Меню

Шумерский бог луны нанна

Нанна

В шумеро-аккадской мифологии лунное божество, «тот, чей подъём — сияние» (шумер. Ашимбабар, аккад. Нарамсит, второе имя бога). Также бог, «который скотные дворы и усадьбы наполняет богатством». Впервые встречается уже в архаических текстах из Урука (возможно, также и в аккадском варианте самостоятельно), в текстах из Фары определённо засвидетельствован и в шумерском, и в аккадском вариантах. Имя Син часто пишется клинописным знаком, обозначающим число 30. Главное место культа лунного бога — святилище Экишнугаль в Уре, чьим божеством-покровителем являлся Нанна, второй важный культовый центр — в Харране, на севере Двуречья (здесь он почитался вместе с богом огня и света Нуску, считавшимся в новоассирийский период сыном Сина).

Нанна — первенец Энлиля и Нинлиль, рождённый ею в подземном мире; получает возможность вознестись на небеса после того, как Энлиль зачинает трёх богов подземного мира, которые и остаются под землёй заменой Нанна, Нинлиль и самого Энлиля (см. в ст. Энлиль). Супруга Нанна — Нингаль, дети — солнечный бог Уту (аккад. Шамаш) и планета Венера (Инанна, Иштар), иногда также Нумушда (бог — покровитель города Казаллу на среднем Евфрате).

При большой распространённости культа луны в Двуречье (особенно в период III династии Ура и в старовавилонский период) всегда подчёркивается подчинённое положение бога луны по отношению к его отцу Энлилю. Так, Нанна, покровитель Ура, отправляется в Ниппур на корабле, нагруженном дарами для Энлиля, чтобы просить отца наделить реки, леса, поля Ура плодородием и богатством; Энлиль выполняет просьбу сына и благославляет его.

Видимо, очень рано сложилось представление о «барке Наннара», в которой тот путешествует ночью по небу, а днём — по подземному царству. С Нанна ассоциируется (также с ранних времён) бык, рога которого образуют полумесяц; один из наиболее распространённых эпитетов Нанна — «бык с лазуритовой бородой» (скульптурные золотые головы быков с лазуритовой бородой и рогами украшали резонаторы арф, обнаруженные в т. н. царских гробницах I династии Ура, примерно 26 в. до н. э.). Как специфически астральное божество Нанна выступает в мифе о лунном затмении, где говорится: «когда семёрка (злых демонов) окружит месяц (Сина), он померкнет». Вместе с сыном своим солнечным богом Уту (Шамашем) Нанна — владыка оракулов и предрешений. Видимо, от сына на Нанна дополнительно переходит титул «судьи богов». Знак Нанна — полумесяц или «корабль светила»(на цилиндрических печатях и пограничных камнях кудурру).

Источник

БОГ НАННА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В НИППУР

БОГ НАННА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В НИППУР

Вслед за богами-творцами в иерархии богов шумерского пантеона следуют три «астральных» [14] божества. Первое место среди них занимает бог луны Нанна-Син. Мы уже знаем, при каких обстоятельствах появилось на свет это дитя Энлиля и Нинлиль. Ради освобождения Нанны, которому было предназначено сиять на небесах, Энлиль пожертвовал тремя сыновьями: им предстояло влачить существование в мрачном аду. Бог луны в шумерской мифологии является отцом бога солнца Уту и богини планеты Венеры Инанны. На этом основании можно предположить, что культ луны возник раньше, чем культ солнца. «Господину полного сияния», Нанне, прежде всего поклонялись в Уре, где в его честь был построен великолепный храм. Не только из-за страха перед темнотой, рассеять которую мог один лишь свет луны, люди придавали особое значение богу луны. Функции бога, регулярно пересекающего на своей серебряной ладье (полумесяц) небесный океан, представлялись шумерам чрезвычайно важными. Кроме того, Нанну почитали как бога, оказывающего влияние на рост и размножение животных: «Скотные дворы и загоны он наполнил тучностью».

Миф о путешествии Нанны в Ниппур, где бог луны благодаря щедрым дарам получил благословение Энлиля для своего города Ура, несомненно, связан с каким-то ранним периодом истории Шумера, когда Ур играл главенствующую роль в стране. На основании многочисленных фрагментов, которые удалось найти, исследователи достаточно точно воспроизвели маршрут путешествия Нанны-Сина.

Повествование начинается кратким вступлением, прославляющим величие Ниппура. Затем мы узнаем, что «герой Нанна» решил посетить «город своей матери, город своего отца». Погрузив на корабль прекрасные дары – деревья, растения, животных, бог луны отправляется в путь. Во время своего путешествия он делает остановки в пяти городах (прочитать удалось только два названия – Урук и Ларса), в каждом из которых местный бог воздал ему почести. И наконец:

К пристани из лазурита, к пристани Энлиля,

Нанна-Син пристал на своем корабле,

К белой пристани, пристани Энлиля, Ашимбаббар [15] пристал на своем корабле.

Пришвартовавшись и выйдя на берег, Нанна вскричал:

Открой дом, привратник, открой дом,

Открой дом, Калкалу, открой дом,

Калкалу, «человек ключа», открой дом,

«Человек засова», «человек ключа», открой дом!

Привратник, открой дом, Калкалу, открой дом! —

Я буду загонять в загоны большое стадо быков.

Мне, Нанне-Сину, дом Энлиля, привратник, открой дом! —

Жирных баранов я буду…

Для меня, Ашимбаббара, дом Энлиля, привратник,

Для меня, Нанны-Сина, дом Энлиля, привратник,

Козам я дам есть траву мунду.

Двенадцать раз призывает Нанна привратника Калкалу, прося его открыть перед ним врата «дома Энлиля», т. е. города Ниппура, которому он хочет вручить свои дары: масло, пиво, яйца, дичь, домашних свиней, рыбу разных видов, овец, коз, коров, племенных быков и многое другое. Свою просьбу Нанна заканчивает следующими словами:

Читайте также:  Когда показать деньги луне

То, что на носу корабля, то, что на носу, хочу тебе дать,

то, что на корме корабля, то, что на корме, хочу тебе дать.

Привратник Калкалу охотно открывает дверь перед богом Наиной. Энлиль радостно приветствует приехавшего к нему сына. Он окружает Нанну заботой и вниманием:

Моему сыну, который охотно ест лепешки гуг, дайте ему лепешек гуг!

Моему Нанне, который их любит, который ест лепешки гуг, дайте ему лепешек гуг!

Принесите ему из Экура предназначенный для него хлеб и мой наилучший большой хлеб,

Моего хорошего вина, в котором содержится «чистая сила», налейте ему.

Сыну подали то, что приказал его отец. (О том, как точно воспроизведены здесь земные порядки, можно судить хотя бы на основании слов «предназначенный для него хлеб». Каждый человек, трудившийся в храмовом хозяйстве, получал свой продовольственный паек из амбаров храма. Судя по мифам этого времени, такой же порядок существовал на небесах.) Тогда Нанна обратился к Энлилю:

О мой отец, воспитавший меня, ты дал мне пищу, и я насытился,

…ты дал мне питье, и я утолил жажду.

Когда ты поднимаешь свой взор, царство начинает существовать,

О Энлиль, твое богатство…,

Дай мне от него, дай мне от твоего изобилия!

Я хочу идти в Ур! Дай мне в руки «океан карпов»!

Я хочу идти в Ур! С полей дай мне поздние хлеба!

Я хочу идти в Ур! Из рыбного садка дай мне рыбу куда и сухур!

Я хочу идти в Ур! Из зарослей тростника дай мне «мертвый тростник» и «зеленый тростник»!

Я хочу идти в Ур! Из сада и огорода дай мне меда и вина!

Я хочу идти в Ур! Из высоких степей дай мне тамариск!

Я хочу идти в Ур! Из лесов дай мне горных козлов и диких овец!

Я хочу идти в Ур! Во дворце дай мне долгую жизнь!

Я хочу идти в Ур!

Царь богов выполнил просьбу своего сына, дал ему все, чего он требовал. Довольный, Нанна вернулся в Ур и воссел «на возвышенном троне». Заканчивается миф славословием в честь бога луны.

Вполне возможно, что за путешествием Нанны стоит история поездки в Ниппур одного из царей Ура – вероятно, это был царь первой или второй династии Ура, – желавшего получить из рук жрецов Экура титул лугаля и формальное подтверждение своей гегемонии над всей страной. Цари Ура, желавшие получить поддержку со стороны жрецов, приходили в Экур не с угрозами и не с наводящими страх войсками. Они несли с собой богатые дары. Так же, по-видимому, они поступали и тогда, когда главенствующая роль перешла от Эреду к Уруку. На это намекает миф о том, как Инанна добыла «ме». Читая мифы о богах, мы не можем избавиться от ощущения, что описываемые в них события происходят на земле.

Храм Нанны-Сина, величественный Экишнугаль, был окружен в Уре особым почитанием. Здесь отправлялись торжественные богослужения, устраивались народные празднества. Особую пышность все это приобретало в дни «возвращения луны». И народу, наверное, показывали мистерии, повествующие о «путешествии Нанны» и о других его деяниях.

Читайте также

7. Сверрир отправляется в Вермаланд

7. Сверрир отправляется в Вермаланд После рождества[24] Сверрир направился в Вермаланд, поскольку он так и не дождался удовлетворительного ответа от ярла по своему делу. Не много было с ним народа, всего один человек, и он многого натерпелся во время этого похода. Все было

Глава 9 НАША ГРУППА «ТАТАРА» ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ЗАДАНИЕ

Глава 9 НАША ГРУППА «ТАТАРА» ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ЗАДАНИЕ Подводная лодка «1–47» вернулась на базу Хикари в последнюю неделю марта. Я смотрел, как она входит в бухту, стоя на палубе торпедного катера и следя за тем, как лейтенант Какидзаки идет в условную «атаку». Подводная

БОГ НАННА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В НИППУР

БОГ НАННА ОТПРАВЛЯЕТСЯ В НИППУР Вслед за богами-творцами в иерархии богов шумерского пантеона следуют три «астральных» [14] божества. Первое место среди них занимает бог луны Нанна-Син. Мы уже знаем, при каких обстоятельствах появилось на свет это дитя Энлиля и Нинлиль.

Людовик отправляется в поход

Людовик отправляется в поход Приняв решение, Людовик направил на выполнение своего замысла все свои немалые политические и административные способности. По его инициативе папа Иннокентий IV на Лионском соборе (XIII Вселенский собор по католическому счету) в 1245 г.

Арнкель отправляется в поход за властью и богатством

Арнкель отправляется в поход за властью и богатством Владельцы Дворов Кара, сыновья Торбранда, хорошо понимают смертельную опасность «земельного голода» своего могущественного соседа Арнкеля. За спиной у них — неприступные горы, поэтому им необходима безопасная

Читайте также:  Новолуние происходит когда происходит лунное затмение когда луна повернута темной стороной

Легион «Кондор» отправляется в путь

Легион «Кондор» отправляется в путь Немецкие приготовления к войне идут полным ходом. Но что стоит самое современное оружие, если его можно испытать лишь в «теоретически» построенных военных планах и в боях, нанесенных на миллиметровку? Германский генеральный штаб не

Гульбадан отправляется в Агру

Гульбадан отправляется в Агру После того как закончился сезон дождей и были сломлены последние силы сопротивления, падишах Хиндустана вызвал из Кабула свое семейство.К тому времени две старших тетки, ветераны самаркандских скитаний, уже прибыли в его новые владения,

Арест Алана Нанна Мэя

Арест Алана Нанна Мэя Берия жестоко наказывал разведчиков за проступки, и Гузенко опасался за свою жизнь. Позже он сделал несколько манерных выступлений на канадском телевидении, надев на голову пакет с прорезями для глаз. Но Сталин запретил его ликвидировать. «Все

Арест Алана Нанна Мэя

Арест Алана Нанна Мэя Берия жестоко наказывал разведчиков за проступки, и Гузенко опасался за свою жизнь. Позже он сделал несколько манерных выступлений на канадском телевидении, надев на голову пакет с прорезями для глаз. Но Сталин запретил его ликвидировать. «Все

4. Под предводительством великого вождя Невия его народ отправляется на завоевание Земли Обетованной

4. Под предводительством великого вождя Невия его народ отправляется на завоевание Земли Обетованной Нефий — один из главных героев Библии мормонов. В английском переводе его имя переведено как Nephi, в русском — как Нефий. В частности, только ему приписывается авторство

Флот отправляется

Флот отправляется Из долгих морских скитаний вернулся Мартин Никсон, один из самых популярных, зажиточных и отважных судовладельцев в городе, знаменитый морской капитан, пират и торговец. Пинсон был героем знаменитых и доходных, хотя подчас и сомнительных авантюр,

Конка отправляется в путь

Конка отправляется в путь Более двух веков город, заложенный Петром I, был средоточием социальных контрастов: роскошные дворцы — и покосившиеся деревянные хибарки; прямые, как стрелы, широкие, благоустроенные проспекты — и кривые, утопающие в грязи и зловонье улочки.До

День былых знаний Образование России отправляется вслед за прочими достижениями

День былых знаний Образование России отправляется вслед за прочими достижениями Первое сентября мы встречаем радостно. Даже те, кто в июне столь же радостно разбегался на каникулы, теперь предвкушают перемены – и в одноклассниках, и в учителях, не говоря уж об

Источник

Шумерский бог Луны. Бог Луны у египтян

Религиозный мир, как и все прочие стороны человеческой жизнедеятельности, в наше время имеет тенденцию к быстрому развитию. Обратная сторона прогресса связана с ломкой устоявшихся традиций, активным взаимовлиянием различных культур и, как следствие, бурным ростом новых религиозных движений синкретического характера. Относительная стабильность религиозной сферы прежних периодов истории ушла в прошлое. Кроме того, сегодня наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на дохристианское наследие, преимущественно языческого содержания. Всплески неопаганизма наблюдаются по всему миру, быстро растет число их приверженцев. Это обстоятельство делает актуальным, более того — остро необходимым, детальное и глубокое изучение древних культов, их мифологии, вероучения и практики.

Мужское и женское начало в язычестве

Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.

Шумерский культ Луны. Бог Нанна

Фрагментарные и разрозненные сведения о культе небесных светил, которые до нас донесла шумерская культура, сообщает нам два имени — Син (Шин) и Нанна. Из этих двух персонажей второй — самый древний бог Луны этого региона. Согласно мифологии, он являлся сыном бога Энлиля, внуком верховного бога неба Ану. Соответственно, Нанна — брат Нинурты и Ишкура. Кроме того, он произвел на свет двух детей-близнецов — знаменитую богиню Иштар и бога Шамаша.

Читайте также:  Мекано сын луны ноты

Мифологический образ Нанна

Имя Нанна означает «властелин неба». Но господин неба — это не бог Солнца и бог Луны. В данном случае этот эпитет устойчиво связан только с ночным светилом. Нанна традиционно представлялся путешественником по небесному океану на ладье, в качестве которой выступал полумесяц. Отсюда его прозвище «Магур», что означает «корабль».

Распространение культа Нанна

Особых подвигов, согласно имеющимся данным, Нанна не совершал, на поприще войны и любви тоже не отличился. Тем не менее, среди населения Шумера он снискал огромное почитание и признание. Изначально, будучи божеством-покровителем города Ура, культ Нанна завоевал Харран, а затем стал господствующим и в Ниппуре — религиозной столице Шумера. Таким образом, бог луны стал лидером по числу приверженцев и почитателей в шумерском обществе.

Развитие культа Нанна

Религии древних народов при появлении военных или торговых связей начинали взаимно влиять друг на друга, а схожие архетипические образы зачастую сливались в одно целое. Вследствие этих процессов шумерский бог Луны Нанна слился в единое лицо с вавилонским лунным богом Сином, отпечатав в культуре региона целостный образ божества ночного светила, прошедший через века.

Другой яркий пример мужских божеств, связанных со спутником Земли, нам дает Египет.

Бог Луны у Египтян

Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов – Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.

Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.

Бог Тот

Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.

Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот – не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.

Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат – покровительница истины и всяческого порядка.

Бог Яах

Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».

Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты. Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых.

О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.

Бог Хонсу

Хонсу – еще один бог Луны Египта. Однако символика, ассоциируемая с ним, акцентирована, в отличие от Тота и Яаха, на циклическом течении жизни. Само имя Хонсу означает «проходящий». Соответственно, это бог календаря, управитель времени. Отсюда его большое значение, ведь именно по лунным циклам египтяне вычисляли года, времена года, разливы Нила, время посева и сбора урожая.

Мифологическая родословная вменяет роль родителей Хонсу богу Амону и богине Мут. Изображался повелитель времени в образе мальчика или юноши с лунным диском на голове. И в силу этого иконографического родства иногда его соотносили с Гарпократом – поздним синкретическим богом молчания и тишины.

Синтез лунных божеств в Египте

Как и шумерский бог Луны Нанна-Син, лунные боги египтян также сливались в единые образы, причем в различных комбинациях. В разное время и в разных местах известны синтетические образы Тота-Яаха, Тота-Хонсу и Яахя-Хонсу.

Так или иначе, бог Луны в древнем мире являлся весьма важным божеством. Связано это с важной ролью спутника земли в общественной, сельскохозяйственной, биологической жизни человечества и природы в целом.

Источник

Adblock
detector