Меню

Ребенок говорит что с луны

Маленькие сомнамбулы

Детский организм настолько интересен и загадочен, что иногда поведение ребенка кажется удивительным и даже мистическим. Человеку, непосвященному в «тайны» детства, некоторые действия могут показаться ненормальными, противоестественными. Речь идет о таких непонятных явлениях, как снохождение (лунатизм) и сноговорение ребенка. Явления эти с древних времен волновали умы ученых, и в наше время уже хорошо ­изучены.

Сноговорение — явление, когда дети во время сна произносят различные звуки, фразы. Зачастую фразы эти настолько неотчетливые, что невозможно понять, о чем речь. Ночной «разговор» может продолжаться несколько секунд, а иногда минут. Приступы сноговорения обычно слабо выражены и довольно редки, это не должно волновать родителей и не требует специального лечения. Подобное состояние может быть следствием дневных стрессов, усталости и дефицита ­сна.

Снохождение, или сомнамбулизм (F51.3 по МКБ — 10, лунатизм) — известное с древних времен удивительное расстройство детского сна. Снохождение чаще выражено в полную фазу луны (отсюда и название — лунатизм). По данным статистики, примерно 10–30 % детей хоть раз в жизни испытывали на себе симптомы сомнамбулизма. А у 3–5 % явление имело повторный характер. Чаще всего снохождение бывает в возрасте от четырех до двенадцати лет, и скорее встречается у мальчиков. Хотя возможно появление признаков лунатизма у детей и в подростковом ­возрасте.

Как это выглядит?

На взгляд неискушенного наблюдателя происходит нечто таинственное: среди ночи, примерно через 1–2 часа после засыпания, малыш встает с постели и начинает ходить или что‑то делать. Иногда ребенок может не вставать, а просто проявлять признаки беспокойства, «крутясь» на кровати. Кажется, что малыш все делает осмысленно, как будто он проснулся и отдает отчет своим действиям, на самом деле он находится в глубоком ­сне.

Если приглядеться, можно заметить, что все движения ребенка бессмысленны и плохо координированы. Чаще всего можно наблюдать хождение по разным комнатам, реже можно видеть действия с предметами, которые как бы копируют обычные ежедневные действия (одевание, манипуляции с игрушками и т. д.). Обычно снохождение продолжается от нескольких минут до получаса. Взгляд малыша становится отрешенным, выражение лица безучастным, какая‑либо реакция на окружающих отсутствует. Разбудить малыша тяжело, но если вдруг эти попытки увенчались успехом, то он долго не может прийти в себя, не понимает и не помнит, что делал, он просто дезориентирован.Дело в том, что действия во сне происходят в фазе глубокого (медленного) сна. Поэтому все, что было в этот период во сне, ребенок после пробуждения не ­помнит.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Опасен ли детский лунатизм и как себя вести родителям?

Если в семье есть ребенок-лунатик, не нужно волноваться и «сеять» панику, родители должны успокоиться. Нужно рекомендовать взрослым лишь более внимательно присматриваться к малышу во время его ночных хождений. Это необходимо, чтобы описать в подробностях все действия ребенка специалисту.

Читайте также:  С луны можно увидеть метеоры

Важный момент: ребенка не нужно будить. Лучше просто провести его назад на кровать и подождать, когда малыш снова уснет. Впрочем, некоторые дети могут «поддаться» мягкому и ласковому пробуждению, после чего их легче перенести в спальню в свою кроватку.

Родителям не стоит обсуждать снохождение с ребенком. Можно лишь попытаться осторожно выяснить, помнит ли он что‑нибудь из прошлой ночи.

Обеспечить безопасность

Как мы уже упоминали, сноговорение практически безопасно, да и снохождение само по себе серьезной опасности для здоровья не представляет. Но существует опасность последствий. По данным статистики, дети, страдающие снохождением, в 25 % случаев причиняют себе вред (столкновение с опасными предметами, падение с крыши, выпадение из ­окна).Нередко дети-сомнамбулы причиняют повреждения окружающим — ранения острыми предметами и т. ­д.

Если факт сомнамбулизма очевиден и доказан, следует «рассчитать» вероятные «маршруты» ночных прогулок малыша, и тем самым предотвратить риск ­повреждений.

При приступах снохождения нельзя закрывать детей одних в комнате, но можно ограничить их выход из комнаты с помощью специальных предметов: дверь с сеткой, заборчик. Это поможет родителям услышать необычные ночные шумы и вовремя прийти на ­помощь.

Бывают случаи, что родители сами не замечают приступов лунатизма у ребенка (крепко спят и т. д.), но у них закрадываются подозрения. В таком случае можно «положиться» на радионяню или ­видеокамеру.

Снять напряжение

С медицинской точки зрения при детском сомнамбулизме эффективными будут незапланированные пробуждения ребёнка. Прерывание цикла сна предотвращает приступ снохождения. Лучше выработать своеобразный «график» сна. В первую очередь подразумевается отказ от активных игр перед сном и обеспечение полной тишины при ­засыпании.

При сомнамбулизме хорошим эффектом обладают успокаивающие чаи из лаванды, мелиссы, валерианы. Эти чаи способствуют стабилизации сонных ритмов. Благоприятно влияет хмель, который можно оставить в мешочке под подушкой малыша. Хмель оказывает успокоительное ­действие.

Хорошо перед засыпанием поговорить с ребенком о том, как у него прошел день, или просто похвалить малыша за хорошие поступки, которые он совершил днем. Даже обычные сказки на ночь и колыбельные могут существенно снизить риск появления приступов ­сомнамбулизма.

Наладить семейную обстановку

Такие хронические нарушения сна, повторяющиеся по несколько раз в месяц, незаметно и постепенно формируют поведенческую инсомнию, т. е. расстройство организации поведения, обусловленное неправильным сном, которое «превращает» жизнь родителей в ­кошмар.

Если мама ребенка, страдающего снохождением и сноговорением, полноценно не спит в течение трех-шести месяцев, то очень скоро она будет нуждаться в неврологической помощи! И хотя на первый взгляд сам ребенок не страдает от недосыпания, но проблемы со сном матери неизбежно вызывают психологические проблемы и у ребенка.

На практике заметна теснейшая связь расстройств сна у ребенка с психологическими неудачами в семье. «Климат» в семье при хронических расстройствах сна у ребенка заметно меняется не в лучшую сторону. И возникает замкнутый круг, где детские расстройства сна приводят к психологическим проблемам в семье, которые неминуемо ведут к учащению приступов сомнамбулизма. Не все семьи способны самостоятельно справиться с этими проблемами. В таком случае хорошие педиатры, неврологи и психологи помогут найти выход из сложной ситуации и справиться с ­трудностями.

Источник

Луна — объяснение для детей

Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.

Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).

Читайте также:  Сиденье для унитаза луна

Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.

Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.

Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.

Как появилась Луна — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).

Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.

Внутренняя структура Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.

Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).

Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.

Состав поверхности Луны — объяснение для детей

Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.

Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.

Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).

На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.

Лунная атмосфера — объяснение для детей

Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.

Орбитальные характеристики Луны — объяснение для детей

  • Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
  • Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
  • Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.

Орбитальный путь Луны — объяснение для детей

Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.

Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.

Читайте также:  Черная луна растущая или убывающая

Вид на Земля с поверхности Луны

Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.

Лунные затмения — объяснение для детей

В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.

Времена года — объяснение для детей

Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на Солнце. Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.

Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.

Исследования Луны — объяснение для детей

Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.

Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.

Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны

СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.

Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.

Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.

Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне — Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.

Источник

Adblock
detector