ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи. Упражнение №75
Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
1 . Был прекрасн… июльск… день.
2 . С ранн… утра небо ясно.
3 . Утренн… заря не пылает пожаром: она разливается кротк… румянцем.
4 . Солнце, светл… и приветно лучезарн… , мирно всплывает под узк… и длинн… тучкой.
5 . Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч… светило.
6 . В сухом и чист… воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.
И. Тургенев
− Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями.
− Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его, устно и письменно, как часть речи (см. Памятку).
Решение
1 ) Был прекрасный (И. п.) июльский (И. п.) день.
2 ) С раннего (Р. п.) утра небо ясно.
3 ) Утренняя (И. п.) заря не пылает пожаром: она разливается кротким (Т. п.) румянцем.
4 ) Солнце, светлое (И. п.) и приветно лучезарное (И. п.), мирно всплывает под узкой (Т. п.) и длинной (Т. п.) тучкой.
5 ) Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее (И. п.) светило.
6 ) В сухом и чистом (П. п.) воздухе пахнет полынью , сжатой рожью , гречихой .
Приветно — приветливо, ласково;
весело — радостно, оживлённо;
величаво — грандиозно светило — солнце.
Устный разбор:
1 ) Прекрасный — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?.
2 ) Начальная форма — прекрасный.
3 ) Согласуется с именем существительным в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
4 ) В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: день (какой?) прекрасный.
Письменный разбор:
Прекрасный (день) — прил., какой?, н. ф. — прекрасный, м. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
заря [ зар’а ] 2 слога
з [ з ] – согл., звонк., парн., твёрд. парн.
а [ а ] – гласн., безуд.
р [ р ’] – согл., звонк., непарн., мягк. парн.
я [ а ] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Источник
отметь предложения, в которых есть речевые ошибки. С раннего утра светило яркое солнце. Липа пахнет запахом мёда. Ниже и ниже поднимается вечернее солнце.
Дедушка помог Вите смастерить скворечник.
(Липа пахнет запахом меда.) = Липа пахнет медом
(Ниже и ниже поднимается вечернее солнце) = Все ниже и ниже опускается вечернее солнце
Другие вопросы из категории
2.Ученый стоял у источников ракетостроения.
3.Меня привлекли ранние романтические произведения А, С, Пушкина.
4.Искусство влияет на рост культурности человека.
5.Главное для писателя-душевный мир человека.
6.Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».
7.Командировочному пришлось долю ждать оформления документов.
8.Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.
Читайте также
1) копна 2) кошка 3) ложка 4) ручка
А2. Укажи предложение со словом, в котором пропущена непроизносимая согласная
1) Поез… пришёл с опозданием.
2) Сегодня был ненас…ный день.
3) Ребята шли просёлочной доро…кой.
4) Лошадь шла без у…дечки.
А3. Слово вежливый имеет значение
1) скромный 2) образованный 3) знающий 4) соблюдающий правила приличия
А4. Выберите слова, которые являются синонимами.
1) добро, зло
2) веселый, радостный
3) упасть, встать
4) горячо, обжечься
А5. В каком ряду все слова являются однокоренными?
1) водяной, водопровод, водитель
2) дружить, друзья, подруга
3) носить, носки, поднос
4) привоз, перевозчик, возникает
5)
А6. Укажи слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.
1) карандаши 2) переход 3) котёнок 4) семья
2)
А7. В предложении Я иду в цирк слово я является
1) местоимением
2) предлогом
3) союзом
4) существительным
А8. В предложении В море было много красивых ракушек слово красивых является
1) существительным 2) прилагательным 3) предлогом 4) глаголом
А9. Найди неверное словосочетание, в котором существительное и прилагательное стоят не одном в роде:
1) скрипучий звук 2) зимний пальто 3) глубокое озеро 4) густая рожь
А10. Укажи простое предложение с однородными членами.
1) Шарик летел низко над землёй.
2) Земля даёт нам уголь, нефть, торф.
3) Река забушевала, и молнии сверкнули.
4) Птицы пели на верхушках деревьев.
А11. Грамматической основой в предложении У нас живёт охотничья собака является
1) охотничья собака
2) живет у нас
3) у нас собака
4) живёт собака
А12. Отметь слово с ошибкой:
1) съехал 2) сьел 3) вьюн 4) объявление
А13. Среди слов с приставками найди слово с предлогом.
1) (от)личник
2) (раз)ведчик
3) (на)чальник
4) (из)воинов
А14 Найди слово, имеющее следующие признаки: имя существительное, одушевлённое, женского рода, 1 склонения, ед. числа, тв. падежа
1) стрелой 2 ) лягушкой 3)Володей 4) мамой
А15. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст?
А. Теперь ёж спит.
Б. Это ёж сделал норку.
В. Дед Архип привёл детей в сад.
Г. Он показал им холмик земли под кустом.
1) В, Г, Б, А
2) А, Б, В, Г
3) В, А, Б, Г
4) Г, В, А, Б
(1) Для птиц наступило печальное время прощания с родиной. (2) Осенний ветер качает ветви пожелтевшей берёзы, старый скворечник. (3) Скворец сел на ветку и затянул грустную песенку. (4) Замолчал певец, и скворчиха вылетела из жилища. (5) Им пора в путь.
В1. Укажи (цифрой) номер предложения, в котором выражена основная мысль текста.
В2. Выпиши из текста слово со значением «маленькая деревянная будочка для птичьего гнезда»
В3. Укажите (цифрой) номера предложений, в которых есть однородные члены предложения.
радость – делать счастливыми других. В. Для меня жить – значит работать. Г. Удивительное зрелище – видеть летящих журавлей. 2. Укажите предложения с составным именным сказуемым. А. Жизнь без движения пуста. Б. Все у нас с тобой по-прежнему. В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру. Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли. 3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение. А. На завтрак подали яйцо всмятку. Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи. В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный. 4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением. А. Сирень начинает отцветать. Б. Мать велела мне поставить чайник. В. Дом будут строить каменщики. Г. У него была мечта отправиться на Байкал. 5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире. А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку. Б. Охранять природу означает охранять родной край. В. Лед как сахар. Г. Капли меда точно жемчуг. 6. Найдите двусоставные предложения. А. Скамейка почернела от времени. Б. В воздухе запахло гарью. В. Буду слушать музыку падающей листвы. Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты. 7. Укажите односоставное предложение. А. В лесу держался запах прелой листвы. Б. Поэзия не профессия. В. Вижу горы и долины. Г. Подул с заречья ветерок. 8. Определите вид простого предложения Снегом замело входы в блиндажи. А. определенно-личное В. безличное Б. неопределенно-личное Г. двусоставное 9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса. А. Письмо принесла девушка-почтальон. Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой. В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла. Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк. 10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо. А. однородными членами Б. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно В. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом Г. одновременно обособленным приложением и однородными членами предложения 11. Где надо поставить знаки препинания? Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом. А. 1 – тире, 2,3,4 – запятые В. 1,2,3.4 – запятые Б. 1 – тире, 3,4 – запятые Г. 1,3.4 – запятые 12. На месте, каких цифр надо поставить запятые? Он остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому. А. 1,2.3,4.5.6 В. 1.2,3.4,6. Б. 1,4.6. Г. 1,4.5.6. 13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек. Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола скатертью. В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь. Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами. 14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно? А. Л. Толстой говорил, что: «Слово – выражение мысли». Б. Даль отмечал, что язык народа – «сокровищница нашего языка». В. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой». Г. Тютчев пишет: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.
имеются две основы являются двусоставными. 3.предложения в которых есть второстепенные члены являются двусоставными
перевяза..ой рукой лежал на кровати.
3)Нижние ряды Гости..ого двора были заполнены оживл..ыми посетителями.
4)Эта девушка очень ветре..а и легкомысл..а.
А-7 В каком ряду во всех словах пишется н?
1)беззаботная ю(н,нн)ость,копчё(н,нн)ая рыбы,овощи свежезамороже(н,нн)ы;
2)Оловя(н,нн)ая ложка,перекраше(н,нн)ые стены,отчая(н,нн)о закричать;
3)ветре(н,нн)ый день,некраше(н,нн) забор,программа законче(н,нн)а;
4)плё(н,нн)ая из лозы козина,подаре(н,нн)ая квартира,смотреть испуга(н,нн)о.
А-8 В каком предложении слово с орфограммой пишется раздельно?
1)Николай Ивановичь,(не)смотря под ноги,радостно бежал домой.
2)Все меня звали бродягой,(не)годным мальчишкой.
3)Предприятие изготавливает (не)сгораемые сейфы.
4)Каша была (не)съедена.
А-9 Укажите предложения в которых допущена пунктуациоонные ошибки.
1)Среди отшлифованных морским прибоем камней,пробирался,расставив страшные клешни,большой краб.
2)Испуганный громким стуком мазыш заплакал.
3)Он не замечал ни лесов ни озёр,заросших лилиями.
4)Приветствую тебя опустошённый дом!
Парты в классе (не)отремонтированы.
а) Пишется раздельно, так как есть зависимые слова.
б) Пишется слитно, так как есть нет зависимых слов.
в) Пишется раздельно, так как есть зависимые слова.
2.Допиши.
Не пишется слитно с полными причастиями:
1) если они ____________________________
2)если при них нет ___________и___________.
3.Отметь предложение, в котором допущена ошибка.
а) Пристреленное ружье не дает осечки.
б) Приятель, увидевший меня издалека, помахал рукой.
в) На столе лежал заклеенный конверт.
г) По не зависящим от нам обстоятельствам мы опоздали.
Источник
Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 75, с. 35
Янв 19
Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 75, с. 35
75. Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
Был прекрасн ый (И. п.) июльск ий (И. п.) день. 2. С ранн его (Р. п.) утра небо ясно. 3. Утренн яя (И. п.) заря 1 не пылает пожаром: она разливается кротк им (Т. п.) румянцем. 4. Солнце, светл ое (И. п.) и приветно лучезарн ое (И. п.) , мирно всплывает под узк ой (Т. п.) и длинн ой (Т. п.) тучкой. 5. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч ее (И. п.) светило. 6. В сухом и чист ом (П. п.) воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. 4
Приветно — приветливо, ласково; весело — радостно, оживлённо; величаво — преисполнено торжественной красотой, светило — солнце.
- Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями.
- Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его, устно и письменно, как часть речи (см. Памятку 1).
Был прекрасный июльский день.
Устный разбор:
1. Прекрасный — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?. 2. Начальная форма — прекрасный. 3. Согласуется с именем существительным в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: день (какой?) прекрасный.
Письменный разбор:
Прекрасный (день) — прил., какой?, н. ф. — прекрасный, м. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
заря 1 [зар’а] 2 слога
з [з] – согл., звонк., парн., твёрд. парн.
а [а] – гласн., безуд.
р [р’] – согл., звонк., непарн., мягк. парн.
я [а] – гласн., ударн .
4 б., 4 зв.
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. 4
пахнет (где?) в воздухе, воздухе (каком?) сухом, воздухе (каком?) чистом, пахнет (чем?) полынью, пахнет (чем?) рожью, пахнет (чем?) гречихой, рожью (какой?) сжатой.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник