Меню

Сентябрь 1959 года космос

Сентябрь 1959 года космос

2 января 2017 года исполняется 58 лет старту первой межпланетной станции – «Луна-1».

«Луна-1» — советская автоматическая межпланетная станция (АМС), была предназначена для изучения Луны и космического пространства. Несмотря на то, что станция на Луну не попала, «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости (11 км/с), преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца.

Пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-1», был осуществлен 2 января 1959 года. Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Станция также имела названия «Луна-1D» и «Мечта».

Для достижения второй космической скорости ракета-носитель была снабжена третьей ступенью (блок «Е»), с двигателем РД0105, созданным на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» (Воронеж).

Через сутки, 3 января в 3 часа 56 минут и 20 секунд, на расстоянии 119 500 км от Земли «Луна-1» «превратилась» в искусственную комету, выпустив из специального контейнера натриевое облако. Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года станция прошла наиболее близкую к Луне (5-6 тысяч километров) точку своей траектории.

Как уже было сказано, АМС не достигла Луны. Причина, по которой станция не добралась до поверхности Луны, связана с ошибкой, закравшейся в циклограмму полёта: при команде на отсечку двигателя третьей ступени, которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Но миссия «Луны-1» позволила понять и отработать технологию полета к естественному спутнику Земли для последующих космических аппаратов. Уже 14 сентября 1959 года в 00:02:24 станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.

Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта «Луны-1», можно отметить следующие:

  • при помощи бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли;
  • при помощи ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра;
  • было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.

Источник

14 сентября 1959 года космический аппарат «Луна-2» достиг поверхности Луны

Ракета-носитель «Восток-Л» с космическим аппаратом «Луна-2» стартовала с космодрома Байконур 12 сентября, а 14 сентября в 00:02:24 по московскому времени метроном внутри «Луны-2» замолк после столкновения с Луной. Это и был момент первого в истории человечества прилунения космического аппарата.

Диаметр второго советского лунника (этот термин не прижился, как прижилось слово «спутник», но в конце 1950-х было популярным) был 2,4 метра, весил он 390 кг. Он был практически точной копией «Луны-1», которая в январе того же 1959 года совсем немного промахнулась мимо Луны и полетела дальше, выйдя в конечном итоге на гелиоцентрическую орбиту и став первым искусственным спутником Солнца.

Первые аппараты советской лунной программы «Луна-1» — «Луна-3» запускали с помощью межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая была оснащена дополнительной третьей ступенью, чтобы достичь второй космической скорости и преодолеть притяжение Земли. Аппараты совершали перелет с Земли к Луне без предварительного выведения на орбиту искусственного спутника Земли, проведения коррекций на траектории Земля—Луна и торможения вблизи Луны, они не имели собственного двигателя. Именно поэтому «Луна-1» промахнулась мимо цели. На автоматический радиосигнал об отделении дополнительной третьей ступени ракеты ушли миллисекунды, за которые у аппарата чуть изменилась траектория. Больше этой ошибки не повторяли. «Луна-2» попала точно в цель, а «Луна-3» совершила облет Луны и впервые сфотографировала ее обратную сторону.

В полете «Луна-2» подтвердила все то, что обнаружила в космосе «Луна-1»: солнечный ветер (поток гелиево-водородной плазмы), внешний радиационный пояс Земли и отсутствие у Луны регулярного магнитного поля (с двумя полюсами-диполями, как у Земли или у магнитной стрелки компаса). Новым было лишь прямое измерение «Луной-2» силы солнечного ветра.

Читайте также:  Как нам врут про космос

Кроме научной аппаратуры внутри «Луны-2» находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов с надписью «СССР сентябрь 1959». При ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов. Но это было объяснение для политического руководства страны. Ученые знали, что при ударе о поверхность Луны на скорости 12 тыс. км/ч лунник вместе с вымпелами моментально превратился в газ, минуя даже жидкое состояние. Тем не менее советский лидер Никита Хрущев во время визита в США в сентябре 1959 года подарил президенту Эйзенхауэру копию лунного вымпела со словами, что такой же сейчас лежит на Луне.

Источник

Первый космический корабль достиг Луны: «Луна-2», СССР

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ

Луне суждено было стать тем небесным телом, с которым связаны едва ли не самые эффективные и впечатляющие успехи человечества за пределами Земли. Непосредственное изучение естественного спутника нашей планеты началось со старта советской лунной программы. 2 января 1959 года автоматическая станция «Луна-1» впервые в истории осуществила полет к Луне.

Первый запуск спутника к Луне (Луна-1) был огромным прорывом в области освоения космоса, но главная цель, перелет с одного небесного тела на другое так и не была достигнута. Запуск Луны-1 дал очень много научной и практической информации в области космических полетов к другим небесным телам. При полете «Луны-1» впервые была достигнута вторая космическая скорость и получены сведения о радиационном поясе Земли и космическом пространстве. В мировой печати космический аппарат «Луна-1» получил название «Мечта».

Все это было учтено при запуске следующего спутника Луна-2. В принципе Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные, полученные Луной-1. Для Запуска так же использовался РН 8К72 Луна с блоком «Е». 12 сентября 1959 года в 6:39 с космодрома Байконур РН Луна была запущена АМС Луна-2. И уже 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени Луна-2 достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну.

Автоматический межпланетный аппарат достиг поверхности Луны восточнее «Моря Ясности», вблизи кратеров Аристил, Архимед и Автолик (селенографические широта +30°, долгота 0°). Как показывает обработка данных по параметрам орбиты, последняя ступень ракеты также достигла поверхности Луны. На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один — в последней ступени ракеты с надписью «СССР сентябрь 1959». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов.

Дата запуска: 12 сентября 1959.

Размеры: Полная длина составляла 5.2 метра. Диаметр самого спутника 2.4 метра.

РН: Луна (модификация Р-7)

Задачи: Достижение поверхности Луны (выполнена). Достижение второй космической скорости (выполнена). Преодолеть тяготение планеты Земля (выполнена). Доставка вымпелов «СССР» на поверхность Луны (выполнена).

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

«Луна» — наименование советской программы исследования Луны и серии космических аппаратов, запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959 года.

Космические аппараты первого поколения («Луна-1» — «Луна-3») совершали перелет с Земли к Луне без предварительного выведения на орбиту искусственного спутника Земли, проведения коррекций на траектории Земля — Луна и торможения вблизи Луны. Аппараты осуществили пролет Луны («Луна-1»), достижение Луны («Луна-2»), ее облет и фотографирование («Луна-3»).

Космические аппараты второго поколения («Луна-4» — «Луна-14») запускались с использованием более совершенных методов: предварительного выведение на орбиту искусственного спутника Земли, затем старт к Луне, коррекции траектории и торможение в окололунном пространстве. При запусках отрабатывались полет к Луне и посадка на ее поверхность («Луна-4» — «Луна-8»), мягкая посадка («Луна-9» и «Луна-13») и перевод на орбиту искусственного спутника Луны («Луна-10», «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14»).

Читайте также:  Курсы по космосу для детей

Более совершенные и тяжелые космические аппараты третьего поколения («Луна-15» — «Луна-24») осуществляли перелет к Луне по схеме, используемой аппаратами второго поколения; при этом для увеличения точности посадки на Луну предусмотрена возможность проведения нескольких коррекций на траектории полета от Земли к Луне и на орбите искусственного спутника Луны. Аппараты «Луна» обеспечили получение первых научных данных о Луне, отработку мягкой посадки на Луну, создание искусственных спутников Луны, взятие и доставку на Землю проб грунта, транспортировку на поверхность Луны лунных самоходных аппаратов. Создание и запуск разнообразных автоматических лунных аппаратов является особенностью советской программы исследования Луны.

ЛУННАЯ ГОНКА

Начал «игру» СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник. США сразу же включились в нее. В 1958 году американцы поспешно разработали и запустили свой ИСЗ, а заодно и образовали «во благо всех» — так звучит девиз организации — НАСА. Но к тому времени Советы обогнали соперников еще больше — отправили в космос собаку Лайку, которая хоть и не вернулась, но зато собственным героическим примером доказала возможность выживания на орбите.

На разработку спускаемого модуля, способного доставить живой организм обратно на Землю, ушло почти два года. Требовалось доработать конструкции, чтобы они выдерживали уже два «путешествия сквозь атмосферу», создать качественную герметичную и устойчивую к высоким температурам обшивку. А главное — нужно было рассчитать траекторию и спроектировать двигатели, которые бы обезопасили космонавта от перегрузок.

Когда же это все было сделано, возможность проявить героическую собачью натуру получили Белка и Стрелка. Они со своей задачей справились — вернулись живыми. Меньше чем через год по их следам полетел Гагарин — и тоже вернулся живым. Американцы в том 1961-м в безвоздушное пространство отправили только шимпанзе Хэма. Правда, 5 мая того же года суборбитальный полет совершил Алан Шепард, но международным сообществом это достижение космическим полетом признано не было. Первый «настоящий» американский астронавт — Джон Гленн — в космосе оказался только в феврале 62-го.

Казалось бы, США безнадежно отстали от «мальчишек с соседнего континента». Триумфы СССР следовали один за другим: первый групповой полет, первый человек в открытом космосе, первая женщина в космосе… И даже до естественного спутника Земли советские «Луны» добрались первыми, заложив основы столь важной для нынешних исследовательских программ методики гравитационных маневров и сфотографировав обратную сторону ночного светила.

Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально. Американцы же уничтожаться не собирались. Напротив — еще в 1961-м году, сразу после полета Юрия Гагарина, НАСА с благословления свежеизбранного Кеннеди взяла курс на Луну.

Решение было рискованным — СССР добивались своего шаг за шагом, планомерно и последовательно, и все равно не обходилось без провалов. А космическое агентство США решило сделать прыжок через ступеньку, если не через целый лестничный пролет. Но Америка компенсировала свою, в известном смысле, наглость тщательной проработкой лунной программы. «Аполлоны» тестировались на Земле и на орбите, в то время как ракеты-носители и лунные модули СССР «проверялись боем» – и не выдерживали проверок. В итоге тактика США оказалась результативнее.

Но ключевым фактором, ослабившим Союз в лунной гонке, был раскол внутри «команды с советского двора». Королев, на воле и энтузиазме которого держалась космонавтика, сперва, после своей победы над скептиками утратил монополию на принятие решений. Конструкторские бюро вырастали, как грибы после дождя на неиспорченном сельхозобработкой черноземе. Началось распределение задач, и каждый руководитель, что научный, что партийный, считал себя наиболее компетентным. Поначалу само утверждение лунной программы запоздало — отвлекшиеся на Титова, Леонова и Терешкову политики занялись ею только в 1964-м, когда американцы уже три года как размышляли над своими «Аполлонами». А затем отношение к полетам на Луну оказалось недостаточно серьезным — они не имели таких военных перспектив, как запуски ИСЗ Земли и орбитальных станций, а финансирования требовали куда большего.

Читайте также:  Космос армия что значит

Проблемы с деньгами, как это обычно бывает, «добили» грандиозные лунные проекты. С самого старта программы Королеву посоветовали занижать цифры перед словом «рублей», потому что реальные суммы никто бы не одобрил. Если бы разработки шли столь же успешно, как и прежние, такой подход себя бы оправдал. Партийное руководство все же умело считать и не стало бы закрывать перспективное дело, в которое уже вложено слишком много. Но в сочетании с бестолковым разделением труда нехватка средств привела к катастрофическим отставаниям от графика и экономии на испытаниях.

Возможно, впоследствии ситуацию удалось бы выправить. Космонавты горели энтузиазмом, даже просили отправить их к Луне на кораблях, не выдержавших тестовых полетов. Конструкторские бюро, за исключением находившегося под руководством Королева ОКБ-1, продемонстрировали несостоятельность своих проектов и сами собой тихо ушли со сцены. Стабильная в 70-х годах экономика СССР позволяла выделить дополнительные средства на доработку ракет, особенно если к делу подключились бы военные. Однако в 1968-м американский экипаж облетел Луну, а в 1969-м Нил Армстронг сделал свой маленький победный шаг в космической гонке. Советская лунная программа для политиков утратила смысл.

Источник

Журнал «Все о Космосе»

12 сентября 1959 года с космодрома Байконур

12 сентября 1959 г. Советским Союзом с космодрома Байконур был осуществлен запуск многоступенчатой ракеты-носителя (РН) “Восток-Л”, которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию (АМС) “Луна-2”.

14 сентября “Луна-2”, осуществив первый в мире перелет с Земли на другое небесное тело, достигла поверхности Луны. АМС совершила жесткую посадку в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик. Этот момент был зарегистрирован советскими и зарубежными обсерваториями.

Не имевшая собственной двигательной установки АМС была доставлена до места назначения последней ступенью РН “Восток-Л”, которая представляла собой управляемую ракету весом 1511 кг (без топлива). Зафиксированная скорость движения ракеты при перелете составила 11,2 км в секунду.

“Луна-2” представляла собой герметичный контейнер в форме шара, в котором располагалась научно-измерительная и радиотехническая аппаратура. В научное оборудование входили приборы для регистрации ядерных излучений и элементарных частиц (сцинтилляционные счетчики), счетчики Гейгера, магнитометры, детекторы микрометеоритов. Для передачи информации на Землю на АМС было установлено три радиопередатчика, работающие на разных частотах. Общая масса контейнера с аппаратурой составляла 390,2 кг.

Станция доставила на Луну металлический полый шар, поверхность его состояла из пятигранников-вымпелов с изображением герба СССР и надписью “сентябрь, 1959 год” (изготовлены на Ленинградском монетном дворе). Внутри шара находился заряд взрывчатки, которая взорвалась при ударе о лунную поверхность. При этом металлические вымпелы разлетелись в стороны.
Одним из основных научных достижений лунной миссии стало обнаружение солнечного ветра и его прямое измерение. Анализ полученной информации показал, что Луна практически не имеет собственного магнитного поля и радиационного пояса.

Первым автоматическим космическим аппаратом, стартовавшим к Луне, была “Луна-1” (запущена 2 января 1959 г.), однако станция прошла на расстоянии 5 тыс. км от естественного спутника Земли. Всего в 1959-1976 гг. в рамках советской лунной программы было осуществлено 24 запуска АМС серии “Луна”. Первые восемь станций разработало ОКБ-1 (ныне РКК “Энергия” им. С.П. Королева) под руководством Сергея Королева. В 1965 г. работы по созданию лунных АМС были переданы Машиностроительному заводу им. С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина).

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Adblock
detector