Меню

Сквозь густую листву пробивается луч солнца

Сквозь густую листву пробивается луч солнца

Скребицкий Георгий Алексеевич

Лесной прадедушка (рассказы)

Георгий Алексеевич Скребицкий

Рассказы о родной природе

Вам, друзья природы

ДРУЗЬЯ МОЕГО ДЕТСТВА

ЗА ЛЕСНОЙ ЗАВЕСОЙ

Товарищи по охоте

В зелёной корзиночке

Жаркий день. Палящие лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень листвы, обжигают лицо и руки. В горле совсем пересохло, хочется пить, но воды поблизости нет.

Путешественник, напрягая последние силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева: причудливо изогнута ветвь или огромный удав свесил вниз своё гибкое тело и греется на солнце?

Впереди поляна. Последние усилия, и заросли пройдены. Можно передохнуть, прилечь на сочной траве. Но и тут нужно быть начеку. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Тигр!

Путешественник хватается за ружьё. Стрелять или нет? Убитого тигра уже некуда больше девать: ведь и так в обозе экспедиции двадцать шкур тигров и десять слонов.

Теперь нужно стрелять только ради самозащиты. Секунда томительного ожидания: заметит зверь человека или нет? Не заметил, прошёл мимо, скрылся в кустах.

Усталый путник выбирается на поляну, ложится в траву и внимательно наблюдает за тем, что творится кругом: как разноцветные бабочки и жучки летают и кружатся возле него, как хлопотливые пчёлы забираются в чашечки цветов и пьют душистый нектар, как трудятся муравьи — волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит напряжённая жизнь — жизнь, полная интереснейших приключений и неожиданностей. Кажется, так бы и лежал весь день, затаившись в траве, вглядываясь в эти густые сочные заросли стеблей и листьев.

— Юрочка! Юра! Где ты там? Иди завтракать! — раздаётся голос матери.

«Охотник за тиграми» замирает в своём зелёном убежище. Не хочется прерывать игру в путешествие, идти на дачу, пить молоко. Но Юра знает, что мама не перестанет звать, пока он не откликнется. Она не может понять, что он теперь вовсе не маленький мальчик, а отважный путешественник, исследователь непроходимых джунглей.

. Всё это было давным-давно, почти полвека назад, когда я, ещё маленький мальчик, едва только начинал читать по складам.

Первые книги, подаренные и прочитанные мне, были книги о диких зверях и птицах, книги о путешествиях, о чудесной природе тропических и полярных стран.

Я с жадностью слушал чтение матери, часами перелистывал страницы, рассматривал цветные картинки с изображением различных животных, мечтая о том, чтобы и самому сделаться смелым путешественником-натуралистом.

Но до этого было так далеко. Нужно ещё подрасти, кончить школу, университет, а пока что я с увлечением играл в путешествия: лесок возле дачи превратил в мечтах в тропические джунгли, толстого ленивого кота Иваныча — в кровожадного тигра, соседских петухов и кур — в павлинов и фазанов, а Джек, добродушный охотничий пёс отца, должен был изображать целую стаю голодных шакалов, неотступно следующих за экспедицией.

Прошли долгие годы; мечты восьмилетнего мальчика сбылись наяву. Кончена школа, потом институт, и вот я уже не в мечтах, а на самом деле отправляюсь в экспедицию.

Я — научный сотрудник, изучаю жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей.

Но именно теперь, когда я стал уже совсем взрослым, всё чаще и чаще вспоминал свои детские годы, игру в путешествия, своих первых четвероногих и крылатых друзей: Джека, кота Иваныча, ёжика Пушка, сороку Сиротку, скворца Чир Чирыча — всех тех, кто научил меня любить животных, внимательно вглядываться в их повадки, в их жизнь.

А почему бы не рассказать обо всём этом и другим ребятам, почему бы не попытаться и их заинтересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных натуралистов?

С этой целью написана настоящая книга. С этой же целью написаны и все мои книги для ребят.

Пусть они — мои совсем ещё юные читатели — узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных; пусть попробуют внимательно понаблюдать за ними, полюбят их, а через них научатся понимать и любить и всю нашу сказочно богатую родную природу.

ВАМ, ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ

Друзья природы — следопыты!

Для вас писал ваш старый друг,

Для тех, кому пути открыты

На Крайний Север и на Юг,

Для тех, кто под зелёной елью

Встречает солнечный восход,

Кому милы зимы метели

И звонкий говор вешних вод,

Кто по равнинам и оврагам

Под свист пурги и в летний зной

Шагает бодрым, лёгким шагом

Читайте также:  Защита от солнца ребенок до года

С нелёгкой ношей за спиной,

Для тех, кому вся жизнь открыта,

Кто, не боясь её невзгод,

Как подобает следопыту,

К заветной цели вдаль идёт.

Д Р У З Ь Я М О Е Г О Д Е Т С Т В А

Мне было тогда лет пять или шесть. Мы жили в деревне.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла прямо за деревней, на старой лесной вырубке.

Как сейчас, помню я этот день, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет. День был по-летнему солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Источник

Сквозь листву

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Я на женщин сквозь пальцы смотрел, Михаил Танич

Я на женщин сквозь пальцы смотрел,
А потом вдруг да встретил такую,
По которой не знаю зачем,
Не сказать, что люблю, а тоскую.

Ты была не со мной, а с другим,
И я выдал себе отходную,
И себя ни на чём подловил:
Не сказать что люблю, а ревную.

Нам ещё до любви далеко.
Ты гуляй, разве я запрещаю?
И в разлуке одну я тебя
Не сказать, что люблю, а прощаю.

Я приду, и я всех разгоню:
Даже тех, кто сильней и моложе.
И я все же, я все же тебя,
Не сказать, что люблю, а похоже.

Стихи — Тебе, сквозь паутину интернета

Я одинок,
Но в этом одиночестве,
Готов бороться я с любым.
Кто ослеплен тобою, словно солнцем!

Не сочинял стихи я, до этого мгновения.
Когда ты подмигнула мне.
Глазам своим не мог поверить я.
Она сравнима с идеалом для меня.

Но вот уже так долго, словно вечность.
В раздумьях, в ожиданиях я.
Ни адреса, ни телефона, нету у меня.

Живу лишь только тем теперь я.
Когда вновь встречу я тебя,
На перекрестках паутины Интернет.
Спрошу, а может мне пора увидеть не картинку в мониторе, а.

Стихи — Отношения сквозь дым

В полном бреду достаю сигарету,
Но мыслей полет не могу задержать.
И мне почему-то вспомнилось лето,
Когда на закате любил я мечтать.

Найдя зажигалку, хочу прикурить,
Но ветер никак не дает это сделать.
И словно я крикнул: “Хочу полюбить!”
А кто-то в ответ прошептал, что не верит.

Как только огонь облизал сигарету,
Я думал о том, почему я один.
И в мыслях унесся опять в это лето,
Втянув лишь чуть-чуть фиолетовый дым.

Еще раз, вдохнув этот мыслей “туман”,
Я вспомнил, как.

Стихи — Любовь сквозь времена

Стихи — Смех сквозь слёзы

Посмеяться право дело
Над собою не грешно,
Веселитесь дерзко, смело,
Смейтесь, если вам смешно!

Прибавляет смех здоровье,
Расслабляет, молодит,
Сочетается с застольем,
Повышает аппетит.

Кто раскатисто хохочет,
Адекватен тот вполне,
Вас обидеть не захочет,
И не злится в стороне.

Юмор в жизни не помеха,
Нам всегда нужна игра.
Если и умрём от смеха,
То не будет в том греха!

Стихи — Осень сквозь века

«..А, этот янтарь у нас немного постарше.. ему уже около 30 или,может быть, 40 миллионов лет..»
(из разговора в Рижском магазинчике сувениров)

Печальный солнца луч
ласкает
златистых листьев след
Исследую свободу

Стихи — Не пройти сквозь стены

Давно уж выжаты все соки,
Сухой я, как осенний лист.
И во мне мир такой же ломкий,
Пустой, как ветра в ночи свист.

Давно стараюсь дышать ровно,
Хожу, лишь на зелёный свет.
И всех условностей, спокойно,
Нелепый, слушаю запрет.

Я не сломался – надоело,
Пытаться что-то изменять.
Стен не пробьёт живое тело,
И мне системы не сломать.

Системы власти капитала,
В которой совесть мира спит.
Её нажива заковала,
В дельцов бездушия гранит.

А из меня мир выжал соки,
Я, как осенний.

Источник

Контрольные диктанты 5 класс (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

№1 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

Читайте также:  Ближе солнцу ближе богу

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

Грамматическое задание. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое; разобрать сущ. по дорожке, озеро, берегом

№2 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (синтаксис и пунктуация)

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,— проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята.»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание. Синтаксический разбор (последнее предлож.)

№3 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ(синтаксис и пунктуация)

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь густую зелень ли­ствы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет.

Путешественник прокладывает путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога. Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или ог­ромный удав свесил своё гибкое тело?

Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть наче­ку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо.

Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Ле­тают и кружатся разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчёлы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений.

Кажется, так бы я и лежал весь день, вглядывался в густые сочные заросли.

Грамматическое задание Синтаксический разбор (последнее предлож.)

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. (85 слов.) Грамматическое задание: выписать два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. фонетический разбор слова через

№5 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки. (97 слов.)

Грамматическое задание: выписать два слова, в которых:] а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков.

№6 Контрольный диктант (ЛЕКСИКА )

Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикан­том, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живо­писцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллек­цию, создал, галерею, то передал ее в дар Москве.

Когда не стало, его дом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.

создал чудесный терем. Красный, белый, с резны­ми каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Вы­соко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф — древ­ний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.

1. Найдите синонимы слова художник.

2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?

3. Составьте словосочетания со словом молодой, иллюстри­руя разные значения этого слова.

№7 Контрольный диктант (МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ )

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые расте­ния во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеле­неют и покрываются густым ковром душистых трав.

Читайте также:  Маленькое коричневое солнце индийский политик

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травин­ке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце про­ летели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В гус­той луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают лу­говые растения.

(Из энциклопедии) (120 слов)

1. 1-й вариант : выпишите слова с чередованием гласных в корне — рост-, — рос-. Графически объясните выбор гласной.

2-й вариант : выпишите слова с чередованием гласных в корне — лаг-, — лож-. Графически объясните выбор гласной.

2. 1-й в а р и а н т: выпишите однокореиные слова с корнем — вод-, разберите их по составу. 2-й вариант : выпишите однокореиные слова с корнем — луг-, разберите их по составу.

№8 Контрольный диктант (Морфология и орфография)

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос хвой­ный пихтовый лес. Травы в пихтовом лесу совсем нет. Только ма­ленькие рябинки зеленеют по полянам. Однажды напали на лес гусе­ницы и съели хвою. Пихты засохли.

Лет через тридцать этого места было не узнать. Вместо темного пихтового леса рос рябиновый, светлый и солнечный. Резные листья рябины хорошо пропускают свет. В рябиннике появилось много птиц. Дрозды и скворцы налетали на рябины так, что ветки трещали. Оран­жевые ягоды сыпались дождем. Много ягод попадало в почву. Из них вырастали молодые рябины. Рябиновый лес становился все гуще. И тогда вновь в лесу стали расти пихты. Сначала маленькие, потом все выше и выше. И опять рябинам пришлось отступить на поляны.

(А. Смирнов) (114 слов)

1. Найдите слова с чередованием гласных в корне. Графиче­ски объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем.

2. Найдите слова с орфограммой «Буквы и, ы после ц». Объяс­ните написание. Запишите слова — исключения из этого правила.

3. Разберите по составу самостоятельные части речи 4-го предложения.

№9 Контрольный диктант(Существительное)

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник — лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды — красные ягоды с толстой кожицей.

Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на ост­рове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой подхватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже прибавляются новые кусты шиповника.

В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и зо­лотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, креп­кие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже силь­ные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.

(А. Смирнов) (142 слова)

1. Выпишите сначала собственные существительные с без­ударными окончаниями, потом — нарицательные существитель­ные. Определите склонение и падеж этих существительных.

2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните ус­ловие выбора написания.

№10 Контрольный диктант(прилагательное)

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще тем­ного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконеч­ные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзо­вые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съе­добные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сло­мает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Де­рево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

1. Подчеркните грамматическую основу выделенного предло­жения.

2. От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.

Источник

Adblock
detector