Меню

Семья солнца для детей

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению окружающим для детей старшей группы «Семья планет».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с планетами. Показать зависимость температуры планеты от расстояния до Солнца. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей.

Развивающие: Развивать самостоятельность, активность, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к покорителям космоса.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_semya_plaet.docx 285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы

«Семья планет».

Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.

Образовательные: Продолжать знакомить с планетами. Показать зависимость температуры планеты от расстояния до Солнца. Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь детей.

Развивающие: Развивать самостоятельность, активность, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к покорителям космоса.

Материал . Модель Солнечной системы, картинки планет.

Воспитатель читает стихотворение.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают, но только во сне.

Воспитатель: Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение?

Дети: О планете Луна .

Воспитатель: Сегодня наша страна отмечает «День космонавтики».

Воспитатель показывает портрет Ю. А. Гагарина

Воспитатель: Знаете кто это?

Дети: Ю. А. Гагарин.

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине?

Дети: Это космонавт, который первый полетел в космос.

Воспитатель: 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первый совершил полет в космос. Впервые в истории человечества был выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Сегодня мы будем говорить о планетах Солнечной системы. Я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку.

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился.

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

Воспитатель: О чём это загадка?

Воспитатель: Правильно это солнце. Что такое солнце, какое оно?

Дети: Солнце – огромный раскалённый шар. Оно излучает тепло и свет, даёт жизнь людям, растениям, животным.

Воспитатель: Но на самом солнце жизни нет, там очень жарко. Солнце не одиноко, у него есть семья. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Глава этой семьи- Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находится ближе к Солнцу, другие дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Орбита- это путь движения небесного тела, а также космического корабля. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Воспитатель: Вспомните, чем планеты отличаются от звезд?

Дети: Звезды состоят из раскаленных газов, а в состав планет входят и жидкости и твердые части.

Воспитатель: Правильно , ребята. Звезды состоят из раскаленных газов, а в состав планет входят и жидкости и твердые части. Кром того, планеты сами не светятся, их освещает звезда. Самая близкая к Солнцу планета- Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли- Луну. Как вы думаете, н Меркурии холодно или жарко?

Дети: На этой планете очень жарко, так как он находится ближе всех к Солнцу.

Воспитатель: Меркурий торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Меркурий-ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!».

Воспитатель: Вторая от Солнца планета- Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик. Поверхность Венеры каменистая. Она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Воды на ней практически нет. Венера окружена густыми облаками. Её называют то Утренней, то Вечерней звездой, потому что она в разное время года появляется на небе то рано утром, то вечером, когда ещё нет звезд.

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас озаряешь.

Воспитатель: Наша Земля- третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Какие же условия необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете?

Дети : Для поддержания жизни на планете нужен воздух, вода, тепло.

Воспитатель: Земля находится н слишком далеко, но и слишком близко от Солнца. Объясните, почему это важно?

Дети: Если планета расположена далеко от Солнца то на ней холодно, если близко к Солнцу, на ней очень жарко.

Воспитатель: Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко. Наоборот, на удаленных от Солнца планетах, таких как Юпитер и Сатурн, цари вечный холод. На Земле благоприятная для жизни температура. Вспомните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Дети: Потому что на Земле много водоемов.

Земля- планета жизни.

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле- это разве не чудо?

Бабочки, птиц, жучок на цветке.

Жизнь на Земле вы найдете повсюду-

В самом далеком, глухом уголке!

Раз- два, стоит ракета,

(Дети поднимают руки вверх).

Три – четыре скоро взлёт.

(Разводя руки в стороны).

Чтобы долететь до Солнца,

(Делают круговые движения руками).

Космонавтам нужен год.

(Качают головой, сжав её ладонями).

Но дорогой нам не страшно,

(Наклоняются влево – вправо).

Каждый ведь из нас атлет.

(Сгибают руки в локтях).

Пролетая над Землёю,

(Разводят руки в стороны).

Ей передадим привет.

(Поднимают руки вверх и машут).

Воспитатель: Марс- четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. От других планет Марс отличается красноватым свечением. Поэтому её называют «Красной планетой».

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из- за кроваво- красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Воспитатель: Пятая от Солнца планета- Юпитер. Юпитер- самая большая планета.

Юпитер- больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год.

Воспитатель: Как вы думаете, почему на Юпитер холодно?

Дети: Потому что эта планета находится далеко от Солнца.

Воспитатель: Шестая от Солнца планета- Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и поэтому там холодно. Эта планета окрашена в желто- оранжевый цвет, её окружают кольца. Кто знает из чего состоят кольца Сатурна?

Дети: Кольца Сатурна состоят из камей и льда.

Желто – оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Воспитатель: Уран расположен после Сатурн. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Его называют лежебокой.

Уран- лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие- ночь.

Воспитатель: Нептун- восьмая планета. Она кажется темно-голубой, потому что её окружат газ метан.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть её в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Воспитатель: Плутон- самая удалённая от Солнца планета. Плутон- планета- карлик, меньше Луны. Это самая холодая планета Солнечной системы. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что она находится очень далеко от Солнца.

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещён.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Воспитатель: Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы . И все- таки у этих планет есть кое – что общее. Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Дети: Все планеты имеют форму шара все вращаются вокруг Солнца.

Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе? (9)

Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)

Какая планета наиболее удалена от Солнца? (Плутон)

Какая планета самая маленькая? (Марс)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой? (Венера)

Какую планету называют Красной? ( Марс)

Какую планету окружают кольца? (Сатурн)

Какая планета вращается , лёжа на боку? (Уран)

Какие планеты ближайшие «соседи» Земли? (Венера, Марс)

Источник

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с презентацией «Семья солнца»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

Вложение Размер
semya_solntsa.doc 42 КБ
semya_solntsa.ppt 868.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные, элементарные представления о строении Солнечной системы; ввести понятия: «планеты», «орбита», «спутники».

2. Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, орбита

3. Обучать детей способу рисования с помощью метода отпечатывания, развивать чувство композиции: гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать общую красивую композицию.

Интеграция областей : познание, коммуникация, художественное творчество.

Материал и оборудование: Карта солнечной системы; глобус; шапочки с изображением солнца, планет, игрушечные бинокли; магнитная доска и магниты; изображение планет – Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна; 2 листа бумаги А3 тонированный акварелью в темно-синий цвет; готовые шаблоны ракет из самоклеющейся бумаги; гуашь разных цветов; музыкальное сопровождение.

Чтение книг, беседы, рассматривание иллюстраций о космосе (Уолт Инк «Вселенная»); наблюдение за солнцем по небосводу, за луной во время прогулок, когда небо безоблачное.

1 часть. Дети садятся на стульчики полукругом. Звучит космическая музыка. (Воспитатель демонстрирует карту Солнечной системы, рассказывает о ее строении)

— Ребята, вы видели вечернее звездное небо? Как много звезд в Космосе, во вселенной!

Космос – великий, бездонный, бескрайний.
Манит он нас неизведанной тайной.
Манит, зовет, и быть может, когда-то
Имена на звездах напишут ребята.

(На магнитную доску воспитатель вывешивает изображение Солнца, затем по ходу рассказывания остальные планеты солнечной системы).

— А теперь давайте поговорим с вами про нашу звезду – про Солнце. За миллионы километров от нас в пространстве пылает гигантский шар раскаленного сияющего газа. Мы называем его солнце. Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас обогревает. Это огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. На него смотреть трудно – такое оно яркое и сверкающее. Солнце постоянно вращается вокруг себя, а вокруг Солнца вращаются – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше солнца.

— Вокруг нашей звезды – Солнца – вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему – это семья солнца. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы, куски горной породы, космическую пыль, лед.

— Дети, как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей)

— Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по собственному маршруту. Этот маршрут называется — орбита. По размеру планеты меньше, чем звезды.

(Воспитатель спрашивает у детей)

— Дети, а знаете вы какие-нибудь планеты Солнечной системы?

(Уточняет ответы детей)

— В семье солнца девять планет. Ночью мы можем увидеть пять из этих планет. Отличить звезду от планеты можно потому, что звезды мерцают, а планеты сияют постоянным светом. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

— Планета, самая близкая к Солнцу – Меркурий. Это самая маленькая из девяти планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая, пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

— Вторая ближайшая к Солнцу планета – Венера. За свой прекрасный блеск она была названа именем римской богини любви. Покрыта Венера толстым слоем облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь стоит испепеляющая жара. Венера самая яркая планета на небе.

— Земля – третья от Солнца планета (показываю глобус – модель Земли, рассматриваем с детьми). Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник – Луну.

— В бесконечном, стремительном путешествии Земли по космосу ее постоянно сопровождает подруга, Луна, – это маленькая планета. Она похожа на серый каменистый шар, почти сплошь покрытый пылью. На поверхности Луны множество высоких гор, больших круглых ям – кратеры. На Луне нет воздуха, поэтому там всегда небо черное, и нет облаков, чтобы умерить сияние Солнца.

— Марс — четвертая планета Солнечной системы. Это красная планета, названная по имени римского бога войны. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе жизни нет, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

— Великана в семействе планет Солнца зовут Юпитер. Это пятая планета от Солнца и самая большая. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Это огромный шар жидких газов с твердым кристаллическим ядром.

— Сатурн — шестая планета от Солнца. Его назвали именем римского бога земледелия. Сатурн — большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными семью кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

— Уран — седьмая от Солнца планета. Названа в честь отца Сатурна – Урана. Это единственная планета семьи Солнца, которая вращается, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

— Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря – Нептуна, потому что она холодная. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп.

— Плутон — девятая, самая удаленная планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. По размеру он меньше нашей Земли. Плутон находится на краю солнечной системы. За ним простираются бескрайние черные просторы глубокого космоса.

— Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой есть свой путь, называемый орбитой. А запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (заучивает с детьми):

По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета.
Под названием Плутон.

2 часть. Воспитатель : Дети, послушайте, о ком эта загадка?

Стучать не будет,

Телескопом сотни лет

Изучает жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном).

— Правильно. Ребята, давайте поиграем в подвижную игру: «Солнце и планеты» (дети показывают модель в движении солнечной системы).

Воспитатель раздает детям шапочки с изображением солнца и планет, на полу начерчены орбиты планет. Делит воспитанников пополам: одна подгруппа изображает «астрономов – наблюдателей», другая – изображает Солнце и планеты. Воспитатель намечает в центре зала на полу круг для ребенка – Солнца, (с помощью натянутой веревки начерчены концентрические круги по числу планет заранее). Расставляет детей по орбитам, шапочки обозначают их роли, объясняет, как они должны вращаться вокруг Солнца. Ребенок, изображающий Солнце вращается на месте вокруг себя, все остальные дети – планеты движутся по своим орбитам. Вокруг Земли одновременно со всеми планетами вращается ребенок – Луна. По сигналу воспитателя начинается общее движение «семьи Солнца», «дети – астрономы» наблюдают за ней, рассматривают ее в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает при необходимости. Поясняет, какое сложное движение звезд и планет происходит в космосе. После 2-3 минутного вращения дети меняются ролями.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, подумайте и скажите, так чем же похожи все планеты Солнечной системы?

Дети: Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

3 часть. Воспитатель: Хорошо! Ребята, а вы хотите нарисовать эти загадочные планеты очень интересным способом — без кисти? (ответы детей).

(Воспитатель объясняет детям, что с помощью комка плотно сжатой бумаги можно получить необычные изображения).

Воспитатель: Для этого сжимаем плотно лист бумаги (разного размера), чтобы получились комки. Затем обмакиваем в приготовленный раствор гуаши любого яркого цвета. Потом плотно прижимаем его, как печать, к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем.

(Нужно отметить, что комок надо поднимать вверх, а не в сторону). Благодаря отпечатку, на листе получается изображение планеты, покрытой какими-то удивительными облаками или густой сетью кратеров.

Воспитатель: Дети, а чтобы исследовать эти «космические просторы», мы пошлем к звездам и планетам космические корабли.

Воспитатель предлагает украсить композицию готовыми шаблонами ракет. Самостоятельная деятельность детей, сопровождается музыкой.

Итог занятия по вопросам к детям: Что интересного узнали на занятии? Чему научились новому?

Источник

Читайте также:  Конспект занятия по чтению краденое солнце
Adblock
detector