Меню

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы метро

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы метро

Расскажу ещё про восстановление исторических памятников в Москве, построенных в сталинское время.

Как-то я пробегала по делам на Курской кольцевой и подняла голову вверх…ба… вот это да-а…

Строчки написаны так:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.

Смотрю, а рядом экскурсия проходит и экскурсовод рассказывает группе об истории станции и о надписи в том числе.

Мне тоже стало интересно про эти строчки. Почитала материалы. Оказывается:

Станцию Курская кольцевая открыли 1 января 1950 года. Хотели открыть к 70-летию Сталина
21 декабря 1949, но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.
Станция по архитектуре и оформлению грандиозная была, как многое, что при Сталине строилось в Москве. До сих пор в народе у нас говорят уважительно «сталинский дом» — это значит качество на века.
Полностью станцию я не буду описывать, но только то место, где строки написаны.
Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы.
За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны.
На этих балках была надпись с текстом второго куплета гимна СССР 1944 года, сочиненного Сергеем Михалковым.
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин — на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII-го съезда КПСС в 1961 году по распоряжению Хрущёва последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города.
К принятию «брежневской» конституции 1977 года Сергей Михалков внес первую правку в текст гимна, заменив Сталина на Ленина: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил: / На правое дело он поднял народы, / На труд и на подвиги нас вдохновил».
При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника – его не нашли). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».
Также на мечах восстановлены названия города Сталинград и надпись «За родину За Сталина».

(Первоначально буквы просто сбили и вместо них сделали накладные буквы про Волгоград. Теперь накладные буквы про Сталинград. Видимо там всю большую секцию меча надо переделывать, чтобы поменять именно родную чеканку. Поэтому накладные буквы вполне нормальное решение.)
Скандал разгорелся грандиозный насчёт строчек про Сталина.
«Эхо Москвы», «Мемориал», партия «Яблоко» и похожие организации требовали строки про Сталина снять.
А коммунисты, наоборот, радовались.
Руководству метрополитена пришлось выдержать немало атак.
Народный художник России, председатель правления Московского отделения союза художников России Сергей Горяев также считает, что не стоит воспринимать восстановление надписи как «воспевание» Сталина.
«Я бы воспринимал это как контекст интерьерной инсталляции, передающий дух времени и не больше, никакого воспевания Сталина этим быть не может», — сказал он в эфире «Эхо Москвы».
«Учитывая то, что я являюсь инициатором того, чтобы московское метро вошло в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО как целостный памятник, конечно, я приветствую возвращение первоначального вида станций, как они создавались в ту эпоху, когда их проектировали и делали», — добавил Горяев, подчеркнув, что «важно, когда потомки ценят тот замысел, который был заложен авторами с самого начала».
«Он (первоначальный замысел) отражает именно ту эпоху, в которую она (станция) создавалась и наиболее четко отражает мастеров, которые это делали. Если это потом как-то корректируется, то это все размазывается и не может быть памятником эпохи», — заключил художник.

Источник

На станции метро «Курская» к словам гимна о Сталине добавлены строчки о Ленине

Строчки о Ленине добавлены к строчкам о Сталине на станции метро Курская в Москве. За эту ночь дописано полное четверостишье гимна СССР 1943-го года. Об этом сообщает «Интерфакс».

Читайте также:  Защита солнца после пилинга

В открытом после реконструкции вестибюле можно прочесть восстановленную надпись из гимна: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».

Еще в четверг эта надпись сохранялась в таком виде, однако сейчас к ней добавили первые две строчки из куплета гимна: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил».

Накануне главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что на станцию метро «Курская» можно вернуть и памятник Сталину.

«Если ты взялся за реставрацию и ты воссоздаешь это, должно быть точно так, а не белое пятно в этом месте. Я никакой не сталинист, я просто с уважением отношусь к творчеству тех людей, которые работали до меня. А если ты не хочешь этого делать, сделай новую композицию. Если вы беретесь за реставрацию, то делайте, как было, иначе какая же это реставрация?» — сказал Кузьмин.

«Да, тогда стоял памятник. Не ставьте памятник, и не будет вопросов. А если ставите памятник, то ставьте точно в таком же размере, точную модель того автора, какая была, иначе это не реставрация. Нельзя наполовину делать. Тогда не делайте. Я очень просто отношусь к этому вопросу. Как было у автора, так и должно быть сделано», — добавил Кузьмин.

Источник

Подскажите, что это за помещение, где до сих пор все могут видеть такую надпись? (+)

Со скандалом открылся после реставрации вестибюль станции «Курская-Кольцевая» московского метрополитена. Строители восстановили там надпись «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».

Эта строка была в одной из редакций гимна СССР. Автором его слов, как и автором слов нынешнего российского гимна является Сергей Михалков.
В день, когда руководство метро объясняло причины появления строки, возмутившей правозащитников и обрадовавшей коммунистов, Сергей Михалков умер.

При открытии вестибюля в метро подчеркнули, что теперь он выглядит почти так же, как при открытии 59 лет назад: элементы советского декора остались нетронутыми. Москвичи смогли в этом убедиться в первый же день его открытия, заметив на своде арки внутри вестибюля «Курской» памятную многим фразу из гимна. У этой строки интересная судьба. В 1950-е годы эту надпись все-таки убрали со станции в связи с борьбой с культом личности вождя.

К принятию «брежневской» конституции 1977 года Сергей Михалков внес первую правку в текст гимна, заменив Сталина на Ленина: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил: / На правое дело он поднял народы, / На труд и на подвиги нас вдохновил». Инициативе метрополитена обрадовались коммунисты, назвав ее «сохранением исторического наследия в подлинном смысле этого слова».

«Позитивно, что власть и метрополитен вернули то, что было изначально, — заявил руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Владимир Лакеев. — Особенно в преддверии 130-летней годовщины Иосифа Виссарионовича, которая будет праздноваться в этом году». В действиях метрополитена ничего криминального не увидели и защитники столичной архитектуры.

Более того, в «Архнадзоре» считают, что по-другому и быть не должно. «

Станции Московского метрополитена являются объектами культурного наследия федерального значения, — заявила председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS), координатор «Архнадзора» Марина Хрусталева. — Они охраняются законодательством об охране культурного наследия. Никакие изменения в их внешнем облике недопустимы.

Все, что находится в Московском метрополитене, — архитектурные решения, декор — никаким образом не может рассматриваться с идеологических позиций». Строчкой из советского гимна возмутились правозащитники.

В частности, глава Фонда гражданских свобод Александр Подрабинек считает, что этот вопрос обязательно должны были обсудить с народом.

Сразу после открытия станции метро «Курская-кольцевая» в интернете оживились дискуссии о роли Сталина в истории. Повод был железобетонный — на стены станции реставраторы, возрождая атмосферу начала 50-х годов прошлого века, вернули цитату из первой редакции Гимна СССР: «Нас вырастил Сталин — на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».

Для начала филологи вспомнили историю «рихтовки» гимна. Сталинский вариант текста, восстановленный на станции, был написан в 1943 году, и второй его куплет тогда звучал так: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил. / Нас вырастил Сталин — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил».

В хрущевские времена, когда началась беспощадная борьба с культом личности, гимн исполняли без слов. Кстати, тогда же из вестибюля бесследно исчез памятник Сталину, который стоял в нише аккурат под цитатой. В 1977 году, уже при Леониде Брежневе, когда вновь переписывали слова гимна, про Сталина решили не вспоминать и «вдохновение» приписали Ленину. Вот что получилось: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, / И Ленин великий нам путь озарил: / На правое дело он поднял народы, / На труд и на подвиги нас вдохновил! «

Читайте также:  Как нарисовать солнце фломастером

Понятно, что при реставрации «Курской» две строки из второго, политкорректного, варианта брать было нельзя. Так как совершенно непонятно, кто, собственно, «он» — этот «вдохновитель». Поэтому решили вновь историю не переписывать и вернулись к «сталинскому» первоисточнику. Чем сильно подогрели непрекращающиеся споры о роли Сталина в истории.

«За пределами России все считают, что Сталин был не лучше Гитлера. Сколько он миллионов погубил — 2, 3, 5, 20, 30? До сих пор историки не могут установить количество репрессированных», — резонно замечает некто Буч.

«Сталин выиграл Великую войну. За индустриализацию, то есть за танки, надо было платить. Иначе были бы мы сейчас германской колонией», — уверен Orlof.

Как известно, Россия — страна с непредсказуемой историей, так что споры эти нам вести еще долго.. . Вот только при чем здесь «Курская»? В горячке дискуссии мало кто вспомнил, что проводилась именно реставрация. Реставрация станции, которая является памятником истории и архитектуры. А следовательно, ей надо было возвращать первоначальный вид. А не пытаться скрестить Баженова с Казаковым, как это было в случае с «реставрацией» Царицынского дворца. После которой город получил новодел, смахивающий на сахарный ярмарочный петушок. Кстати, можно было бы на «Курскую» и фигуру Сталина вернуть, если бы она сохранилась. Как элемент сталинского стиля и музейный экспонат. А рядом — поставить поясняющую табличку, где привести факты и цифры жертв индустриализации, коллективизации и сталинских репрессий. Хороший урок и по отечественной истории для детей и взрослых.

Конечно, был вариант: замазать надпись напрочь, как будто и не было у нас Сталина.. . Или — предложить постмодернистский вариант, сделав в скандальной цитате слово «Сталин» заменяемым. Чтобы во время праздников или важных событий вставлять в слова гимна правильную фамилию. Например, во время «Прямых линий» с народом, которые проводит премьер, писать: «Нас вырастил Путин — на верность народу». В День города Москвы: «Нас вырастил Лужков. » (и бог с ним, с ударением!) . Вот президенту Медведеву не повезло — никак его фамилия в размер советско-российского гимна не лезет. Зато после очередной победы сборной России по футболу неплохо бы смотрелось: «Нас вырастил Хиддинк — на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил. «

Искрометно! Кстати, можно было бы и мозаики Дейнеки на «Маяковской» сделать съемными. И по случаю обновлять. К визиту Барака Обамы, например, вывесить избранное из комиксов с Микки Маусом. В строгом обрамлении сталинской архитектуры перформанс был бы что надо. И никакой политики. И никакой истории.

если оставлять такие вот словеса — то стоило бы целиком восстановить облик станции — с памятником Сталину. . и с поясняющими табличками в виде цифр жертв коллективизации и индустриализации — если на то пошло.. .

а то как-то иначе — пОшло получается. . если это музей — то и пояснения в табличках быть должны, а не вот так огульно восстанавливать все и вся!! !

я лично считаю — что имена таких вот людей следует предавать забвению и просто обозначать в учебниках — как «тиран номер такой-то» — на худой момент — «политик номер такой-то»

предать забвению следует непотребное — оживляя в памяти тех, кто воистину достоин того .

А вы видели фильм «Тоска по Сталину» что вы можете сказать про него?

НЕ «до сих пор», а лишь неделю назад эта надпись появилась для всеобщего обозрения.
Наземный вестибюль метро «Курская» (кольцевая) , Москва, только что открытый после капремонта и реставрации.

Писали об этом много — можно было и не переспрашивать.

Источник

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы.

Запись опубликована ТКЛ · 24 октября 2009

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

5 комментариев

Рекомендованные комментарии

Объявления

Похожие публикации

В июне 2011 года стартует второй совместный некоммерческий проект компании «Олимп» и Центра фотографии имени братьев Люмьер. Самые интересные работы выставки «Московские истории. ХХ век», готовящейся к открытию в Центре фотографии имени братьев Люмьер, появятся в столичном метрополитене на различных рекламных носителях. Помимо общественно-значимых исторических событий, организаторам проекта было важно показать быт, и повседневную жизнь горожан ушедшей эпохи. Передать те самые атмосферные моменты жизни, которые помогает «остановить» репортажная фотография — крепдешиновые платья москвичек, танцплощадки, дети в песочницах на Тверском бульваре, вывески с наивными названиями.

«Мы, конечно, ожидали положительных отзывов москвичей, когда готовили первую выставку в метро, — говорит Наталья Григорьева, директор Центра фотографии имени братьев Люмьер, — но результат превзошел все наши ожидания. Очень приятно, что люди проявили такой интерес к советской фотографии. Было много слов благодарности в интернете и от наших посетителей, пришедших в Центр увидеть полностью выставку, часть которой была представлена в метро. Мы рады этой новой возможности порадовать большое количество людей, среди которых далеко не все имеют возможность найти время или деньги, чтобы сходить в выставочный зал. Ну и конечно, мы видим в этом определенную просветительскую миссию, ведь наши фотографии — это не просто ностальгические картины прошлого, близкого большинству москвичей, но и лучшие образцы советской репортажной фотографии».

Читайте также:  Наследник солнца dark souls 2

«Компания «Олимп» традиционно продолжает размещение серий некоммерческих программ, направленных на улучшение эмоционального фона в метро, привнесения позитивного настроения и развлечения пассажиров,- говорит Альберт Теплицкий коммерческий директор компании «Олимп», — Наш новый проект позволит пассажирам увидеть город таким, каким он был в первой половине прошлого века, каким его знали наши родители, бабушки и дедушки».

Постеры с фотографиями встретят пассажиров уже в вестибюлях станций — на роллерных световых щитах, благодаря подсветке, будет возможно подробно рассмотреть фотоработы и обратить внимание на детали. Снимки, размещенные на эскалаторных щитах, также не останутся не замеченными. И, наконец, в вагонах поездов любой пассажир сможет рассмотреть фотоработы во всех подробностях. Кроме того, благодаря «плавающему» режиму размещения, постеры в метро будут перемещаться со станции на станцию и люди, пользующиеся метрополитеном, смогут увидеть всю коллекцию снимков, отобранных для данного проекта.

21 декабря 2006 года в галерее «МЕТРО», расположенной на станции «Деловой центр», состоялось торжественное открытие новой фотоэкспозиции из цикла «Предъявление мира».

Известный фотограф и журналист Юрий Рост представил третью серию своих фотографий под названием «Лёд».

На торжественном открытии новой фотоэкспозиции присутствовали заместитель мэра в Правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе, руководитель Департамента финансов города Москвы Юрий Коростылёв, заместитель министра культуры России Наталья Дементьева, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, почетные гости и журналисты.

Первая фотоэкспозиция Юрия Роста была открыта в галеее «МЕТРО» 23 декабря 2005 года. Вторая выставка — «Птицы» — появилась на станции «Деловой центр» в День Рождения Московского метрополитена — 15 мая 2006 года.

В этот раз сменилась не только сама экспозиция — стало другим и оформление выставки. Теперь фотоработы освещены цветной динамической подсветкой с системой управления, в которой применены сверхяркие светодиоды. Кроме этого, для лучшего восприятия фотографий, в их оформлении использованы специальные антибликовые стеклопакеты.

В московском метро в ближайшее время появится пункт досмотра пассажиров. Состоять он будет из нескольких рамок-металлодетекторов и ленты для досмотра багажа. Оборудование уже начали монтировать в вестибюле станции «Охотный ряд».

Оснащение метрополитена современными средствами контроля, защиты и оповещения предусматривает «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте».

В канун профессионального праздника Дня милиции начала свою работу ещё одна современная комната милиции с системой видеонаблюдения на станции «Пушкинская».

В настоящее время по инициативе руководства Московского метрополитена и УВД на Московском метрополитене проводится работа по переводу милиционеров из комнат милиции, которые имеются на каждой станции, в новые посты милиции, выполненные из прозрачного стекла и современных материалов. Новые комнаты милиции — одна из мер совершенствования системы безопасности Московского метрополитена. С одной стороны — это сделает работу стражей порядка более открытой, максимально прозрачной для общественности: всем пассажирам хорошо видно сидящего постового, который следит за порядком. С другой стороны — это удобство в обозрении обстановки и реагировании на неё самой милицией, так как в этот современный пост будут выведены мониторы с камер наблюдения, контролирующих всю пассажирскую зону станции метрополитена. Это позволит милиционеру не только наблюдать и контролировать пассажиропоток, но и оперативно реагировать на любые правонарушения.

Первая аналогичная комната милиции была открыта год назад на станции «Охотный ряд». В дальнейшем, аналогичные посты появились на станциях «Маяковская» и «Деловой центр». Планируется, что к 2007 году новые комнаты милиции будут установлены на наиболее загруженных пересадочных узлах Московского метрополитена.

По такому билету можно проехать на аэроэкспрессе, и в подземке С сегодняшнего дня в столичных аэропортах «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» можно купить билеты на метро.

— Проездные продаются в кассах аэроэкспресса, — говорит пресс-секретарь компании «Аэроэкспресс» Елена Фролова. — То есть пассажир покупает билет на скоростной поезд от аэропорта до метро и по этой же карточке может проехать один или два раза в подземке.

Услуга полезная. Теперь пассажир, приехавший на аэроэкспрессе из аэропорта в метро, не должен стоять в очереди за билетом в метро. Ведь аэроэкспресс приходит на Савеловский, Павелецкий или Киевский вокзалы, а там всегда много желающих прикупить билетик. Теперь пассажиры экономят время.

Цена проездного складывается из стоимости самого билета на аэроэкспресс и на билет в метро – на одну или две поездки. Такой тариф называется «Метро+».
Источник: Комсомольская правда.

Сейчас на странице

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Источник

Adblock
detector