В Саудии увидели луну?
Каждый год в Дагестане, как и во всем мире, мусульмане с особым трепетом ждут наступления священного месяца Рамадан. Но каждый год не утихают и споры по поводу первого дня наступления этого месяца так и с его окончанием.
Религиозные лидеры призывают быть едиными с определением дат, которые становятся чуть ли не яблоком раздора между исламскими странами, но змей искуситель, виртуозно манипулирующий сознанием простых людей никогда не остается без дела. В каждой стране, в каждом регионе, в каждом городе и населенном пункте находятся сеющие семена раздора люди.
Актуальность вопроса: «Почему в Саудии увидели луну, а у нас в Дагестане нет?» зашкаливает и, пожалуй, войдет в топ 10 самых часто задаваемых вопросов.
Хотя ответ на этот вопрос, каждый желающий, может узнать от людей компетентных в этом вопросе, то есть у Муфтията вашего региона, у имама своего района, у знающих людей, которые в действительности обучались и имеют многолетний опыт в разъяснении таких вопросов. Было бы желание, как говорится..
А теперь к самому вопросу «А почему в Саудии…», с каких пор мы, дагестанцы, начали следовать тому, что делают саудиты? Почему именно с определением луны и окончанием праздника Саудия для вас стала источником правдивой информации.
Простой пример, если в Саудии увидели луну, что вызывает очень много сомнений, так есть и ряд стран, которые не увидели, смотрели, наблюдали. В их числе: Индонезия, Малайзия, Сирия, Иордания, Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Мавритания, Бруней, Индия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Султанат Оман, Марокко, Азербайджан, как вы думаете они тоже поддались чьему-то давлению? Или у них нет компетентных ученных?
Теперь подумайте, вы следуете Саудии или же ваша неприязнь к ученным и богословам вашего региона берет вверх над разумом?
Всем добра!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Саудовская Аравия ошиблась с новолунием и выплатила компенсацию в 1,6 млрд.?
В арабском интернете, а затем и в русском распространилась новость, согласно которой шейх Мухаммад аль-Нуджейми, член Академии правоведения , заявил каналу аль-Арабия, что наблюдатели Саудовской Аравии увидели вместо Луны Сатурн, посчитали увиденное новолунием и объявили праздник на день раньше положенного. И что Саудовская Аравия признала ошибку в определении дня праздника и выплатит 1,6 млрд. риалов в компенсацию за пропущенный день поста гражданами страны.
Некоторые люди поверили в это и стали распространять.
Первое , что нужно сказать: эта новость — неправда от начала и до конца. Распространяет ее в интернете только арабоязычная «желтая пресса». У канала «аль-Арабия» нет записи с такими словами Мухаммада ан-Нуджейми. И кто хотел найти ее, тот не смог этого сделать. См. https://www.alwatanvoice.com/arabic/news/2019/06/04/1248817.html
Второе: около пяти лет назад распространялась примерно такая же новость, которая была точно так же выдуманной. И может быть через несколько лет это снова повторится, когда данные наблюдения, полученные в Саудовской Аравии , кого-либо не устроят.
Третье: достаточно сопоставить информацию в этой «новости» с действительностью, чтобы понять, насколько она абсурдна.
1. Невозможно перепутать Луну и Сатурн. Сатурн для наблюдателя с Земли чрезвычайно мал и виден с некоторой детализацией лишь при очень большом приближении с использованием профессиональной аппаратуры. А для полноценного наблюдения за луной достаточно небольшого приближения.
2. Наблюдательные комиссии состоят из нескольких человек, в распоряжении которых находится специальная техника. Суд принимает решение не по анонимному звонку случайного свидетеля.
3. Какая может быть денежная компенсация за пропущенный по ошибке день поста ? Пропущенный день нужно возместить , а не платить за него деньги. Если только речь не идет о немощных стариках и хронически больных, неспособных держать пост из-за своей болезни.
4. Если Государство решается на расходы в миллиарды и отменяет решение Верховного Суда об окончании поста, то об этом должны заявлять высокопоставленные лица, а не член одной из организаций, в которых участники собираются для совещаний по вопросам фикха .
5. Такие решения публикуются и обсуждаются в ведущих мировых СМИ, а не на сайтах без репутации и не на страницах обычных мусульман в Фейсбуке.
Источник
Из-за необычного явления мусульмане совершили намаз в направлении луны
Луна над Меккой
В Саудовской Аравии наблюдалось необычное явление, за которым с восхищением наблюдали очевидцы.
В первый час пятницы ровно над Каабой появилась полная луна.
«Луна поравнялась с Каабой в 12 часов 43 минут 35 секунд по местному времени, – пояснил президент Астрономической ассоциации Джидды Маджид Абу Захира, цитирует IslamNews. – Диск луны будет освещен на 99,9% на расстоянии 381,125 км от Земли».
Так как именно в сторону Каабы мусульмане во всем мире совершают пятикратную молитву, то в ночь на пятницу желающие могли ориентироваться не на компас или указатели, а непосредственно на луну.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Контекстные материалы
Популярное
Календарь
Сообщение об ошибке в тексте
Ислам появился в седьмом веке и оказал огромное влияние на историю, культуру и общественное развитие многих народов. В переводе с арабского «ислам» это подчинение воле Аллаха. Сегодня религия ислам имеет более миллиарда приверженцев.
«Информационное агентство «IslamNews», зарегистрировано 28.05.2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Эл № ФС 77-32075, учредитель и главный редактор: Незаметдинов Р.А., телефон редакции (495) 354-66-01, электронная почта редакции: [email protected]
Источник
Новый полумесяц Шауваля не был виден сегодня, завтра иншаАллах 30 Рамадан
Красным цветом и белым цветом, невозможность видения новой Луны на сегодня, со вторника на среду
В Саудовской Аравии заявили о том, что не было зрительной фиксации луны.
Завтра (среда 12 мая 2021) — 30 Рамадан, а четверг (13 мая 2021) — 1 Шавваль, Ид аль — Фитр, праздник разговения.
В странах приведённых ниже также Ид аль — Фитр 13 мая. Список стран будет пополняться по мере движения суток:
11. Saudi Arabia
14. United Arab Emirates
Наблюдение за новым полумесяцем в среду, 12 мая 2021 года показано на графике с использованием программы Accurate Times от Мухаммеда Одеха в соответствии с критерием Оде.
Невозможно увидеть полумесяц с участков, расположенных под красным и белым цветом. Потому что Луна в этот день садится до заката, топоцентрическое соединение происходит после заката.
Полумесяц, как ожидается, будет виден оптической помощью только из областей, расположенных под синим цветом.
Полумесяц, как ожидается, будет виден с помощью оптической помощи из областей, расположенных под пурпурным цветом. В этих областях серп может быть виден невооруженным глазом, если атмосферные условия превосходны и наблюдатель имеет опыт.
Ожидается, что полумесяц будет легко виден невооруженным глазом из областей, расположенных под зеленым цветом.
Полумесяц не виден из неокрашенных областей, даже если Луна садится в этих местах после Заката, а топоцентрическое соединение происходит до Заката, но Луна недостаточно освещена для того, чтобы ее можно было увидеть в виде полумесяца даже с помощью оптической помощи.
Пожалуйста, обратите внимание, что на приведенном ниже графике показана возможность увидеть полумесяц в областях от 60 градусов к северу от экватора до 60 градусов к югу от экватора.
Наблюдательный пункт за новой Луной в Саудии
«Постановление об определении начала лунного месяца» — Шейх Бакр Абу Зейд. Исследование доктора Бакра Ибн Абдуллаха Абу Зейда
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха.
А затем: Комитет шариатского права во время своей второй сессии, состоявшейся в г. Джидда в 1405 г. рассматривал два вопроса, связанных с началом лунного месяца: положение астрономического вычисления начала месяца; постановление относительно всеобщей зрительной фиксации.
Я руководил исследованием первого вопроса по следующему плану:
Изложение священных текстов по обсуждаемому вопросу.
Понимание этих текстов.
Единое мнение мусульман относительно требования этих текстов.
Отвод разногласия, возникшего позднее.
Опровержение этих доводов.
Предположительный характер астрономических вычислений.
Противоречие астрономических вычислений Шариату.
Приступим к подробному рассмотрению этих пунктов.
1. Изложение священных текстов по обсуждаемому вопросу:
«Они спрашивают тебя о молодом месяце. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и паломничества» (2:189), «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185). Застать месяц можно только после появления его на небе, как об этом гласит первый аят. Известно, что все временные промежутки, устанавливаемые Шариатом или договором, такие как пост, паломничество, исполнение клятвы, период после развода и так далее, определяются лунными месяцами. В первом аяте упоминается только паломничество как особый вид поклонения и как признак начала года, подобно тому, как молодая луна является признаком начала месяца.
«Число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные» (9:36). Таким образом, количество месяцев — двенадцать и необходимо считать эти месяцы как лунные. Месяц относится к природным явлениям и зависит от зрительной фиксацией новолуния. Молодой месяц является самым явным признаком, наблюдаемым зрительно, поэтому молодой месяц в арабском языке означает что-то ясно видимое. Иногда лунный месяц длится 30 дней, а иногда 29, как об этом говорится в пророческих хадисах, приведённых ниже. Поэтому лунный год длится 354 дня и ещё часть дня, одна пятая или одна шестая. А говорят, что он длится 360 дней, округляя, как это заведено у арабов.
Вместе с этим, Пророк ﷺ назначил метод определения начала месяца, как это передаётся в нескольких хадисах, имеющих многочисленные цепочки передач от группы сподвижников, среди которых: Абу Хурейра, Ибн Аббас, Ибн Умар, Хузейфа, Сад Ибн Абу Уаккас, Ибн Масуд, Джабир, аль-Бара Ибн Азиб, Рафи Ибн Хадидж, Тальк Ибн Али, Абу Бакра, Самура, Ади Ибн Хатим, а также «один человек из сподвижников» и от Ата, без упоминания сподвижника. Хадисы от Ибн Умара и Абу Хурейры приводятся в двух достоверных сборниках и других сводах хадисов, хадис от Ибн Аббаса — у Муслима, от Хузейфы — у Абу Дауда, ан-Насаи и других. Хадисы от остальных сподвижников не находятся в «шести сборниках», а приводятся в таких книгах, как «аль-Муатта», «Муснад» Ахмада, аш-Шафии и другие.
Различные версии с их уникальными текстами в совокупности приводят Ибн аль-Асир в «Джами аль-усуль», 6/265-271, аль-Мутакки в «Канз аль-уммаль», 8/485-493, аль-Альбани в «Ируа аль-галиль», 4/2-14 и другие авторы книг по хадисам. И все эти хадисы относятся к словам Пророка ﷺ, а также достоверно установлено как Его ﷺ действие в хадисе от Аиши.
Далее приводится объяснение различных версий хадисов от Абу Хурейры, Ибн Умара и Ибн Аббаса, а остальные хадисы возвращаются к ним.
1. Хадис Абу Хурейры: «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. Если будет облачно, то поститесь тридцать дней» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи). «Начинайте пост, увидев месяц, и прекращайте месяц, увидев его, а если будет облачно, то дополните счёт». «Если будет облачно, то дополните до тридцати». «…То рассчитайте до тридцати» (ан-Насаи). «…То рассчитайте» (ан-Насаи). «Месяц состоит из двадцати девяти дней, а может быть тридцать дней. Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то дополните счёт» (ан-Насаи).
2. Хадис Ибн Умара: «Месяц состоит из двадцати девяти дней, а может быть тридцать дней. Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то рассчитайте». Посланник Аллаха ﷺ сказал о Рамадане показывая на руках: «Месяц — столько-то и столько-то дней, — затем сложил свой большой палец. — Начинайте пост, увидев его, и прекращайте пост, увидев его, а если будет облачно, то дополните счёт» (Муслим). «…То рассчитайте».
3. Хадис Ибн Аббаса: «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц, и не прекращайте пост, пока не увидите молодой месяц. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати» (Малик, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи). Сказал Ибн Аббас: «Я удивляюсь тому, кто опережает месяц, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати»» (ан-Насаи). «Начинайте пост, увидев месяц». «Не начинайте пост до начала Рамадана. Начинайте пост, увидев месяц». «Не опережайте месяц однодневным или двухдневным постом… И не начинайте пост, пока не увидите месяц. Затем поститесь, пока не увидите его вновь».
4. Что касается Его ﷺ действия, то сказала Аиша: «Посланник Аллаха ﷺ был в Шаабан так внимателен, как ни в какой другой месяц. Затем, увидев молодой месяц Рамадана, начинал поститься. А если было облачно, то доводил количество дней предыдущего месяца до тридцати, а затем начинал поститься» (Абу Дауд).
2. Понимание этих текстов.
Эти достоверные тексты явно дают понять шариатские основы, связанные с установлением начала месяца:
Согласно Шариату, признаком начала месяца является только молодая луна и нет у месяца никакой другой явной границы.
Минимальное количество дней лунного месяца — 29, максимальное — 30. Не узаконено начинать пост, пока не пройдёт минимум 29 дней Шаабана и необходимо продолжать пост, пока не пройдёт минимум 29 дней Рамадана.
Начало месяца должно быть установлено неопровержимо, что входит в общность шариатского правила для поклонений, ограниченных временными рамками: такое поклонение не может считаться действительным, пока его время не будет установлено неопровержимо. Поэтому Аллах связал их причины с очевидными признаками, которые не под силу изменить человеку. Это установленные природные явления, о которых знают все люди: учёные и рядовые верующие, городские и сельские жители. Это нужно для облегчения соблюдения Шариата.
Согласно Шариату, постановления, связанные с фиксацией молодого месяца, осуществляется двумя очевидными способами: зрительная фиксация и отсчёт. И это по причине лёгкости, очевидности и безошибочности этих методов, а все остальные методы подвержены ошибкам, например, астрономический расчёт. Мало того, что он сложен и поддаётся считанному количеству людей, так ещё в нём часто случаются ошибки, как об этом будет сказано далее.
Убеждённость в данном вопросе касается того, что воспринимается органами чувств: либо молодой месяц наблюдается в прямом смысле, либо доведение количества дней предыдущего месяца до тридцати приравнивается к этому. Так, если луну увидеть невозможно, то количество дней Шаабана, например, доводится до тридцати. В таком случае это приравнивается к положению наблюдаемого и на самом деле относится к постановлениям с убеждённостью, так как Шариат защищён от ошибки с одной стороны правдивым сообщением, а с другой — законами этого мира, ведь лунный месяц не бывает меньше 29 дней и больше 30. Таким образом, Шариат связывает постановление о начале месяца с действительным наличием молодой луны, а не расчётным. И наличие его фиксируется либо зрительно, либо доведением количества дней предыдущего месяца до тридцати. И люди не способны повлиять на лунные циклы, так как это установленные Аллахом природные явления. Законодатель сообщил нам только о двух этих методах, не более. Что касается доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, то убеждённость при нём достигается по принципу презумпции неизменности состояния (истисхаб). То есть основа состоит в том, что месяц продолжается, пока обратное не будет доказано неопровержимо, что, в свою очередь, ответвляется от правила «неопровержимо установленное может быть отменено только ему подобным». Пишет Ибн Абдульбарр, приведя хадис Ибн Аббаса («ат-Тамхид», 2/39): «Да будет известно, что постановления могут стать обязательными только путём убеждённости, не допускающего сомнения. И это великое правило шариатского права предполагает, что человек не должен оставлять свою обязанность, в которой он убеждён, кроме как тем, что даёт такую же убеждённость. Из слов Пророка ﷺ «А если будет облачно, то доведите число дней до тридцати» выходит, что расчёт нужно делать как Шаабана, так и Рамадана».
Все хадисы указывают на то, что начало месяца определяется одним из двух методов: пост начинается либо по причине зрительной фиксации молодой луны, либо по причине доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати. В некоторых из хадисов говорится об обязательности поста после зрительной фиксации молодой луны или доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, как, например, в словах «Когда увидите молодой месяц, начинайте пост. Затем, когда увидите его вновь, прекращайте пост. А если будет облачно, то рассчитайте до тридцати». А в некоторых говорится о запрете начала или прекращения поста до зрительной фиксации новолуния или доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати, как, например, в словах «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц, и не прекращайте пост, пока не увидите молодой месяц. А если будет облачно, то дополните счёт до тридцати». Ив хадисах ничего не сказано о зависимости постановления от астрономических расчётов. Тот факт, что месяц называется так (от ар. «шахар» — быть известным, распространённым. — Прим.пер.) и зависимость его постановления от чего-то очевидного — либо путём зрительной фиксации, либо путём доведения количества дней предыдущего месяца до тридцати — явно указывает на то, что постановление не связано ни с какими другими причинами. И это вынуждает нас отказаться от того, чтобы опираться на астрономические расчёты в этом вопросе.
Зрительная фиксация молодой луны узаконена для этой общины ради точного определения периодов поклонения. Так, если это поклонение является обязанностью, как пост в Рамадан, паломничество, то зрительная фиксация принимает статус коллективной обязанности. А то, без чего обязанность не может быть осуществлена, тоже является обязательным. Если же речь идёт о желательном поклонении, то и наблюдение за луной будет желательным, так как средства принимают постановления целей, ради которых их применяют. Следовательно, молодая луна должна быть зафиксирована зрительно, а иначе переходят к доведению количества дней предыдущего месяца до тридцати. Хвала Аллаху за облегчение. Пишет Ибн Абдульбарр («ат-Тамхид», 2/39): «В хадисе Ибн Аббаса говорится о том, что Аллах связывает наступление поста с видением новолуния месяца Рамадан, либо с доведением количества дней Шаабана до тридцати. Этот хадис толкует аят: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185) так, что застаёт месяц тот, кто увидит его новолуние, либо знает, что его увидели».
3. Единое мнение мусульман относительно требования этих текстов.
Требование данных хадисов следующее: поклонение становится обязательным на основе убеждённости; Законодатель связал его с видимым явлением, в котором равны все люди; определять начало поста разрешено только двумя путями, так как Пророк ﷺ сказал: «Не начинайте пост, пока не увидите молодой месяц». Этот запрет относится к разряду всеобщих, то есть: пусть никто не начинает поститься, пока не увидит молодой месяц, пока не узнает, что его увидели, либо пока законным методом не будет установлено, что молодой месяц является видимым. Если же увидеть луну невозможно, то невозможно и узнать о начале месяца, а если невозможно узнать о нём посредством органов зрения, то Шариат предписал перейти к доведению количества дней, например, Шаабана до тридцати. И ни о каких других методах шариатские тексты не сообщают. И это по той причине, а Аллах знает лучше, что другие методы либо недействительны, либо предположительны, либо вызывают затруднения и бесполезную трату времени, к чему пречистый Шариат не призывает.
Это решение и было известным среди мусульман во все времена. Их поклонения совершались должным образом, а дела их были правильными. И неизвестно в этом вопросе разногласия среди сподвижников, напротив, Ибн Таймия передаёт их единогласие, а также передаёт его аль-Махди в «аль-Бахр». Соответствуют этому и мазхабы четырёх имамов. Сказал Малик: «Не следуют за тем, кто поститься, опираясь на астрономические вычисления». И сказал Ибн Арафа: «Я не знаю маликитского учёного с таким мнением». Напротив, несколько ранних и поздних учёных передают единогласие в этом. Среди них Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф», Санад из маликитов, аль-Баджи, Ибн Рушд, Ибн Таймия, Ибн Хаджар, ас-Субки, аль-Айни, Ибн Абидин, аш-Шаукани, Сыддик Хасан Хан, Али аль-Кари. И сказал Ахмад Шакир: «Их мнение едино или почти едино».
И ограничимся здесь лишь цитированием слов Ибн Таймии, ведь он неоднократно приводил это единогласие в «Иктида ас-сырат аль-мустакым» и «Маджму аль-фатауа», 25/132, 179, 207. Так, в 25/132 он говорит: «В религии Ислам является общеизвестным фактом то, что не считаются с расчётом астронома о том, видна луна или нет, когда от этого зависят пост, паломничество, выжидание после развода, исполнение клятвы и другие постановления. Пророческих хадисов об этом множество и сошлись на этом мусульмане единогласно. В этом вопросе неизвестно разногласие ни в первые века, ни в последние, не считая того, что жившие после третьего столетия правоведы заявили, что если луна скрыта за облаками, то астроном может руководствоваться своим расчётом в своём поклонении: если расчёт показывает, что луна видна, то он может поститься, а если нет, то нет. И это мнение, хоть и ограничивается теми случаями, когда луна скрыта за облаками, и замыкается только на самом астрономе, всё же является отколотым, так как до него уже состоялось единогласие. А что касается того, когда этим мнением руководствуются во время ясной погодой или выносят его как всеобщее постановление для всей общины, то ни один мусульманин такого не говорил».
4. Отвод разногласия, возникшего позднее.
Бывает так, что в каком-то правовом вопроса передаются разные мнения, а затем, при должном рассмотрении, выясняется, что одно из мнений не установлено достоверно. И такое в вопросах права встречается не редко. К этому относится вопрос о посте в «день сомнения»: Ибн Кудама, а затем и Ибн аль-Джаузи приписывают одно из мнений примерно десятерым сподвижникам и стольким же табиинам, а затем аль-Ираки и другие продемонстрировали недостоверность передач от некоторых из них. И в других вопросах, не касающихся поста, например, передаётся от многих сподвижников и табиинов, что они окрашивали волосы в чёрный цвет, а хафиз Ибн аль-Каййим в «аль-Хади» показал, что передачи от них являются недостоверными и прерванными.
Так же и в этом вопросе неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников имел отличное мнение, напротив передаётся их единогласие. А разногласие передаётся от следующих: аш-Шафии, Ибн Сурейдж, Мутарриф Ибн Абдуллах аш-Шиххир, Мухаммад Ибн Мукатиль, Ибн Кутейба. И после изучения, Ибн Таймия утверждает, что возникшее позднее мнение имеет два условия: облачность, и ограничение самим астрономом. И вскоре станет ясным, что это мнение приписывается некоторым из них ошибочно.
4.1. Пишет Ибн Рушд в «Бидая аль-муджтахид», 2/46: «Ибн Сурейдж передаёт от аш-Шафии, что если человек ориентируется по звёздам и луне, затем на основе этого он пришёл к выводу о том, что молодой месяц должен быть виден в облачный день, то он имеет право считать, что пост начался, и его пост будет действительным». И передаёт это также Ибн Хуейз Миндад аль-Малики от аш-Шафии, как это приводит Ибн Абдульбарр в «ат-Тамхид», а также аль-Ираки в «Тарх ат-тасриб». Поэтому Ибн Таймия сказал: «Это мнение передают некоторые маликиты от аш-Шафии».
Комментарий: учёные шафиитского и других мазхабов разъяснили, что это ошибка в отношении аш-Шафии и что это неизвестно как его мнение, напротив, достоверно установлено, что он считал иначе. Среди этих учёных Ибн Абдульбарр, Ибн аль-Араби, Ибн Хаджар, аль-Мутыи и другие. Сами же шафииты пишут, что аш-Шафии считал так же, как и остальные ранние учёные, и последовали за ним, основываясь на священные тексты. Так сказано в книге «Ахкам аль-Куран ли аль-Шафии», составленной аль-Байхаки. Этим самым становится ясной ошибочность приписывания упомянутого мнения к аш-Шафии и ошибка Ибн Сурейджа и Ибн Хуейза Миндада. Последний хоть и был лидером в поддержке Сунны, выступающим против еретиков, всё же иногда допускал ошибки в передаче мнений по правовым вопросам, как это сказано в его биографии в «Тартиб аль-мадарик» и других книгах. А Аллах знает лучше.
4.2. Абу аль-Аббас Ахмад Ибн Сурейдж аш-Шафии (ум. 306 г.) был лидером шафиитов своего времени. Он считал дозволенным опираться на астрономический расчёт самому астроному в облачный день, когда луна не видна. И со всем своим величием, Ибн Сурейдж, как видно, основал своё мнение, которое заключается в толковании слов в хадисе «рассчитайте» как обращение к астрономам о расчёте положений луны, на ошибочной передаче от аш-Шафии. И уже от него это мнение получило известность, хотя иногда оно передаётся как дозволение, а иногда как обязанность, и иногда в абсолютной форме, а иногда в ограниченной. Но, как видят правильным учёные мазхаба, он считал это дозволенным только для самого астронома и только в облачный день. Остальные же люди остаются на основе и наблюдают за луной. Подробно это разобрал ан-Науауи в «аль-Маджму». На основе этого уточнения его мнения, напрашивается вывод о том, что оно является точно таким же, как и ошибочно приписанное к аш-Шафии. И если это так, то можно сказать, что Ибн Сурейдж ошибся в отношении аш-Шафии и последовал за этим мнением как за имамом своего мазхаба. А если оно изначально не являлось мнением аш-Шафии, то и основанное на нём утрачивает силу, следовательно не считается как мнение Ибн Сурейджа. И учёные шафиитского и других мазхабов отвергли это мнение Ибн Сурейджа. Среди них Ибн Таймия, чьи слова уже были приведены. Затем большой учёный Такиюддин ас-Субки аш-Шафии написал работу под названием «Распространённое знание об установлении месяцев», в котором он поддержал мнение Ибн Сурейджа в качестве дозволенности и с двумя условиями: чтобы расчёт, проведённый искусным знатоком дела, был однозначным и чтобы постановление касалось только начала поста, но не его окончания. Затем шейх Мухаммад Бахит аль-Мутыи написал свою работу под названием «Указание людям религии на установление новолуния», в котором процитировал мнение ас-Субки и никак его не прокомментировал. Затем шейх Ахмад Ибн Мухаммад Шакир написал свою работу под названием «Дозволено ли в Шариате устанавливать начало арабских месяцев астрономическим расчётом?» Затем за ним последовал шейх Абу ан-Наср Мубашшир ат-Тырази аль-Хусейни, написав работу под названием «Исследование о единстве начала арабских месяцев». Затем шейх Исмаиль Ибн Мухаммад аль-Ансари, написал работу «О если бы сказал это кто-то другой, учитель!» Затем я увидел обращение шейха Ахмада Шакира, в котором он извиняется перед шейхом Исмаилем и говорит, что опубликовал свою работу, желая поднять этот вопрос среди учёных, а так у самого него по этому вопросу нет окончательного мнения. И все эти уважаемые учёные — ас-Субки, аль-Мутыи и Ахмад Шакир — опираются на один источник — мнение Ибн Сурейджа, но насколько оно может служить опорой в мазхабе, читатель уже знает. Затем ас-Субки обусловил дозволенность двумя упомянутыми условиями, а шейх Шакир пошёл дальше и на с. 15 прямым текстом заявил об обязательности, а затем на с. 17-29 он воспрял духом и привёл своё исследование. Аллах знает лучше.
4.3. Мутарриф Ибн Абдуллах аш-Шиххир (ум. 87 г.) был одним из старших табиинов и их предводителей. Достоверность его мнения отверг Ибн Абдульбарр («ат-Тамхид», 14/352): «Это передаётся от Мутаррифа Ибн аш-Шиххира, но не является достоверным. А даже если бы и было таковым, мы не были бы обязаны последовать за ним, так как оно откалывается от единогласия и противоречит доказательствам». Также передают это мнение от него Ибн Хаджар, аль-Ираки и другие. Сказал Ибн Таймия (25/182): «Даже если это и достоверно, это относится к ошибкам учёных».
4.4. Ибн Кутейба — общепризнанный большой учёный — Абдуллах Ибн Муслим Ибн Кутейба ад-Динауари (ум. 376 г.). Пишет Ибн Абдульбарр, приведя его мнение («ат-Тамхид», 14/352): «Это не является специализацией Ибн Кутейбы и в подобных вопросах на него не опираются».
4.5. Мухаммад Ибн Мукатиль ар-Рази — ученик Мухаммада Ибн аль-Хасана аш-Шейбани. В книгах ханафитов приводится его краткая биография, из которой непонятно насколько он обладал знаниями. Также я не нашёл указания даты его смерти. А среди исследователей передатчиков он считается ненадёжным. Пишет аз-Захаби в «аль-Мугни фи ад-дуафа»: «Мухаммад Ибн Мукатиль ар-Рази, не аль-Маруази. Передаёт от Уакиа; слабый передатчик». А в «аль-Мизан» он пишет: «Передаёт от Уакиа и его поколения учёных. Специалисты высказывались о нём плохо, но совсем не оставили». Невозможно проследить цепочку передатчиков его мнения по обсуждаемому вопросу, чтобы можно было как-то судить о нём, а ханафиты передают его мнение как слабое, подвергаемое критике. Например, пишет аль-Кари в «Шарх ан-нухба», 19: «А что касается того, что некоторые наши учёные передают от Мухаммада Ибн Мукатиля, что он сказал, что нужно спросить астрономов и опираться на их мнение…», затем привёл его мнение и комментарий к нему ас-Сарахси и других поздних учёных.
5. Обоснование разногласия.
Поздние учёные обосновывают своё мнение двумя хадисами и двумя аналогиями.
5.1. Слова в хадисе «рассчитайте» значат, что нужно рассчитать положение луны и что они адресованы специалистам этой науки, а слова «доведите количество дней до тридцати» адресованы обычным людям.
5.2. Хадис «Мы — община неграмотная: не пишем и не считаем. Месяц бывает столько-то и столько-то дней». Приказ опираться только на зрительную фиксацию продиктован причиной, о которой говорится в данном хадисе: община не умеет писать и считать. А наличие и отсутствие причины влияет на наличие и отсутствие следствия. И если община развилась до такого состояния, что способна получить астрономические данные о начале месяцев с высокой степенью уверенности, сравнимой со зрительной фиксацией или даже больше, тогда они могут руководствоваться этими расчётами.
5.3. Не является условием в прямом смысле увидеть луну, ведь все учёные единогласны в том, что если заключённый согласно своему расчёту путём доведения количества дней месяца до тридцати или по каким-то косвенным признакам решит, что сегодня первый день Рамадана, он обязан поститься, даже если не видел луны и никто из тех, кто её видел, не сообщил ему об этом.
6. Опровержение этих доводов.
6.1. Аргументация словами «рассчитайте».
Учёные обязаны собрать слова всех версий хадиса и по возможности объединить их в один смысл. И только если их невозможно объединить, можно считать их разными версиями с разными словами. И иногда это может даже повлиять на достоверность той или иной версии, как это известно среди специалистов по хадису.
Поэтому вот все версии этих слов:
Доведите количество дней до тридцати.
Доведите Шаабан до тридцати дней.
Дополните до тридцати.
Пока не увидите луну, или не доведёте количество дней.
Рассчитайте количество дней Шаабана до Рамадана.
Дополните количество дней до тридцати (хадис Ибн Умара).
Источник