Средства выразительности в «Слове о полку Игореве»: метафоры, эпитеты
Содержание:
Средства выразительности в «Слове о полку Игореве» присутствуют в большом количестве. Знаменитое произведение было написано в последней четверти седьмого века. Неизвестный автор постарался максимально красочно описать Русь. Придать ее образу выразительность, особенность помогают постоянные эпитеты в «Слове о полку Игореве». В тексте встречается множество сравнений, олицетворений, метафор.
Киев – центр русской земли, описан автором жизненно, оригинально. Структура всего произведения построена на контрастных соотношениях. Писатель использует народный, поэтический язык, совмещая его с книжными элементами. Это позволяет сформировать уникальный, своеобразный стиль. Народный художественный опус относительно небольшой по размеру, однако отличается богатым содержанием, оригинальной стилевой концепцией.
Эпитеты в произведении «Слово о полку Игореве» гармонично соединяются с феодальной символикой, военными оборотами дружины. Автор упоминает стремена, копья, стяги, мечи и другие атрибуты.
Олицетворения в «Слове о полку Игореве»
Олицетворением называют разновидность литературного инструмента. Он используется для наделения неодушевленных предметов человеческими качествами, способностями. Олицетворение вставляется в предложение для придания тексту яркости, передачи эмоционального состояния героев, природы, птиц, животных. В рассказе про полок Игорев употребляются следующие олицетворения:
- Кровавые зори свет поведают;
- Соловьиное пение уснуло;
- Никнет трава;
- Веселье развеивается;
- Тоска разливается;
- Молнии трепещут.
Сравнения в «Слове о полку Игореве»
Русский язык позволяет использовать сравнения для создания максимально точного представления о персонаже, природе, обстановке, ситуации. Сравнения помогают читателю представить изображение яснее.
Сравнение – стилистическая концепция, используемая в литературе. Автор сопоставляет два или несколько предметов, образно проводя между ними параллель. Это достаточно сложное задание для писателя. Важно правильно составить уравнительную взаимосвязь. Литературное средство добавляет тексту необычность, оригинальность. Рассмотрим на примере «Слова о полку Игореве»:
- Разбрелись полководцы, как пардусов выводок;
- Ярославна – кукушка;
- Скачет, как серый волк;
- Поскакать горностаем.
ччс
Автор сравнивает русских воинов с соколами, Полоцкого – с волком. По тексту произведения Игорь часто приравнивается к животным, могучим героям.
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» – примеры
Эпитеты в «Слове о полку Игореве» выступают в роли важного художественного определения. С их помощью автор описывает различные явления, людей, ситуации в ярком, эмоциональном контексте. Средство выразительности относится к одному конкретному слову. Оно используется для создания выразительного отображения. Эпитет – наречие, существительное, прилагательное.
Особенность художественного приема – неожиданная область использования слова. Как показывает тест, эпитеты являются наиболее частыми средствами выразительности, употребляемыми в литературе. Примеры из «Слова о полку Игореве»:
- Молодой месяц;
- Дерзко тело;
- Серебряные берега;
- Каленые стрелы;
- Чистое поле;
- Кровавые зори.
Метафоры в «Слове о полку Игореве» – примеры
Метафоры в «Слове о полку Игореве» помогают выделить основные моменты произведения, передать чувства персонажей. Средство выразительности переносит название, явление, действие реального объекта на другой предмет. Обязательно наличие общих качеств между предметами. Допускается контрастное использование.
Литературный прием часто путают со сравнением. Метафора проводит скрытое сравнение явлений, людей, предметов. Например: земля – кормилица. Сравнение – открытое сопоставление вещей. Рассмотрим метафоры в произведении:
- Идут смерчи тучами;
- Растекался мыслью по древу;
- Сердце в булаве заковано;
- Поострил сердце мужеством;
- Два багряных столпа;
- Скача по мысленному древу;
- Живые струны.
Источник
Тема 10. Тропы русского языка
1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:
3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:
4) восходящая градация.
4. Художественное, образное определение – это:
5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:
1) метафора, риторический вопрос;
2) эпитет, сравнение;
3) инверсия, литота;
4) риторическое обращение, градация.
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:
7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:
8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:
9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:
10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
4) лексический повтор.
12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:
3) индивидуально-авторские слова;
14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота;
2) анафора, эпифора;
3) антонимы, синонимы;
4) метонимия, синекдоха.
15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это
17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:
18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
19. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:
21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).
22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Сто лет с вами не виделись».
23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).
24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)
3) синтаксический параллелизм;
4) риторическое восклицание.
25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).
26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).
27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).
28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В двух шагах отсюда».
29. Определите изобразительно-выразительные средства языка
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).
3) риторическое обращение;
30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).
31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).
32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:
34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:
35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:
2) нисходящая градация;
36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:
37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля».
38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Синий колокольчик спит в тени берёз»
39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».
40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Весь пароход сбежался».
41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Сыплет черёмуха снегом».
42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«В сто сорок солнц закат пылал»
43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».
44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серп луны за тучкой тает».
45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Кремль принял решение».
46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серый день ползёт уныло».
47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».
48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).
4) однородные члены;
5) риторическое восклицание.
49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).
2) вопросно-ответная форма изложения;
50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).
Источник
Обобщающие упражнения
«Средства художественной выразительности: Тропы».
ТРОП
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты. Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, — все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим разные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка — не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо — эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
- образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
- создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
- передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
- совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.
И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. |
(А.Ахматова) |
«Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца.» |
(А.Чехов) |
«И трое во главе с яростным, раскаленным попом пошли, приплясывая, кругом, кругом. Потом поп, как большой тяжелый зверь, опять прыгнул на середину круга, прогнул половицы…» |
(В.Шукшин) |
Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова «Сонет к форме»:
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты! |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) — это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) — художественное преуменьшение.
Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. |
(С.Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу») |
«(. ) Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия«. |
(М.Булгаков. «Белая гвардия») |
МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) — вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.
Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. |
(А.Пушкин. «Деревня») Не ошибитесь: здесь прием метонимии используется дважды. |
«Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (. ) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (. ) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (. ) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия (. )» |
(Н.Гоголь. «Невский проспект») |
Тест:Художественные средства выразительности
Источник