных царствах», Рус. Предания II, стр. 103.
[7]. И. Срезневский, «Об обожании Солнца у древних славян», Журнал Мин. Нар. Просв. 1846 г., №7.
[8]. Анастасия Новых, «Перекрестье», Киев, 2004 г.
[9]. C.М. Соловьёв, «Очерк нравов, обычаев и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческие», 1849 г.
Источник
Легенды, символы и атрибуты бога солнца Ярило. Чему покровительствует языческое божество?
Славяне почитали солнце превыше других природных явлений, поэтому солнечным богам было выделено отдельное место в пантеоне. Ярило – покровитель весеннего солнца, наши предки верили, что он выходит на небо после того, как отступает зима, со дня Весеннего Солнцестояния.
Славянское языческое божество Яромир
Ярило (другие имена Ярила, Яромир) вступал в свои права после того, как зимняя богиня Мара отпускала солнце из своей власти. Его основными чертами считались буйная страсть, чистота и невинность.
Солнечного бога Ярило славяне почитали в первую очередь как вестника весеннего возрождения, когда он занимал свое место на небосклоне, солнце с каждым днем становилось все теплее, дни длиннее, появлялась зелень и первые побеги – природа просыпалась от долгого зимнего сна.
Википедия указывает, что о происхождении имени бога Ярило существует несколько версий.
- Согласно одной из них, имя солнечного божества происходит из арийских источников, от корня ar и переводится с санскрита как «движение вверх». При этом некоторые ученые, придерживающиеся санскритской версии происхождения этого имени, считают, что оно произошло от другого слова – arvan, что значит «конь».
- По другой гипотезе, это имя относили к славянскому корню «яр», в котором заключалось значение «стремительность», «сила», «восходящее солнце». Также корни имени Ярилы связывают с другим славянским словом «яра» — весна. Это понятие стало родственным для таких слов, как «яровой», «ярый», «ярица», которые также ассоциируются с весенними явлениями.
Как выглядит: описание и картинки и чему покровительствует?
Ярило часто изображали на чеканках и лубочных картинках, где он предстает как молодой юноша, восседающий на белом коне, одетый в одежды белого цвета. На его голове красовался венок из весенних цветов, в руках солнечный бог держал пшеничные колоски. Волосы Ярилы были длинными и золотистыми.
Бог Ярило считается покровителем буйной страсти, любви и сильных чувств. Это качество досталось ему от матери Додолы, богини грозы. Ярилу почитали юные парни и девушки, ему молились для того, чтобы обрести любовь и счастье, он считался покровителем первой чистой влюбленности и юношеской страсти. Также бог солнца отвечал за плодородие и деторождение.
Еще одна ипостась Ярилы – пастух, поэтому славяне верили, что он помогает оберегать домашний скот от болезней и нападения хищников. От своего отца Велеса бог солнца получил власть над волками и, по поверью, мог усмирить страшного лесного зверя.
Ниже представлены изображения божества:
Легенды и мифы
- По легенде, бог Ярило родился от Велеса и Додолы. Произошло это так. В незапамятные времена бог Велес воспылал запретной страстью к жене своего брата Перуна – богине грозы Додоле. Он не мог смириться, что прекрасная богиня предпочла ему громовержца и превратился в прекрасный ландыш, который и заметила однажды Додола.
Она понюхала цветок и уснула, а когда проснулась, то на свет появился Ярило, ставший воплощением яркой и сильной любви своего отца Велеса и страстного, необузданного характера матери Додолы.
Еще один миф рассказывает о том, как зародилась жизнь на земле. Давным-давно Мать Сыра Земля спала беспробудным сном, была недвижима и холодна. Ярило озарил ее своим светом, пожалел и воспылал любовью, после чего начал осыпать поцелуями. Земля пробудилась ото сна, а на местах, где ее коснулись губы страстного бога, появились моря, леса и реки.
А сама Земля, которая беззаветно любила юного солнечного бога, питавшего ее теплом и силой, благосклонно позволила людям добывать хлеб – ценнейший плодородный дар. С тех самых времен Ярилу считают богом-покровителем плодородия и молят о богатом урожае.
Символы
К символам Ярилы относится большинство солярных (солнечных) знаков, используемых в обережных орнаментах древних славян. Их традиционно изображали на амулетах, вплетали в вышитые орнаменты и чеканили на посуде и украшениях. К ним относятся:
- Яровик – знак, представляющий собой четырехсторонний диагональный крест с симметрично загнутыми по концам линиями, что роднит его с другими символами солнца. Чаще всего Яровик можно было увидеть в хлевах, на притолоках и косяках, на дверях, крышах, в амбарах и на ставнях.
Его старались нанести в первую очередь в тех местах, куда не попадал солнечный свет, чтобы принести в эти места силу и защиту бога Ярило.
При себе носят этот талисман те, кто желает наполнить свою жизнь чем-то новым или восстановиться после сложного жизненного периода. Помогает такой знак и в развитии творческого потенциала. У наших предков Яровик считался амулетом, защищающим от воров и недоброжелателей, он сохранял дом и хозяйство в целости и сохранности.
Коловрат – универсальный символ солнца, он ассоциировался не только с Ярилой, но и с другими солярными богами славянского пантеона. Этот символ можно считать визуальным воплощением самого солнечного диска. Это восьмиконечный символ, имеющий очень древние корни. Он символизирует движение солнца по небу в течение года и ассоциируется со круговоротом всего живого.
Исконный смысл использования такого оберега – получение божественной защиты и напоминание о том, что боги присматривают за людьми.
Третий символ, который принадлежит богу Ярило – это руна Уд, одиннадцатая по счету руна славянского ряда. Она символизирует собой мужское начало, творческую энергию. Эта руна считалась символом плотской любви, которой также покровительствовал бог молодого весеннего солнца. Ее использовали в магических обрядах те, кто мечтал обрести любовь, страсть и найти вторую половинку.
В качестве личного оберега такая руна могла использоваться как мужчинами, так и женщинами для раскрытия творческого потенциала, созидательной силы и поиска смысла в жизни.
Атрибуты
На некоторых изображениях можно увидеть бога Ярило держащим в руках копья, стрелы (символы солнечных лучей) и щит золотого цвета. Также ему сопутствуют следующие атрибуты:
- В качестве священного камня Ярилы считался янтарь, а также другие минералы красных и оранжевых оттенков.
- Из металлов бог солнца любил железо и золото.
- Яриле посвящали седьмой день недели, воскресенье.
- Число, посвященное солнечному богу – 5 (отсюда, кстати, происходит еще один символ, который, предположительно может относиться к Яриле – пятиконечная звезда).
- Из животных Ярило покровительствовал зайцу и волку.
В качестве подношения (требы) богу весеннего солнца жертвовали:
Праздники древних славян в честь божества
Бога солнца Ярило чествовали трижды в год.
- Одно из главных празднеств выпадало на день Весеннего Равноденствия. В этот день Ярилу почитали наравне с другими богами, отвечающими за тепло, плодородие и возрождение. Традиционно сжигали чучело, изображавшее Морену-Зиму.
В некоторых областях существовал необычный обряд, когда во время праздников куклу, изображавшую Ярило, укладывали в гроб, проносили по деревне и устраивали ей символические «похороны». В этом ритуале заключался символизм умирающего и возрождающегося заново божества.
Образ в культуре и творчестве
За последние несколько столетий можно наблюдать живой интерес к образу языческого солнечного бога – можно отметить, что он стал достаточно сильно романтизироваться и слегка видоизменился. Так, есть упоминания Ярило в творчестве поэтов XIX века, к примеру, стихи о нем есть у Петра Бутурлина. Солнечный бог упоминается в советском фильме 1971 года «Весенняя сказка».
Бога Ярило можно считать одной из центральных фигур славянского пантеона. Память о нем жива до сих пор, он является одним из наиболее известных богов, которым молились наши предки. В образе этого божества сосредоточилось страстное желание распрощаться с зимним холодом и проникнуться духом возрождения природы от долгого сна.
Видео по теме
Предлагаем посмотреть полезное видео, рассказывающее о боге Ярило:
Источник