Самые амбициозные космические проекты России
После решения о возобновлении программы по освоению Луны власти РФ определились с началом ее активной фазы. Как заявил глава Роскосмоса Олег Остапенко, полномасштабное освоение естественного спутника Земли «начнется в конце 20-х — начале 30-х годов». В целом на изучение космоса, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, правительство намерено выделить 321 миллиард рублей до 2025 года.
Как сообщает РИА «Новости», часть из объявленной Рогозиным суммы пойдет на создание новых модулей МКС, а также на развитие автоматического космического аппарата ОКА-Т, находящегося сейчас на станции и предназначенного для проведения экспериментов в условиях глубокого вакуума. «Очень много всего намечено», — сказал Рогозин.
В оформленном виде, как пояснил Остапенко, проект новой Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет согласован правительством «в ближайшее время». По словам главы космического ведомства, программа почти полностью прошла согласование.
«Данная программа, формирование ее практически завершено, мы завершаем стадию согласования и в ближайшее время она будет представлена на утверждение», — сказал Остапенко, которого цитирует РИА «Новости», на совещании в Центре подготовки космонавтов.
Новая программа предполагает, в частности, создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса, активное освоение Луны, разработку робота-космонавта, который будет помогать экипажу Международной космической станции (МКС) во время выходов в открытый космос.
Для сравнения, США в соответствии со своей космической программой в 2030-е годы рассчитывают осуществить путешествие человека на Марс. Недавно американские специалисты испытали в атмосфере Земли новую технологию посадки на Красную планету «летающей тарелки» — аппарата Low-Density Supersonic Decelerator. При этом на Марсе уже более года работает американский марсоход Curiosity.
Что касается МКС, то на совещании по развитию космонавтики Рогозин поставил вопрос о том, насколько стране целесообразно развивать пилотируемую космонавтику в международном аспекте. Вице-премьер обратил внимание, что в настоящей геополитической ситуации, учитывая развитие экономик ведущих стран мира, Россия обязана быть максимально прагматичной.
«Мы должны определить для себя, что мы делаем дальше. Я хотел бы услышать ваше мнение относительно того, есть ли смысл нам продолжать работу в рамках пилотируемой космонавтики в международном аспекте, или нам пора разрабатывать сугубо национальный проект», — цитирует РИА «Новости» Рогозина.
Ранее вице-премьер говорил, что Россия после 2020 года может направить свои средства на более перспективные космические проекты, чем Международная космическая станция. А в ответ глава НАСА Чарлз Болден выразил мнение, что трения между США и Россией по поводу кризиса на Украине все-таки не приведут к окончанию работы международной станции.
Среди представленных летом российских космических проектов есть интересные, дорогие, сомнительные и вполне реализуемые.
Вряд ли все эти проекты будут выполнены в полном объеме в будущем, но если это произойдет, случится очередная революция в освоении космоса.
1. Ликвидатор: космический дворник
Люди еще не освоили космос, но уже успели его загрязнить. Согласно данным Space Surveillance Network, вокруг Земли вращается порядка 16 200 объектов, каждый из которых может представлять угрозу для новых космических аппаратов.
Есть определенный шанс того, что сюжет фильма «Гравитация», в котором два космонавта оказываются отрезанными от Земли в результате разрушения их космических аппаратов мусором, может сбыться. В августе Роскосмос объявил о своих планах по разработке космического аппарата для очистки геостационарной орбиты от отработанных спутников и верхних ступеней космических ракет. Проект под названием «Ликвидатор» должен получить развитие в период 2018-2025 годы с бюджетом примерно в 10,8 миллиарда рублей (порядка 300 миллионов долларов).
2. Новые космодромы
Роскосмос планирует потратить 900 миллиардов рублей (24,3 миллиарда долларов) на инфраструктуру для поддержки космодромов. Эти средства будут использованы для расширения космодрома Плесецк, а также для завершения строительства космодрома Восточный и поддержки космического комплекса Байконур в Казахстане.
3. Дистанционное зондирование земли
Дистанционное зондирование земли — одно из самых слабых мест российской космической отрасли. Не имея национальной программы в космосе, российские ученые вынуждены полагаться на информацию от международных спутников.
Федеральная космическая программа, которая должна разрабатываться в 2016-2025 годах, обещает увеличить присутствие орбитальных спутников в космосе путем вывода 26 высокотехнологичных аппаратов общей стоимостью 358 миллиардов рублей (9,7 миллиарда долларов).
Среди проектов, включенных в программу: «Метео-ССО», глобальная гидрометеорологическая и гелиофизическая система из четырех спутников нового поколения; «Метео-Глоб», глобальная система метеорологического зондирования, использующая видимые и инфракрасные частоты; «Ресурс», программа из трех спутников, которые будут снимать Землю с высоким и сверхвысоким разрешением; «ЕС-ССО», система космического надзора в случае возникновения чрезвычайных ситуаций из 10 спутников на синхронной с Солнцем орбите; «ЕС-ГСО», похожая система чрезвычайного реагирования, работающая в оптическом и радиолокационном диапазонах на геостационарной орбите.
4. База на Луне
Российский космический аппарат первым облетел темную сторону Луны и взял образцы почвы, но мы не высаживали людей на поверхность спутника.
В настоящее время Роскосмос серьезно озаботился проблемами исследования Луны. Агентство планирует потратить 280 миллионов долларов на развитие лунной базы, доставить мобильный манипулятор, грейдер, экскаватор, кабельное покрытие и мобильного робота на лунную поверхность в 2018-2025 годах. Похоже на то, что Роскосмос хочет серьезно обосноваться на Луне.
5. Луноход
Лунная база без лунохода — деньги на ветер, поэтому Роскосмос разрабатывает новый ровер, который займется поиском природных ресурсов. Луна полна ресурсами вроде редкоземельных элементов, титана, урана, которых мало на Земле. Также она богата гелием-3, возможным топливом для ядерного синтеза. Новый лунный транспорт будет называться «Лунамобиль», и его разработка должна завершиться к 2021 году с последующими испытаниями в течение четырех лет.
6. Сверхтяжелая ракета для Марса
В сентябре 2014 года планы по разработке сверхтяжелой ракеты мощностью 120-150 тонн полезной нагрузки получили предварительное одобрение президента Владимира Путина. Эта ракета является одной из самых дорогих идей Роскосмоса, и ее бюджет в два раза больше, чем ракеты «Ангара», которая используется на данный момент. Цель будущей ракеты — полет на Марс. NASA разрабатывает с этой целью аналогичный аппарат.
7. «Спектр-РГ» для исследования черных дыр
В 2013 году Российско-немецкая обсерватория высоких энергий «Спектр-РГ» была готова к запуску с целью изучения галактических кластеров и черных дыр с телескопом eROSITA. Хотя идея находится в разработке с 1980-х годов, проект получил перезапуск только в 2005 году с бюджетом в 135 миллионов долларов. Несколько раз его приостанавливали из-за задержек, связанных с немецкой разработкой телескопа. Обсерватория должна быть готова к 2017 году.
Источник
Российский проект освоения космоса
Основные положения Федеральной космической программы 2016-2025
Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.
Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.
На первом этапе (2016 — 2020 годы) осуществляются наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава преимущественно космическими аппаратами, созданными в предшествующий программный период, опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, создание которых планируется в соответствии с Программой, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.
На втором этапе (2021 — 2025 годы) осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года.
- развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектами на траекториях полета к Луне и Марсу;
создание многофункциональной космической системы ретрансляции, обеспечивающей обслуживание космических аппаратов в режиме индивидуального доступа;
создание космических комплексов для контроля солнечной активности, космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;
создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут;
обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании и производстве ракетно-космической техники;
создание не менее 5 космических аппаратов для проведения углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, а также для доставки образцов лунного грунта на Землю;
предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, отвечающих необходимым потребностям гидрометеорологической службы;
выполнение международных обязательств по Международной спутниковой системе поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ» и по участию не менее чем в 2 миссиях в рамках международной кооперации по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца, в осуществлении полетов автоматических космических аппаратов к планетам и телам земной группы, доставке грунта с Фобоса;
создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит;
проведение научно-исследовательских работ, создание перспективных базовых изделий и освоение критических технологий, обеспечивающих создание изделий ракетно-космической техники с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, созданных по перспективным производственным технологиям, с использованием систем цифрового проектирования и моделирования, аддитивных технологий и новых композиционных материалов, элементной базы нового поколения, а также перспективных коммуникационных систем, приборов и устройств на основе технологий фотоники и квантовых эффектов;
создание не менее двух отечественных космических обсерваторий и разработка до уровня наземной экспериментальной отработки комплекса научной аппаратуры не менее 2 космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических объектов;
завершение развертывания российского сегмента Международной космической станции в составе 7 модулей и продолжение ее эксплуатации до 2024 года с обеспечением технической возможности создания российской орбитальной станции на базе 3 российских модулей Международной космической станции после завершения ее эксплуатации;
создание космического комплекса и выполнение научной программы по исследованию факторов, воздействующих на живые организмы в ходе полетов космических аппаратов на околоземных орбитах;
создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения и проведение его летной отработки (не менее 3 запусков), разработка ключевых элементов космических ракетных комплексов сверхтяжелого и среднего классов;
обеспечение сокращения длительности опытно-конструкторских работ;
обеспечение готовности организаций ракетно-космической отрасли к выполнению мероприятий Программы.
СВЯЗЬ, ВЕЩАНИЕ И РЕТРАНСЛЯЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
К 2025 году РОСКОСМОС планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов (КА) в 2015 году до 41 КА. При этом только 17 КА изготавливаются за счет бюджетных средств. Что позволит к 2025 году обеспечить:
- на 100% подвижную президентскую и правительственную связь, распределение программ телерадиовещания на территории РФ;
- передачу сообщений, голосовую и документальную связь, контроль и управление состоянием особо опасных и критически важных объектов в интересах федеральных органов исполнительной власти;
- глобальное и непрерывное телекоммуникационное обслуживание низкоорбитальных космических аппаратов наблюдения, контроль и управление международной космической станцией (МКС), передачу телеметрической информации с ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) при запусках.
Более чем в 2,5 раза возрастут возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг непосредственного телевизионного вещания, телевизионного вещания высокой четкости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, ведомственных и корпоративных сетей связи. Развертыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения арктического региона.
К 2025 году планируется увеличить орбитальную группировку с 8 КА (в 2015 году) до 23 КА. Орбитальная группировка средств ДЗЗ позволит значительно снизить зависимость РФ от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения.
Примеры результатов расширения возможностей орбитальной группировки ДЗЗ, представляющих интерес для самого широкого круга потребителей (обычных граждан): повышение достоверности краткосрочных прогнозов погоды в регионе и повышение периодичности получаемых данных о состоянии застроек окрестных площадей дачных участков и сельских поселений, строительстве дорог, состоянии близлежащих лесных массивов (гари, вырубки и т.д.).
Кроме того, космические комплексы ДЗЗ способны обеспечивать создание кадастров природных ресурсов, определение мест и масштабов чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки в Арктике.
На космические аппараты гидрометеорологического обеспечения «Метеор-М» запланирована установка целевой аппаратуры КОСПАС-САРСАТ.
КОСПАС-САРСАТ – это международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолетах в случае аварийных ситуаций.
Основные характеристики создаваемых в рамках Программы КА будут значительно превышать характеристики КА, созданных в предыдущий программный период и не будут уступать аналогичным показателям зарубежных КА.
В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски 15 КА и увеличить при этом состав орбитальной группировки с 1 КА в 2015 году до 4 КА в 2025 году.
Основные мероприятия: международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс», реализация научных программ исследований астрофизических объектов (КА «Спектр-РГ», «Спектр-УФ») и реализация первого этапа лунной программы, предусматривающего запуск 5 автоматических КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный) «Луна-Грунт»).
В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски следующих КА:
- для реализации научных программ исследований астрофизических объектов – 2 КА («Спектр-РГ», «Спектр-УФ»);
- для изучения комбинированных эффектов невесомости и ионизирующей радиации на различные организмы в ходе полета – 2 КА («Бион» № 2, 3);
- для исследования Луны, Марса и планет Солнечной системы – 8 КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный), «ЭкзоМарс» № 1, 2, «Луна-Грунт», «Экспедиция-М»);
- для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды – 3 КА («Арка», «Резонанс», «Ломоносов»).
До 2024 года будет продолжена эксплуатация Международной космической станции (МКС). В это время предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые уже находятся в производстве, дополнив их системами, обеспечивающими автономность полета после 2024 года, для обеспечения возможности создания на их основе российской орбитальной станции.
Эксплуатация МКС до 2024 года позволит проводить эксперименты не только в интересах социально-экономической сферы, но обеспечить отработку ряда перспективных технологий и космических систем (комплексов), необходимых для реализации программ освоения Луны и дальнего космоса.
Кроме того, в рамках реализации второго этапа лунной программы (пилотируемого) планируется в 2021 году начать в беспилотном варианте летные испытания пилотируемого космического корабля нового поколения, а в 2023 году – провести первый пуск с экипажем к МКС.
Также Программа предусматривает создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки человека на Луну.
Особое значение для обеспечения перспективы развития отечественной космической техники и ракетно-космической отрасли имеет развитие базовых элементов и перспективных технологий.
Программа предусматривает выполнение работ, в результате которых будет обеспечено создание:
- целевой аппаратуры КА ДЗЗ для наблюдения со сверхвысоким разрешением на основе новых технологий, а также для связи и ретрансляции на основе отечественных комплектующих;
- параметрических рядов двигательных установок средств выведения и КА на экологическом топливе, ядерных энергетических установок, систем управления для средств выведения;
- общеотраслевых технологий космического машиностроения, приборостроения, материаловедения в интересах доведения надежности космических средств до мирового уровня.
Реализация в полном объеме планируемых в рамках Программы мероприятий позволит создавать новые поколения КА не «с нуля», а на базе отработанных конструкций, что удешевит и ускорит процессы их разработки, а также нарастить постоянно действующую отечественную орбитальную группировку социально-экономического, научного назначения с 49 КА на начало 2016 года до 73 КА в 2025 году.
Будет обеспечено требуемое качество и безопасность ракетно-космической техники, включая развитие методов и средств наземной отработки космических автоматических и пилотируемых аппаратов, создание отечественной компонентной базы космического применения, развитие системы контроля околоземного космического пространства и предупреждения об опасных сближениях.
Таким образом, реализация Программы позволит придать импульс для развития имеющегося космического потенциала, который позволит решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космической техники в интересах обороноспособности, безопасности, социально-экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.
Основными принципами осуществления Программы в целях решения задач государственной политики в области космической деятельности в интересах социально-экономической сферы, науки, техники и международного сотрудничества в 2016 – 2025 годах являются:
- соответствие целей и задач Программы целям и задачам государственной политики в области космической деятельности;
- техническая реализуемость, учитывающая при формировании Программы существующий научно-технический и научно-технологический потенциал организаций ракетно-космической отрасли, а также прогнозируемые мероприятия по их техническому и технологическому переоснащению;
- последовательное замещение импортной электронной компонентной базы отечественного производства;
- всесторонняя обоснованность направлений развития ракетно-космической техники, предусматривающая опережающее проведение системных исследований, а также комплексное обоснование проектных обликов и требований к техническим характеристикам космических систем и комплексов, совершенствование организации, повышение научной и прикладной значимости научно-исследовательских работ;
- инновационное развитие, предусматривающее приоритетное включение в Программу инновационных проектов и технологий, обеспечивающих мировой уровень технических (технологических) и эксплуатационных характеристик создаваемой ракетно-космической техники;
- оптимизация бюджетных расходов, формируемых в соответствии с экономическим потенциалом страны и с привлечением внебюджетных средств для достижения целей Программы;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, (в соответствии с Основами государственной политики), передача в сферу ответственности бизнеса изделий космической техники в интересах удовлетворения потребностей социально-экономической сферы;
- рациональная преемственность, предусматривающая включение в Программу лишь тех мероприятий Федеральной космической программы России на 2006 — 2015 годы, для которых подтверждена актуальность и реализуемость принятых технических решений.
Для достижения главных целей государственной политики в области космической деятельности Основами государственной политики установлены следующие приоритеты космической деятельности:
- деятельность, связанная с обеспечением гарантированного доступа Российской Федерации в космос со своей территории, с развитием и использованием космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, в целях обороны страны и безопасности государства, а также с развитием ракетно-космической отрасли и выполнением международных обязательств;
- деятельность, связанная с созданием изделий ракетно-космической техники в интересах науки;
- деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов, включая создание научно-технического задела для осуществления проектов в рамках международной кооперации.
Источник