Образы и символы Луны в поэзии Гумилева
Источник: Актуальные проблемы и достижения в гуманитарных науках: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Самара, 2016. — № 3.— С. 95 с.
В соавторстве с Юлией Ревво.
Метафоры, образы и символы, связанные с луной, в поэзии Н. Гумилёва.
Метафоры, образы и символы, связанные с луной, часто встречаются в сборнике китайских стихов Н. Гумилёва «Фарфоровый павильон». Этот сборник представляет собой вольные переводы китайской поэзии эпохи Тан. Владычица-луна была для китайских поэтов древности символом красоты и вдохновения и в то же время воплощением Запредельного, Неведомого.
Международный гуманитарно-лингвистический институт (Москва, МГЛИ)
Метафоры, образы и символы, связанные с луной, очень важны для поэзии Н. Гумилёва. «Метафора — не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, что они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора», — пишет Э.Я. Фесенко [6, С. 155].
В незавершенной китайской поэме Н. Гумилёва «Два сна» герой-ребенок по имени Тен Вэй читает «старинные стихи», принадлежавшие на самом деле поэту эпохи Тан Лю Вэю («Луна уже покинула утесы, / Прозрачным море золотом полно…») [2, С. 364]. Вольный перевод стихотворения Лю Вэя «Луна на море» («Луна уже покинула утесы…») помещен и в сборник «китайских стихов» Н. Гумилёва «Фарфоровый павильон». Замысел «китайской поэмы» возник у Гумилёва в момент работы над «Фарфоровым павильоном», а перевод стихотворения ЛюВэя «Луна на море» вошел в поэму в качестве «старинных стихов», которые читает мечтатель Тен Вэй гостям своего отца — «ученейшего мандарина».
В стихотворении «Луна на море» стихотворении «Луна на море» сцена созерцания луны (лунного столба, отраженного в море) связана с образом «рощ рая» и мотивом странствия к раю, характерным для творчества Гумилёва: «Другие верят, / Это к рощам рая / Уходят тени набожных людей, / А третьи с ними спорят, утверждая, / Что это караваны лебедей» [2, С. 364].
Образ поэта, влюбленного в луну, присутствует в стихотворении «Поэт» из сборника «Фарфоровый павильон», представляющем собой вольный перевод стихотворения Чжан Жо-Сюя. «Я слышал из сада, как женщина пела, / Но я, я смотрел на луну…»[2, С. 367], — восклицает лирический герой этого стихотворения.В китайской поэзии, начиная с народных песен «Шицзина» и юэфу, луна была одним из любимейших образов-символов. Согласно китайской мифологии, луна представляет собой квинтэссенцию Инь, а с Инь начинается в этом мире все сущее. Поэтому луна бередит душу, будит воспоминания, влечет за собой длинную цепь поэтических ассоциаций. Луна источником постоянного эстетического наслаждения, объектом поэтического поклонения. У поэтов было принято в одиночку или вместе с друзьями гулять тихой лунной ночью, любуясь озаренным луной пейзажем. Музыка, вино, изысканные беседы, белоснежный лотос или другие цветы считались атрибутами утонченного времяпрепровождения.
На стихотворение «Поэт» повлияла характерная для творчества Гумилёва трактовка луны как магического и, в то же время, женственно-коварного начала. Лирической героиней поэзии Н.С. Гумилёва стала «дева Луны», находящаяся под покровительством богины Луны (Дианы-Артемиды, Истар-Астарты и других богинь «лунного» пантеона). Одну из самых ярких трактовок образа-символа луны мы находим в неоконченной повести «Гибели обреченные»: «Одного только боялся он — луны. Когда всходила она, та, которой он не смел назвать имя, он чувствовал, как томление, доходящее до ужаса, мучительная грусть и еще что-то кольцом охватывает его сердце, и ему хотелось острым камнем разодрать себе грудь, броситься с утеса в море, сделать что-нибудь ужасное и непоправимое, только бы уйти от этого взгляда, печально вопрошающего о том, на что нет ответа» [3, Т.6, С. 10].
Метафора «взгляд луны», присутствующая в этом фрагменте, используется для того, чтобы подчеркнуть «нездешний ужас», охвативший героя под этим взглядом, подобным взгляду коварной женщины. Под пристальным взглядом луны герой чувствует близость неизвестного, запредельного начала бытия. Тремограст из «Гибели обреченных» любит солнце, ветер и море, но страшится луны, которую воспринимает как врага, с которым рано или поздно придется столкнуться («Еще не раз во времени встретятся их взоры, перекрестятся их пути, и одному из них придется уступить» — [3, Т. 6, С. 10]). В стихотворении «Поэт» лирический герой чувствует ответный взгляд богини-Луны («Не вовсе чужой я прекрасной богине, / Ответный я чувствую взгляд» [2, С. 368])и видит в луне «зеркало души», в которое не может не заглянуть подлинный поэт.
В стихотворении «Поэт» лирический геройне только глядится в зеркало луны, но и уподобляет «зеркалу духа» свое собственное сознание («Во взоры поэтов, забывших про женщин, / Отрадно смотреться луне, / Как в полные блеска чешуи драконов, / Священных поэтов морей» [2, С. 368]).
Гумилёв использует метафору «смотреться луне», подчеркивая, что луна, как женщина — в зеркало, смотрит в глаза поэта. Упоминание о чешуе драконов связано с тем, что рисунок, напоминавший чешую священного дракона, наносился на одеяние китайских императоров. Китайский дракон «Лунь» вместе с единорогом, фениксом и черепахой считался одним из четырех священных животных и входил в «четверку совершенных». Лунь в китайской мифологии наделен божественным достоинством и подобен ангелу, который вместе с тем лев. Считалось, что чешуя дракона своим блеском подобна драгоценным камням и зеркалам.
Интересно, что игра на флейте в лунную ночь символизировала в китайской культуре единение с природой и с прекрасным. Флейта считалась божественным инструментом, на магические звуки которого слетаются фениксы. Луна воплощала собой мир человеческой души: жители древнего Китая верили, что душа возникает из лунного света. В эпоху Тан верили, что «дивно украшенная флейта» достойна того, чтобы приветствовать луну. Более того, именно звуками флейты приветствовали луну любимые Гумилёвым поэты эпохи Тан (VII — X ст.). Поэты эпохи Тан обращались к горам и луне как к образам-символам духовного (гора) и душевного (луна) начала. О связи магического лунного начала с женщиной говорят и строки из стихотворения «Дом» (перевод ст-ния Ду Фу), входящего в «Фарфоровый павильон»: «Но женщина в лодке скользнула / Вторым отраженьем луны. / И если она пожелает, / И если позволит луна, / Я дом себе новый построю / В неведомом сердце ее» [2, С. 368].
Луна, опять же, сравнивается с повелевающей женщиной, с неким божеством, приказывающим поэту. Для передачи этой последовательности значений используется метафора «позволит луна» («если позволит луна»). Метафорический образ дома, построенного в сердце красавицы, подобной луне, вводится в ткань стихотворения, чтобы подчеркнуть желание поэта передать свои чувства недоступной возлюбленной, поселить их в ее сердце («дом в ее сердце построю»).
В «китайских стихах» из сборника «Фарфоровый павильон» изображены мудрецы-поэты, вдохновленные природой и мирозданием: горами, луной, зеркальной озерной гладью. Однако, вместо волшебных садов с розами и жасмином, как в пьесе «Дитя Аллаха» (сцена в саду Гафиза), перед нами бамбуковые рощи, в которых мудрецы собираются для чтения стихов. Бамбуковая роща (чаща) или сад символизировали в культуре древнего Китая идеальное место для медитации, уголок покоя и просветления. Последнее было связано с магическими свойствами, которые в китайской культуре приписывали бамбуку. Посохи монахов и флейты делались из бамбука, а сам бамбук символизировал благородство души, прямоту, стойкость и мудрость. Бамбуковые сады в древнем Китае и Индокитае окружали монастыри или располагались неподалеку от монастырей.
Особенно известен был монастырь Чжулиньсы, расположенный посреди бамбуковой рощи на горе Лушань. Древний монастырь, расположенный на горе Лушань, был излюбленным местом паломничества Цзи Кана (223-262), выдающегося поэта времен династии Цзинь, и шести его друзей-стихотворцев, именовавших себя Мудрецами из Бамбуковой рощи». В стихотворении «Семья» изображено некое идеальное пространство, расположенное рядом с бамбуковой рощей, где можно ощутить полное блаженство и покой. Это пространство подобно райскому саду, «раю земному».
В своих произведениях Гумилёв обращался к самому яркому и величественному периоду истории древнего Китая — эпохе Тан. В эту эпоху творили величайшие поэты средневекового Китая — Ли Бо, Ду Фу, Лю Вэй и другие. Луи Аллен, сопоставлявший стихотворения «Прапамять», «Заблудившийся трамвай» и поэму «Два сна», пришел к выводу, что для этих текстов характерен общий мотив, связанный с поиском дороги в Индию. В Архиве Гл. Струве хранится черновой набросок плана поэмы, в котором в пункте «Глава III» значится: «Печаль. Разговор об Индии. Золотая гора. Дракон недоволен». С «Фарфоровым павильоном» перекликается присутствующий в «Двух снах» образ Желтой реки и звонко поющих лодочников («А за стеной из тростника, / Работы тщательной и тонкой, / Шумела Желтая река / И пели лодочники звонко» — [2, С. 371]). Под Желтой рекой здесь подразумевается священная река Китая — Хуанхэ.
Под «лодочниками», звонко поющими на священной Желтой реке, в поэме «Два сна» подразумеваются, вероятно, поэты, легкие ладьи которых тревожили зеркальную поверхность китайских рек и озер. Образ «легкой ладьи» присутствует в стихотворении «Счастье» из «Фарфорового павильона» («И если владеешь ты легкой ладьей, / Вином и женщиной милой, / Чего тебе надо еще? Ты во всем / Подобен гениям неба» [2, С. 367]). Последним объясняется эпизод побега Ю-це (Лай-це) с лодочниками, присутствующий в плане поэмы (Глава VI. Побег Ю-це с лодочниками).
Простота, ясность и точность была присуща поэзии эпохи Тан, с лучшими образцами которой Гумилёв познакомил читателей в «Фарфоровом павильоне». Великие поэтические произведения, созданные в эпоху Тан, символизировали для Гумилёва культуру и эстетику Китая — священной страны поэтов-пророков древности. Образ-символ луны был очень важен для китайской поэзии эпохи Тан и передавался с помощью целого ряда знаковых метафор, многие из которых Гумилёву удалось воспроизвести и передать в сборнике «Фарфоровый павильон» с помощью выразительных средств русского языка.
Аллен Л. «Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилёва. Комментарии к строфам //Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1989. С. 123
Гумилёв Н. Золотое сердце России. Сочинения. Кишинев: Литература артистикэ, 1990.
Гумилёв Н. Полное собрание сочинений в 10 т. М.: Воскресенье, 1997-2008.
Гумилёв Н. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье. Л.: 1988. С. 276.
Куликова Е. Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилёва. Поэзия. Проза. Переводы. Новосибирск: ИД «Свиньин и сыновья», 2015.
Фесенко Э. Я. Теория литературы. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008.
Источник
С чем сравнивается луна
Вопрос по русскому языку:
Прочитайте предложение. Найдите метафоры и сравнения. С чем сравнивается луна,звезды, дыня?
Вставьте в предложения подходящие по смыслу вводные слова. Определите их. Запишите предложения с вводными словами
текст:
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Почему Луна превращается в полумесяц?
Если рассматривать Луну, то можно увидеть как меняется она. Сама она конечно не изменяется, меняются только фазы луны. Сначала на небе появляется маленький «серп», который каждый день, меняясь, становиться круглым и затем через дни постепенно убывая превращается снова в «серп» и исчезает.
Так называемый «серп» Луны именуется полумесяцем. Весь процесс появления и исчезновения Луны на небосводе делится на 2 фазы растущие и убывающие и каждая еще на 4 полу фазы. Растущая Луна: новолуние, молодая луна, первая четверть, полнолуние. Убывающая Луна: убывающая, последняя четверть, старая луна и перетекает к фазе новолуния.
Новолуние это положение Луны при котором она не видна и находиться между Землей и солнцем, но не на одной прямой. И с каждым днем двигаясь по небу процент освещения поверхности Луны увеличивается если смотреть с Земли и затем переходит в следующую фазу. Первая четверть, фаза при которой, ровно половина Луны заливается светом. Полнолуние — Луна находиться напротив Солнца и при этом полностью видна.
Далее спутник Земли проходит фазы убывающей Луны. Именно между фазами новолуние и полнолуние Луна становиться похожа на букву Р (если мысленно провести черту), тогда говорят растущая Луна и букву С — стареющая, соответственно. Эти 2 фазы сменяют друг друга, примерно через каждые 14,5 (суток).
Все эти фазы складываются в месяц(лунный) продолжающийся 29,5 (суток), из этих месяцев получается лунный календарь . Сам спутник Земли не может излучать свет, он всего лишь отражает солнечный свет. За счет движения вокруг Земли, Луна поворачивается то освещенной областью, либо полу освещенной (в форме полумесяца), либо неосвещенной стороной. Именно поэтому Луна меняет вид.
Источник
Затмение солнца и суперлуние: фактчекеры проверили удивительное видео
В соцсетях распространяется видео, якобы снятое в Арктике между Россией и Канадой. В ролике огромная Луна показывается из-за линии горизонта, проходит по небосводу и закрывает на несколько секунд Солнце, погружая всё во тьму. Подпись к посту гласит: «Представьте, что вы сидите в этом месте днем (между Россией и Канадой в Арктике), когда Луна появляется в таком большом размере на 30 секунд, а после блокировки Солнца на 5 секунд исчезает».
Factcheck.kz, а также наши коллеги из Factcheck.kg проверили, является ли видео достоверным.
Вердикт: Фейк
На самом деле это видео создано с использованием CGI-графики и распространилось из соцсети TikTok. Автор канала занимается созданием видео с использованием компьютерного монтажа. Запись распространилась на фоне сообщений о кровавом суперлунии, которое жители Земли могли наблюдать 26 мая. В действительности Луна не может пройти на таком близком расстоянии от Земли.
В подробностях
Оригинальное видео было опубликовано в аккаунте пользователя TikTok под ником aleksey__nz . На его канале можно найти множество похожих видеороликов с использованием компьютерной графики. Например, есть видео , где на таком же близком расстоянии от Земли проходит планета Сатурн.
Большое внимание к этому видео привлекло астрономическое явление, которое называют кровавым суперлунием, которое жители Земли могли наблюдать 26 мая. Однако оригинальное видео появилось на канале автора еще 17 мая, а уже через 9 дней было перезалито сперва в Twitter, а потом в Facebook, где и начало распространяться.
Как на самом деле выглядит суперлуние
По сообщению пресс-службы Московского планетария , суперлунием называют момент, когда полная Луна подходит к Земле на расстояние ближе 362 тысяч километров, а моменты прохождения перигея (ближайшей к Земле точки орбиты. — прим. ред.) и полнолуния отстоят по времени не больше, чем на три дня.
Суперлуние — нередкое явление, оно бывает каждый год, из 12 или 13 полнолуний в году, 3 или 4 можно классифицировать как суперлуние. Однако близкие совпадения перигея и полнолуния бывают довольно редко, поэтому в этом году это привлекло столько внимания. Но в действительности, в этом году Луна выглядела совсем не так, как на видео.
Старший научный сотрудник Российской академии наук Олег Угольников говорит , что само понятие «суперлуние» не считается крупным астрономическим событием, а относится к «журналистским мемам», поскольку размер Луны в такой момент лишь на пять-шесть процентов больше обычного.
Существует также явление, которое называют « лунная иллюзия ». Это оптическая иллюзия которая заключается в том, что Луна низко над горизонтом кажется в несколько раз больше, чем когда она находится в зените. На сегодняшний день есть несколько различных теорий, объясняющих эту иллюзию.
Самое известное объяснение основывается на предположении, что угловой размер Луны воспринимается в сравнении с находящимися на фоне неё объектами. Таким образом, Луна у горизонта непроизвольно сравнивается с объектами известных нам размеров (деревья, здания и т. п.) и кажется «крупнее крупного». Однако даже это явление не создает такой масштабной картины луны, как на видео.
Почему происходящее на видео невозможно с точки зрения науки
Среднее расстояние от Луны до Земли составляет 382 900 км. Однако орбита, по которой она вращается вокруг Земли, не является идеальным кругом и в некоторых местах спутник подходит особенно близко. В перигее Луна приближается к отметке в 363 104 км, а на самой далекой точке — Луна находится на расстоянии 405 696 км. Даже на самом близком расстоянии от нашей планеты, она не может быть таких размеров.
Также она не может быть настолько яркой при дневном свете. Поскольку Луна не светится сама , а лишь отражает солнечный свет, с Земли видна только освещенная Солнцем часть лунной поверхности. На видео объект практически все время выглядит одинаково, несмотря на приближение к Солнцу. Еще стоит помнить, что любое космическое тело вращается вокруг собственной оси с определённой скоростью, а на видео Луна сперва двигается статично, а затем внезапно разворачивается, причём обратной стороной (которую с Земли не видно в принципе).
Когда на видео Луна полностью перекрывает солнце, наступает абсолютная тьма: такое явление невозможно , поскольку в действительности, во время суперлунного затмения, Луна лишь приобретает кроваво-красный оттенок, потому что суперлунное затмение это затмение Луны, а не Солнца. Изменение цвета происходит из-за преломления солнечного света земной атмосферой, поэтому Луна выглядит красной, а её северная граница получает голубую кайму.
Кроме того, затмение не сопровождается таким характерным звуком, как на видео. Человек не способен расслышать электромагнитные волны из космоса, так как наше ухо воспринимает только колебания воздушной среды. Единственное, что можно сделать — принять их антенной и передать на обычный динамик. Благодаря такой технологии NASA публикует в Soundcloud аудиодорожки электромагнитных колебаний планет, но услышать с Земли затмение — невозможно.
Вывод: видео, распространяемое с недостоверной интерпретацией и под видом изображения реального природного явления, является фейком.
Источник