Меню

Счет времени по луне

Луна и первичный счет времени

Луна и первичный счет времени

Дал сияние Месяцу — хранителю ночи!

Научил его сотворению дня — для распознания суток!

Древняя месопотамская поэма «Энума элиш», приписывается выдуманным историками шумерам

Откроем книгу «История календаря и хронология» С.И. Селешникова и посмотрим, что в ней сказано интересного про древние календари и о лунном счете времени. Во-первых, бросается в глаза, что о старых календарях рассказывается не сразу, а после солидного теоретического введения. Сперва в коротком разделе «Первобытные формы измерения времени и их развитие» (глава 1) делается упор на то, что сначала — еще «у древних пастушеских народов, которые вели кочевой образ жизни» — возник счет времени на лунные месяцы, т. е. лунный календарь.

А так как пастухи, оказывается, еще и писать не умели, то счет дней они вели при помощи зарубок на палке или узелков, завязываемых на особых шнурах (а кто сказал, что это не есть письмо?). Наверное, и овец они пересчитывали при помощи узелков и зарубок, так что овцеводы с большим стадом должны были использовать многометровые шнуры или держать палки с бухгалтерией в больших (овечьих же?) мешках!

Потом следует целая глава «Астрономические основы календаря». Наконец в главах 3 и 4 рассказывается о солнечных и лунных календарях, причем в каждой из этих глав есть еще и вводный раздел про математическую теорию соответствующих календарей. Можно подумать, что первичный счет времени у первобытного человека велся на основании некоей естественнонаучной энциклопедии, а не путем простейшего наблюдения за ежедневными и ежемесячными природными изменениями.

Почему сначала рассказано о более поздних солнечных календарях, не ясно, но в результате не испугавшемуся артиллерийской подготовки астрономическими и математическими фугасами читателю приходится, если его интересуют более древние лунные календари, начинать знакомство с разнообразием оных с четвертой главы и со страницы 107, т. е. почти с середины книги.

Рассказано здесь про вавилонский, древнегреческий, мусульманский и еврейский календари. Но, прежде чем мы к ним — считающимся уже историческими календарями — обратимся, хочется понять, что это вообще такое — лунный календарь. В первую очередь древний лунный календарь. Как именно мог вестись счет времени на месяцы? И, главное, как первобытные люди сформировали свои первые временные представления.

Казалось бы, для «введения» некоего чисто лунного календаря достаточно задать правило, по которому определяется начало нового месяца и длительность месяцев. Впрочем, Луна вращается вокруг Земли вовсе не с целью облегчить человечеству или хотя бы пастушеским народам, ведущим кочевой образ жизни, их примитивные календарные расчеты на палках и шнурах, Может быть, она делает это для собственного удовольствия или чтобы не помереть от скуки? Во всяком случае, оказывается, что и с тем и с другим — как с определением начала месяца, так и с выяснением его длительности — имеются определенные трудности. Мы их рассмотрим чуть ниже, а в данном разделе ограничимся несколькими лингвистическими замечаниями на тему о ночных светилах и о слежении за ходом времени.

Но сначала несколько слов о написании слова «луна» с большой или маленькой буквы. Вообще-то Луной называется спутник нашей Земли, нечто весьма большое, холодное и пыльное, но все-таки обладающее заметной — по крайней мере, для земных океанов — силой тяжести. А луной с маленькой буквы мы привыкли называть серебристую «тарелку», скользящую по небу и освещающую не днем, когда и так светло, а именно ночью, когда довольно темно, дорогу домой. Иногда смысловое различение Луны и луны нелегко осуществить и я заранее извиняюсь перед читателем, который будет смущен в случае неправильного применения большой или маленькой буквы «л/Л».

Впрочем, вернемся к обещанному лингвистическому следу первичности лунного счета времени по отношению к солнечному. Почти во всех основных языках слова для обозначения луны и месяца происходят от одного корня, причем в русском слово «месяц» — это просто синоним луны (с оттенком «серп луны»). В других славянских языках ситуация следующая: в чешском и луна, и месяц = m?sic, в сербском — месец, в словенском оба слова переводятся как mesiac, и только в польском луна это ksi??yc, а месяц это miesi?c..

В древнеперсидском, согласно Иделеру (том 1, стр. 90) и луна, и месяц календаря обозначались одним словом mah. В древнегреческом m?n обозначает календарный месяц, а луна — sel?ne, что по Биркеману связано одно с другим (стр. 14). В новогреческом календарный месяц произносится как минас, а луна как фэ(н)гари (от славянского фонарь?) или сэлини.

В немецком Mond и Monat явно имеют общее происхождение (Monat просто есть производное от Mond). Английское month(календарный месяц) близко к немецкому Mond, как и обозначение луны moon. В других германских языках картина аналогична: в нидерландском луна — это maan, а месяц — maand (явно производное от maan слово). В датском луна — это mane, а месяц — maned(производная с тем же окончанием d что и в нидерландском). По-шведски луна/луны — это m?ne / m?nen, а месяц/месяцы — m?nad / m?naden.

Только в романских языках используется пара слов, аналогичных нашим «месяц» и «луна». Правда, в некоторых из них, как, например, во-французском, для серпа месяца есть, кроме того, еще и отдельное слово (по-французски croissant).

Язык: Латынь Французский Испанский Итальянский Португальский

Луна luna lune luna luna lua

Месяц mensis mois mes mese mes

Отсюда месячные = менструация. Сторонники происхождения романских языков от русского увидят здесь подтверждение их взглядов, ибо в русском месяц имеет два значения, а в романских его аналог — только одно.

Не исключена связь слова месяц с латинским mensura = измерение и немецким messen = измерять (индоевропейский кореньm? = мерить) и латинским/греческим префиксом meso со значением средний, промежуточный (месяц как промежуток времени между двумя полнолуниями, например), как в слове Месопотамия (Междуречье) или mesonauta (матрос, находившийся между рулевым и гребцами и задающий такт). Интересно также, что messio по-латыни означает жатву, уборку, а messis — еще и сбор урожая, которые, очевидно, тоже нужно было измерять.

В алтайских и родственных им языках ситуация такова: в эстонском оба слова полностью совпадают kuu и kuu, а в венгерском нет: луна = hold, а календарный месяц = ho или honep (но связь между ho и honep представляется очевидной). В турецком же, родство которого с угро-финскими языками я предполагаю, и луна, и календарный месяц имеют значение ay, хотя для луны используются и другие слова (kamer, mah, aydede). На финский турецкое ay может переводиться и как kuu (луна, месяц, но и календарный месяц), и как kuukau или kuukausi (больше в смысле помесячно, в выражениях месяц тому назад, раз в месяц, в конце/начале месяца). Японский знает одно слово, которое в китайском прочтении, т. н. оньёми, произносится как «гецу», а в японском прочтении, именуемом куньёми, как «цуки», и которое имеет два значения: и «луна», и «месяц» (последнее — в обоих значениях русского слова).

Читайте также:  Не закрытая тучей луна

Наконец, о семитских языках, Биркеман пишет следующее: «Например. древнееврейское слово yerah значит и „Луна“, и „месяц“, а другое слово со значением „месяц“ — hode? — означает буквально молодой месяц». В современном иврите уже произошло размежевание этих понятий: месяц произносится как хадеш, а луна как yareah или l?vana (от русского луна?). В арабском тоже: камар (qamar) — луна, хилал (hilal) — месяц (в частности — османский полумесяц и т. д.), а календарный месяц — шахр (shahr).

Листая словари, я обнаружил несколько слов искусственного языка выдуманных клингонов. Так вот, в этом клингонском языке календарный месяц обозначается тем словом, которое в немецком созвучно слову «год».

Некоторые из названных выше наименований для луны и календарного отрезка времени длиной в месяц сведены ниже в таблицу.

Русский Чешский Словенский Сербский Польский Луна: луна/месяц m?sic mesiac mesets ksi??yc Месяц: месяц m?sic mesiac mesets miesi?c

Немецкий Английский Нидердандский Датский Шведский Луна: Mond moon maan mane m?ne / m?nen Месяц: Monat month maand maned m?nad /m?naden

Древне-персидский Древне-еврейский Турецкий Эстонский Японский Луна: mah yerah ay kuu zuki Месяц: mah yerah ay kuu zuki

Читайте также

2. 4. Первичный смысл цифр «Х» и «I»

2. 4. Первичный смысл цифр «Х» и «I» Цифра X, то есть «десять», в латинском обозначении века (например, XI век) первоначально была просто начальной буквой X имени Христос. Поэтому в первое время сокращение: «XI век» – означало «Христа Первый век». То есть «Первый Век от

Луна как первопричина

Луна как первопричина Впрочем, как бы ученые ни пугали нас непознанной сущностью нашей Луны, неопознанными объектами и возможными ее обитателями, одно известно точно: не будь на нашем небосводе Луны – ничего бы и не было! Об этом говорит заведующий отделом небесной

Луна Комья мокрой ваты сочились водой — это ползли и ползли на город тяжелые тучи. Холодный порывистый ветер тащил их откуда-то с северо-востока, со стороны Хивы, зыбким войлоком волок по крышам глиняного города, тусклыми полотнищами развешивал на голых ветвях мокрых

2. Первичный Омфал = Пуп Земли находился на мысе Фиолент в Крыму

2. Первичный Омфал = Пуп Земли находился на мысе Фиолент в Крыму Сначала вкратце опишем логическую цепочку наших рассуждений.Итак, согласно классикам (Страбон, Павсаний и другие, см. ниже), в древних Дельфах хранился священный камень Омфал. В нашей книге «Христос родился в

Счет времени

Счет времени Представления о времени у этрусков в целом были те же, что и у римлян, которые заимствовали их или разработали совместно. Чаще всего античные авторы не упоминают о счете времени, поскольку, обнаружив, что этрусский календарь идентичен римскому, они решили, что

Астрология, астрономия, счет и исчисление времени

Астрология, астрономия, счет и исчисление времени В вавилонских суевериях присутствует один аспект, который, хотя и известный нам через Библию, был в основном передан через посредство греков и римлян. Речь идет об астрологии, причуде, которая, судя по вниманию, уделяемому

5.2.5. ЛУНА

5.2.5. ЛУНА Двигаясь дальше по ковру из Байе, мы находим следующую пару больших обнаженных человеческих фигур в верхней кайме листа 52, см. рис. 1.82. Слева изображена обнаженная фигура без ярко выраженных половых признаков, однако все-таки напоминающая женщину. Комментаторы

Луна и политика

Луна и политика Общественность США болезненно реагировала на отставание страны в освоении космоса. Американским специалистам было ясно, что даже значительные успехи в околоземных полетах не произведут на мир должного впечатления. Нужен был качественный скачок вперед,

4.2.6.5. Луна

4.2.6.5. Луна Двигаясь дальше по ковру из Байе, мы находим следующую пару больших обнаженных человеческих фигур в верхней кайме на листе 52, рис. 4.88. Слева изображена обнаженная фигура без ярко выраженных половых признаков, однако все-таки напоминающая женщину. Комментаторы

I. Счет времени индиктами

I. Счет времени индиктами При исследовании главным образом греческих источников приходится сталкиваться с особым счетом времени, употреблявшимся в Византии, именно «индиктами». Индиктом называли срок в 15 лет, после которого совершался ряд переучетов в экономической

Глава 10. Луна и первобытный счет времени

Глава 10. Луна и первобытный счет времени Где и когда впервые была осуществлена связь календаря с астрономическими факторами, археология и хронология… точного ответа не дают. Можно лишь утверждать, что произошло это в далекой древности. Каменцева, стр. 24. Я бы не стал

Лунный счет времени в Библии

Лунный счет времени в Библии Некоторые герои библии живут много сотен годов. (Мафусаил прожил 969 лет, что равно 78,3 года по солнечному календарю). Это явно указывает на то, что они вели счет годов по лунному календарю. Портрет Екатерины II с надписью ее возраста в лунных годах

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории Год является мерой любого мыслимого движения от конечной точки к конечной точке и имеет разную длину в соответствие с различными интересами людей. Так некоторые принимают его длину с учетом противостояния светил за 30

Счет времени по Луне у германцев и кельтов1

Счет времени по Луне у германцев и кельтов1 Кельтский год основывается на лунном календаре, поэтому каждые 5 лет добавляется дополнительный месяц. Jean Markale, Die Druiden. Gesellschaft und G?tter der Kelten, Augsburg: Weltbild, 1996 Тот факт, что германцы, как и галлы и вообще кельты вели счет не дней, а ночей,

Лунный счет времени у Герасимова

Лунный счет времени у Герасимова Но пока солнечный цикл точно не исследован, вторичные признаки не дают необходимой точности привязки. Поэтому автоматически используется лунный цикл. Все городское делопроизводство ведется по лунному календарю. Герасимов,

Источник

Счет времени по Луне у германцев и кельтов1

Счет времени по Луне у германцев и кельтов1

Кельтский год основывается на лунном календаре, поэтому каждые 5 лет добавляется дополнительный месяц.

Jean Markale, Die Druiden. Gesellschaft und G?tter der Kelten, Augsburg: Weltbild, 1996

Тот факт, что германцы, как и галлы и вообще кельты вели счет не дней, а ночей, показывает, что для них именно Луна (а не Солнце) была ответственна за ход времени. Впрочем, в случае кельтов этому есть и прямые свидетельства, как показывает наш эпиграф, взятый из книги Жана Маркале «Друиды. Общество и боги кельтов» (стр. 173). Здесь явно отражена весьма ранняя, может быть, первичная попытка привести чисто лунный календарь, до того широко и давно применявшийся, в соответствие с наблюдаемыми годовыми природными изменениями. Первичная, ибо 12 лунных месяцев состоят из 12 х 29,53 = 354, 36 суток, так что отличаются приблизительно на 11 суток от длительности солнечного года. Поэтому за пять лет накапливается разница в почти 55 дней, которую никак нельзя устранить, вставив еще один лунный месяц.

Читайте также:  Когда будет кровавая луна дата выхода

Хотя кельтский год четко делится сегодня на два полугодия (зимнее и летнее) по линии 1-е мая — 1-е ноября, автор книги подчеркивает, что праздничный календарь кельтов не имеет ни малейшего отношения к астрономически определяемым по движению Солнца датам. Он вынужден сделать такое заявление, так как привыкшие к солнечному календарю современные почитатели древних друидов пытаются дать новые «солнечные» привязки старинных празднеств к календарю. В комментариях к этому заявлению автор подчеркивает еще раз, что было бы абсолютным нонсенсом отмечать кельтские ритуальные празднества в соответствии с солнцеворотом (солнцестоянием). «Ни в одном из старых кельтских текстов нет упоминания какого-либо кельтского празднества в связи с моментом летнего или зимнего солнцеворота» (стр. 278).

Вообще о календаре кельтов авторы книг по кельтской тематике пишут крайне скупо, если вообще хоть что-то сообщают на этот счет. Так Теренс Пауэлл в переведенной на русски й язык книге «Кельты. Воины и маги», М: Центрополиграф, 2003 (название оригинала T.G.E. Powell, The Celts), кратко сообщает: «Из античных и ирландских источников известно, что календарь, по которому отмечались все праздники, был основан на наблюдениях за Луной и исчислял не дни, а ночи». И, действительно, кельты, говоря о неделе, произносили «восемь ночей», имея в виду семь суток между первой и восьмой ночью. Точно так же они говорили «15 ночей» вместо «две недели».

В разделе «Время и календарь» книги Франсуазы Леру «Друиды», Ст. — Петербург: Евразия, 2003, так говорится об этом: «Ирландия также вела отсчет по ночам […] „восемь ночей“, […] „пятнадцать ночей“ — говорят по-валлийски, чтобы обозначить неделю или две.» В остальном автор ограничивается по сути календарного дела кельтов двумя цитатами:

• «Галлы исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года исчисляют они так, что сперва идет ночь, а за ней день» (Юлий Цезарь, Война в Галлии).

• «Они определяют свои месяцы и годы по луне, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет» (Плиний Старший, Естественная история).

Оба автора говорят не только о месяцах, но и о годах, что выдает их близость к XVI веку, в котором, как я предполагаю, состоялся переход на солнечные годы. Век длиной в 30 лет — это крайне интересно, ибо демонстрирует, что под веком раньше понимали длительность одного поколения, а никак не столетие. Само же наличие у кельтов понятия века (пусть даже только длиной в какие-то жалкие 30 лет) показывает, что они жили в эпоху, близкую к времени ренессанса, когда начинали малевать историю крупными мазками.

О находке археологами кельтского календаря в конце 19-го века сообщается в английской книге «Древние культуры. Мифы и верования кельтов» (на немецком она была издана под названием «Кельты» в серии «Боги. Мифы. Культуры» без указания автора). Этот календарь был выгравирован на бронзовой дощечке и датирован археологами в период между I столетием до н. э. и I столетием н. э. Не сообщается ни места находки, ни обстоятельств оной, ни строения календаря. Календарь приписан друидам на том основании, что на нем для некоторых месяцев и отдельных дней сделаны приписки mat (хорошо) и anm (плохо), что должно быть следствием друидского обычая предсказывать благоприятность или неблагоприятность отдельных временных отрезков для ратных подвигов и мирских дел.

Не исключено, что символическое представление календаря находится на другой металлической дощечке, на сей раз отображенной в книге и помещенной в непосредственной близи раздела «Религиозный календарь кельтов», в котором нет ни слова о строении календарей и рассказывается только об основных кельтских праздниках. На этой прямоугольной серебряной дощечке, якобы закрепленной внутри найденного в Дании и датированного I столетием до н. э. цилиндрического «котла», изображены вроде бы воины, выступающие в поход. Наверху в одну сторону движутся четыре всадника, а внизу — пешие воины. Между теми и другими помещена лежащее горизонтально срубленное дерево, у которого сверху семь ветвей и снизу такое же их количество.

Эти числа наводят на мысль, что здесь символически изображены разные временные отрезки. Тогда получим, что наверху четыре всадника символизируют четыре недели месяца, пешие воины внизу — дни недели. Срубленное дерево символизирует половину месяца. Последний тоже изображен в виде человека неестественно большого роста, бросающего другого человека (предыдущий месяц?) головой вниз то ли в котел, то ли на алтарь. Впереди всадников изображен плывущий по небу змей, что вполне может быть понято как символ текущего времени.

Дни недели символически обозначены семью пешими воинами. Шесть из них держат свои копья вертикально поднятыми перед собой, а седьмой (день отдыха?) несет его на плече. Перед шествующими семью воинами — фигурка стоящей на задних лапах собаки, лающей на колонну дней недели. Если мы вспомним сказанное о том, что дни недели располагались между ночами, то фигурка собаки может быть интерпретирована как первая ночь недели, воины — как последующие ночи, а их копья, коих всего семь, как дни между этими восемью ночами.

Завершают процессию три трубача, символизирующих, как мне кажется, недостающие полтора дня до конца месяца: 29,5-28=1,5. Они — не воины, а вертикально несомые ими трубы — не копья и за целый день их нельзя считать, но на полдня они вполне тянут.

Другое символическое изображение календаря приведено в названном разделе книги опять же без четкого описания связи с календарными представлениями кельтов. Это — найденная в Англии (Миддлсекс) бронзовая статуэтка вепря с резко выступающими восьмью шейными и спинными позвонками, датируемая снова периодом между I столетием до н. э. и I столетием н. э..

Читайте также:  Как узнать когда будет нарастающая луна

Не исключаю, что позвонки символизируют ночи, ограничивающие семь дней недели (тогда впадинки между ними — это символически изображенные дни). Неестественно высоко выступающий первый (шейный) позвонок имеет символический смысл начала очередной недели. Тогда четыре мощные лапы вепря — это четыре недели месяца, на которые «опирается» месяц, а дополнительные дни (29-й и 30-й) могут приходится на впадины между первым позвонком и «ушами», а также от последних до носа вепря.

Те, кому мои интерпретации этих двух календарных изображений не покажутся слишком убедительными, могут сравнить их с бесчисленными легендами историков, сочиненными по поводу самых разных археологических находок, и убедиться, что моя интерпретация выглядит по сравнению с таковыми как мощная каменная (научная!) крепость в сравнении с деревянной хижиной-развалюхой многих археологов, придумывающих интерпретации для своих находок.

Относительно древних германцев и англосаксов, вернее их предков эпохи преобладания в Западной Европе мегалитической культуры, Бритта Верхаген в книге «Боги. Культы и обычаи северных германцев. Корни культуры Старого Света в северноевропейском бронзовом веке» пишет, что у них были со временем накоплены солидные астрономические знания. Для получения которых эти древние народы строили огромные мегалитические обсерватории типа знаменитого Стоунхенджа.

Ссылаясь на исследования американского астронома д-ра Г.С. Хавкинса, Верхаген утверждает, что найденные в мегалитической лаборатории Обри 56 углублений образовывали своеобразную вычислительную машину, которая «давала священнослужителям возможность год за годом просчитывать движение Луны».

Далее она цитирует другого автора Р. Мюллера, который исследовал в Бретани крупный мегалитический могильник в форме галереи и пришел к выводу, что установленные в галерее Локмариак (Locmariaquer) в Бретани 56 шестов и обозначенные на одном из несущих камней символы позволяют рассматривать этот камень как календарный камень лунного календаря.

Иными словами, при всей скудности сведений о календаре древних германцев и кельтов, то немногое, что удается о нем разузнать, подкрепляет картину широкого распространения лунного календаря в сравнительно близкую нам эпоху бронзового и начинающегося железного века в Европе.

Читайте также

На Луне

На Луне Ну да ладно. И вот они, наконец, садятся. Телекамера, расположенная где-то снаружи, снимает посадку на Луну. Примерно в нескольких метрах от поверхности, что видно по тени на поверхности Луны, перед объективом мелькает что-то вроде струй газа от двигателя и затем

Бег на Луне

Бег на Луне При ходьбе и беге нога отрывает нас от земли и подбрасывает вверх на некую высоту h. Энергия этого броска равна нашему весу, умноженному на эту высоту. На Луне наш вес будет в 6 раз меньше, следовательно, при том же привычном мускульном усилии нога подбросит нас

Мы всё же на Луне были

Мы всё же на Луне были Остаётся ещё один вопрос — а может, это мы не летали на Луну и сварганили свой лунный грунт из земных горных пород и метеоритного материала, взятого в музеях?Даже если не принимать во внимание развевающийся на ветру американский флаг «на Луне»,

Лунные города. Зачем Сталин планировал построить на Луне военную базу? Удивительная пропажа. Почему сотрудники НАСА неожиданно потеряли 700 особо ценных «лунных» бобин? Вода на Луне. Ученые обнаружили все условия для возникновения жизни

Лунные города. Зачем Сталин планировал построить на Луне военную базу? Удивительная пропажа. Почему сотрудники НАСА неожиданно потеряли 700 особо ценных «лунных» бобин? Вода на Луне. Ученые обнаружили все условия для возникновения жизни 17 июля 1945 года. Потсдам. Ровно в 17:00

Счет времени

Счет времени Представления о времени у этрусков в целом были те же, что и у римлян, которые заимствовали их или разработали совместно. Чаще всего античные авторы не упоминают о счете времени, поскольку, обнаружив, что этрусский календарь идентичен римскому, они решили, что

Астрология, астрономия, счет и исчисление времени

Астрология, астрономия, счет и исчисление времени В вавилонских суевериях присутствует один аспект, который, хотя и известный нам через Библию, был в основном передан через посредство греков и римлян. Речь идет об астрологии, причуде, которая, судя по вниманию, уделяемому

О ВЫСАДКЕ НА ЛУНЕ

О ВЫСАДКЕ НА ЛУНЕ

Луне Плыви, как прежде, неустанно Над скрытой тучами землей, Своим серебряным сияньем Развей тумана мрак густой. К земле, раскинувшейся сонно, С улыбкой нежною склонись, Пой колыбельную Казбеку, Чьи льды к тебе стремятся ввысь. Но твердо знай, кто был однажды Повергнут в

I. Счет времени индиктами

I. Счет времени индиктами При исследовании главным образом греческих источников приходится сталкиваться с особым счетом времени, употреблявшимся в Византии, именно «индиктами». Индиктом называли срок в 15 лет, после которого совершался ряд переучетов в экономической

«В эту ночь при луне…»

«В эту ночь при луне…» 1Наступило воскресенье – срок выписки из небытия. Турин покинул госпиталь, сверкая бинтами. В казарме его дожидался старший лейтенант Глебов. Решили вечером сходить в шашлычную – отметить возвращение.Шашлычная находилась недалеко от гарнизона

Глава 10. Луна и первобытный счет времени

Глава 10. Луна и первобытный счет времени Где и когда впервые была осуществлена связь календаря с астрономическими факторами, археология и хронология… точного ответа не дают. Можно лишь утверждать, что произошло это в далекой древности. Каменцева, стр. 24. Я бы не стал

Луна и первичный счет времени

Луна и первичный счет времени Дал сияние Месяцу — хранителю ночи! Научил его сотворению дня — для распознания суток! Древняя месопотамская поэма «Энума элиш», приписывается выдуманным историками шумерам Откроем книгу «История календаря и хронология» С.И. Селешникова и

Лунный счет времени в Библии

Лунный счет времени в Библии Некоторые герои библии живут много сотен годов. (Мафусаил прожил 969 лет, что равно 78,3 года по солнечному календарю). Это явно указывает на то, что они вели счет годов по лунному календарю. Портрет Екатерины II с надписью ее возраста в лунных годах

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории Год является мерой любого мыслимого движения от конечной точки к конечной точке и имеет разную длину в соответствие с различными интересами людей. Так некоторые принимают его длину с учетом противостояния светил за 30

Лунный счет времени у Герасимова

Лунный счет времени у Герасимова Но пока солнечный цикл точно не исследован, вторичные признаки не дают необходимой точности привязки. Поэтому автоматически используется лунный цикл. Все городское делопроизводство ведется по лунному календарю. Герасимов,

Источник

Adblock
detector