Меню

Римская мифология бог солнца

Боги и богини Древнего Рима

В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека. По мере усиления контактов с Грецией в римской религиозной системе произошли значительные изменения: божества «получили» человеческий образ, а многие из них были отождествлены с греческими богами. Более того, с течением времени некоторые греческие мифы и легенды распространились на римских богов.

Юпитер, верховный бог

Бог неба, грозы и дневного света, высшее божество, охраняющее мировой порядок, покровитель римского государства. Его символы — орел и молнии.

Марс, бог войны

Как легендарный отец Ромула и Рема считался родоначальником и покровителем всех римлян. Изначально был богом — охранителем полей, но потом стал богом войны как ремесла. В честь него был назван месяц март. Его символы — копье и щит.

Меркурий, бог торговли и всякого промысла

Вестник богов, податель сновидений и проводник умерших. Кроме того, он был богом изобретений, гимнастических изобретений, музыки и красноречия. Покровитель торговцев и воров. Изображали его в виде юноши в крылатых сандалиях с кадуцеем (жезлом, перевитым двумя змеями) и кошельком в руках.

Либер, или Вакх, бог — покровитель виноделия

Бог вина и веселья. В деревнях во время сбора винограда в его честь пели веселые и шутливые песни. В городах при праздновании Либералий, посвященных ему, устраивали театральные представления.

Нептун, бог моря

Он управляет всеми морскими явлениями: посылает бури и успокаивает волны. Как колебатель земли, производит землетрясения и рассекает скалы. Неумолим и яростен в гневе. Его почитали также как покровителя коней и конных соревнований. Часто изображали стоящим на колеснице с трезубцем в руках.

Аполлон, бог — защитник блага и порядка

Вестник воли Юпитера, следит за ее исполнением, поражая ослушников стрелами и болезнями, а исполнителям даруя благоденствие. Бог предсказаний, поэзии, музыки и пения. Изображали в виде прекрасного юноши с луком в руке и колчаном за спиной или в виде вдохновенного певца с лирой в руках.

Дит, бог подземного мира

Обладатель несметных богатств, скрытых в недрах земли. Другое его имя -Орк, бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену.

Сатурн, бог посева и жатвы

Согласно легендам, после свержения с неба Юпитером поселился как царь у подножия Капитолия. Во время своего пребывания на земле научил людей выращивать зерно и виноград, а также жить в мире и согласии. В память о его царствовании римляне справляли праздник Сатурналии .

Янус, бог всякого начала

Двуликий бог, одновременно смотрящий вперед и назад. Ему были посвящены начало года и каждого месяца, дверные косяки и арки. Его храм имел форму городских ворот: их открывали во время войны и закрывали с наступлением мира.

Вулкан, бог огня и очага

К нему всегда обращались с молитвами об охране от пожара. Был покровителем кузнечного ремесла, и его самого часто изображали , в виде плечистого, но хромого кузнеца. Одна из его мастерских, согласно легендам, находилась в недрах сицилийской горы Этна.

Читайте также:  Майданов расстояние от солнца до солнца

Купидон, или Амур

Сын Венеры. Обычно его изображают в виде крылатого юноши или мальчика с луком в руке и колчаном за плечами. Он полон хитрости и лукавства, а от его стрел, способных как разжечь любовь, так и погубить ее, нет спасения ни людям, ни богам.

Диана, богиня луны и растительной жизни

Покровительница лесных растений и животных, но в то же время богиня-охотница. Помогала женщинам во время родов. Считалась защитницей плебеев и рабов. Ее изображали в виде молодой девушки с луком и стрелами, иногда в сопровождении лани.

Церера, богиня земледелия и хлеба

Имя этой богини происходит от латинского глагола со значением рождать, создавать. Ей поклонялись в основном в сельской местности, справляя в ее честь праздники перед началом посева и во время сбора урожая. Часто изображали в виде женщины средних лет с венком из хлебных колосьев на голове, с колосьями в одной руке и с факелом — в другой.

Квирин

Его точное происхождение и функции неизвестны. По одной версии, это божество племени сабинян , по другой — Ромул, ставший богом после своей смерти.

Венера, богиня природы, любви и красоты

Олицетворение производительных сил природы. Покровительница супружеской любви. Ее изображали в виде необыкновенно прекрасной женщины. Особым уважением и почитанием эта богиня стала пользоваться со времени правления императора Августа, так как считалась прародительницей рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и сам Октавиан Август .

Веста, богиня домашнего очага и огня на нем

В древности центром каждого дома был очаг, поэтому богиня, олицетворение горящего на нем огня, почиталась как основательница и охранительница домашней жизни. Считается, что государственный культ этой богини ввел Нума Помпилий. Ее храм, в отличие от других, круглый в плане, находился на Форуме, 6 жриц-весталок постоянно поддерживали в нем огонь. Римляне верили,что их государство будет существовать до тех пор, пока будет гореть огонь в храме Весты.

Минерва, богиня мудрости

Главные черты этой богини — благоразумие и сила. Она покровительница Рима, руководительница и защитница городов во время мира и войны. Под ее опекой находились также учителя, писатели, поэты и актеры. Изображали ее с копьем в руке, шлемом на голове и эгидою, чешуйчатым панцирем на плечах и груди, а у ног помещали сову или змею, символы мудрости.

Юнона, царица неба

Она была одновременно сестрой и женой Юпитера. Почиталась как заступница и покровительница девушек и женщин: она заботилась об устройстве браков, святость которых строго охраняла, дарила счастье в семейной жизни и помогала при родах. Как супруга верховного бога считалась защитницей города Рима и всего государства. Ее изображали в виде женщины средних лет с диадемой на голове, скипетром в правой руке (знаками царского достоинства) и жертвенной чашей или гранатом, символом любви, — в левой.

Источник

Соль (римская мифология) — Sol (Roman mythology)

Практики и верования
  • возлияние
  • жертва
  • вотум
  • храмы
  • фестивали
  • Люди
  • похороны
  • Императорский культ
  • мистические религии
Священство
  • Понтификсы
  • Augures
  • Вестейлы
  • Фламины
  • Fetiales
  • Эпулоны
  • Fratres Arvales
Читайте также:  Солнце своими руками самому
Божества
  • Список римских божеств
  • Двенадцать главных богов
  • Капитолийская триада
  • Авентинская триада
  • боги подземного мира
  • Indigitamenta
  • Боже Юлий
  • Божественный Август
похожие темы
  • Словарь древнеримской религии
  • Римская мифология
  • Древнегреческая религия
  • Этрусская религия
  • Галло-римская религия
  • Interpretatio graeca
  • Упадок греко-римского политеизма

Сол — олицетворение Солнца и бога в древнеримской религии . Долгое время считалось, что в Риме на самом деле было два разных последовательных бога солнца : первый, Sol Indiges, считался неважным и вообще исчез в ранний период. Ученые утверждали, что только в поздней Римской империи с прибытием в Рим сирийского Sol Invictus , возможно, под влиянием митраистских мистерий , солярный культ вновь появился . Недавние публикации подвергли сомнению представление о двух разных богах Солнца в Риме, указав на многочисленные свидетельства преемственности культа Солнца и отсутствие какой-либо четкой дифференциации — ни по названию, ни по изображению — между «ранним» и «поздним». «Римский бог солнца.

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Латинское соль для « Солнца », как полагают, происходит из протоиндоевропейского языка , как продолжение гетероклитического * Seh 2 ul- / * Sh 2 -en- , и, таким образом, связано с другими солнечными божествами в других индоевропейских странах. европейские Языки : германское Соль , санскрит Сурья , греческий Helios , литовский Сауле . Также сравните латинский sol с этрусским usil . Сегодня соль (или ее вариации, такие как итальянская подошва или французская солей ) по-прежнему является основным словом для обозначения «солнца» в романских языках .

В Римской республике

Согласно римским источникам, поклонение Солнцу было введено Титом Татием вскоре после основания Рима. В Вергилии он является дедушкой Латина , сына дочери Сола Цирцеи, которая жила недалеко от Рима в Монте-Чирчео. Святыня Сол стояла на берегу Нумиция, недалеко от многих важных святынь ранней латинской религии.

В Риме у Соля был «старый» храм в Большом цирке, согласно Тациту (56–117 гг. Н. Э.), И этот храм оставался важным в первые три века н. Э. На Квиринале был также старый храм Сола , где 9 августа Сол Индигес приносили ежегодное жертвоприношение в ознаменование победы Цезаря при Фарсале (48 г. до н. Э.). В римских ритуальных календарях или фасти также упоминается праздник Sol Indiges 11 декабря и жертвоприношение Sol и Luna 28 августа. Традиционно ученые считали Sol Indiges более ранней, более аграрной формой, в которой был римский бог Сол. поклонялись и считали его очень отличным от покойного римского Sol Invictus, которое, как они считали, было преимущественно сирийским божеством. Однако ни эпитет «индиги» (который вышел из употребления через некоторое время после Цезаря), ни эпитет «инвиктус» не используются с какой-либо последовательностью, что делает невозможным различие между ними.

Sol Invictus

Сол Инвиктус (английский переводится как «Непокоренное Солнце») долгое время считался поддерживаемым иностранным государством богом солнца, привезенным из Эмесы или Пальмиры в Сирии императором Аврелианом в 274 году и затмившим по важности другие восточные культы, вплоть до отмены культа. классическая римская религия под Феодосием I . Однако доказательства этого в лучшем случае скудны, и представление о том, что Аврелиан ввел новый культ солнца, игнорирует многочисленные свидетельства на монетах, изображениях, надписях и в других источниках о сильном присутствии бога солнца в Риме повсюду. имперский период. Тертуллиан (умер в 220 г. н.э.) пишет, что Большой цирк был посвящен в первую очередь Солнцу. Во время правления Аврелиана была основана новая коллегия понтификов Сола.

Читайте также:  Митра бог солнца отец отцов наших

Существует некоторая дискуссия о значении даты 21 декабря для культа Солнца. Согласно единственному, позднему источнику, 21 декабря римляне устроили фестиваль Dies Natalis Invicti , «день рождения непокоренного». Большинство ученых предполагают, что имелся в виду Sol Invictus, хотя наш источник об этом фестивале не говорит об этом прямо. 25 декабря обычно указывалось как дата зимнего солнцестояния с первым заметным удлинением светового дня. Были фестивали и в другие дни декабря, включая 11-е (упомянутое выше), а также август. Гордон отмечает, что ни один из этих фестивалей не связан с астрономическими событиями. Когда был учрежден фестиваль 25 декабря, неясно, поэтому трудно оценить, какое влияние (если таковое имело место) он оказал на установление Рождества .

На протяжении 4-го века культ Сола продолжал поддерживаться высокопоставленными понтификами, в том числе знаменитым Веттием Агорием Претекстатом .

Связь с императорами

По мере того, как Культ Солнца рос, и Сол перенимал атрибуты других божеств, он стал использоваться как способ демонстрации имперской власти. Корона излучает показано на портреты некоторых императора на монетах , отчеканенных в 3 — м веке был связан с Солнцем, и , возможно, под влиянием ранее изображением Александра Македонского . Монеты, отчеканенные в 4 веке, изображают Соль на одной стороне. Константин I носил «лучистую корону», хотя некоторые утверждают, что она была предназначена для изображения « Святых Гвоздей », а не Солнца.

Отождествление с другими божествами

Греческая ассимиляция Аполлона и Гелиоса уже установилась в Риме к концу республики.

Различные римские философы размышляли о природе солнца, но не пришли к единому мнению. Типичный пример — Нигидий , ученый I века до н. Э. Его работы не сохранились, но, написав пять веков спустя, Макробиус сообщает, что Нигидиус утверждал, что Сол должен быть отождествлен с Янусом и что у него есть двойник, Яна , которая была Луной . Таким образом, они должны были считаться высшими из богов, приносившими свои жертвы раньше всех остальных. Такие предположения, по-видимому, были ограничены эрудированной элитой и не повлияли на хорошо засвидетельствованный культ Сола как независимого божества: ни в одном древнем источнике, кроме Макробиуса, не упоминается приравнивание Сола к Янусу.

Связь с Митрой

Сол много раз появляется в изображениях Митры, таких как Тавроктония Митры, убивающего быка и смотрящего на Сола через плечо. В других сценах они появляются вместе, когда Митра поднимается за колесницей Сола, пожимает руки и в некоторых изображениях Солнца преклоняет колени перед Митрой. Митра был известен как Sol Invictus, хотя Сол — отдельное божество, парадоксальные отношения, в которых они являются друг другом, но отдельными. Это отдельные божества, но из-за некоторого сходства между ними может быть создана связь, которая может привести к тому, что одно будет преобладать над другим.

Источник

Adblock
detector