Обобщающие упражнения
«Средства художественной выразительности: Тропы».
ТРОП
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
- образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
- создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
- передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
- совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. |
(А.Ахматова) |
«Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.» |
(А.Чехов) |
«И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…» |
(В.Шукшин) |
Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова «Сонет к форме»:
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты! |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) — художественное преуменьшение.
Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. |
(С.Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу») |
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия«. |
(М.Булгаков. «Белая гвардия») |
МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. |
(А.Пушкин. «Деревня») Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды. |
«Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (. ) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )» |
(Н.Гоголь. «Невский проспект») |
Тест:Художественные средства выразительности
Источник
Тема 10. Тропы русского языка
1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:
3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:
4) восходящая градация.
4. Художественное, образное определение – это:
5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:
1) метафора, риторический вопрос;
2) эпитет, сравнение;
3) инверсия, литота;
4) риторическое обращение, градация.
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:
7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:
8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:
9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:
10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
4) лексический повтор.
12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:
3) индивидуально-авторские слова;
14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота;
2) анафора, эпифора;
3) антонимы, синонимы;
4) метонимия, синекдоха.
15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это
17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:
18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
19. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:
21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).
22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Сто лет с вами не виделись».
23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).
24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)
3) синтаксический параллелизм;
4) риторическое восклицание.
25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).
26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).
27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).
28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В двух шагах отсюда».
29. Определите изобразительно-выразительные средства языка
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).
3) риторическое обращение;
30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).
31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).
32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:
34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:
35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:
2) нисходящая градация;
36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:
37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля».
38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Синий колокольчик спит в тени берёз»
39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».
40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Весь пароход сбежался».
41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Сыплет черёмуха снегом».
42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«В сто сорок солнц закат пылал»
43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».
44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серп луны за тучкой тает».
45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Кремль принял решение».
46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серый день ползёт уныло».
47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».
48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).
4) однородные члены;
5) риторическое восклицание.
49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).
2) вопросно-ответная форма изложения;
50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).
Источник