Меню

Серп луны за тучкой тает троп

Обобщающие упражнения

«Средства художественной выразительности: Тропы».

ТРОП

Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят.
(А.Ахматова)
«Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.»
(А.Чехов)
«И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…»
(В.Шукшин)

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова «Сонет к форме»:

Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!
Читайте также:  Второй спутник земли после луны

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) — художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.
(С.Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу»)
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия«.
(М.Булгаков. «Белая гвардия»)

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.
(А.Пушкин. «Деревня») Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды.
«Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (. ) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )»
(Н.Гоголь. «Невский проспект»)

Тест:Художественные средства выразительности

Источник

Тема 10. Тропы русского языка

1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:

2) разговорная лексика;

3) индивидуально-авторские слова;

2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:

Читайте также:  Лунный календарь луна сегодня растет или убывает

3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:

4) восходящая градация.

4. Художественное, образное определение – это:

5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:

1) метафора, риторический вопрос;

2) эпитет, сравнение;

3) инверсия, литота;

4) риторическое обращение, градация.

6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:

7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:

8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:

9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:

10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение;

11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:

4) лексический повтор.

12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:

13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:

3) индивидуально-авторские слова;

14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:

1) гипербола, литота;

2) анафора, эпифора;

3) антонимы, синонимы;

4) метонимия, синекдоха.

15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:

1) риторический вопрос;

2) риторическое обращение;

16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это

17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:

18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:

2) разговорная лексика;

3) индивидуально-авторские слова;

19. Укажите неверное утверждение:

1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;

2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;

3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;

4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.

20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:

21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).

22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Сто лет с вами не виделись».

23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).

24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)

3) синтаксический параллелизм;

4) риторическое восклицание.

25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).

26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).

27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).

28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«В двух шагах отсюда».

29. Определите изобразительно-выразительные средства языка

«Только слышно на улице где-то

Читайте также:  Связь фазы луны с приливами

Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).

3) риторическое обращение;

30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Бегут по морю голубому

Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).

31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:

«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).

32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:

33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:

34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:

35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:

2) нисходящая градация;

36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:

37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Вдали он подобен цветным парусам корабля».

38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Синий колокольчик спит в тени берёз»

39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».

40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Весь пароход сбежался».

41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Сыплет черёмуха снегом».

42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«В сто сорок солнц закат пылал»

43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».

44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Серп луны за тучкой тает».

45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Кремль принял решение».

46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Серый день ползёт уныло».

47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:

«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».

48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).

4) однородные члены;

5) риторическое восклицание.

49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).

2) вопросно-ответная форма изложения;

50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:

«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).

Источник

Adblock
detector