Меню

Русалочка андерсен сравнения солнце как

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 62. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Рассказ о Русалочке. Отражение в авторской сказке романтических легенд Дании

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Глоссарий по теме

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Пейзаж в литературе — является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока.

Урок проходит в форме диалога двух персонажей: мальчик Витя10 лет ученик 4 класса, его младшая сестра Аня.

А: Вчера мы читали сказку Русалочка

В: Эту сказку написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. Тебе понравилась сказка? Какая она по настроению?

А: Я сказку не дочитала. Поэтому дать полный ответ на твой вопрос не могу. Мне очень понравилось главная героиня — Русалочка. Я обратила внимание на сравнения и эпитеты в начале повествования, они придают сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность помогает подчеркнуть особенность Русалочки. Она отличалась от своих сестер: Для описания главной героини автор использует прием сравнение. «Милее всех»; «тихая, задумчивая»; мечтает о мире людей, который притягивал ее своей необычностью.

В: «Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься».

А: Андерсен красочно описывает родные места русалочки: сад, дворец. «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — одна-единственная была бы великим украшением в короне любой королевы.» Великолепие морского дна не радовало Русалочку. Она не могла дождаться, когда ей исполнится 15 лет, и можно будет всплывать на поверхность.

В: Обрати внимание, какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря. «Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Именно в этот день она впервые увидела принца и полюбила его.»

А: Красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создают необычный фон для встречи героев. И вдруг буря, беда на корабле.

В: Появление бури именно в тот день, когда русалочка первый раз оказалась на поверхности моря не случайно. Можно предположить, что автор как бы намекает нам о её трагической судьбе.

А: Русалочка очень добрая и бесстрашная. Она бросилась спасать принца. Проплывая между бревнами и досками от разбитого корабля, совсем не думает о том, что они могут ее раздавить.

Читайте также:  Жизнь под чужим солнцем драмиона фанфики

В: Этой сказке датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.

А: ЛЮБИТЬ это заботиться, внимательно относиться к окружающим, быть готовым к самопожертвованию. Что такое самопожертвование?

В: Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Давай дочитаем сказку, и ты все поймешь.

Поскольку сказка имеет большой объем, ее прочитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:

  1. Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия.
  2. Необыкновенная встреча Русалочки с принцем. (Первый урок)
  3. Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки».
  4. Страдания «немой крошки».
  5. Прекрасная смерть Русалочки.

А: В тексте встретились незнакомые для меня слова: стрельчатые окна и гавань.

В: Стрельчатые — окна в готическом стиле арочной формы завершающиеся острием, ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Гавань — как правило, гаванью называют акваторию порта, непосредственно примыкающую к причалам, где производится погрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров. Также в гавани суда могут находиться на длительной стоянке.

А: Мне очень грустно от того, что у сказки оказался такой печальный конец. Но я поняла, что такое самопожертвование. Русалочка больше жизни любила принца, даже больше чем отца и мать.

В: Именно это чувство отправило ее к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Обрати внимание, что пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. «Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные — полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж: больше не выпускали.»

А: Это описание говорит о том, что Ведьма — явно отрицательный персонаж, жестокий и злобный. Она ничего не делает просто так. За все нужно платить большой ценой.

В: Русалочка заплатила очень высокую цену: потеряла чудесный голос, возможность жить беззаботно триста лет. Кроме мучительной физической боли («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»), она испытывает еще более сильную душевную боль. Девушка не могла рассказать принцу о своей любви, и ее мучила тоска по дому. Принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой».

А: Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества мы видим у главной героини и это удивительно, ведь в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.

В: Нельзя кого-то обвинить в смерти главной героини. Это был ее выбор. Принц не смог полюбить русалку более, чем как чудесное и нежное дитя, это любовь больше походит на отношение брата к сестре. Он любил другую девушку, которая, как он считал, спасла ему жизнь.

А: Даже когда сестры предложили ей спасти свою жизнь, русалочка отказалась, она предпочла, чтобы её возлюбленный остался жить и был счастлив.

В: Я думаю, нельзя сказать, что у этой сказки печальный конец. Посмотри, как изображается смерть Русалочки. Для ответа на этот сложный вопрос нужно выполнить следующее задание: найти в тексте эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты запиши.

А: русалочка не чувствовала смерти.

создания – «прозрачные», «чудные».

В: Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе таинственной обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Это существо связано с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.

Читайте также:  Освещенный лучами осеннего солнца причастный оборот

А: Картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести любовь и счастье, каких не нашла на земле. Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.

В: В бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился Андерсен, установлен памятник русалочке. Бронзовая Русалочка один из самых известных в мире символов Копенгагена (а, может быть, и всей Дании)

А: Русалочке поставлен в Дании памятник за мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.

В: Как ты думаешь, почему автор так печально закончил эту сказку?

  1. Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
  2. Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
  3. Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).

Разбор типового тренировочного задания

Восстанови правильное описание предметов в сказке. Измени если нужно окончание.

облака – «белые», «прозрачные»,

создания – «прозрачные», «чудные».

Текст вопроса: Найди в тексте, каким цветом Андерсен разукрашивает перечисленные предметы.

песок _________________________, ______________________________

песок белый, голубоватый, как серное пламя

Небо было сплошь золотое

облака красные и фиолетовые, розовые

деревья огненно-красные и темно-синие, розовую плакучую иву

Разбор типового контрольного задания

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Текст вопроса: Вставь пропущенные слова в текст.

Она видела ……… солнце и какие-то ………. ………. создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них ……… паруса корабля и . облака в небе; голос их звучал как ………, но такая ………. что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

Источник

Г Х Андерсен Русалочка

Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс.

Провела: Рамазанова Заира Ага –Миршидовна. МбОУ «Гимназия Культуры мира».

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка»

Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Развивать универсальные учебные действия учащихся:

расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

развивать умения анализировать и представлять информацию в

виде схемы, модели, рисунка

развивать социально приемлемые формы поведения;

умения самостоятельного и совместного принятия решений;

навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

формировать позитивную самооценку, самоуважение;

воспитывать целеустремленность и настойчивость.

I. Организационный момент .

1. Стихотворениезагадка.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

III. Творчество и жизнь писателя. Слайд 2.(Портрет писателя и годы жизни)

1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)

2. Викторина по произведениям.

— Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)

— Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)

— Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

-О чём эта сказка?

( О любви девушки к юноше.)

IY.Сообщение цели и задач урока.(формулируют учащиеся)

Y.Работа над сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

— Кто главный герой сказки?

Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир земной мир

Читайте также:  Яркое небо оранжевое солнце

С кем живёт Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

— Какой она была из сестёр?

Самая младшая , милее всех

Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?

Вместо ног хвост, как у рыб.

— О чём мечтала Русалочка, о чём думала?

Тянуло на поверхность

— Когда она впервые поднялась на поверхность?

Поднялась на поверхность в 15 лет

— Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?

— Что произошло во время бури?

Во время бури спасла молодого принца

— Изменилась ли Русалочка после этого события?

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

Всё сильнее тянуло к людям

Полюбила принца больше , чем отца и мать.

— Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?

Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?

— Как она сама об этом говорит?

Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

Отдала свой чудный голос, стала немая.

— Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

Кем стала Русалочка во дворце принца?

Стала первой красавицей при дворе.

— Любил ли принц Русалочку?

(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

— Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

— Кто и как пытался её спасти?

— Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

Не смогла убить принца.

— Что же стало с Русалочкой?

Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

песок _________________________, ______________________________

цветы ___________________________, ____________________________

Эпитеты: деревья _________________________

Сравнения: вода, как ______________________________________________________

солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.

(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)

YII. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

1.Общие выводы по сказке.

-Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?

(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

— Как бы вам хотелось закончить сказку?

— А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

— Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над лексическим значением слова.

— Как вы поняли лексическое значение слова любить?

ЛЮБИТЬ — (выслушиваются мнения детей)

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

— О какой любви говорит автор в этой сказке?

(девушки к юноше)

— Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

— Чему учит нас эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

Источник

Adblock
detector