Что сказочного в рассказе «Кладовая солнца»(М. Пришвин).
Сказочный элемент сказки-были «Кладовая солнца»
В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.
Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.
«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, — пишет он, — очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »
Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.
Сказочный элемент сказки-были «Кладовая солнца»
В сказке «Кладовая солнца» очень незатейливый сюжет: двое совсем не больших по возрасту детей, брат и сестра – двенадцатилетняя Настя и десятилетний Митраша, отправляются на поиски клюквы, пробираются через самые разные препятствия, чрез Блудово болото, к заповедному лесу.
Характерными чертами сказки как литературного жанра являются: сказочный зачин; противопоставление добрых героев злым; счастливый конец, где добро побеждает зло.
Если внимательно прочитать произведение Михаила Пришвина, мы можем сказать, что все эти черты жанра сказки здесь есть.
«Кладовая солнца» начинается со сказочного зачина: в одном селе, недалеко от Блудова болота, остались сиротами двое детей: Настя и Митраша; в произведении действуют добрые и злые герои: враг – волк и друг – Травка; счастливая, неожиданная помощь Травки; счастливый финал, благополучный конец, где добро побеждает зло.
Сказки Пришвина очень необычны, своеобразны, они отличаются от традиционных литературных и фольклорных сказок. Сказка для писателя – это способ понимания и художественного воссоздания смысла жизни; в форме сказки Пришвин пытается воссоздать единство мира, единства человека и природы, единство разных поколений. Тема преемственности поколений является одной из основных в произведении Михаила Михайловича Пришвина, без нее, по мнению писателя, нарушается извечная связь природы и человека. Вот эту связь писатель и воплотил в жанре сказки.
«Сказка – это связь с приходящим и уходящим» , _ так напишет писатель в своей миниатюре «Сказка» . Пришвин заимствует из традиционной сказки определенные сказочные элементы, позволяющие выразить общечеловеческий смысл, обобщающий смысл сказки, ее демократизм, ориентацию на все возрасты читающих, оптимизм (добро побеждает зло) . Волшебная сказка у Пришвина – это не только сказочные мотивы, сколько его нравственные раздумья – о поиске смысла жизни, своего пути в этом мире, о судьбе мира и человека.
Своеобразие сказки у Пришвина еще и в том, что он перевоссоздает (отражает) жизнь в форме сказки – неслучайно сам писатель под названием произведения дает его жанровое определение: «сказка-быль» . Тем самым он подчеркивает, что в нем присутствуют элементы сказки и были, передает нам мысль о том, что это особенная сказка, правдивая сказка. Михаил Михайлович Пришвин придавал большое значение этому произведению, так как считал, что в нем он смог реализовать новый жанр сказки в современной литературе: «Я всю жизнь учился, — пишет он, — очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось… »
Однако в произведении Михаила Пришвина «Кладовая солнца» мы встречаем и такие элементы, которые не свойственны сказке как жанру.
Источник
Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»
Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.
Краткое содержание
Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.
Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.
Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.
Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.
Элементы сказки
Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:
- Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
- Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
- Животные наделены человеческими чертами.
- Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
- Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
- Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
- Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
- Счастливый конец.
В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.
Моменты реальности
Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.
В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
- Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
- Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
- Выбор пути.
- Нарастание напряжения. Дети расходятся.
- Эпизод с собакой Травкой.
- Рассказ о Сером помещике.
- Кульминация. Митраша увяз в болоте.
- Собака спасает мальчика.
- Настя и Митраша сходятся.
- Развязка. Мальчик убивает старого волка.
Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Источник
Проект «Быль и сказочные мотивы в творчестве М.Пришвина»
Выбранный для просмотра документ проект по Пришвину.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Моу «Ново-Идинская сош» Автор работы: Бухаева Татьяна 6а класс Руководитель: Середкина Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы. Новая- Ида
Быль и сказочные мотивы в повести М. Пришвина «Кладовая солнца»
Основополагающий вопрос Почему «Кладовую солнца» считают сказкой-былью?
Цель моей работы – доказать, что «Кладовая солнца» — сказка-быль, что у Пришвина слились воедино сказка и быль, сказочное и реальное, природа и жизнь человека.
Задачи: 1. Определить источники получения информации 2. Собрать доступную информацию, сгруппировать ее. 3. Проанализировать собранный материал, обобщить, сделать выводы. 4. Выбрать и реализовать способ представления собранной информации и результатов ее обработки.
Предмет исследования: Тексты сказок Повесть «Кладовая солнца» Дневниковые записи М.Пришвина
Объект исследования: Ответы на вопросы: какие реальные факты и какие сказочные черты можно увидеть в «Кладовой солнца» М.Пришвина
Актуальность работы: Чтение и изучение сказок воспитывает любовь к прошлому народа, его истории, культуре, воспитывает духовные качества; Теория постигалась через опыт самостоятельного чтения и анализ художественных произведений; Применение на практике Интерес
Методы исследования: Анализ литературы, сравнение, обобщение, систематизация полученной информации, вывод.
Реальные факты 1. Оно насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее.
2. Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы, у которых умерли родители. Они жили по соседству с М.Пришвиным в селе Усолье.
Дом, в котором в годы войны жили дети-сироты, прототипы главных героев «Кладовой солнца»
3. Время действия – период Великой Отечественной войны.
4. По дневниковым записям Место действия реально: город Переславль – Залесский, недалеко от Москвы, Блудово болото В сказке-были: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…»
5. Образ старого лесника, который жил недалеко от Усолья, стал прототипом старика Антипыча в повести. Иван Бруни. Антипыч и Травка
6. У сирот Александровых была собака Дымка, а у Антипыча была собака Травка. Калинин П.В. Травка
В 20-ых годах с Пришвиным произошел случай на охоте: он тонул в болоте, и его спасла охотничья собака, как и Митрашу.
Что общего между «Кладовой солнца» и сказками? Это главные герои – брат и сестра.
Настя и Митраша
Один из героев нарушает запрет и в сказках, и у Пришвина.
Ссоры происходят на развилке двух-трех троп или дорог.
Что обычно ищут сказочные герои? А у Пришвина?
Как достаются сокровища? В.П. Кадочников. Серый помещик
Кто становится спасителем? Кто помогает детям из мира природы?
Кто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны?
Природа в сказках и в «Кладовой солнца» одухотворена, одушевлена.
Иван Бруни. Митраша в болоте.
Речь автора мелодична напевна нетороплива
«Кладовая солнца» – это сказка-быль, в ней переплелось реальное и сказочное.
Творчество существует там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Л.С.Выготский
Номер материала: ДВ-347084
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ
Время чтения: 3 минуты
В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»
Время чтения: 1 минута
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник