Меню

Ребенок это солнце вокруг которого вращается средства образования

Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАнгелина Яськова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты.» — Транскрипт:

1 Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В.

3 Создание плана совместной деятельности участников УВП по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. Ц е л ь :

4 Задачи семинара: 1.Познакомить с основными направлениями психологического сопровождения. 2.Определить критерии психологического здоровья. 3.Организовать работу творческих групп с целью выработки механизма совместной деятельности по сохранению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. 4.Разработать план совместной деятельности участников УВП по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями как основную составляющую проекта.

5 Планируемый результат: 1.План совместной деятельности участников УВП 2.Механизм взаимодействия участников УВП 3.Схема проекта по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с особыми образовательными потребностями. 4.Повышение психологической компетентности участников семинара.

7 Типизация детей с особыми образовательными потребностями Дети с особыми образовательными потребностями Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности С задержкой психического развития С педагогической и социальной запущенностью С нарушением социальных связей и отношений Дети «зоны риска»

8 Что значит слово – деятельность – в контексте темы семинара? Суть деятельности (по М. Битяновой) – в сопровождении ребёнка в процессе всего учебно-воспитательного процесса. «Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем- либо в качестве спутника или провожатого»Сопровождать Словарь русского языка:

9 Означает это для нас следующее: 1.Следование за естественным развитием ребёнка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. 2.Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый. Создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает ребёнка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь. 3.Цель сопровождения – создать в рамках объективно данной ребёнку социально- педагогической Среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. 4.Психологическое сопровождение в ДОУ преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебно- воспитательного взаимодействия. Педагог оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ребёнка и основным его реализатором.

10 Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает Совместный с педагогами анализ учебно-воспитательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предъявляет для обучения и развития ребёнка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития ребёнка. Разработка и внедрение определённых мероприятий, форм, методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития ребёнка. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

11 Основные направления психологического сопровождения ПсиходиагностикаПсихокоррекция Психологическое консультирование Психологическое просвещение и профилактика -Через тестовый, диагностический инструментарий -Наблюдения -Беседы -Анкеты -Опросы -Через индивидуальн ые встречи, групповые клубные мероприятия, родительские собрания -Через стендовую информацию, лекции, семинары, анализ диагностики, ситуации -Через групповые и индивидуальные психокоррекционн ые занятия -тренинговые занятия -семинары -игротерапию -релаксацию

12 Критерии психологического здоровья ребёнка 1. Позитивное отношение к себе и другим.(Развитая рефлексия) 2. Стремление к саморазвитию (Самоактуализация) 3. Адаптированность к системе социума (Детский сад) 4. Процесс усвоения знаний и саморазвития не провоцирует психосоматические нарушения и отклонения.

13 Задача взрослых, включённых в УВП: разработка и внедрение в практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребёнку возможности решения своих актуальных потребностей возрастных образовательных индивидуально-личностных

14 Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребёнке, процессе его обучения и развития задаёт : общее поле для сотрудничества; заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. В рамках работы, построенной на идее сопровождения, педагоги и специалисты становятся нужными друг другу, так как достичь общую профессиональную цель легче, объединив свои усилия объединив свои усилия и ресурсы.

15 Схема взаимодействия Специалист Воспитатель Психолог Методист

16 Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В.

Читайте также:  Настроения прекрасного доброты любви уюта пусть согрета солнцем ласковым будет каждая минута

Источник

Диагностика учащихся первых классов. Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗахар Рысев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Диагностика учащихся первых классов. Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы.» — Транскрипт:

1 Диагностика учащихся первых классов. Ребёнок – это солнце вокруг которого вращается весь педагогический процесс. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности развиты. Сергеева Т.В

2 Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в школе в режиме мониторинга. Цель: 1.Организация системы постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося. 2.Создание банка психологических данных на каждого учащегося. 3.Проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося.

3 Показатель результативности УВП – ДИНАМИКА психологического развития ребёнка Критерии результативности УВП Показатели результативности УВП Познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление) Динамика развития познавательной сферы, сформированность учебной деятельности Мотивационная сфера Динамика развития мотивационной сферы Эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) Динамика развития эмоционально- волевой сферы, удовлетворённость различными сторонами образовательного процесса Личностная сфера (самооценка, потребность в общении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) Динамика развития личностной сферы

4 Этапы диагностики: 1 этап – Определение готовности детей к обучению в школе (тест Керна-Иерасика)

5 2 этап — диагностика протекания адаптации детей к школе. Особенности эмоционально-волевой и личностной сфер влияют на уровень адаптации и процесс обучения в школе. Сентябрь

Источник

Консультация для воспитателей ДОУ «Условия, обеспечивающие индивидуализацию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

«Условия, обеспечивающие индивидуализацию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Читайте также:  Когда вошло яркое солнце светило

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап- анализ полученной информации;

3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;

4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор. О нём мы уже говорили, показывали презентацию и видео на РМО в ноябре.

А сейчас поговорим о создании благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

Сл.1 Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО

Сл.2 Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Сл. 3 Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта , в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели , добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству.

Сегодня, в силу ряда причин, ребенок лишен возможности наблюдать за осуществлением взрослыми различных культурных практик.

Это объясняется тем, что трудовая деятельность, как правило, совершается за пределами дома, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер.

Тем самым, ребенок лишен возможности наблюдать, как трудятся взрослые, и посильно помогать им. Кроме того, современные родители не всегда осознают ценность общения, игры, продуктивных форм деятельности. У них бытует мнение, что образование ребенка начинается лишь в том момент, когда он приступает к освоению знаково-символических форм (букв, цифр и пр.).

Сл.4 В детском саду совместная деятельность взрослого с детьми тоже носит эпизодический характер – одному воспитателю сложно уделить должное внимание каждому ребенку группы. Поэтому, актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательной- образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО , который должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Создание таких условий при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели , имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности, для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

Сл.5 К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС , мы относим:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Сл.6 Рассмотрим более подробно в контексте работы дошкольного учреждения.

Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество . Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Предметно-пространственная среда в группе создаётся так, что обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию. Ребенок, действуя по схеме «вижу – действую», продиктован принцип доступности и единства.

Читайте также:  Солнце светило сквозь ветви сосен

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация , возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться , от взрослых требуется умение создавать развивающую среду , стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Сл.7 Принцип активности , творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды . Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, собрать коллекцию, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др. Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип «половых и возрастных» различий, например внедрение и реализация долгосрочного проекта «коса девичья краса!».

С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок «Мое настроение»,»Уголок именинника».

В группах старшего возраста в творческой форме воспитатель, совместно с ребенком фиксируют его достижения.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Сл.8 Каждая группа индивидуальна и своеобразна . Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем. Например, в детском саду прошел конкурс « », где родители изготовили своими руками множество мобильных игровых форм.

Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях.

Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной . Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители .

Сл.9 Стенд «Наш веселый детский сад» показывает все способности ребенка. Стенд «Наши достижения» используется для демонстрации достижений воспитанников в муниципальных, областных конкурсах, выставках.

Постоянно действующая выставка совместно с родителями, у ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.

Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Дети создают собственные выставки, которые украшают детский сад.

Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Определиться с выбором деятельности в младшем дошкольном возрасте помогает кубик путеводитель. В старшем дошкольном возрасте проектирование ребенком своего дня осуществляется по макету «Наш день», где Родитель – активный участник, Воспитатель– помощник.

Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за родниками, следить за чистотой в детском парке, навещать участника ВОВ).

В работе активно используется ИКТ, презентации, видео зарисовки, домашнее задание по созданию презентаций , фильмов.

Сл.10 По работе с родителями, хочется отметить инновационные подходы в работе, такие как обратная связь. СМС почта приобрела большую популярность среди родителей. Родители знакомы с сайтом ДОУ, еженедельно просматривают страничку группы, где отражаются основные моменты образовательного процесса.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт.

Источник

Adblock
detector