Мастерская «Стихотворные размеры»
Разделы: Литература
Девиз урока в условиях мастерской:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс)
Задание 1 (индуктор)
Предлагаю посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
Задание 2 (самоконструкция)
Какие ассоциации возникают со словом «размер». Где еще мы встречались со словом «размер»?
Задание 3 (социоконструкция)
Предлагаю строки из стихотворения с 2-х стопными (сложными) и 3-х стопными размерами. Они обозначены разными цветами (желтым, розовым).
Вопрос: Есть ли разница в звучании отрывков стихотворений?
Работа в парах Обсуждаем. Слушаем. Дополняем.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин «Бесы»)
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)
Задание 4 (социоконструкция)
Предлагаю каждой группе примеры стихотворений разных авторов. Надо создать схемы этих стихотворений пользуясь обозначениями «-» безударный слог, «-‘» ударный слог.
Индивидуальная работа. Работа в группах. Обсуждение.
Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой,
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский «Лесной царь»)
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
(А.А. Сурков «Песня смелых»)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин «К***»)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.
(А. Блок «Ворона»)
Задание 5 (афиширование)
Предлагаю вывесить на доску полученные схемы.
Жуковский «Лесной царь» — амфибрахий.
Пушкин «Зимняя дорога» — хорей.
Сурков «Песня смелых» — дактиль.
Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье. ») – ямб.
Блок «Ворона» — анапест.
Задание 6 (разрыв)
Задаю вопрос: А знаете ли вы, что каждая схема соответствует определенному стихотворному размеру?
Найдите в учебнике определения данных размеров. Пропишите схемы.
Работа в группах Уточняем. Дополняем.
Задание 7 (разрыв)
Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.
Индивидуальная работа. (Готовые детские работы представлены в Приложении.)
Задание 8 (рефлексия)
1. Что не знал — узнал?
2. Что было трудно (легко)?
3. Что (не) понравилось?
Источник
«Зимняя дорога» (А.С. Пушкин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Стихотворение «Зимняя дорога» было написано А.С. Пушкиным 1826 году. Это был год, когда поэт был освобожден от вынужденного пребывания в Михайловском.
История создания произведения
В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:
В комментариях к воспоминаниям Анненкова говорится:
Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.
Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.
Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.
Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.
Анализ стихотворения «Зимняя дорога»
Стихотворение «Зимняя дорога» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре элегии. В нем присутствует лирический герой – молодой дворянин, мчащийся на тройке в гости к любимой.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи четверостиший, или 28 строк, написанных четырехстопным хореем. Рифма перекрестная. В строфах чередуются мужские и женские рифмы.
Композиция двухчастная, закольцованная. В первой части описывается ночная зимняя дорога, туман, когда очень легко сбиться с дороги, звон колокольчика и песня ямщика. А во второй части стихотворения поэт мысленно разговаривает с девушкой, представляет себе, как уютно он расположится у камина, где будет только он и его любимая. Завершается стихотворение ночной картиной дороги, звоном колокольчика, и отуманенным лунным ликом.
Две части стихотворения противопоставляются друг другу: ночной пейзаж зимней дороги противопоставлен уюту комнаты с камином.
В стихотворении присутствуют три литературных героя.
- Автор. Он путешественник, который едет по зимней дороге;
- Ямщик. Он то поет, то мирно дремлет;
- Нина. Девушка, к которой поэт обращается в своих мечтах.
Автора и ямщика можно назвать эпическими героями произведения. Нина – героиня лирическая. Она не присутствует в сюжете, она – в мыслях, мечтах поэта.
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения «Зимняя дорога» – поездка молодого дворянина по зимней вечерней дороге. Идея, главная мысль произведения – любовь, ради которой не страшно преодолеть любой путь. Ради уединения с любимой стоит отправиться в любую дальнюю поездку, в любое время суток.
Средства художественной выразительности
Для передачи вечерней погоды и дорожного настроения поэт использовал тропы:
- Эпитеты – зимней (дороге), борзая (тройка), удалое (разгулье), тоска (сердечная), песни долгие, черная (хата),
- Метафоры – волнистые (туманы), печальные (поляны); скучной (дороге), утомительно (гремит);
- Олицетворения – Луна пробирается, льет (свет);
- Метонимия – версты полосаты,
Из речевых фигур Пушкин применил повторы: грустно, завтра, печальные-печально. В стихотворении есть и антитеза, показывающая пение ямщика:
Источник