Меню

Скоро космос станет наш

Почему космос становится все ближе (и как туда попасть)

Сегодня совсем не обязательно родиться Юрием Гагариным, чтобы оказаться там, где еще не ступала нога человека. Совместно с Роскосмосом мы расскажем, стоит ли делить кандидатов в космонавты по половому признаку и кто может участвовать в подготовке миссии на Марс.

В июне 2021 года в Москве при поддержке Госкорпорации «Роскосмос» состоялась первая научно-популярная конференция «Космос. Открытый разговор». Спикеры в формате коротких лекций рассказали о работе на орбите Земли, освоении дальнего космоса и многом другом.

Если 60 лет назад, чтобы попасть на орбиту, нужно было быть опытным военным летчиком ростом не выше 170 см и возрастом не старше 30 лет, обладать идеальным здоровьем и физической подготовкой на уровне мастера спорта, то сейчас ситуация изменилась. Конечно, инженерные и летные специальности по-прежнему в приоритете. Но теперь попасть в космос гораздо легче, поскольку к любым сложным ситуациям можно подготовиться на Земле.

Спикер конференции Анастасия Степанова, испытатель Института медико-
биологических проблем РАН, участница исследовательской миссии Mars 160, рассказала, как ее путь в космической индустрии начался без внушительного багажа технических знаний.

В 2013 году Анастасия познакомилась с аэрокосмическим инженером Робертом Зубриным в Музее космонавтики. Он рассказал ей, что набирает волонтеров для годовой миссии на станции в Арктике. Анастасия загорелась идеей, но сомневалась, что в научно-исследовательскую экспедицию сможет отправиться российская журналистка. Роберт убедил девушку подать заявку. Анастасия успешно прошла отбор и в 2016 году стала участницей исследовательского проекта Mars 160.

Проект имитировал условия, максимально приближенные к тем, в которых окажутся первые колонизаторы на Марсе. В составе экипажа были французский аэрокосмический инженер, американский геолог, индийский микробиолог, японский архитектор, австралийский геолог и российский журналист. Они до этого не были знакомы друг с другом: не тренировались и не работали вместе. Команда провела три месяца на исследовательской станции пустыни Марс в штате Юта, а затем месяц на арктической исследовательской станции Flashline Mars на острове Девон в Канаде.

Главная цель исследования Марса — поиск жизни или ее следов. Экипаж Mars 160 проводил множество микробиологических и геологических исследований. Процесс не из легких. Нужно надеть прототип скафандра (который весит более 14 кг), пройти имитацию декомпрессии в шлюзовой камере (выравнивание давления) и только затем приступать к полевым исследованиям местности (они могут занимать до четырех часов в день).

Пока одни занимались наукой, другие члены экипажа добывали талую воду, готовили еду и следили за системами жизнеобеспечения. Вечером участники писали отчеты для Центра управления полетами (ЦУП) и старались привыкнуть к враждебному миру за иллюминатором. Опасения не были беспочвенными. Остров населен полярными медведями, которые могли атаковать экипаж во время внекорабельной деятельности. Каждый член команды заранее проходил обучение по стрельбе из ружья.

На конференции «Космос. Открытый разговор» Анастасия уделила особое внимание исследованию того, как ведут себя члены экипажа в зависимости от пола. Психологи ожидали, что будут конфликтные ситуации, но по итогу были выявлены интересные моменты: например, женщины чаще проявляли свои эмоции — это были грусть и радость — и гораздо активнее и чаще общались с Центром управления полетов. Мужчины сначала чаще проявляли гнев во время обсуждения каких‑то проблемных моментов. Через несколько месяцев и мужчины, и женщины стали вести себя одинаково: они минимизировали связь с ЦУПом, а общение стало менее эмоциональным, все были заняты усердной работой.

Многие годы мужчины в составах экипажей численно преобладали над женщинами, но времена изменились. Женщины все чаще участвуют в космических исследованиях и летают в космос. Исследование подтвердило, что некорректно делить кандидатов в космонавты по гендерному признаку. У мужчин зрение острее реагирует на изменения в условиях полета и ухудшается, а у женщин сильнее развивается ортостатическая непереносимость. Так что можно сказать, что существенных анатомических препятствий для полета в космос женщин нет: плюсов и минусов у мужского и женского организма поровну.

В 2020 году Анастасия Степанова получила высшее образование в области машиностроения и робототехники в МГТУ имени Баумана. Сейчас она идет к своей главной цели — готовится к полету на Марс.

Кто еще выступил на конференции «Космос. Открытый разговор» и о чем рассказали спикеры на конференции

Молодые ученые уже сейчас активно разрабатывают уникальные решения и технологии. Так, в центре М.В.Келдыша специалисты работают над метановым двигателем, создан специальный самозатягивающийся металлический состав для космических и надувных модулей, который не боится повреждений от метеоритов. Новый двигатель, созданный новым поколением конструкторов в НПО «Энергомаш», КБ «Химавтоматика», отработал рекордное время в 3000 секунд и будет использован в новых российских ракетах. Также молодые ученые РКЦ «Прогресс» разработали новые части ракеты «Союз-5».

К 2023 году планируется построить Национальный космический центр, который обеспечит 20 тыс. рабочих мест для молодых инженеров и конструкторов. В нем будет создано все необходимое для эффективной работы и самых инновационных исследований.

Владимир Устименко, руководитель пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», подчеркнул, что
«в XXI веке стало недостаточно просто запускать ракеты, выводить на орбиту космические аппараты, обеспечивать работу на орбитальной станции. Стало чрезвычайно важно говорить об этом. Рассказывать, что происходит в отрасли, делиться планами, объяснять сложные и спорные моменты».

Роскосмос рассказывает о том, что происходит в отрасли, пытается заинтересовать космосом молодежь, разъясняет свою позицию, создает все больше интересных мероприятий и активностей. Мир меняется, и Роскосмос меняется вместе с ним.

Источник

Текст песни Энджойкин. — Космос точно будет наш.

Купол — небо наш космический,
Звёздно,снежный и большой
Как Гагарин покорить смогу,
Сейчас я прыгну ой,ой,ой!

Припев:
Щас я прыгну на гараж!
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш!

Если звезды были пчёлами,
То они бы не почём,
Ни когда и не подумали,
Так высоко строить доОом!

Припев:
Щас я прыгну на гараж!
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш!

Читайте также:  Загрязнение космоса космический мусор

Скоро космос будет наш 4x
Космос точно будет наш!
Щас я прыгну на гараж,
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш! Dome — the sky is our space ,
The Star , snow and high
How can conquer Gagarin ,
Now I jump oh, oh , oh !
Chorus:
Right now I’ll jump in the garage !
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!
If the stars were bees ,
So how do they not ,
Not when , and not think ,
So high build doOom !
Chorus:
Right now I’ll jump in the garage !
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!
Soon the cosmos is our 4x
Space will surely be ours!
Right now I’ll jump in the garage,
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!

Источник

Текст песни Энджойкин. — Космос точно будет наш.

Купол — небо наш космический,
Звёздно,снежный и большой
Как Гагарин покорить смогу,
Сейчас я прыгну ой,ой,ой!

Припев:
Щас я прыгну на гараж!
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш!

Если звезды были пчёлами,
То они бы не почём,
Ни когда и не подумали,
Так высоко строить доОом!

Припев:
Щас я прыгну на гараж!
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш!

Скоро космос будет наш 4x
Космос точно будет наш!
Щас я прыгну на гараж,
Скоро космос будет наш!
Щас я прыгну на гараж!
Космос точно будет наш! Dome — the sky is our space ,
The Star , snow and high
How can conquer Gagarin ,
Now I jump oh, oh , oh !

Chorus:
Right now I’ll jump in the garage !
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!

If the stars were bees ,
So how do they not ,
Not when , and not think ,
So high build doOom !

Chorus:
Right now I’ll jump in the garage !
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!

Soon the cosmos is our 4x
Space will surely be ours!
Right now I’ll jump in the garage,
Soon, the space will be ours!
Right now I’ll jump in the garage !
Space will surely be ours!

Источник

Космос как обуза. 80% задач вне Земли можно решать без участия человека

Об авторе: Валерий Владимирович Агеев – журналист.

Космос только тогда начнет служить людям, когда в нем будут решаться глобальные проблемы. Кадр из фильма «Дальний космос». 2021

29 апреля этого года Китай запустил на орбиту основной модуль своей будущей космической станции «Тяньхэ». Предполагается, что китайская многомодульная станция будет иметь длину 16,6 м, максимальный диаметр 4,2 м, вес около 66 т и Т-образную форму. Станция будет состоять из модулей – базовый «Тяньхэ» и два лабораторных: «Вэньтянь» и «Мэнтянь».

Затем с помощью ракеты «Чанчжэн-2F» в космос будет запущен пилотируемый корабль «Шэньчжоу-12» с тремя космонавтами на борту. Его стыковка с «Тяньхэ» сделает станцию обитаемой.

Строительство станции планируется завершить уже к 2022 году. Для этого в общей сложности намечено выполнить 11 запусков. Таким образом, Китай станет второй после России страной, которая будет иметь орбитальную космическую станцию. Спрашивается: зачем?

Приоритет создания космических станций принадлежал Советскому Союзу. Базовый блок станции «Мир» был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон» 20 февраля 1986 года. Это была первая многомодульная обитаемая орбитальная космическая станция. Спроектирована на НПО «Энергия». Она провела 5511 суток на орбите Земли и, будучи обитаемой из них 4594 дня, совершила 86 331 оборот вокруг планеты.

За время существования станции на ней было проведено более 23 тыс. экспериментов, поставлено два рекорда продолжительности пребывания в космосе – Валерием Поляковым и Шеннон Лусид. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Однако «Мир» был затоплен в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине выработки ресурса станции, происшествий и аварий на станции, плюс дорогое обслуживание (около 200 млн долл. в год).

В США также задумывались о создании космической станции и даже создали ее проект в ответ на появление советского «Мира». Проект получил название «Фридом» (англ. Freedom – «свобода»). Однако американцы всегда умели считать деньги и станцию не построили, объяснив это ее «дороговизной». С 1993 года проект в модернизированном и уменьшенном виде был преобразован в часть Международной космической станции (МКС).

20 ноября 1998 года Россия вывела на орбиту первый элемент МКС – функционально-грузовой блок «Заря». 7 декабря 1998 года шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити».

10 декабря 1998 года был открыт люк в модуль «Юнити», и космонавты Роберт Кабана и Сергей Крикалёв, как представители США и России, вошли внутрь станции.

26 июля 2000 года к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль (СМ) «Звезда».

2 ноября 2000 года транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции.

Масса международной космической станции – более 417 т, а ее внутренний объем – около 1000 куб. м. Скорость, с которой МКС движется по орбите, около 27 700 км в час. Космонавты на борту МКС могут наблюдать рассветы и закаты каждые 45 минут. К созданию и обслуживанию МКС приложили руку 15 стран. МКС – самый дорогой объект, когда-либо построенный человеком.

На строительство МКС был затрачено около 157 млрд долл., а каждый год на ее эксплуатацию расходуется около 1,5 млрд долл. Интересно, что в начале строительства МКС российский сегмент станции оплачивали США, предоставляя кредиты, погашение которых предусмотрено только к окончанию строительства.

Читайте также:  Моды для spore для этапа космос

Итак, МКС начала эксплуатироваться с 1998 года. И если первое время на ней не фиксировалось опасных дефектов и отказов, то через десяток лет они посыпались один за другим. А то и все вместе.

Старая, опасная и никому не нужная?

В декабре 2018 года в бытовом отсеке корабля «Союз МС-09» было обнаружено маленькое отверстие, которое заклеили эпоксидной смолой.

В сентябре 2019 года на МКС обнаружена утечка воздуха выше нормы. Последовательная герметизация отсеков станции – как российского, так и американского – позволила установить, что кислород утекает из промежуточной камеры российского модуля «Звезда».

11 марта 2021 года российские космонавты заделали в модуле «Звезда» две трещины герметиком, но это не помогло: в изолированной переходной камере давление снизилось за 11,5 часа на 52 мм – до 678 мм ртутного столба, тогда как на станции давление составляет 730 мм ртутного столба. Но чуть позже дефект устранили.

Кроме того, значительная часть из установленного на борту МКС электронного оборудования находится далеко за пределами гарантийных сроков или гарантийной наработки. Специалисты отмечают, что сертифицированный срок службы функционально-грузового блока «Заря» истек еще в ноябре 2013 года, однако затем его продлили до 2024-го.

А 21 апреля 2021 года руководитель полета российского сегмента станции Владимир Соловьев сообщил, что до 80% оборудования служебных и бортовых систем российского сегмента полностью выработали свой ресурс. Он также заявил, что после 2025 года возможен лавинообразный выход из строя систем МКС.

Поэтому не исключено, что эксплуатацию МКС могут прекратить, а станцию, как и другие космические объекты, затопить в Тихом океане, выбрав для этого несудоходный район. По предварительным оценкам, несгоревшими останется около 120 т обломков при общей массе космической станции более 400 т.

Однако для США МКС крайне важна: американцы проводят на ней всевозможные исследования по поводу адаптации организма человека к полетам на Марс и Луну. Именно по этой причине США могут быть против заморозки станции и станут делать все возможное, чтобы как можно дольше пользоваться ею.

Тем не менее на смену МКС планируется создать чисто российскую станцию, хотя этот проект нереален, потому что он не нужен. И вот почему.

Побочный продукт военного космоса

Пилотируемая космонавтика, как известно, стала побочным продуктом развития военного космоса в период гонки вооружений. Легендарная советская ракета Р-7, на которой взлетел и первый искусственный спутник Земли, и первый человек на орбиту, предназначалась в первую очередь для доставки ядерного оружия.

Первые орбитальные станции «Салют» были спроектированы на базе военных наблюдательных станций-платформ «Алмаз». Именно для их доставки на орбиту была создана мощная двухступенчатая ракета «Протон», которая до сих пор находится в строю.

И сегодня военная космонавтика – доминирующий фактор сдерживания применения ядерных вооружений. Ведь свыше 30 стран в мире ведут работы по созданию оружия массового поражения. Еще столько же занимаются созданием «атомной бомбы для бедных» – химическим оружием. Свыше 40 государств имеют ракетные средства доставки оружия массового уничтожения. Сегодня к клубу из пяти ядерных держав активно приближаются еще шесть стран.

Поэтому космические средства защиты повышают эффективность действия вооруженных сил от 1,5 до 2 раз, и во столько же уменьшают расходы на оборону. Без использования космических средств невозможно решить такие задачи, как предупреждение о ракетном нападении, связь и управление стратегическими ядерными силами.

Пилотируемая же космонавтика служила в начале своего зарождения прежде всего пропагандистским целям СССР. Но безудержная космическая гонка привела к тому, что победу в ней одержали более богатые и практичные американцы. Это стало ясно после их высадки на Луну и создания космического корабля многоразового действия «Спейс Шаттл». Поняв, что нам американцев не догнать в освоении Луны и дальних планет, СССР решил вложить все свои усилия и средства в пилотируемую космонавтику и эксперименты на орбитальных станциях, последней из которых стал «Мир».

Однако скоро выяснилось, что пилотируемая космонавтика не оправдывает себя материально. Она приносила лишь косвенную прибыль от использования научно-технических знаний, полученных в результате космической деятельности, от экспериментов в области медицины, микроэлектроники, новых материалов.

Более того, присутствие человека на борту космического корабля во время проведения экспериментов по микрогравитации, созданию особо чистых веществ и препаратов вообще недопустимо, поскольку масса космонавта вносит определенные погрешности в чистоту опытов.

Однако больше ничего серьезного СССР не мог противопоставить США и продолжал проводить никому не нужные эксперименты в невесомости на растениях, животных и даже человеке вначале на «Мире», затем на МКС.

В обозримом будущем исследовать планеты
Солнечной системы, например Марс, будут
все-таки роботизированные системы.
Фото NASA

Борьба за «третье кресло»

Сегодня Россия занимает на МКС вроде бы доминирующее положение по ряду причин. Во-первых, еще раз подтвердилось, что космическая политика нашей страны, основанная на использовании одноразовых, более дешевых по сравнению с шаттлами ракет, была более правильной, чем американская, основанная на эксплуатации многоразовых «челноков».

Во-вторых, катастрофы шаттлов еще раз подтвердили, что эта схема не обеспечивала и не будет обеспечивать безопасность экипажа на всех участках полета от взлета до посадки, тогда как российская эту безопасность гарантирует.

В-третьих, Россия пока остается единственным связующим звеном между МКС и Землей. И без наших «Прогрессов» и «Союзов» существование МКС невозможно. С 2011 года NASA, закрыв программу Space Shuttle, за доставку астронавтов на МКС перечислило Роскосмосу более 2,6 млрд долл. Этих денег было вполне достаточно, чтобы ракетно-космическая корпорация «Энергия» завершила разработку пилотируемого корабля «Федерация», а ракетно-космический центр «Прогресс» с опережением вел работы по перспективной ракете-носителю «Феникс» (в настоящее время – «Союз-5»). Но это скоро прекратится с появлением космических кораблей Илона Маска.

Также великолепно проявили себя на МКС российские скафандры. Они в отличие от американских являются универсальными. Каждый прилетающий космонавт или астронавт может подогнать скафандр под свой рост, привести его в рабочее состояние и через полчаса выйти в открытый космос. Скафандры рассчитаны на период эксплуатации от двух до четырех лет.

Читайте также:  Открытый космос без страховки

Однако это выгодное с точки зрения престижа положение России невыгодно с точки зрения материальной. Основное финансирование работ, производимых Роскосмосом, ведется в основном за счет внебюджетных средств. На большинстве предприятий ведомства госзаказ не превышает 5–15%, и лишь на РКК «Энергия», как головной организации по строительству МКС, госзаказ составляет 30% от общей суммы финансовых поступлений.

Кроме того, NASA отказалась от создания корабля-спасателя, который был рассчитан на 7 человек, и от строительства жилого модуля своего сегмента. По плану NASA, на МКС в течение ближайших 3–4 лет будет присутствовать не более 3–4 человек в составе экипажа длительной экспедиции.

Это не устраивает российскую сторону, поскольку в меморандуме, принятом в начале реализации проекта МКС, оговаривалось, что только у России будет постоянное присутствие трех космонавтов. Национальные космические агентства Европы, Японии и Канады также рассчитывали на постоянное присутствие своих космонавтов на борту станции и реализацию научных программ.

Россия предложила использовать на МКС новый модуль «Пирс», к которому можно будет пристыковать как минимум два пилотируемых корабля. Это позволит иметь на станции экипаж из шести человек. Однако пока одобрения со стороны NASA эти предложения не получили, а следовательно, и средств на них выделено не будет.

Вот почему, хотя американцы и были против, наша страна расширяет экзотическим образом – запуском профессиональных космонавтов других стран или обычных туристов на МКС – свою доходную часть. Каждый полет астронавтов Европейского космического агентства (ЕКА) «в третьем кресле» российского корабля «Союз ТМА» дает России дополнительно около 12 млн долл., каждый турист – около 20 млн. Эти средства идут на поддержание программы строительства российских космических кораблей для полетов на МКС. Однако эти деньги – как мертвому припарка. Каждый запуск такой ракеты, как «Союз», обходится в несколько десятков миллионов долларов.

Кроме того, все громче и громче протесты экологов, которые не без основания утверждают, что именно космическая деятельность приводит к образованию озоновых дыр над нашей планетой.

По расчетам аналитиков машиностроительного КБ «Радуга» (Москва), американский челнок при каждом запуске в перерасчете на тонну выводимого в космос полезного груза уничтожает около 300 тыс. т озона. В течение первых двух минут работы его твердотопливных ускорителей в атмосферу выбрасывается 187 т хлора и его соединений, 7 т оксида азота и 180 т оксида алюминия. Наши отечественные «Протоны» при тех же условиях разрушают «только» 37 тыс. т озона.

Но экологией затраты на космическую деятельность не заканчиваются. Например, зачем содержать целый Звездный городок, огромный Центр управления полетами в Королеве для наблюдения за 3–4 космонавтами, которые не знают, чем себя занять на орбите?

Профессии космонавт нет

Еще на заре космонавтики академик Василий Мишин, преемник Сергея Королева, утверждал: «Профессии космонавт нет, потому что в космосе у него только 20% времени идет на полноценную работу, а в основном – на подготовку к взлету и посадке, физкультуру и сон. Так что пилотируемые полеты в данный момент совсем не нужны».

Мишина поддерживает американский профессор Роберт Парк, который считает, что большинство из запланированных научных исследований не имеет первоочередной важности. Он отмечает, что цель большинства научных исследований в космической лаборатории – провести их в условиях микрогравитации. А это можно сделать гораздо дешевле в условиях искусственной невесомости в специальном самолете, который летит по параболической траектории.

Среди экспертов космической промышленности России вообще сложилось мнение, что практическая польза от орбитальных станций уже исчерпана: за прошедшие десятилетия сделаны практически все важные исследования и открытия. Проводимые на МКС узкоспециализированные эксперименты ограничены отсутствием соответствующей аппаратуры. Критики утверждают, что у этих исследований небольшая практическая ценность, поскольку реалии сегодняшнего исследования ближнего космоса – беспилотные автоматические корабли.

Еще в 2003 году глава Российского космического агентства Юрий Коптев заявил, что в угоду МКС космическая наука опять осталась на Земле. Американский журналист Джефф Фауст утверждал, что для технического обслуживания МКС требуется слишком много дорогих и опасных выходов в открытый космос.

Так, в частности, в апреле 2019 года ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Вячеслав Докучаев отмечал, что с научной точки зрения международная космическая станция – это «пустая трата времени». По его словам, последние важные открытия принадлежат роботам, а люди в космосе просто не нужны, на МКС космонавты в основном занимаются собственным жизнеобеспечением: «Изучают, кто у них там дырки просверливает. Тратятся миллиарды – не рублей, а долларов. Но научный выход – ноль!» По словам ученого, государство должно тратить деньги налогоплательщиков на «настоящую науку». Отправлять людей в космос нужно только за частные деньги, заключил он.

Космос – для бедных

Что же делать? Бросить все космические исследования? Нет. Надо развивать непилотируемую космонавтику, которая приносит прямую выгоду. Это запуск спутников связи, спутников зондирования Земли: поиск нефти и других полезных ископаемых, теле- и радио-, а также метеорологических космических аппаратов. Не будь отечественных космических аппаратов, только за аренду каналов связи зарубежных систем России пришлось бы платить 1 млрд долл. и еще 250 млн долл. за телеканалы.

Что же касается пилотируемой космонавтики, то некорректно приводить в пример такие страны, как Индия или Китай, которые хотят ее развивать. Ими прежде всего движет чувство мнимой собственной неполноценности в этом вопросе и желание во что бы то ни стало переплюнуть своих бывших колонизаторов или «старших братьев». Не надо им мешать, хотя и недооценивать военную опасность, исходящую из космоса, тоже ни в коем случае не надо.

Космос только тогда начнет служить людям, когда в нем будут решаться глобальные проблемы. Например, создание устройств для передачи энергии Солнца на нашу планету. А поддерживать космический престиж ради престижа и иметь миллионы людей, живущих за чертой бедности, – это неправильно.

Источник

Adblock
detector