Меню

Самая низкая суточная температура бывает через час после захода солнца

Урок географии по теме: «Температура воздуха»

Разделы: География

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;
  • Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
  • Научить школьников выполнять практические задания по измерению температуры воздуха.

I. Приветствие учащихся

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать?

Ответ. Атмосферу.

Учитель. Что такое атмосфера?

Ответ. Газообразная или воздушная оболочка Земли.

Учитель. Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? (По ходу ответов учащихся учитель заполняет на доске схему).

На доске нарисована лестница из нескольких ступеней, на каждую ступень учитель помещает лист с написанной на нем проблемой. И проговаривает проблему.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим только одну из характеристик – температуру воздуха. И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы:

Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь

Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).

  1. Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.
  2. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.

Учитель. Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему?
А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха?

Ответ: температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей.

Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

IV. Объяснение учителя

Учитель. Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух. С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша?
Вода нагревается медленно и остывает медленно.

Учитель. Сделайте вывод по данной проблеме.

Ответ: днем над поверхностью воды воздух будет прохладнее, а ночью теплее, чем над сушей.

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке.
Давайте посмотрим, что представляет собой будка для измерения температуры воздуха на рисунке 68, стр.107 учебника. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают.

Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Демонстрация прикрепленного к доске самодельного термометра для измерения температуры воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 0 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Читайте также:  Говорят что даже солнца

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:

Время Температура воздуха 6 часов

– 8 0 С 10 часов

– 7 0 С 14 часов

+1 0 С 18 часов

0 0 22 часа

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.

Запись решения учащимися в тетрадь.

+1 0 С – (–8 0 С) = 9 0 С.

V. Работа в группах

Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным показателям.

Группа №1

Температура воздуха 6 часов

– 10 0 С. 10 часов

– 8 0 С. 13 часов

– 6 0 С. 19 часов

Группа №2

Температура воздуха 6 часов

– 1 0 С. 10 часов

0 0 С. 13 часов

+ 3 0 С. 19 часов

Группа №3

Температура воздуха 6 часов

– 5 0 С. 10 часов

– 2 0 С. 13 часов

0 0 С. 19 часов

Группа №4

Температура воздуха 6 часов

– 4 0 С. 10 часов

– 1 0 С. 13 часов

+ 1 0 С. 19 часов

Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Время Температура воздуха 6 часов

– 8 0 С 10 часов

– 7 0 С 14 часов

+1 0 С 18 часов

0 0 22 часа

Запись решения учащимися в тетрадь

– 8 0 С + (– 7 0 С) + (– 4 0 С) = – 19 0 С.
0 + 1 0 С = + 1 0 С.
– 19 0 С + 1 0 С = – 18 0 С.
– 18 0 С : 5 = – 3,6 0 С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 4 0 С.
Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить контрольное задание.

VI. Закрепление полученных знаний

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м. Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 47 0 С;
Б) – 2 0 С;
В) + 15 0 С. 7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

Суточная амплитуда температуры воздуха равна:

А) 11 0 С.
Б) 4 0 С.
В) 5 0 С.
Г) 7 0 С. Определите среднесуточную температуру воздуха

7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

О) + 5 0 С.
П) + 15 0 С.
Р) + 3 0 С

Ответы

Б

Р

А

В

О

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  • Что вы сегодня на уроке узнали новое?
  • Чему научились?

VII. Выставление оценок

Объявление домашнего задания:

  • Параграф “Температура воздуха”
  • Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.

Источник

Интегрированный урок по географии и математике на тему «Температура воздуха», 6-й класс

Класс: 6

1) Выяснить взаимосвязь элементов природы: зависимость температуры воздуха от формы Земли; зависимость температуры воздуха от суточного вращения Земли вокруг оси.
2) Научится вычислять средне суточную температуру и амплитуду воздуха.
3) Закрепить правила сложения и вычитания чисел.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Понятие температуры.

Фронтальный опрос учащихся.

Привести примеры, где встречается понятие температуры.

Примерные ответы

1 в литосфере при изучении внутреннего строения Земли:

Читайте также:  Мир наполнен запахом сосны солнцем до кипения земляники

температура ядра, температура мантии, температура земной коры; при увеличении глубины — температура повышается)

2 в гидросфере температура на поверхности океана зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность воды (на глубине 1000м — температура одинаковая +2°С)

3 у растений вегетативный период

4 у животных пресмыкающиеся — холоднокровные животные,

температура тела у них зависит от окружающей среды, температура у птиц +41 — +42°С;

температура у млекопитающих + 32 — +39°С

5 в атмосфере при подъеме с высотой — температура воздуха повышается

Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения.

Подробно с понятием температуры вы познакомитесь в курсе физики 7 класса.

На сегодняшний день вы должны знать, что температура воздуха — тепловое состояние воздуха.

3. Элементы погоды.

Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность).

Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха.

4. Температура —>Солнце (зависимость температуры воздуха от формы Земли)

Вопрос: Ребята, почему на экваторе всегда теплее, чем у нас?

Ответ: Экватор получает больше солнечного тепла.

Учитель с помощью специального прибора (теллурия) объясняет учащимся зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.

Монологический рассказ учителя.

Солнце — это основной источник тепловой энергии, поступающей на Землю. Солнечные лучи достигают земной поверхности и отдают каждому см 2 — 2 ° С тепла в минуту. Но на разных широтах до поверхности Земли доходит неодинаковое количество тепла.

На экваторе солнечные лучи падают под прямым углом, проходят кратчайшим путем сквозь атмосферу, принося много тепла.

В районах полюсов, солнечные лучи будут скользить по земной поверхности и проходить через большую толщу воздуха, поэтому тепла будут приносить мало.

Работа с учебником Параграф 36, стр.109, рис.69

Вопрос: Ребята, какая из трех площадок будет получать больше солнечного тепла? Почему?

Ответ: Первая площадка, т.к. лучи проходят кратчайшим путем через атмосферу.

Вопрос: Какая площадка получит меньше всего солнечного тепла?

Ответ: Третья, т.к. солнечные лучи будут скользить по поверхности Земли и пройдут через большую толщу воздуха.

Вывод: В связи с тем, что Земля имеет шарообразную форму, температура на экваторе будет самая высокая, т.к. солнечные лучи будут падать под прямым углом; температура на полюсах будет самая низкая, т.к. солнечные лучи будут скользить по земной поверхности.

Мы с вами выяснили зависимость температура воздуха от формы Земли.

5. Как измерять температуру воздуха?

Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С.

Термометр — прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания.

На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки.

6. Суточный ход температуры воздуха.

На метеостанциях значение температуры воздуха измеряют систематически, т.к. температура воздуха в течение суток неодинаковая. Почему? (зависит от высоты Солнца над горизонтом).

Монологический рассказ учителя.

Самая низкая температура перед восходом Солнца, а самая высокая через 2-3 часа после полудня. Почему не в полдень? Ведь Солнце бывает выше всего над горизонтом и сильнее всего нагревает земную поверхность именно в полдень. Воздух еще не прогрелся от земной поверхности.

Воздух нагревается в основном от земной поверхности, над которой он находится.

На передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается. На его место приходит менее теплый воздух и тоже нагревается, поэтому тепло распространяется на еще большую высоту.

После полудня, несмотря на то, что Солнце начинает опускаться к горизонту, воздух продолжает получать тепло еще в течение двух часов от хорошо нагретой поверхности.

Затем начинается постепенное охлаждение поверхности и соответственно понижение температуры воздуха.

Ночью, когда солнечное тепло не поступает, воздух от земной поверхности охлаждается.

Правильный суточный ход температуры воздуха иногда нарушается: может похолодать днем или потеплеть к вечеру. Также неожиданные изменения вызваны перемещением воздуха. Например, летом вторжение холодных масс воздуха с Северного Ледовитого океана вызывает похолодания, а зимой — вторжение теплого воздуха с Атлантического океана — потепления.

7. Средняя суточная температура.

В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить?

На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур.

Проверка знания учащимися основных определений, правил сложения и вычитания чисел:

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20.

Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = — 4.

Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0.

Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4.

Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя) Задание: Вычислить средне суточную температуру.

На доске написаны данные температуры воздуха за сутки 21 мая 2007 года:

Время суток

Температура, °С 1 час ночи

+ 4 4 часа утра

+ 6 7 часов утра

+ 8 10 часов утра

+ 10 13 часов дня

+ 10 16 часов дня

+ 14 19 часов вечера

+ 10 22 часов вечера + 6

Вопрос: Как вычислить средне суточную температуру?

Ответ: Сумму этих температур следует разделить на число измерений.

(+4+6+8+10+10+14+10+6)°С : 8= 8,5 °С

На доске написаны данные температуры воздуха за сутки 12 сентября 2006 года:

Время суток

Температура, °С 1 час ночи

— 4 4 часа утра

— 2 7 часов утра

+ 2 10 часов утра

+ 6 13 часов дня

+ 10 16 часов дня

+ 14 19 часов вечера

+ 8 22 часов вечера

(-4+(-2)+2+6+10+14+8+6) °С : 8 = 5°С

Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средне суточной температуры, надо отдельно сложить положительные и

отрицательные значения температур, затем из числа с большим модулем вычесть число

с меньшим модулем и полученную разность разделить на число измерений.

8. Суточная амплитуда.

Наблюдая за температурой в течение суток, можно отметить самую высокую (MAX t-?), и самую низкую (MIN t-?) в нашем первом примере 21 мая 2007 года MAX t +14.°С была в 16 часов, MIN t +4°С была в1час.

Во втором примере 12 сентября 2006 года MAX t +14.°С была в 16 часов, MIN t — 4°С была в 1 час.

Разность между наибольшей и наименьшей значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой.

В нашем первом примере MAX t +14°С, MIN t + 4 °С,

Амплитуда +14 – (+4) = 10° С.

Во втором примере MAX t +14.°С, MIN t — 4°С,

Амплитуда +14 – (- 4) = 18° С.

Летом суточные колебания температуры воздуха больше, нежели зимой. В умеренных широтах они составляют в среднем зимой 2°С, летом 7-10°С. Амплитуда суточных колебаний сильно меняется в зависимости от характера поверхности. Над океанами и морями она равна 1-2°С, а над пустынями достигает 15-20°С, даже 30°С. Растительность, особенно лес, уменьшает — величину суточных колебаний температуры воздуха.

В нашей стране самые большие суточные колебания температуры воздуха бывают весной и летом при ясной погоде. При пасмурной погоде облака, как одеяло, предохраняют поверхность от сильного нагревания и от охлаждения, поэтому суточная амплитуда меньше.

Отработка практического навыка вычисления суточной амплитуды.

Работа с учебником Параграф 36, стр110, рис.70

Проверить правильность №1, №2. Вычислить самостоятельно №3.

Применение знаний в измененных условиях.

Самостоятельная работа учащихся.

Вычислить среднюю температуру за 20,21,22,23,24 сентября 2006 года по вашим данным календарей погоды. МАХ t — ? MIN t — ?Амплитуду -?

Источник

Adblock
detector