Меню

Сказочный зачин сказки кладовая солнца

Что сказочного в рассказе «Кладовая солнца»(М. Пришвин).

Сказочный элемент сказки-были «Кладовая солнца»

В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.

Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.

Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.

«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.

Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.

«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.

Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, — пишет он, — очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »

Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.

Сказочный элемент сказки-были «Кладовая солнца»

В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.

Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.

Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.

«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.

Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.

«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.

Читайте также:  Костюмы для оперы победа над солнцем

Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, — пишет он, — очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »

Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.

Источник

Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

Моменты реальности

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

Читайте также:  Весна солнце фонетический разбор

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Источник

Урок литературы в 6 классе «Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Сказка и быль в «Кладовой солнца» М.Пришвина»

Обучающие цели : 1) научить определять жанр сказки – были «Кладовая солнца»; 2 )уметь понять и объяснить смысл произведения.

Развивающие цели : 1 ) уметь найти в тексте элементы сказки и были;2) уметь инсценировать эпизод из произведения;3) уметь описать иллюстрацию к произведению.

Воспитывающие цели :1) воспитать в детях любовь к родной природе и бережное отношение к животным;2 )воспитать внимательность к близким людям и готовность помочь в трудной ситуации.

Оборудование: 1) иллюстрации учеников к «Кладовой солнца»; 2) определения слов «сказка» и «быль» из словаря С.Ожегова (на доске); 3) эпиграф к теме урока.

Никакой правды не бывает без выдумки!

Выдумка спасает правду, для правды только и существует

1.Проверка домашнего задания.

1)Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Что вы понимаете под словом «Кладовая»? (Зачитайте строчки в тексте-с.

«Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего ,торфа ,есть кладовая солнца

,как торф, достается человеку в наследство»).

Вывод: Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые «достаются человеку в наследство», а солнца- потому что рождены эти запасы солнцем.

2) Только ли торфом богаты эти места?

( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая).Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них .Вспоминаем ель и сосну. Происшествие с Настей на палестинке, Травку и т.п.)

Вывод: Природа- тоже кладовая, а так как она рождена солнцем и живет благодаря его теплу

Беседа по вопросам

,то природа- кладовая солнца.

3) О ком еще с такой теплотой рассказывает автор?

( О людях- Насте ,Митраше, их соседях, родителях, Антипыче. Все они щедры на добро ,трудолюбивы, мудры .А разве это не богатство земли? Вспоминаем ,как помогали соседи осиротевшим детям и беспокоились о невернувшихся домой к утру брате и сестре; о родителях, научивших детей своих заботиться друг о друге и любить трудиться, о самих детях; об Антипыче., мудрые советы которого помогают всем в жизни).

Читайте также:  Почему настроение зависит от солнца

Вывод: Кладовая солнца- это и богатство земли(торф),и добрая и мудрая природа, и сами люди.

2.Вступительное слово учителя (слова Пришвина о сказках).

-Пришвин в предисловии к книге «Весна света» писал: «Содержание нашей любой сказки это борьба человека-героя с представителем зла (Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. Я всегда стремился писать современные сказки без традиционных Иванов-царевичей, но с тем же оптимистическим сказочным содержанием…»

Беседа по вопросам:

— Почему же «Кладовая солнца» — сказка-быль? Прочитайте , пожалуйста, определение «сказки» и «были» на доске.

Сказка- 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь.

Быль- То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.(Из словаря С.Ожегова).

— Что относится к были?

Рассказ о жизни детей, оставшихся в войну без родителей; об отношении к ним соседей, об их трудолюбии, поход детей за клюквой, история Травки и Антипыча.

Все это могло быть в действительности, значит , это быль.

А теперь обратимся к сказке и сказочным мотивам в «Кладовой солнца».

-Ребята, из каких элементов состоит обычно любая сказка? (Зачин, нонцовка, препятствия, мотив запрета, действие волшебных сил).

Сейчас мы с вами попробуем найти все эти элементы и в сказке Пришвина.

Зачин- начало повести (зачитать).

«Жили-были», «В одном селе , возле Блудова болота.»

Испытания, препятствия- болото, Слепая елань.

Мотив запрета- ссора Насти с Митрашей.

Концовка- победа добрых сил над злыми. (Возвращение детей домой, спасение Митраши.)

Волшебные, фантастические силы- природа.

Вы знаете, что в сказках животные, растения помогают или вредят героям. А в «Кладовой солнца»?

Разбор эпизодов (желательно чтение и анализ).

1) Сосна и ель- с.

Помогают эти деревья или вредят Митраше и Насте? С.

Когда Настя и Митраша поссорились, как повели себя эти деревья? (зарычали, завыли, застонали.) Вспомните, каким приемом пользуется писатель .(олицетворением).

То есть они как бы подсказывали детям неверность их решения, сочувствовали им. Конечно. Это помощь.

2) Елочки- старушки. С.

Проследите , как они ведут себя на тропе, по которой направляется Митраша.

Вывод: тоже препятствуют ему, предупреждают об опасности.

3)А кто из животных, наоборот ,радуется тому, что Митраша заблудился?

Черный ворон, сороки.

Чтение отрывка на с.

4) «Настя на палестинке».

Вспомните , что происходит на этом месте с Настей.(Пересказ)

Вывод: Настя ползала и собирала клюкву, забыла о еде, о брате, о себе. Она потеряла человеческий облик. И лось не принял ее за человека. Лишь столкнувшись со змеей, Настя опомнилась и приняла свой прежний вид. То есть и лось, и змея помогли Насте вспомнить, что она человек.

Вывод: Природа тоже является главным действующим лицом в сказке и помогает человеку преодолеть препятствия, которые возникают на пути Насти и Митраши. Все это вполне реально, но то, как эта помощь описывается, напоминает сказку.

В «Кладовой солнца» все можно назвать сказкой и одновременно былью. Поэтому, когда говорится о чем-то волшебном , Пришвин осторожно заметит «кажется», « как будто», «похоже» , а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркнет волшебные свойства доброты и трудолюбия. Сказка для Пришвина- это путь в небывалое, в страну, где в трудностях и испытаниях реальной жизни добро всегда побеждает зло. Мир полон чудес, которые надо научиться видеть.

Прочитайте эпиграф на доске к теме урока. Как вы понимаете его смысл? Объясните, как «выдумка спасает правду» в этом произведении М.Пришвина.

Вывод: ученики, помогает учитель.

3. Демонстрация иллюстраций к сказке- были «Кладовая солнца» и защита их учениками по плану:

1) что я пытался изобразить; 2) какие цвета использовал; 3) с какой целью.

4. Инсценирование эпизода «Ссора Насти с Митрашей» .(герои- рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

5.Домашнее задание : сочинение на одну из тем:

1) «Смысл названия сказки-были Пришвина «Кладовая солнца».

2) «Почему «Кладовая солнца»- это сказка-быль?»

Источник

Adblock
detector