Меню

Рыкающий парнас дохлая луна крематорий здравомыслия литературное течение

Футуристы, Имажинисты

произведений: 62
томов: 64

книги в fb2 и epub

Поэзия русского футуризма

В сборнике, включающем произведения более 50 авторов, русский литературный футуризм представлен как широкое, неоднородное авангардистское художественное течение. Авторы сгруппированы по реально существовавшим творческим объединениям («Гилея», «Центрифуга», «Лирень», «4Г», эгофутуристы, «Мезонин поэзии» и др.), что позволяет наметить более тонкую дифференциацию в рамках футуризма как целого. Произведения большинства публикуемых поэтов не переиздавались с 1910-х – 1920-х годов. Печатаются стихи художника П. Филонова, выдающихся филологов Р. Якобсона и В. Шкловского, текст знаменитой оперы А. Крученых «Победа над солнцем» и пр.

Воспроизведены оригинальные издания Хлебникова («Ночь в Галиции»), Маяковского («Владимир Маяковский»), выполненные П. Филоновым и Д. и В. Бурлюками, книга Филонова «Пропевень о проросли мировой» с иллюстрациями автора, стихи Н. Чернявского в авторском оформлении.

Издание снабжено биографическими справками об авторах. В Приложение включены основные программные манифесты и декларации русских футуристов.

Кубофутуристы / «Гилея»

  • 1910 Садок судей
  • 1912 Пощечина общественному вкусу
  • 1913 Садок судей II
  • 1913 Требник троих
  • 1913 Трое
  • 1914 Дохлая луна
  • 1914 Молоко кобылиц
  • 1914 Рыкающий Парнас
  • 1914 Футуристы. Первый журнал русских футуристов. № 1-2
  • 1913 Затычка
  • 1915 Весеннее контрагентство муз
  • 1915 Взял. Барабан футуристов
  • 1916 Четыре птицы
  • 1917 Временник. Выпуск 1
  • 1917 Временник. Выпуск 2
  • 1918 Газета футуристов 1918
  • 1919 Газета футуристов 1919
  • 1921 Заумники

В апреле 1910 г. в петербургском издательстве М. Матюшина «Журавль» тиражом в 300 экз. на обратной стороне обойной бумаги вышел в свет альманах «Садок судей», фактически определивший создание группы будетлян «Гилея». В числе авторов альманаха – Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, Е. Низен, С. Мясоедов, А. Гей (Городецкий). Рисунки В. Бурлюка.

В апреле 1910 г. в петербургском издательстве М. Матюшина «Журавль» тиражом в 300 экз. на обратной стороне обойной бумаги вышел в свет альманах «Садок судей», фактически определивший создание группы будетлян «Гилея». В числе авторов альманаха – Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, Е. Низен, С. Мясоедов, А. Гей (Городецкий). Рисунки В. Бурлюка.

Именно этому сборнику удалось достичь того, на что рассчитывали поэты группы «Гилея», издавая ранее «Садок судей»: привлечь всеобщее внимание. После выхода в свет он вызвал настоящий вал отзывов и отрицательных рецензий в прессе. Большую часть сборника занимают произведения В. Хлебникова, несколькими стихотворениями представлены В. Маяковский, А. Крученых, Б. Лившиц. Также опубликована проза Н. Бурлюка и В. Кандинского, статьи Д. Бурлюка. Прилагавшийся к сборнику манифест, через четыре месяца повторно выпущенный уже как листовка, отрицал все прежние эстетические ценности и в нарочито эпатажной форме заявлял о разрыве с существующей литературной традицией.

Второй выпуск альманаха группы кубофутуристов «Гилея» готовился зимой 1912/13 г. и вышел из печати в феврале 1913 г. На связь с предыдущим сборником указывала обложка из обоев. Сборник открывает знаменитый манифест. Среди авторов сборника – Б. Лившиц, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых, Е. Гуро, Е. Низен. Рисунки принадлежат В. Бурлюку, Н. Гончаровой, М. Ларионову, Д. Бурлюку, Е. Гуро.

Требник троих: стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка, Н. Бурлюка. Иллюстрации (литографии, тушь) В. Маяковского, В. Татлина, В. Бурлюка, Д. Бурлюка. Уже Лившиц отметил, что это был «собственно „Требник четырех“, ибо даже если не принимать в расчет Вл. Бурлюка и Татлина, иллюстрировавших сборник, то Давида и Николая никак нельзя было объявить одним лицом». На последней странице, указывая имена авторов, Бурлюк нашел своеобразный выход из этого положения – он объединил инициалы своего имени и имени брата в одно целое. Получился некий «Д Н Бурлюк», и тройственность союза была сохранена.

По словам М. Матюшина, «весной 1913 г., еще при жизни Гуро, был задуман сборник „Трое“, где она должна была выступить со своими друзьями Хлебниковым и Крученых. Этот сборник вышел уже после смерти Гуро, с обложкой и рисунками К. Малевича, посвященными ее памяти». Творчество Е. Гуро представлено в сборнике впервые публиковавшимися стихотворениями и прозаическими отрывками. Остальную часть сборника поделили между собой В. Хлебников и А. Крученых. Последний, кроме подборки своих стихотворений, поместил программную статью «Новые пути слова».

Сборник единственных футуристов мира!! поэтов «Гилея». Стихи, проза, рисунки, офорты. Издание второе, дополненное. Сборник открывается программной статьей Б. Лившица «Освобождение слова». Далее следуют произведения В. Шершеневича, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Лившица, В. Каменского, А. Крученых, Н. Бурлюка, Д. Бурлюка, К. Большакова. Иллюстрации В. Бурлюка и Д. Бурлюка.

Футуристы «Гилея». Рисунки. Стихи. Проза. Больше половины сборника занимает подборка стихов Д. Бурлюка, многие из которых были напечатаны с использованием разных видов шрифта. В сборнике также помещены произведения В. Хлебникова, Н. Бурлюка, В. Маяковского, А. Крученых, Б. Лившица, В. Каменского и И. Северянина. Иллюстрации Д. Бурлюка и В. Бурлюка, две автотипии с работ А. Экстер. Первоначально для книги предполагалось другое название – «Миристель».

Очередной сборник футуристов «Гилея» открывает знаменитый манифест «Идите к черту», ставший одной из первых попыток объединения различных представителей футуристического движения в одну группу. Далее помещены стихи Д. Бурлюка (цикл «Доитель изнуренных жаб» занимает почти 40 страниц), В. Маяковского, В. Каменского, Б. Лившица, мистерия Н. Бурлюка, эссе А. Крученых, произведения В. Хлебникова и И. Северянина. Рисунки В. Бурлюка, Д. Бурлюка, И. Пуни, О. Розановой, П. Филонова. Сразу же после публикации разразился скандал: цензура усмотрела порнографию в рисунках П. Филонова, и тираж был конфискован.

В первом (и единственном) № 1-2 «Первого журнала русских футуристов» опубликованы стихи В. Маяковского, В. Шершеневича, К. Большакова, В. Каменского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова, Б. Лившица, Н. Бурлюка, И. Северянина. В рубрике «Теория и полемика» – статьи В. Хлебникова, Н. и Д. Бурлюков, Б. Лившица. Воспроизведены рисунки Д. Бурлюка, В. Бурлюка и А. Экстер. Находясь в турне, Д. Бурлюк не смог сам руководить изданием журнала и поручил его молодому поэту и критику В. Шершеневичу. Литературная программа оказалась достаточно размытой и включала в себя много случайных произведений, что в результате вызвало недовольство Бурлюка.

Футуристы «Гилея». В. Хлебников, Д. Бурлюк, Н. Бурлюк. Литографии (тушь) Д. Бурлюка и В. Бурлюка на сдвоенных листах плотной бумаги, перпендикулярно переплету. Вызывающее название сборника, ярко-малиновые листы, на которых напечатан текст, «дикие» рисунки, отсутствие титульного листа – все это делает «Затычку» одним из самых характерных футуристических изданий. Все стихотворения, помещенные в сборнике, напечатаны с применением новых приемов типографского набора.

Первый из трех последних сборников «Гилеи» вышел в свет в мае 1915 г. под редакцией Д. Бурлюк и С. Вермель. Сборник имеет вид традиционного литературно-художественного альманаха, в котором под одной обложкой собраны стихи (Н. Асеев, А. Беленсон, К. Большаков, Н. Бурлюк, Д. Бурлюк, Д. Варравин, С. Вермель, В. Каменский, В. Канев, В. Маяковский, Б. Пастернак), проза (Н. Бурлюк, Д. Бурлюк), ноты (Н. Рославец), рисунки. Отсутствующий критический раздел заменяет статья Д. Бурлюка. Рисунки А. Лентулова (цветная вкладка, обложка), Д. Бурлюка, В. Бурлюка.

Читайте также:  Кратер лунная поверхность луны

Сборник вышел из печати в декабре 1915 г. и открывался скандальным стихотворением В. Маяковского «Вам которые в тылу». Поскольку сборник издавался на средства О. Брика, все материалы в нем так или иначе были связаны с Маяковским: фрагмент из «Флейты-позвоночника» с посвящением Л. Брик, рецензия В. Шкловского, материал Брика «Хлеба». Также опубликованы стихи В. Хлебникова, В. Каменского, Б. Пастернака, Н. Асеева, статья Хлебникова «Он сегодня». В сборнике помещены два рисунка Д. Бурлюка. Особенную известность приобрела обложка сборника из серой «оберточной» бумаги, напоминавшей серую мешковину «Пощечины».

Д. Бурлюк, Г. Золотухин, В. Каменский, В. Хлебников. Стихи. Последний сборник футуристов «Гилея» вышел из печати в марте 1916 г. благодаря финансовой поддержке Г. Золотухина, богатого помещика, начинающего поэта и художника. Стихи Хлебникова печатались в редакции Д. Бурлюка и под данными им названиями. Рисунки А. Лентулова (на обложке) и Г. Золотухина (в тексте).

Временник – литературно-художественный периодический сборник, издаваемый В. Хлебниковым от имени «Общества Председателей Земного Шара». Всего вышло четыре выпуска. Первый выпуск содержит стихотворения и статьи В. Хлебникова, Божидара, Г. Петникова, Н. Асеева.

Временник – литературно-художественный периодический сборник, издаваемый В. Хлебниковым от имени «Общества Председателей Земного Шара». Всего вышло четыре выпуска. Второй выпуск включает безымянный манифест-воззвание Председателей Земного Шара, подписанный «В. Каменский, Г. Петников, В. Хлебников», и статью «Разговор. Взирающий на государства В. Хлебников. Из книги Удач».

Первый и единственный номер Газеты футуристов, выпущенной в 1918 году Ассоциацией социалистического искусства (АСИС). Авторы газеты – Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский. В номере напечатан «Манифест Летучей федерации футуристов» и «Декрет № 1 о демократизации искусства», стихотворения, анонсы книг футуристов. Примечательное объявление на второй странице: «Мне – поэту Василию Каменскому нужна квартира в центре 5-6 комнат».

Первый и единственный номер Газеты футуристов, выпущенной в марте 1919 года томским издательством «Факел». Авторы газеты – Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Маяковский. В номере напечатан «Декрет о заборной литературе – о росписи улиц…», стихотворения, анонсы книг футуристов, два рисунка Д. Бурлюка.

Сборник составляют стихотворения А. Крученых, Г. Петникова и В. Хлебникова, несколько статей А. Крученых о заумном языке («Победа без конца!», «Декларация заумного языка», «Монументальность глыб», «Футу-зау на Кавказе», «Футуризм в Москве»), статья «Люд и лад» В. Хлебникова. Обложка А. Родченко.

Центрифуга

Первое издание «Центрифуги» – московской футуристической группы, образовавшейся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика». Сборник «Руконог» посвящен памяти погибшего в январе 1914 года И. Игнатьева. Среди авторов стихотворений: И. Игнатьев, В. Гнедов, Б. Пастернак, Р. Ивнев, П. Широков, Н. Асеев, Д. Крючков, С. Бобров, Божидар. В сборнике опубликован коллективный манифест «Грамота» (подписан Н. Асеевым, С. Бобровым, И. Зданевичем и Б. Пастернаком) и скандальная статья Пастернака «Вассерманова реакция».

Первое издание «Центрифуги» – московской футуристической группы, образовавшейся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика». Сборник «Руконог» посвящен памяти погибшего в январе 1914 года И. Игнатьева. Среди авторов стихотворений: И. Игнатьев, В. Гнедов, Б. Пастернак, Р. Ивнев, П. Широков, Н. Асеев, Д. Крючков, С. Бобров, Божидар. В сборнике опубликован коллективный манифест «Грамота» (подписан Н. Асеевым, С. Бобровым, И. Зданевичем и Б. Пастернаком) и скандальная статья Пастернака «Вассерманова реакция».

Второй сборник стихов, статей и критики футуристической группы и одноименного издательства «Центрифуга». Среди авторов, напечатанных в сборнике: С. Бобров, Р. Ивнев, Б. Пастернак, К. Большаков, Г. Петников, Божидар, П. Широков, В. Хлебников, Ф. Платов, Б. Кушнер, К. Олимпов и другие. Обложка работы Н. Гончаровой.

Поэты разных групп

  • 1910 Студия импрессионистов
  • 1914 Грамоты и декларации русских футуристов
  • 1915 Стрелец. Сборник № 1
  • 1916 Стрелец. Сборник № 2
  • 1916 Пета. Первый сборник
  • 1916 Московские мастера
  • 1918 Северный изборник
  • 1918 Ржаное слово
  • 1920 Лирень
  • 1920 Булань
  • 1920 Алая нефть
  • 1921 Союз Поэтов. Сборник 1
  • 1022 Библиотека поэтов № 1

Свиток был отпечатан в марте 1914 г. в типографии З. Соколинского в Петербурге. Сверху вниз на нем помещены: манифест из «Пощечины общественному вкусу»; манифест из «Садка судей II»; «Декларация слова, как такового», А. Крученых; два коротких текста Н. Кульбина – «Новый цикл слова» и «Что есть слово»; «Глас о согласе и злогласе» В. Гнедова и манифест «Мы и Запад», подписанный А. Лурье.

Свиток был отпечатан в марте 1914 г. в типографии З. Соколинского в Петербурге. Сверху вниз на нем помещены: манифест из «Пощечины общественному вкусу»; манифест из «Садка судей II»; «Декларация слова, как такового», А. Крученых; два коротких текста Н. Кульбина – «Новый цикл слова» и «Что есть слово»; «Глас о согласе и злогласе» В. Гнедова и манифест «Мы и Запад», подписанный А. Лурье.

Издательская программа первого выпуска нового литературного альманаха «Стрелец», вышедшего в конце февраля 1915 г., по-своему отразила новую расстановку сил в культурном мире Петербурга: футуристы уже прочно завоевали популярность, и с ними не могли не считаться представители двух других влиятельных группировок – символистов и акмеистов. Именно тогда возникла идея издания объединенного литературно-художественного альманаха. В сборник под редакцией А. Беленсона помещены произведения А. Блока, Д. Бурлюка, З. Венгеровой, Л. Вилькиной, Н. Евреинова, В. Каменского, А. Крученых, М. Кузмина, Н. Кульбина, Б. Лившица, А. Лурье, В. Маяковского, А. Ремизова, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, А. Шемшурина, А. Беленсона. Как и следовало ожидать, механическое соединение представителей различных группировок привело лишь к эклектическому набору ничем не связанных друг с другом произведений. Более цельной воспринималась художественная программа сборника: иллюстрации А. Лентулова, О. Розановой, Д. Бурлюка, Н. Кульбина, У. Люиса, М. Синяковой, В. Бурлюка.

В сборник под редакцией А. Беленсона помещены произведения М. Кузмина, В. Розанова, Ф. Сологуба, В. Маяковского, В. Хлебникова, Н. Евреинова, А. Беленсона.

Иллюстрация – цветная автотипия работы Н. Кульбина, наклеенная на плотный картон.

Первый (и единственный) сборник книгоиздательства «Пета», принадлежавшего Федору Платову. Помимо него издательство напечатало только книги самого Платова. В сборнике опубликованы стихотворения и рисунки К. Большакова, С. Боброва, Ф. Платова, В. Хлебникова, Н. Асеева, Е. Шиллинга, А. Лопухина, В. Третьякова, Ф. Чартова, а также статьи А. Юрлова и Г. Айгустова и раздел рецензий.

Читайте также:  Когда будет новолуние фаза луны

Сборник вышел из печати в конце апреля 1916 г. и своим внешним видом нанес «сильнейший удар по идеалам раннего футуризма». Отпечатанный на качественной бумаге с тоновыми и цветными иллюстрациями на отдельных страницах, сборник стал похож на типовой литературно-художественный альманах. Поэтическую часть открывают стихи В. Хлебникова. Опубликованы также стихотворения Б. Лившица, Д. и Н. Бурлюков, В. Каменского и «новых» авторов – С. Вермеля. Р. Ивнева, Т. Чурилина, Н. Асеева, К. Большакова, Д. Вараввина. В разделе «Проза» впервые опубликована повесть В. Хлебникова «Ка». Рисунки А. Лентулова, П. Кузнецова, И. Машкова, П. Кончаловского, Д. Бурлюка, П. Уткина, М. Сарьяна, А. Куприна, А. Мильмана, В. Бурлюка.

В революционную хрестоматию футуристов «Ржаное слово» вошли произведения Н. Асеева, Д. Бурлюка, В. Каменского, Б. Кушнера, В. Маяковского и В. Хлебникова, а также вступительная статья «Эту книгу должен прочесть каждый!», написанная В. Маяковским. Предисловие А. Луначарского.

Сборник близкого к футуристической группе «Центрифуга» издательства «Лирень» содержит стихотворения и прозу Е. Гуро, Н. Асеева, В. Маяковского, Б. Пастернака, Г. Петникова, В. Хлебникова. Также опубликована теоретическая статья В. Хлебникова «Наша основа».

Сборник стихотворений, изданный в 1920 году. Среди авторов сборника представители футуристов и имажинистов: И. Аксенов, Н. Асеев, С. Буданцев, Р. Ивнев, А. Кусиков, Б. Лившиц, Б. Пастернак, Г. Петников, В. Хлебников.

Сборник революционных стихов, изданный в Баку в 1920 году. Авторы: Г. Астахов, С. Городецкий, М. Запрудный, А. Крученых, К. Юст. Рисунок на обложке художницы Ольги Лишевой.

Всероссийский Союз Поэтов приступая к издательской работе, намечает последовательный ряд сборников-бюллетеней Союза под общим наименованием СОПО, где будут пред ставлены все литературные направления и школы соединяемые ВСП.

Участвуют: Имажинисты Грузинов Ивнев; Футуристы Буданцев Ечеистов; Акмеисты Эрберг; Центрифугисты Аксенов Бобров; Эклектики Бенар Ковалевский; Неоромантики Стенич; Парнасцы Федоров; Символисты Белый Брюсов Сологуб; Классики Фет.

Серия «Библиотека поэтов» под редакцией В. Каменского. В первом номере: В. Каменский – «Цувамма», Г. Сидоров – «Бандит», А. Марков – «Проталина веков», В. Хлебников – «Союзу Молодежи».

Эго-Футуристы

  • 1912 Оранжевая урна
  • 1912 Стеклянные цепи
  • 1912 Орлы над пропастью
  • 1913 Дары Адонису
  • 1913 Засахаре Кры
  • 1913 Бей. – но выслушай.
  • 1913 Всегдай
  • 1913 Небокопы
  • 1913 Развороченные черепа

Эго-футуристы: Альманах памяти Фофанова. В издание вошли стихотворения Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Димитрия Крючкова, Ивана Оредежа, проза Ивана Игнатьева, и несколько статей.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-футуристы: Альманах памяти Фофанова. В издание вошли стихотворения Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Димитрия Крючкова, Ивана Оредежа, проза Ивана Игнатьева, и несколько статей.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-футуристы: Альманах II. В издание вошли стихотворения Леонида Афанасьева и Игоря Северянина, проза Ивана Игнатьева, критика Димитрия Крючкова и Ивана Оредежа.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-футуристы: Альманах III. В издание вошли стихотворения Федора Сологуба, Игоря Северянина, Павла Кокорина, Павла Широкова и др., а также статья «Первый год эго-футуризма».

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-футуристы: Альманах IV. В издание вошли стихотворения Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Павла Широкова, Дмитрия Крючкова, Ивана Игнатьева и др.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-футуристы: Альманах V. В издание вошли стихотворения Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Павла Широкова, а также статья Ивана Игнатьева «Эго-Футуризм».

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-Футуристы: Альманах VI. В издание вошли стихотворения Ивана Игнатьева, Димитрия Крючкова, Вадима Шершеневича, а также «Символическая Симфония» Всеволода Светланова.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-Футуристы: Альманах VII. В издание вошли стихотворения Рюрика Ивнева, Ивана Игнатьева, Павла Коротова, Димитрия Крючкова, Константина Олимпова, Амфиана Решетова, Вадима Шершеневича, а также несколько статей.

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-Футуристы: Альманах VIII. В издание вошли стихотворения Василиска Гнедова и статьи Анастасии Чеботаревской («Зеленый бум») и Виктора Ховина («Модернизированный Адам»).

Тексты даются в современной орфографии.

Эго-Футуристы: Альманах IX. В издание вошли стихотворения Сергея Боброва, Василиска Гнедова, Рюрика Ивнева, Ивана Игнатьева, Димитрия Крючкова, Константина Олимпова, а также статьи Сергея Боброва и Всеволода Светланова.

Тексты даются в современной орфографии.

Крематорий здравомыслия

В книге полностью воспроизведены три футуристических альманаха («Вернисаж мезонина», «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия»), изданные в 1913 г. московским объединением футуристов «Мезонин поэзии». Просуществовавший не более полугода, «Мезонин поэзии» все же сумел вписать свою страницу в историю русского футуризма благодаря таким ярким именам, как В. Шершеневич, К. Большаков, Л. Зак (Хрисанф), Р. Ивнев и др.

Альманахи «Мезонина поэзии» давно стали библиографической редкостью и переиздаются впервые к 100-летнему юбилею футуристической группы, распавшейся в самом начале 1914 г.

Футуризм в Одессе

  • 1914 Шелковые фонари
  • 1915 Авто в облаках
  • 1915 Серебряные трубы
  • 1916 Седьмое покрывало
  • 1917 Чудо в пустыне

Одесский футуристический альманах. Стихотворения Э. Багрицкого, И. Бобовича, Н. Воскресенской, П. Сторицына, С. Третьякова, А. Фиолетова, Г. Цагарели, В. Шершеневича. Обложка и рисунки С. Фазини.

Одесский футуристический альманах. Стихотворения Э. Багрицкого, И. Бобовича, Н. Воскресенской, П. Сторицына, С. Третьякова, А. Фиолетова, Г. Цагарели, В. Шершеневича. Обложка и рисунки С. Фазини.

Последний из серии одесских футуристических альманахов. «Чудо в пустыне» представляет собой частью второе издание некоторых стихотворений, напечатанных в распроданных книгах («Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало»), частью новые произведения В. Маяковского, С. Третьякова и В. Шершеневича.

Футуризм в Крыму

Сборник составляют: портрет Вадима Баяна работы Маяковского, космопоэма Вадима Баяна «Вселенная на плахе», два стихотворения Бориса Поплавского и заметка Марии Калмыковой.

Сборник составляют: портрет Вадима Баяна работы Маяковского, космопоэма Вадима Баяна «Вселенная на плахе», два стихотворения Бориса Поплавского и заметка Марии Калмыковой.

Авторы сборника: Мария Калмыкова, Татьяна Щепкина-Куперник, Борис Нездельский, Вадим Баян, Альбин Азовский, Михаил Решоткин, Николай Еленев, Осип Мандельштам, Борис Бобович.

Сборник составляют: космопоэма Вадима Баяна «Собачество», стихотворение Константина Большакова «Перчатки» и заметка «Литературные острова» Марии Калмыковой.

Сборник составляют: космопоэма Вадима Баяна «По мостовой тысячелетий», стихотворения Константина Большакова и Георгия Золотухина, и статья Марии Калмыковой.

Имажинисты

  • 1920 МЫ
  • 1920 Конница бурь № 1
  • 1921 Имажинисты 1921
  • 1921 Золотой кипяток
  • 1922 Конский сад. Вся банда
  • 1925 Имажинисты 1925

Настоящее издание – редкий коллективный сборник поэзии символистов и имажинистов, вышедший в издательстве поэта А. Кусикова. Издательство «Чихи-пихи» выпускало сборники с 1919 по 1920 год, и публиковало тех поэтов, которые испытывали трудности с изданием своих произведений в государственном издательстве. В издание опубликованы прижизненные стихи К. Бальмонта, Б. Пастернака, В. Иванова, В. Шершеневича и др., работы владельца издательства – А. Кусикова, на которого большое влияние оказал Бальмонт. Отдельные стихи напечатаны впервые. Стихотворение «Поцелуй» Б. Пастернака вошло в первоначальной редакции, отличающейся от варианта, издаваемого в позднейших собраниях сочинений.

Читайте также:  Луна фазы луны модель

Настоящее издание – редкий коллективный сборник поэзии символистов и имажинистов, вышедший в издательстве поэта А. Кусикова. Издательство «Чихи-пихи» выпускало сборники с 1919 по 1920 год, и публиковало тех поэтов, которые испытывали трудности с изданием своих произведений в государственном издательстве. В издание опубликованы прижизненные стихи К. Бальмонта, Б. Пастернака, В. Иванова, В. Шершеневича и др., работы владельца издательства – А. Кусикова, на которого большое влияние оказал Бальмонт. Отдельные стихи напечатаны впервые. Стихотворение «Поцелуй» Б. Пастернака вошло в первоначальной редакции, отличающейся от варианта, издаваемого в позднейших собраниях сочинений.

Конница бурь: первый сборник имажинистов. Стихотворения А. Мариенгофа, С. Есенина, Р. Ивнева, Н. Клюева, П. Орешина, М. Герасимова. Обложка В. Камарденкова.

Первый ежегодный сборник имажинистов. Стихотворения С. Есенина, Р. Ивнева, А. Мариенгофа.

Сборник стихов имажинистов: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич.

Конский сад. Вся банда. Грузинов, Есенин, Ивнев, Кусиков, Мариенгоф, Ройзман, Шершеневич, Эрдман.

Последний из ежегодных сборников имажинистов. Стихотворения А. Мариенгофа, М. Ройзмана, В. Шершеневича, отрывки из поэмы «Осада монастыря» Р. Ивнева.

Ничевоки

  • 1920 От ничевоков чтение: Вам
  • 1921 Собачий ящик
  • 1923 Поругание мощей искусства
  • 1922 Сусанна Мар. Абем
  • 1923 Рюрик Рок. Сорок Сороков

В первом поэтическом сборнике литературного движения Ничевоков опубликованы стихотворения Аэция Ранова, Рюрика Рока и Лазаря Сухаребского. Сборник открывает коллективно подписанный «манифест от ничевоков»: «…мрачный катафалк смерти, на котором лежит сухой, бессочный, желтый труп поэзии в выданном по купону широкого потребления, наскоро сколоченном гробу эпох… и только вдали смотрим на это мы ничевоки, ставящие диагноз паралича и констатирующие с математической точностью летальный исход».

В файле отсутствуют стихи Л. Сухаребского.

В первом поэтическом сборнике литературного движения Ничевоков опубликованы стихотворения Аэция Ранова, Рюрика Рока и Лазаря Сухаребского. Сборник открывает коллективно подписанный «манифест от ничевоков»: «…мрачный катафалк смерти, на котором лежит сухой, бессочный, желтый труп поэзии в выданном по купону широкого потребления, наскоро сколоченном гробу эпох… и только вдали смотрим на это мы ничевоки, ставящие диагноз паралича и констатирующие с математической точностью летальный исход».

В файле отсутствуют стихи Л. Сухаребского.

«Собачий Ящик, или Труды творческого бюро ничевоков втечение 1920-1921 гг. Под редакцией Главного Секретаря Творничбюро С. В. Садикова». Первый (и единственный) сборник деклараций, декретов, приказов, статей «русских дадаистов» – скандальной литературной группы Ничевоков, существовавшей в 1920-22 гг. «Поругание мощей искусства» – четырехстраничная листовка, бесплатное приложение ко второму изданию «Собачьего Ящика» (1923).

Листовка – бесплатное приложение к «Собачьему Ящику» (сборнику трудов группы Ничевоков). «Поругание мощей искусства»: отчет о боевых операциях Ничевоков, направленных против «мещанина Маяковского». В приложении опубликовано «Открытое письмо В. Маяковскому» – посмертное заявление В. Хлебникова о пропаже и розыске его рукописей, переданное через его друга, художника П. Митурича.

Вторая книга стихов – диалектических поэм – главы поэтической группы Ничевоков Рюрика Рока. «Стихи этой книги – соединение крайностей в смысле подбора материала, изложения его, постройки троп и ритмов. Все стихотворные вещи объединены одним планом и в основных звеньях выполняют трилогию, писанную последними 3,5 годами».

Фуисты

  • 1921 Мозговой ражжиж
  • 1923 Диалектика сегодня

«Мозговой ражжиж». Фуисты. Сборник стихотворений Бориса Перелешина и Николая Лепока.

«Мозговой ражжиж». Фуисты. Сборник стихотворений Бориса Перелешина и Николая Лепока.

Пародии и мистификации

Сборник является одной из первых футуристических мистификаций. В ряду многочисленных пародий и подражаний футуристическим изданиям, появившихся в 1913-14 годах, эта книга выделялась своей основательностью: помимо манифестов и стихотворений в ней было помещено множество иллюстраций, которые почти без изменения подписаны наименованиями картин Бурлюков, Ларионова и др. Известно, что некоторыми критиками тексты сборника были восприняты всерьез. Предположительно инициатором издания и автором большинства текстов был казанский художественный критик, корреспондент «Аполлона» А. Ф. Мантель.

Сборник является одной из первых футуристических мистификаций. В ряду многочисленных пародий и подражаний футуристическим изданиям, появившихся в 1913-14 годах, эта книга выделялась своей основательностью: помимо манифестов и стихотворений в ней было помещено множество иллюстраций, которые почти без изменения подписаны наименованиями картин Бурлюков, Ларионова и др. Известно, что некоторыми критиками тексты сборника были восприняты всерьез. Предположительно инициатором издания и автором большинства текстов был казанский художественный критик, корреспондент «Аполлона» А. Ф. Мантель.

Из рецензии на эту книгу В. Шершеневича: «Публика раскупает сейчас футурные издания, не разбирая, кто плох, а кто хорош. … Я не могу сказать, что г. Дуров способнее г. Маркова, но г. Марков бездарнее г. Дурова. Книга, вероятно, будет иметь материальный успех, так как на обложке слово „футуристы“ напечатано отчетливо, да еще с прибавкою безграмотного „Stihi“».

Творцы будущих знаков

Книга представляет собой незавершенную антологию русского поэтического авангарда, составленную выдающимся русским поэтом, чувашем Г. Айги (1934-2006). Задуманная в годы, когда наследие русского авангарда во многом оставалось под спудом, книга Г. Айги по сей день сохраняет свою ценность как диалог признанного продолжателя традиций европейского и русского авангарда со своими предшественниками, а иногда и друзьями – такими, как А. Крученых.

Г. Айги, поэт с мировой славой и лауреат многочисленных зарубежных и российских литературных премий, не только щедро делится с читателем текстами поэтического авангарда начала XX века, но и сопровождает их статьями, в которых сочетает тончайшие наблюдения мастера стиха и широту познаний историка литературы, проработавшего немало лет в московском Государственном Музее В. В. Маяковского.

Издание дополнено двумя статьями Г. Айги, примыкающими по характеру к планировавшейся антологии, и другими материалами.

Литературные манифесты: От символизма до «Октября»

Публикуя теоретические обоснования и декларации различных литературных школ, сборник литературных манифестов, впервые увидевший свет в 1924 году, подытоживал три десятилетия эстетической жизни в России 1890-1920-х гг. Составители сборника, известные литературоведы Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров, расположили материал по школам и в хронологическом порядке, давая читателю возможность установить эволюцию литературных направлений в их сосуществовании и в последовательной смене. Книга предназначена всем интересующимся историей русской литературы.

Ванна Архимеда

Книгу «Ванна Архимеда» составили избранные произведения участников известной в 20-30-е годы литературной группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) Д. Хармса, А Введенского, Н. Заболоцкого, К. Вагинова, Н. Олейникова, И. Бахтерева.

Идея подобного коллективного сборника (с тем же названием) родилась у обэриутов еще в 1929 году, а свет он увидел только шестьдесят лет спустя.

Источник

Adblock
detector