Синквейн «Кладовая солнца» как составить, что написать?
Синквейн «Кладовая солнца» как составить, что написать?
Синквейн «Кладовая солнца» что написать?
Синквейн «Кладовая солнца» Настя, как составить?
Синквейн «Кладовая солнца» Настя и Митраша, как написать?
Синквейн Насти из рассказа «Кладовая солнца», как составить?
Синквейн Митраши из рассказа «Кладовая солнца», что написать?
Синквейны о волке «Кладовая солнца», как составить?
Синквейн про травку из «Кладовая солнца», что написать?
Синквейн дети из рассказа «Кладовая солнца», что писать?
Составим синквейн по произведению «Кладовая солнца».
Для начала напишем синквейн про Настю.
Трудится, старается, работает
Настя очень трудолюбивая девочка
Теперь составим синквейн про Митрашу:
Трудится, спорит, доказывает
Митраша не слушается Настю
Далее напишем синквейн про детей:
Трудятся, живут, ссорятся
Дети поссорились в лесу
Можно еще один синквейн про детей написать:
Поссорились, разошлись, помирились
Дети больше не ссорятся
Также можно написать синквейн про Травку.
Нашла, отыскала, спасла
Собака Травка спасает Митрашу
Поучительная, интересная, занимательные
Сказка-быль о приключениях Митраши и Насти
Смелый, умелый, трудолюбивый
Спорит, стреляет, рассуждает
Митраша попал в трясину
Целеустремленная, предусмотрительная, работящая
Собирает, готовит, переживает
Девочка нашла палестинку с клюквой
Преданная, верная, умная
Спасает, охотится, гонится
Спасает Митрашу из болота
Злой, голодный, серый
Принёс много неприятностей людям
При описании Блудова болота, куда зашёл герой сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца», нам встречается такое понятие, как «слепая елань». В это место привел Митрашу компас.
Елань — это диалектное слово, обозначающее глубокое и топкое место на болоте, внешне похожее на поляну. Здесь слой торфа очень тонкий, поэтому человека затягивает в трясину.
Слепой называют елань за то, что водная гладь затянута, как будто слепой глаз.
Десятилетнему Митраше, видимо, никто не объяснил, что на болоте есть такие места. Сначала-то ведь он шёл по достаточно плотной поверхности, а потом провалился в елань. Спасла его от гибели собака Травка
С первой главы удивляет то, как быстро повзрослели дети, когда осиротели — мать умерла от болезни, отец погиб на войне. Насте было всего 12 лет, а Митраша на 2 года ее младше. При этом, на их детские плечи легла забота о хозяйстве. Настя вставала вместе с первыми криками петухов, чтобы выгнать свое небольшое хозяйство, корову Зорьку да телушку Дочку, на пастбище. Возвращаясь, она уже не ложилась, а хлопотала по хозяйству до самого вечера.
Митраша, не смотря на столь юный возраст, занимался изготовлением деревянной посуды, как научил его отец.
Общая беда сплотила малышей.
Однако, у них получился раздор при походе за клюквой, который чуть не привел к смерти Митраши.
Здесь ребята проявили упрямство. Митраша должен был уступить сестре и не нарываться на неприятности, идя в гиблое место за клюквой.
Все в результате кончилось хорошо, и это событие очень сплотило детей, которые поняли, что только вместе они сила.
Удивляет так же преданность Травки своему хозяину Антипычу. Своим собачьим сердцем она не понимает, что лесника уже нет в живых, считает, что он просто отвернулся от него. И даже в Митраше он увидел своего Антипыча.
Очень красиво М.М.Пришвин описывает природу, которая является одним из главных героев сказки — были.
Великий русский писатель М. М. Пришвин считается одним из лучших авторов, знающих и воспевающих красоту русской природы, он замечательно показал в своих рассказах отношения людей через восприятие окружающего мира. Сказка «Кладовая солнца» в тоже время является былью. Это одно из прекрасных примеров единства человека и природы.
М. М. Пришвин с любовью рассказывает историю о детях. Всё повествование пронизано ощущением перемен в настроении, в отношении брата и сестры, которое писатель тонко показывает через природу : Настя с Митрашей спорят или ссорятся и на небе сгущаются тучи, солнце пересекает тёмное облако в виде стрелы, шумят деревья в лесу, кричат птицы.
Главные герои произведения, брат с сестрой, Митраша и Настя, живут в деревне. Они остались сиротами после Великой отечественной войны и самостоятельно ведут хозяйство. Сестра на 2 года старше брата.
Настя старается во всём походить на их мать — встаёт рано, выгоняет пастись стадо, хлопочет по хозяйству, топит печь, готовит, стирает. Старается уступать и не спорить с упрямым братом.
Митраша, хоть и младше сестры, ему 10 лет «с хвостиком», но уже многое умеет и делает всё как учил его отец. Маленький и коренастый, он уже обладает мужскими качествами и силой воли, умет столярить, работает в колхозе, мастерит для соседей всякую домашнюю утварь, делает бочонки.
Так живут сестра с братом, ходят в лес за ягодами и грибами, учатся и работают, стараются уступать друг другу, они не по-детски мудры и трудолюбивы. Хорошие человеческие качества заложены в детей их родителями. Даже так рано оставшись одни, Настя с Митрашей уже не пропадут и вырастут настоящими, честными, добрыми людьми.
Главное, что хотел показать М. М. Пришвин, это семья, любовь, дружба, умение понимать и уступать друг другу, поддержка в трудную минуту близкого человека. Многие из этих качеств у Насти с Митрашей уже есть, но многому им надо учиться.
Жизнь, со своими трудностями, предлагает детям сложные ситуации, которые надо научиться решать и преодолевать. Поход в лес за клюквой, обернулся бедой. . . Из-за своей упёртости и самоуверенности Митраша чуть не утонул в болоте. Да и Настя так увлеклась сбором клюквы, что на время забыла о брате. Это послужило хорошим уроком для детей. Вряд ли они поступят так в будущем.
М. М. Пришвин учит нас ценить своих родных и близких, свой отчий дом, быть трудолюбивыми и уважать мнение старших, не падать духом в самых сложных ситуациях, выносить пользу из уроков которые нам преподносит жизнь.
Источник
Открытый урок по литературе на тему » М.Пришвин . Кладовая солнца» (6 класс)
Открытый урок литературы
Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
МОУ-СОШ с. Лепехинка
Учитель 1 категории:
Нургалиева Нагима Хадыровна
Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цель урока : подвести итоги изучения произведения
— раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы
— обратить внимание на портретные характеристики героев
— показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев
— раскрыть особенности жанра произведения
— презентация к уроку
— черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда
У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел трепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)
— Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?( Ответ детей)
— Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине — писателе-философе, лирике природы, художнике-мыслителе.
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? М.М. Пришвин.
— Вы правы, Пришвин открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для него источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.
Впрочем давайте послушаем самого М.М. Пришвина
( Учащийся) Слайд №1
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. В своих произведениях описываю природу, рассказываю о героях, размышляю о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.»
Итак, кто же автор произведения о котором мы будем говорить
сегодня на уроке ?
( М.М. Пришвин) Слайд №2
Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. В этом мы сейчас убедимся, послушав нашего школьного библиотекаря Султанову Г.К.
( Выступление библиотекаря –вручение буклетов)
Ребята мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Запись даты и темы в тетрадь .
Эпиграф нашего урока: « Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.
Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.
В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)
Имена героев произведения ? ( Настя, Митраша)
Название болота , возле которого жили дети?( Блудово)
Топкое место в болоте? ( Слепая Елань)
Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» ( потеряли родителей)
Что случилось с родителями Насти и Митраши?
О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
А что значит Отечественная?
А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
Какое хозяйство досталось детям после родителей? ( изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)
Почему автор называет это хозяйство «богатством» ( война , но сохранено крестьянское хозяйство)
Продолжим свою работу в исследовательских студиях
Студия исследовательская « Настя»
Студия исследовательская « Митраша»
Задание №1: Описать внешность, характер
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Трудолюбивая: как мать,
вставала далеко до солнца…
хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,
чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается,
стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
Ребята , чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши
вам в этом поможет синквейн. Это будет вторым вашим заданием.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Топит печь , выгоняет стадо, готовит обед
Хлопотала по хозяйству целый день
Делает посуду, ходит на собрание, помогает сестре
На нём лежит всё мужское хозяйство.
Мужичок – в- мешочке.
Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Вы согласны со мной?
( Они очень милые, наши любимцы, умненькие детки) так называет их писатель.
Почему в произведении не описываются игры детей , их забавы , развлечения?
( На их плечи легли все заботы по хозяйству)
— За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)
Найдите ребята на стр. 42 – что эта за ягода –клюква?
Отправимся и мы вслед за нашими героями ( по карте)
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. ( учащийся)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
Остановимся на эпизоде : «Ссора брата и сестры»
Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.
Настя: Это не тропа!
Митраша: Вот еще! Люди шли, — значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.
Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?
Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
— Чем закончился этот спор?
( Митраша пошёл по одной тропе, а Настя по другой) показ по карте
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»
Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)
«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)
. «Кладовая солнца» — это не только рассказ о приключениях детей, но и рассказ о природе.
Природа играет ту или иную роль в развитии событий. Мы в этом убедились, слушая Суюнову Санию
Следующий наш этап мы так и назовём — «Пришвинский пейзаж»
(это ваше домашнее задание)
«Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Синяя в глубине черного грудь его переливалась из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост…»
« Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу , а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, — и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа …»
«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, — та растет, и ее видишь. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Еще растет в болоте голубика, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой.
« Земля из под ног стала как гамак , подвешенный под тенистой бездной. Елочки – старушки пугали Митрашу, преграждая ему дорогу»
-Природа предупреждает мальчика об опасности . Но упрямство его характера привело его к беде
Эпизод « Митраша в беде» (стр. 56)
Кто спас Митрашу (стр. 67) (Чтение цепочкой)
— Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)она забывает о своём братце.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» — с упрёком спрашивает Пришвин.
— Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
( только тут она вспомнила о Митраше).
_ Что сделала Настя с клюквой?
( отдала больным детям эвакуированным из Ленинграда)
Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое?
Задание: студия Настя называет сказочные мотивы, а студия Митраша – черты реалистического повествования. ( быль)
— Так что же такое Кладовая солнца? ( это только Блудово болото со своим кладом — запасами горючего торфа? Нет – это вся природа и человек – где человек « мудрый хозяин».
Соединяя жизнь людей и природы , Пришвин выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять. ( читают вместе эпиграф)
Составить 4-5 предложений :
Изменить сюжет: дети не ссорясь , вместе идут к палестинке
2. Название болота
4. Имя поросенка
6. Полное имя Митраши
7. Название речки
11. Северная ягода
1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды
3. Кличка коровы
5. их на лице Митраши было много
8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри
9. Кличка собаки охотника
13. Это событие унесло жизнь отца детей
Примерный ответ команды Насти:
В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).
В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать.
Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон.
В рассказе как в сказке есть предмет-помощник – это компас.
В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.
Примерный ответ команды Митраши:
Быль – это история о том, что действительно было.
В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей.
Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому ,что они любили и знали природу, повадки животных.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Номер материала: ДВ-187372
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге начали штрафовать выпускников за шпаргалки
Время чтения: 1 минута
Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы
Время чтения: 1 минута
В Волгоградской области оснащают лаборатории первого школьного технопарка «Кванториум»
Время чтения: 1 минута
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник