Меню

Сияла ночь луной был полон сад лежали кто написал

Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета

В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).

Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).

Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.

Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.

В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.

Источник

Сияла ночь. Луной был полон сад. .автор стихов Афанасий Афанасьевич Фет

вокал: Вера Пенькова
гитара: Овсей Фол

автор стихов Афанасий ФЕТ

Сияла ночь. Луной был полон сад.
Сидели мы в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Читайте также:  Луна краткая характеристика планеты

Прошли года. Томительно и скучно.
И вот в тиши ночной твой голос вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
***
Это стихотворение было написано 2 августа 1877 года,когда поэт разменял уже шестой десяток. Оно посвящено непосредственно музыке и пению, и поэтому автор относит его к циклу «Мелодии». Стихотворение «Сияла ночь…» было создано поэтом под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, в замужестве Кузминской, которой Фет был одно время увлечен, и является произведением-воспоминанием, посвященным одному из самых светлых и счастливых периодов жизни Фета. Он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе девушки, которая разделяла его чувства. И память об этих романтических свиданиях легла в основу стихотворения, наполненного радостью и умиротворением, которые, тем не менее, приправлены острым чувством горечи и осознанием того, что вернуть уже ничего невозможно.
Девушка пела на этом вечере, так как была замечательной певицей, профессионально занималась музыкой. Кузминская — сестра жены Л. Н. Толстого — стала прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Подробно история создания описана в мемуарах Т.А. Кузминской (Берс) «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Вот ее сокращенный вариант: «В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей, среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, «Скажи зачем». Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: «Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром говубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь». Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасьевич подошел и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера».
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали.
Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Порыв страсти чувствуется в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». В начале стихотворения тихая картина ночного сада контрастирует с бурей в душе поэта: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Природа и любовь взаимосвязаны в стихах Фета. Эти понятия родственны, и они выражают сущность бытия. Когда эти понятия сливаются в единое целое, рождается первозданная красота.
А. А. Фет певец ночи, изнутри осветленной, гармонической, дрожащей мириадами огней.
Стихотворение А. А. Фета послужило прекрасным материалом для романсов многих русских композиторов: Чайковского, Рахманинова… По свидетельству Салтыкова Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Поэтический мир стихотворения романтичен и самобытен. Это произведение необыкновенная мощь проникновения в стихию чувства любви.
Любовная лирика А. А. Фета дает возможность глубже понять его общефилософские, а также эстетические взгляды, заглянуть в мир его души и переживаний. Хочется снова и снова обращаться к его мелодичным стихам, наполняться ими, впускать в душу эту немудреную красоту, становиться лучше, богаче и чище .

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Читайте также:  Kms лун что это

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Источник

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 14.07.2020 · Обновлено 14.07.2020

Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, который творил, несмотря на пережитое личное горе. Под его пером родились лирические стихотворения, наполненные чувственными порывами, описаниями неповторимой природной красоты. Поэт «чистого искусства» был безупречным в своём мастерстве. Главными темами его стихотворений неизменно были природа, любовь и искусство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Разбор осуществлён по плану, в котором представлены история создания произведения, его жанр, особенности композиции, главные темы и идеи.

История создания

У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».

  1. Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
  2. Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Сияла ночь…» – лирическое стихотворение о любви. Направление произведения – «чистое искусство». В рамках этого направления авторы не поднимали злободневных тем, а ограничивались воспеванием красоты и любви.

Произведение «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

В стихотворении А.А. Фета «Сияла ночь…» 4 строфы, каждая из которых несёт в себе законченную мысль. Произведение делится на 2 смысловые части, которые соотносятся друг с другом. И первая, и вторая часть описывают определённый период в жизни поэта.

  1. 1-я часть – первые две строфы, рисующие воспоминания автора об одном из вечеров, в котором влюблённые были рядом. Возможно, это был прощальный вечер, так как девушка пела и плакала, преисполненная горьких чувств. Во второй строфе нарастает тревога от предчувствия скорого прощания. Поэт будто бы сообщает девушке, что они не могут быть вместе, и та говорит ему в ответ, что она — одна его любовь, «что нет любви иной». Но он не меняет своего решения.
  2. 2-я часть – вторые две строфы, в которых описывается будущее без любимой. Прошло много лет, но он снова слышит её голос в тишине, голос из прошлого, которое не отпускает и не отпустит никогда. Чувства поэта к девушке остались вечными, несмотря на то, что былого не вернуть. Его любовь по-прежнему живёт, и она так же сильна. Поэт продолжает слушать и наслаждаться пением любимой после многих лет страдания, ведь она осталась в его мыслях и в образе, и в звуке. Он чувствует свою вину, и её плач звучит до сих пор в его голове. Благодаря воспоминаниям он вновь и вновь возвращается в пору своей юности, где трепетно любит и вторит своей любимой, что она – одна его любовь на всю жизнь. Так и произошло: всю жизнь поэт любил только её одну, но девушки больше нет, и у него осталась только память о былом и неутихающая боль.
Читайте также:  Календарь когда луна растет или убывает

Стихотворение А.А. Фета имеет зеркальную композицию. Симметрично описанные эпизоды прошлого и настоящего дают полную картину эмоционального состояния поэта, являющегося героем этого произведения.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.

  • Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
  • Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
  • Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
  • Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:

  • Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
  • Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
  • Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.

Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.

Средства выразительности

В стихотворении использованы тропы, которые помогают понять и прочувствовать тревожное настроение поэта в первой части произведения и гнетущую тоску во второй.

  1. Эпитеты: годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», «жгучая мука», «рыдающие звуки».
  2. Олицетворение: «лежали лучи», «струны дрожали».
  3. Метафора: «сияла ночь».

А.А. Фет использовал также стилистическую фигуру – эпифору: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Эпифора присутствует в конце каждой смысловой части (конец 2-й строфы и 4-й строфы).

Синтаксический параллелизм рождает дополнительную силу стиха и подчеркивает его смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».

Источник

Adblock
detector