Меню

Сибирский цирюльник или утомленные солнцем

ТЕСТ: Угадайте фильмы с Татьяной Друбич по одному кадру!

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните фильмы про моряков и подводников?

ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Дмитрия Харатьяна?

ТЕСТ: Угадайте фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!

Журнал

10 интересных фактов о фильме «Сибирский цирюльник»

Почему режиссёр отказался от голливудских звёзд, зачем на кремлёвских башнях гасили звёзды и какую сцену спародировал Стивен Спилберг.

История «Сибирского цирюльника» началась ещё в 1988 году, когда Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали сценарий истории про диковинный механизм, американскую авантюристку и молодого юнкера. С самого начала режиссёр планировал делать масштабный международный проект. Он только что снял советско-итальянскую драму «Очи чёрные», у него был свой агент в Европе, а его брат Андрей Кончаловский уже несколько лет жил и работал в Америке, так что проблем с возможностями и связями не было. Никто не ожидал, что работа пойдет так тяжело и затянется на десять лет.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Агенту удалось заинтересовать проектом итальянца Анджелло Рицолли, который в своё время работал с Федерико Феллинни. Рицолли был заинтересован в выдвижении фильма на «Оскар», поэтому пригласил в проект американского продюсера Мишеля Сейду и сценариста Роспо Паленберга. Работа над фильмом началась в 1991 году, но через два года проект заморозили из-за нехватки финансирования и разногласий с иностранными партнёрами. Никита Михалков переключился на съёмки фильма «Утомлённые солнцем», получил за него первый российский «Оскар», и после этого вернулся к «цирюльнику». Сценарий переписали, снятый материал перемонтировали, нашли российских спонсоров и дальше справлялись уже своими силами.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

В конце 80-х сценарий писался с надеждой, что на главную женскую роль согласится Мэрил Стрип, но теперь её кандидатуру даже не рассматривали. Среди кандидаток были Шэрон Стоун, Ким Бессинджер и Джоди Фостер, но голливудские звёзды отличались большими аппетитами и ставили слишком много условий. Кроме того, Михалков подумал, что критика будет писать, что фильм выехал за счёт громких имён, поэтому роль иностранки отдали молодой английской актрисе Джулии Ормонд. Тем более, что она уже имела представление о русской истории — снималась в телефильмах «Молодая Екатерина» и «Сталин» . Помимо неё из западных актёров в фильме снялись знаменитый ирландец Ричард Харрис — будущий Альбус Дамблдор из фильмов о Гарри Поттере, британская сериальная актриса Элизабет Сприггс и американский актёр второго плана Мак Макдональд.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, которого уже снимал в «Родне» и «Утомлённых солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 38 лет, тогда как остальным актёрам было по 20 с небольшим. Перед съёмками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актёрам преподавали верховую езду, фехтование, бальные танцы, строевую ходьбу и даже Закон Божий. Уже знаменитый к тому времени Олег Меньшиков в казармы ехал с большой неохотой, но ему и игравшему надзирателя юнкеров Владимиру Ильину сделали поблажки. Они жили в отдельной каморке, два раза в неделю ходили в баню и даже могли слегка нарушать режим.

Читайте также:  Дизайн ногтей солнце с облаком

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Съёмки фильма проходили на восьми площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде, часть съёмок проходила в Москве, Горбатове и Костроме, павильоны были выстроены в Праге, а американский военный лагерь оборудовали в Португалии. Самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник» специально для съёмок сконструировали на военном заводе под Нижним Новгородом, а после работы агрегат был отвезён на пражскую студию «Баррандов».

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Никита Михалков стал первым человеком, ради которого погасили кремлёвские звёзды! До этого их гасили всего один раз во время начала Великой Отечественной войны… Режиссёру надо было снять ночные сцены на Красной площади, а события фильма разворачивались задолго до появления звёзд на шпилях. Разрешение было получено лично у Бориса Ельцина, и на всю работу на Красной площади Никите Михалкову дали 10 часов. Через Иверские ворота срочно проложили рельсы и отсняли проезд конки, а площадь засыпали солью и искусственным снегом. Снимали зимние сцены, а в Москве, как назло, началась оттепель.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель и тут осложнила работу — лёд начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съёмочной группой, поверх него выкладывали сухой лёд и поливали жидким азотом. Специально для этого к работе подключились три фабрики мороженого.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

В 2008 году режиссёр Стивен Спилберг спародировал сцену из «Сибирского цирюльника» в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». По сюжету группа советских военных прорывается через джунгли, а дорогу им расчищает фантастический лесоповальный аппарат на паровой тяге.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

На Джулию Ормонд съёмки произвели неизгладимое впечатление. Во-первых, они были очень долгими, она потом рассказывала, что в России у неё было съёмочных дней больше, чем за всю предыдущую карьеру. Во-вторых, она никогда не видела такой изобретательности съёмочной группы и таких нестандартных решений по части костюмов и техники. «Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни», — признавалась актриса.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

«Сибирский цирюльник» должен был претендовать на «Оскар», но не успел выйти в прокат к назначенному сроку и по правилам киноакадемии был дисквалифицирован. Фильм открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за голливудские штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивой мелодрамы. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.

Источник

За кадром «Сибирского цирюльника»: Почему самый высокобюджетный фильм провалился в прокате

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:  Храм кориканча храм солнца

Над сценарием фильма работали Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг. Однако с момента его написания и до окончания съемок в общей сложности прошло 10 лет – это было связано с трудностями финансирования невероятно масштабного проекта. В съемках было задействовано 250 актеров и несколько тысяч актеров массовки, большое количество техники, несколько самолетов и вертолетов. Ежедневно съемочную группу обслуживало около 80 автомобилей. Сцены в Сибири снимали в Хакассии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Павильонные съемки проходили в Чехии – аренда павильонов там оказалась более дешевой, чем в России. Американский военный лагерь на самом деле был оборудован в Португалии.

Однако даже съемки в Москве потребовали значительных материальных затрат. Зима 1997 г. выдалась на удивление теплой, снега почти не было, поэтому пришлось использовать тонны искусственного снега и соли, а тающий лед в пруду во время съемок сцен масленицы охлаждать жидким азотом. По просьбе Михалкова к президенту Ельцину, специально для съемок на 10 часов отключили внутреннее освещение кремлевских звезд. До этого их отключали всего один раз – в начале Великой Отечественной войны.

В главных ролях были задействованы голливудские артисты – ирландский актер Ричард Харрис, исполнивший роль Маккрекена, изобретателя паровой самоходной лесопилки, и британская актриса Джулия Ормонд, сыгравшая его мнимую дочь, американскую авантюристку. Джулия Ормонд рассказывала, что эти съемки стали для нее совершенно новым опытом – во-первых потому, что они были очень длительными, и съемочных дней в одном этом фильме у нее оказалось больше, чем за всю карьеру в Голливуде, а во-вторых, из-за того, что в условиях ограниченных технических возможностей костюмеры и операторы находили нестандартные и очень интересные художественные решения. « Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни », – признавалась актриса.

На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, с которым уже работал за 4 года до этого на съемках фильма «Утомленные солнцем». Правда, на тот момент актеру было уже 38 лет, а сыграть ему предстояло юношу-юнкера. Но с этой задачей он справился великолепно. Перед съемками все 25 выпускников театральных вузов, игравших юнкеров, и сам Олег Меньшиков 3,5 месяца жили в казарме и проходили обучение по уставу 1885 г. на специально организованных для них курсах – режиссер стремился к максимальной достоверности и не хотел, чтобы актерская игра сводилась к «симуляции». Поэтому актеров обучали верховой езде, фехтованию, бальным танцам, хождению строем и даже Закону Божьему.

Олег Меньшиков по этому поводу говорил: « Михалков гениально сделал, когда отвёз нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни ещё не случалось. Не скрою, я привык к несколько иным условиям жизни. Хорошим. ».

Читайте также:  Краткий пересказ кладовая солнца 6 класс пришвин кладовая солнца

При бюджете в 40 млн долларов в российском прокате «Сибирский цирюльник» собрал 2,6 млн долларов. Одной из главных причин провала кинокритики называли слишком явную ориентированность фильма на западного зрителя и то, что фильм был снят в голливудской эстетике: сцены широкой русской масленицы казались нашим соотечественникам бутафорскими, «национальная идея» – набором штампов, попросту «клюквой», фамилия главного героя – Толстой – рассчитанной на узнаваемость за рубежом. В прессе фильм называли «комиксом а ля рюс» и «мерседесом, расписанным под хохлому».

« Россия в фильме словно бы увидена чужаком, только выдающим себя за местного. С реальностью страны и истории ее сопоставлять совершенно бессмысленно. С мечтаниями режиссера о том, какой она могла бы быть, – можно, но и это объясняет немногое. Эта Россия действительно состоит из конфеток-бараночек, водочки с икрой, да белоконного царя-батюшки в исполнении замечтавшегося режиссера. Но к «лубку», каким бы сочным и милым, суриковско-кустодиевским он ни был, эту Россию свести нельзя », – писал кинокритик, театровед, кандидат искусствоведения Михаил Брашинский.

Успеха у американских и европейских зрителей тоже не случилось, и на это уже были другие причины. Несмотря на стремление режиссера к максимальной исторической достоверности, именно в этом отношении фильм получил наибольшее количество критических отзывов. Историк и директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров обратил внимание на несколько несоответствий реалиям.

В первом же кадре с датой 1905 г. показан современный американский флаг – а в ту пору на нем было не 50, а 45 звездочек. Но если эта деталь могла бы остаться незамеченной, то следующая американскому зрителю была явно непонятна: культовое высшее военное учебное заведение «West Point» на самом деле находится в лесу, а не на крутом берегу океана, а форма кадетов была смесью формы, отмененной за 2 года до событий и полевого снаряжения, появившегося только через 3 года. Возможно, это было одной из причин того, что американская публика уходила из кинотеатров, и фильм провалился в прокате и в США. К тому же участвовавшие в съемках зарубежные актеры не были звездами первой величины, а российские не были известны американцам и европейцам.

Музафаров приходит к такому выводу: « Проблема в том, что наши кинематографисты крайне редко пользуются услугами консультантов-историков, историки всегда идут на последнем месте. Да, конечно, фильм – это в первую очередь мастерство режиссера и сценариста, игра актеров… Но даже хорошее кино можно загубить грубыми ляпами. Я специально отматывал фильмы до конца: военно-исторические консультанты идут на последнем месте, после осветителей, административных работников, чуть ли не после водителей! Появляются в самом-самом конце. И пока они занимают такое место, фильмы будут проваливаться в прокатах ». По мнению других критиков, фильм заранее обрекла на провал слишком масштабная рекламная кампания, сулившая зрителям что-то совершенно невероятное – и, как результат, ожидания публики были обмануты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Adblock
detector