Скоролупова О. А. Покорение космоса
Название | Скоролупова О. А. Покорение космоса |
Дата публикации | 23.08.2013 |
Размер | 107,88 Kb. |
Тип | Документы |
pochit.ru > Астрономия > Документы
Название | Скоролупова О. А. Покорение космоса |
Дата публикации | 23.08.2013 |
Размер | 107,88 Kb. |
Тип | Документы |
pochit.ru > Астрономия > Документы
Автор-составитель: Камышникова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Росинка» общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Земля – наш дом во Вселенной» (конспект комплексного занятия в подготовительной группе) Калтанский городской округ, 2012
Материалы к занятию
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 – 80 с.: ил. Журналы Дошкольное воспитание № 3, 4. – 1980 г. Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живем? А где находится город Москва, в какой стране? Страна Россия — одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды — моря или океана — и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» — задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар. Вот у нас в группе лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь. Вот так и паши путешественники убедились, что земля – это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами — звездами, планетами, кометами и метеоритами. Мы с вами сегодня поговорим о том, что такое звезды. Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком — небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды — это совсем другое. Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? Правильно, звезды — это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас. А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все — огненные шары, одни более горячие, другие — менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе — голубые и белые. Работа над грамматическим строем речи Построение распространенных предложений типа суждений Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чем мы отправимся в путешествие? Конечно, на космическом корабле. Сначала подготовимся к полету, соберем все необходимое. Но на космическом корабле не должно быть ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраиваются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за другую. Выберем мы их из тех картинок, которые разложены на этом столе. Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полете? Конечно, ведь полет будет долгим. Чтобы продукты не испортились, нужен холодильник, поэтому следующей я поставлю картинку с холодильником. А теперь вы продолжайте подбирать картинки. Далее картинки могут подбираться по следующим направлениям: для ремонта холодильника нужны инструменты (картинка с инструментами), инструменты хранятся в специальном футляре (картинка с футляром), в футляре могут также храниться медицинские принадлежности (картинка с аптечкой); или для того, чтобы есть продукты, нужна посуда (картинка с посудой), посуда хранится в шкафу (картинка со шкафом), в шкафу могут храниться еще и книги (картинка с книгами и т.д.) Развитие словаря ^ Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Нарушение правил игры дети отмечают топаньем ногами. Дети могут называть различные приборы, иллюминаторы, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещение для хранения скафандров, инструменты, компьютеры, растения или подопытных животных, кладовые и т.д. ^ Когда палочка проходит весь круг, воспитатель задает следующую тему для разговора. Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что мы можем делать в космическом корабле. Мы можем наблюдать за приборами. Дети могут перечислить следующие слова и словосочетания: ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, читать книги, смотреть в иллюминатор, принимать душ, готовить пищу, управлять кораблем, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д. Воспитатель: Итак, мы выяснили, что внутри космического корабля люди могут двигаться. А как они двигаются? ^ Дети перечисляют: медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д. Воспитатель: А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету. Какой она кажется из космоса? ( ^ Маленькой; шарообразной; голубой, потому что на ней много воды; сверкающей от солнечных лучей). А каким нам кажется наше солнце? (Очень ярким, слепящим глаза, сияющим. ) А какими вы видите звезды в космосе? (Они похожи на яркие точки, их очень много, они разбросаны по всему небу и т.п.) Ребята, давайте с вами поиграем. Игра «Дверная скважина» Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке. (Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! — Воспитатель: У нашей звезды — Солнца — есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.
В этой части занятия используется большая карта с изображением Солнечной системы. Занимательный кроссворд «Солнечная система» Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам занимательный кроссворд «солнечная система».
Воспитатель: А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете? Какие они, как вы считаете? Они похожи на нас или совсем другие? Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног? Есть ли уши и глаза, и какие они? Подумайте, на каких планетах живут ваши инопланетяне. Если на этих планетах много воды и ее жители существуют в водной среде, то какое у них должно быть строение тела? А если планета представляет собой пустыню, какими защитными приспособлениями должны быть обеспечены их организмы? А может, они живут па планете, покрытой сплошными джунглями, и строят себе дома на деревьях? Значит, у них должны быть какие-то приспособления, чтобы быстро и ловко лазать по деревьям. Подумайте над этим. Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими вы их воображаете. Для этого у вас есть пластилин разных цветов, стеки. ^ Воспитатель предлагает детям сесть за столы — по 4-5 человек за стол, по желанию. Дети выполняют индивидуальные поделки из пластилина, воплощая свой замысел в лепке. Воспитатель: А теперь давайте подумаем, на чем прилетели ваши инопланетяне? Наверное, на каких-то космических кораблях. Сейчас я предлагаю вам пофантазировать, на каких космических аппаратах прилетели они к нам. Но построить космический корабль — дело непростое. Поэтому я предлагаю вам объединить усилия и построить один космический корабль для каждого стола, для компании инопланетян. Посовещайтесь и решите, как будет выглядеть ваш космический корабль, распределите работу и при-ступайте к лепке. Этот этап занятия предназначен не только для отработки навыков лепки, но и для развития социальных навыков — умения договариваться, согласовывать свои действия, совместно планировать работу. По окончании работы воспитатель просит детей по короткому плану составить коллективный рассказ о космических летательных аппаратах: устройство корабля, на каком топливе он летает, с какой скоростью, что предусмотрено в нем для удобства астронавтов. Для составления рассказа детям дается 2-3 минуты. Рассказывать дети должны по очереди: один начинает рассказ, второй и третий продолжают, четвертый заканчивает. Воспитатель: Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть живые существа, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна, планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них обязательно должны быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других обитаемых планетах. Почему? Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть нельзя даже в самый сильный телескоп. И пока никакой космический корабль, существующий на Земле, не может долететь до звезд. Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий. А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия. Источник Скоролупова что такое космосМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Росинка» общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Земля – наш дом во Вселенной» (конспект комплексного занятия в подготовительной группе) Калтанский городской округ, 2012
Материалы к занятию
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 – 80 с.: ил. Журналы Дошкольное воспитание № 3, 4. – 1980 г. Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живем? А где находится город Москва, в какой стране? Страна Россия — одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы знаете, какая она, наша планета? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды — моря или океана — и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» — задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар. Вот у нас в группе лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь. Вот так и паши путешественники убедились, что земля – это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами — звездами, планетами, кометами и метеоритами. Мы с вами сегодня поговорим о том, что такое звезды. Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком — небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды — это совсем другое. Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? Правильно, звезды — это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас. А какая звезда к нам ближе всего? Это наша звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все — огненные шары, одни более горячие, другие — менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе — голубые и белые. Работа над грамматическим строем речи Построение распространенных предложений типа суждений Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в космическое путешествие. На чем мы отправимся в путешествие? Конечно, на космическом корабле. Сначала подготовимся к полету, соберем все необходимое. Но на космическом корабле не должно быть ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые выстраиваются в логическую цепочку, как бы цепляются одна за другую. Выберем мы их из тех картинок, которые разложены на этом столе. Например, я ставлю на фланелеграф первую картинку с изображением продуктов. Продукты нам нужны в полете? Конечно, ведь полет будет долгим. Чтобы продукты не испортились, нужен холодильник, поэтому следующей я поставлю картинку с холодильником. А теперь вы продолжайте подбирать картинки. Далее картинки могут подбираться по следующим направлениям: для ремонта холодильника нужны инструменты (картинка с инструментами), инструменты хранятся в специальном футляре (картинка с футляром), в футляре могут также храниться медицинские принадлежности (картинка с аптечкой); или для того, чтобы есть продукты, нужна посуда (картинка с посудой), посуда хранится в шкафу (картинка со шкафом), в шкафу могут храниться еще и книги (картинка с книгами и т.д.) Развитие словаря Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свое слово и передает палочку дальше. Нарушение правил игры дети отмечают топаньем ногами. Дети могут называть различные приборы, иллюминаторы, кухню, помещения для отдыха космонавтов, библиотеку, телевизор, душ, кресла, помещение для хранения скафандров, инструменты, компьютеры, растения или подопытных животных, кладовые и т.д. Когда палочка проходит весь круг, воспитатель задает следующую тему для разговора. Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что мы можем делать в космическом корабле. Мы можем наблюдать за приборами. Дети могут перечислить следующие слова и словосочетания: ремонтировать, устранять поломки, есть, спать, читать книги, смотреть в иллюминатор, принимать душ, готовить пищу, управлять кораблем, летать (потому что в космическом корабле невесомость), делать физические упражнения и т.д. Воспитатель: Итак, мы выяснили, что внутри космического корабля люди могут двигаться. А как они двигаются? Дети перечисляют: медленно, быстро, плавно, неуклюже, точно, стремительно, еле-еле, по-черепашьи и т.д. Воспитатель: А теперь мы подошли к иллюминатору и смотрим через него на нашу планету. Какой она кажется из космоса? (Маленькой; шарообразной; голубой, потому что на ней много воды; сверкающей от солнечных лучей). А каким нам кажется наше солнце? (Очень ярким, слепящим глаза, сияющим. ) А какими вы видите звезды в космосе? (Они похожи на яркие точки, их очень много, они разбросаны по всему небу и т.п.) Ребята, давайте с вами поиграем. Игра «Дверная скважина» Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке. (Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! — Воспитатель: У нашей звезды — Солнца — есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца.
В этой части занятия используется большая карта с изображением Солнечной системы. Занимательный кроссворд «Солнечная система» Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам занимательный кроссворд «солнечная система».
Воспитатель: А существуют ли инопланетяне на самом деле, как вы думаете? Какие они, как вы считаете? Они похожи на нас или совсем другие? Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног? Есть ли уши и глаза, и какие они? Подумайте, на каких планетах живут ваши инопланетяне. Если на этих планетах много воды и ее жители существуют в водной среде, то какое у них должно быть строение тела? А если планета представляет собой пустыню, какими защитными приспособлениями должны быть обеспечены их организмы? А может, они живут па планете, покрытой сплошными джунглями, и строят себе дома на деревьях? Значит, у них должны быть какие-то приспособления, чтобы быстро и ловко лазать по деревьям. Подумайте над этим. Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими вы их воображаете. Для этого у вас есть пластилин разных цветов, стеки. Воспитатель предлагает детям сесть за столы — по 4-5 человек за стол, по желанию. Дети выполняют индивидуальные поделки из пластилина, воплощая свой замысел в лепке. Воспитатель: А теперь давайте подумаем, на чем прилетели ваши инопланетяне? Наверное, на каких-то космических кораблях. Сейчас я предлагаю вам пофантазировать, на каких космических аппаратах прилетели они к нам. Но построить космический корабль — дело непростое. Поэтому я предлагаю вам объединить усилия и построить один космический корабль для каждого стола, для компании инопланетян. Посовещайтесь и решите, как будет выглядеть ваш космический корабль, распределите работу и при-ступайте к лепке. Этот этап занятия предназначен не только для отработки навыков лепки, но и для развития социальных навыков — умения договариваться, согласовывать свои действия, совместно планировать работу. По окончании работы воспитатель просит детей по короткому плану составить коллективный рассказ о космических летательных аппаратах: устройство корабля, на каком топливе он летает, с какой скоростью, что предусмотрено в нем для удобства астронавтов. Для составления рассказа детям дается 2-3 минуты. Рассказывать дети должны по очереди: один начинает рассказ, второй и третий продолжают, четвертый заканчивает. Воспитатель: Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг некоторых из них вращаются планеты. Может быть, на этих планетах тоже есть живые существа, как и на Земле. Но чтобы жизнь стала возможна, планеты должны быть не слишком горячими, но и не слишком холодными, на них обязательно должны быть атмосфера и вода. Пока мы ничего не знаем о других обитаемых планетах. Почему? Да потому, что планеты у далеких звезд рассмотреть нельзя даже в самый сильный телескоп. И пока никакой космический корабль, существующий на Земле, не может долететь до звезд. Люди уже сделали свой первый шаг в космос: они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетели до Луны и как следует рассмотрели ее, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают уже всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. И здесь их ждет много удивительных открытий. А следующим шагом будут полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия. Одиночество — самый верный признак старости. Амос Бронсон Олкотт Источник ➤ Adblockdetector |