Меню

Сколько лун понтий пилат

Лунная дорожка Булгакова.

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло. Понятия вечные и неразделимые. Пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поисками истины и борьбой за нее.
Перенесемся в далекий Ершалайм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого “руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью”. Человек этот — зовут его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться; “Добрый человек! Поверь мне. ” Но его “научили” соблюдать этикет: “Крысобой вынул бич и. ударил арестованного по плечам. связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились. ” Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе: “. рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. Более того, этот “бродяга” смеет предлагать: “Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека”. Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: “. злых людей нет на свете, есть люди несчастливые”.
В невиновности арестанта прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, зато “бродяга” обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда из Кариафа представил такие сведения о “безумце”, что наместник кесаря не имел права не казнить его.
Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного “пророка”, но тот решительно не хотел отказываться от своей “истины”: “В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: “Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!” Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: “Преступник! Преступник! Преступник!” Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, “жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне”? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе.
Большое количество как явных, так и почти невидимых параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов I века и Москвы двадцатых годов XX века. Герои и времена как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Не случайно там появляется Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники обнажают сущность явлений, высвечивают, усиливают, выставляют на всеобщее обо зрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: “Ну что же. они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны. ну, что ж. и милосердие иногда стучится в их сердца. обыкновенные люди. в общем, напоминают прежних. квартирный вопрос только испортил их. ” Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — живо в душах людей. Мастер создает роман о Христе и Пилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему дает Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря слово “Мастер” пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательный образ того, кто стремится познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы. Одни иногда “прозревают”, заглядывают “внутрь” себя. “Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. ” — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано “прозреть”. Берлиозу, главе МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэт Иван Бездомный: Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Читайте также:  Что нужно делать при растущей луне чтобы

Выдержки из коллекции Булгаковского Дома «Школьные рефераты»

Лунная дорожка, по которой любил гулять М. Булгаков!

О, умоляю,
. давай взберёмся
Вон на то облако
. под восходом Солнца,
. бьющего краснотою!
Это же не далеко,-
. близко совсем!
Я от тебя
. детали не скрою :
Просто нужно
. закрыть глаза
. И притвориться спящим,
веками ощутить луч,
. прямо к тебе
. в лицо летящий!
Зажмурься.
. Произнеси в душе молитву.
И Ангелы возьмут
. тебя с собой
. в небесную битву!
Там встретишь
. Воланда, —
. он — бывший ангел,
Мастер и Маргарита
. с ним за одно,-
. Лишь бы стал проангелом!
Хоть зовётся
. он дьяволом,
. пусть правдою правит.
Вон он там,
на Лунной дорожке,
. свой след оставил!
А Cолнце бьёт по Луне
. и выставляет рожки.
сколько людей
. побывало здесь,
. На Лунной Дорожке?
Вон Понтий Пилат
С собакой,
. такой усталый.
Народ провозгласил
. Христа обвинить!
. Народ отсталый!
Религиозная Верхушка
. заставила народ
. только их
. правду видеть.
. а Святого Христа
. так несправедливо
. обидеть.
Святого Христа
. о-би-деть.
Как светло здесь —
. на святой тающей
. Лунной дорожке!
Вот,наконец,
. Город Иерусалим
. засветился cвоими
. окошками.

*
(Стихотворение написано мною в школьные годы)
Авторская страничка:
http://www.stihi.ru/author.html?janina

Image: Russian artist Pavel Kalugin:
«Лунная дорожка»

Источник

Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?

Помните тот момент, когда в последней главе мастеру показывают его героя, Пилата, и Маргарита спрашивает у Воланда : « Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»

Одна луна равна 29 дням, грубо говоря, месяцу. Если считать, что в году примерно 12 лун, то 12 000 лун = 1 000 лет. Так как действие московских глав «Мастера и Маргариты» происходит в XX веке, то ершалаимские главы должны происходить в Х веке. Но Понтий Пилат был прокуратором римской власти, которой в Х веке уже не существовало. Есть множество других доказательств, что ершалаимские главы не могут быть так поздно. Но и московские главы не могут быть в XI веке. Таким образом, может показаться, что Маргарита ошиблась. Тогда почему Воланд не исправил её ошибку? Потому что никакой ошибки тут не было. В чем же тогда дело и почему получилась такая огромная разница в 900 лет? Может просто ошибся автор? Но и эта возможность совершенно исключена, ведь Булгаков придавал движению луны очень большое значение именно в связи с романом.

Читайте также:  Затмение луны по английски

Дело в том, что полнолуние – это сравнительно небольшой период времени, астрономическое явление, которое можно наблюдать лишь в той точке Земли, которая обращена к Луне. Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний.

Луна равна примерно 29.53 дня. Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние, то просидел он 24 000 лун. Это равно 708 720 дням. Если это число поделить на 365 дней, получим… 1941 год! Понтий Пилат примерно 1900 – 1940 лет испытывал муки совести.

Небольшая разница примерно в 40 – 45 лет получается из-за того, что в романе сложно было бы использовать многозначные числа. Но она настолько мала, что составляет всего две сотых от всего времени, что является поразительной астрономической точностью.

Диана Коденко Понтий Пилат После казни

Андрей Пронин – Мюзикл “Рукопись Мастера” (Мастер и Маргарита) – Ария Понтия Пилата – Двенадцать тысяч лун

Поделиться «Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ?»

Вам также может понравиться

Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

Книга “Москва – Ершалаим. Путеводитель по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

И справочники могут ошибаться….

6 комментариев к « Двенадцать тысяч лун или сколько лет испытывал муки совести Понтий Пилат ? »

Находясь в конкретной точке, можно наблюдать лишь половину от всех полнолуний (с)
Это почему? Не совсем понятно. Не могли бы пояснить?

Т.к. Пилат видел каждое второе полнолуние (с)
А про это сказано в тексте?…

Нашла здесь: Альфред Барков Роман М.А. Булгакова ‘Мастер и Маргарита’:альтернативное прочтение
Глава IX. О парадоксах в романе (почитать можно тут http://menippea.narod.ru/), отрывок:
“Действительно, писателем была учтена астрономическая тонкость: в любой
точке земного шара все полнолуния подряд наблюдать невозможно. Дело в
том, что полнолуние – это не период, а миг, определяемый астрономами с
точностью до минуты. Поэтому, когда оно происходит, то его можно видеть
только на той стороне земного шара, которая обращена к Луне. Поскольку
длительность синодического месяца не кратна земным суткам (3), каждое
последовательное полнолуние наблюдается в разных частях Земли; в целом
же за длительный период времени в каждой конкретной точке, в том числе и
в той, где отбывает наказание Пилат, можно наблюдать только половину от
всех полнолуний.”

Читайте также:  Ракета долетевшая до луны

Об отношениях Пилата и Иисуса очень интересно написано в книге “Партия Иисуса” (можно скачать на Озоне и на Амазоне). Там, кстати, объясняется, почему Пилат хотел спасти Иисуса, и почему это ему не удалось.

Спасибо, обязательно прочитаю

Есть другое предположение.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12 тысяч лун? Без учёта точной продолжительности лунного месяца.
Известно, что величина 29,53059 – это не постоянное значение. Оно же усредненное, а истинная продолжительность лунного месяца постоянно меняется в пределах от 29д 6ч 15м до 29д 19ч 12м. Причина этому – неравномерное движение Земли вокруг Солнца и довольно сложное движение Луны по орбите. Таким образом,
точно рассчитать количество лун, которые видел Пилат при условии точного завершения лунного месяца и местоположения Луны в это мгновения, становится весьма нетривиальной задачей.
Что, если Булгаков имел ввиду именно 12000 лун? Каждый лунный месяц, а не через один! Ведь Пилат действительно видел полную Луну КАЖДЫЙ ДЕНЬ, и не важно, что это могло не совпадать минута в минуту с мгновением лунного месяца. Он видел полную Луну (зрительно не отличимую от абсолютно точной полной Луны), и, что ещё более неопровержимо – он проживал этот лунный месяц в своих страданиях за распятого Иешуа.
Булгаков был современником Н.Морозова – выдающегося учёного, астронома и историка. Нет сомнений, что Михаил Афанасьевич наверняка знал о сенсационных астрономических расчётах Н. Морозова, которые вносили существенные изменения в принятую хронологию древности и значительно приближали период жизни Иисуса Христа к нашему времени. Булгаков наверняка был знаком с трудом Н. Морозова “Христос”, который вышел как раз перед написанием “Мастера и Маргариты”. С этими исследованиями Н. Морозова был знаком и признал их заслуживающими внимания даже В.И. Ленин.
Не исключено, что в 12000 лунах Булгакова зашифровано послание в понимании Михаилом Афанасьевичем иной даты распятия Иисуса Христа, которая следует из гипотез Н. Морозова или из собственных вычислений М. Булгакова (конец X века по привычному нам летоисчислению).

Строго говоря, на Земле нет такой точки, где было бы видно 100% поверхности Луны, освещённой Солнцем. Потому что угол между направлением на Луну и Солнце практически никогда не бывает равным 180°. Поэтому полнолунием считается момент времени, когда центр Луны пересекает плоскость, которая перпендикулярна плоскости эклиптики (земной орбиты) и проходит через центры Солнца и Земли. То есть, полнолуние определяется не по тому какой видно Луну, а по моменту времени когда она находится в определённой точке своей орбиты (точке полнолуния).
Фаза луны зависит не от точки наблюдения, а от взаимного расположения Солнца, Луны и Земли.

Другими словами, астрономическое полнолуние это момент времени, когда Земля располагается точно между Солнцем и Луной. Так как этот момент происходит однажды в лунный цикл, получается, что полнолуние везде наступает в одно и то же время.
Момент наступления полнолуния всегда указывается по всемирному времени (по Гринвичу).

С человеческой точки зрения полнолунием называют обычно период нескольких суток, в течение которых Луна визуально почти не отличается от полной поэтому время полнолуния для каждого города свое.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Adblock
detector