Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_kosmose.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39 пгт. Ильского
МО Северский район
Конспект логопедической НОД
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР
по лексической теме «Космос»
2013-2014 учебный год
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
картинки по лексической теме «Космос» — ракеты, космонавты, спутники, планеты, космодром и т.д., цифры «1, 2, 5» , мяч, макет «Космос», макеты ракет, аудио записи «О Белке и Стрелке», «Сообщение ТААС», космическая музыка, медальки .
1. Психологический настрой детей на занятие
— Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, воспитателями и подарим им свои улыбки.
— Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
2. Сообщение темы.
Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и покоится на трех слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе 9 планет. На небе видны созвездия, можно найти Большую и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете отправились собаки-испытатели. Как их зовут? (Белка и Стрелка).
(аудиозапись о полёте Белки и Стрелки)
Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — как его звали? (Юрий Гагарин). Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!
(аудио запись – сообщение ТААС)
— Кто летает в космос? (космонавты)
— Какое они совершают путешествие? (космическое)
— На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
— Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных ? (предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
— Вспомните, что такое НЕВЕСОМОСТЬ?
— Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
Ребята, а можно ли в обычной одежде лететь в космос? (Ответы детей.)
Что нужно надеть? (Скафандр.) Что это такое? (Космический костюм.)
Кроме того, чтобы всегда быть в форме, нужно обязательно взять еду. Как хранится космическая еда? (В тюбиках.)
— А вы хотели бы стать космонавтами отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем стать космонавтами надо много знать и тщательно готовиться. Сейчас я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.
а) — Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, А называется… (Земля)
б)В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Меньше, чем комарики.
в) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост —
Понесется до звезд.
г) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
д) Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это? (космонавт)
е)- Самый первый в космосе летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин)
4.Игра с мячом — «метеоритом».
Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна, станция.
5.Игра – «скажи наоборот»
далеко – близко, высоко — , улететь — , темно -, ярко — , тесно – и т.д.
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
7. Игра «Четвертый лишний»
Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Упражнение «Четвертый лишний»
Ракета спутник самолёт лодка
Звезда солнце машина луна
Космонавт парикмахер лётчик пилот
Космодром ракета батискаф тележка
8. «Сосчитай, что увидел».
— Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.
Одно созвездие, два созвездия, пять созвездий.
Одна далёкая планета, две… .
Один искусственный спутник… .
— Ребята, мне кажется, что вы сможете стать космонавтами
— Наша подготовка закончена. Кто собой доволен, руку поднимите. На пальчиках оценку за занятие покажите.
Все пятёрки, это ясно! А вы, гости, как, согласны? (все согласны).
10.А теперь я хочу наградить ребят медалями «Будущий космонавт» вы это заслужили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках творческо — исследовательского проекта «Шоколад — это полезно или вредно» мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина.
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно — ласк.
Проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты».
Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах. Формировать умение составлять предложения по опорным словам. Расширять, обогащать глагольный словарь. Упра.
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме «Домашние птицы".
Источник
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»
Кристина Закира
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Космос»
Тема: «Космос»
Возраст воспитанников: старшая группа.
расширение представлений о космосе;
активизация и актуализация словаря по теме «Космос»;
развитие грамматического строя речи (умения согласовывать числительные с существительными, образовывать однокоренные слова).
развитие фонематического слуха;
развитие фонематического восприятия (звукового и слогового анализа);
развитие координации речи с движением;
развитие высших психических функций (мышления, восприятия, внимания, творческого воображения);
развитие пальцевого праксиса (мелкой моторики).
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
Материалы, пособия,необходимые дл реализации образовательной деятельности: музыка «Звук из космоса NASA», видео «Звёздное небо», презентация «Планеты солнечной системы», картинный материал (для игр: «Посчитай и назови», «Раздели на слоги», «Кто быстрее?», дидактическая игра «Разрезные картинки», фишки, мяч, тюбики (вырезанные из бумаги, геометрические фигуры для построения звездолёта.
Предварительная работа: проведение беседы о космосе, наблюдение за небом, в рамках проекта «Солнечная система» каждый ребёнок дома с родителями подбирает информацию про любую понравившуюся ему планету.
Ход деятельности педагога с воспитанниками:
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет, садятся на ковёр в произвольном порядке, свет выключен, звучат звуки из открытого космоса, на экране – видео звёздного неба.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, где мы сегодня с вами оказались. Что же это такое? (Ответы детей: Это ночное небо.)
Воспитатель: Вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть в небе ночью? (Ответы детей: Ночью в небе можно увидеть луну, много ярких звёзд.)
Воспитатель: Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хотели бы вы отправиться в одно неизведанное место и узнать о Космосе много нового? (Ответы детей)
Воспитатель: Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите.
Самым смелым будет наш
Весёлый, дружный экипаж.
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд.
2. Уточнение знаний о космосе.
В кабинет входит звездочёт, на экране появляется наша галактика.
Звездочёт: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Добро пожаловать на мою космическую станцию «Дружба». Отсюда видно всю нашу галактику. Посмотрите на экран и скажите, что же вы видите в центре нашей галактики? (Ответы детей: В центре нашей галактики расположена большая звезда – Солнце, а вокруг него движутся планеты.)
3. Упражнение «Построим звездолёт».
Звездочёт: Ребята, дайте отправимся на самые большие планеты нашей солнечной системы. Но, чтобы попасть на каждую планету, нужно пройти испытания. Вы согласны? Не боитесь трудностей? (Ответы детей)
Звездочёт:И вот вам первое задание:
Чтобы отправиться в полёт,
Строить надо … (Звездолёт)
Воспитатель: А строить звездолёты мы будем по схемам, которые нам дал Звездочёт. Давайте разделимся в команды по два человека.
Дети строят из геометрических фигур по схемам звездолёты.
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Меркурий.
4. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Звездочёт: Ребята, вот и оказались мы с вами на самой первой планете, которая находится к Солнцу ближе всех. Кто расскажет мне и ребятам, что это за планета? (Один из детей рассказывает, что самая ближняя планета к Солнцу – это Меркурий. На Меркурии очень жарко днём и очень холодно ночью. Там нечем дышать и ни один человек не ступал на эту планету).
5. Упражнение «Раздели на слоги».
Воспитатель: Ребята, впереди ещё столько планет. Путешествие у нас длинное. Поэтому я предлагаю вам перекусить и выполнить новое задание, чтобы отправиться на вторую планету. Ребята, а какую же пищу едят космонавты и почему? (Ответы детей: В космосе едят из тюбиков, иначе пища в космосе улетит или растечётся.)
Воспитатель раздаёт детям тюбики, на которых нарисованы одна, две или три полоски.
Воспитатель: Ребята, перед вами еда в тюбиках, но какое там лакомство, вы сможете узнать, если правильно посчитаете количество слогов. А помогут вам в этом картинки с изображением разной пищи, выберите себе подходящие.
Воспитатель совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Звездочёт: Ребята, вы правильно выполнили второе задание, значит, пора отправляться на вторую планету Солнечной системы.
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Венера.
6. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Звездочёт: А теперь мы с вами оказались на второй планете. Кто расскажет нам о ней? (Один из детей рассказывает, что вторая планета – Венера. Её редко можно увидеть, потому что обычно она закрыта облаками, и на ней очень жарко.)
7. Упражнение «Посчитай и назови».
Звездочёт: Вот вам моё новое задание, чтобы отправиться на следующую планету. Возьмите по одной картинке и скажите, что у вас нарисовано. (Ответы детей: один спутник, два спутника, пять спутников, один космонавт, два космонавта, пять космонавтов, одна ракета, две ракеты, пять ракет, одна планета, две планеты, пять планет, одна звезда, две звезды, пять звёзд)
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Земля.
8. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами оказались снова на нашей планете. Кто же нам расскажет о планете, на которой мы живём? (Один из детей рассказывает о планете Земля)
9. Упражнение «Семейка слов».
Воспитатель:А вот для нас и новое задание: образовать слова одной семейки к слову «звезда». Давайте встанем в круг и будем бросать друг другу мяч. Как можно назвать ласково звезду? (Звёздочка)
Воспитатель: Если на небе много звёзд, то оно какое? (Звёздное)
Воспитатель: Как можно назвать корабль, который летит к звёздам? (Звездолёт)
Воспитатель: Волшебник из сказки, который определяет будущее по звёздам? (Звездочёт)
Воспитатель: Одна – звезда, а если их много, то это? (Звёзды)
Звездочёт: Молодцы, ребята! Вы меня очень радуете! Отправляемся на следующую планету!
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Марс.
10. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Звездочёт: Ребята, кто расскажет, на какую же планету мы прилетели? (Один из детей рассказывает, что это Марс, красная планета. Раньше люди думали, что на Марсе есть жизнь, но учёные выяснили, что это не так.)
11. Развитие координации речи с движением.
Звездочёт: У меня для вас новое задание.
Чтоб ракетой управлять, Крутят руль.
Нужно очень сильным стать. Показывают мускулы.
В космос слабых не берут, Наклоны туловища вправо-влево.
Ведь полёт – не лёгкий труд! Наклоны туловища вперёд-назад.
Будем мы тренироваться, Потянулись вверх на носочках.
Будем силы набираться. Наклон вниз.
Влево, вправо повернёмся Повороты туловища влево-вправо.
И опять назад вернёмся.
Будем много приседать, Приседания.
А потом опять скакать, Прыжки на месте.
И бежать, бежать, бежать. Бег на месте.
А потом всё тише, тише походить Шаг на месте.
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Юпитер.
12. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на пятую от Солнца планету. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что пятая планета – Юпитер. Эта планета состоит из жидкости и газа.)
13. Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется костюм космонавта? (Скафандр)
Воспитатель: Чтобы отправиться на следующую планету, вам надо их собрать. Для этого вам нужно разделиться на две команды.
Воспитатель помогает детям поделиться на две команды, дети собирают скафандры из разрезных картинок.
Звездочёт: Ребята, а теперь мы направляемся на последнюю планету в нашем путешествии.
Воспитатель приглашает детей в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране в увеличенном размере появляется Сатурн.
14. Актуализация знаний по изученному ранее материалу.
Звездочёт: Ребята, посмотрите, какая красивая планета с кольцами. Что же это за планета? (Один из детей рассказывает, что это шестая планета солнечной системы – Сатурн. Эта планета окружена кольцами изо льда и камней.)
15. Игра-соревнование «Кто больше?».
Воспитатель: А теперь давайте проведём соревнование и выберем капитана нашего космического корабля. Посмотрите на картинку и подберите как можно больше слов со звуком [К]. За каждое слово я буду давать фишку.
Дети подбирают слова, воспитатель выдаёт им фишки. Все вместе они считают фишки и определяют капитана.
16. Окончание занятия, рефлексия.
Звездочёт: Ребята, я так счастлив был с вами познакомиться. Вы такие любознательные.Но нам пора прощаться: мне нужно на орбитальную станцию, вам на Землю в детский сад.
Звездочёт прощается с детьми. Воспитатель приглашает ребят в космический корабль, звучит звук взлёта космического корабля, на экране – космический корабль пролетает между звёзд, на экране появляется фотография детского сада.
Воспитатель: Добро пожаловать обратно в детский сад. Расскажите мне, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? Вы довольны тем, как вы справились со всеми заданиями? (Ответы детей) А я предлагаю вам во второй половине дня нарисовать рисунки с тем, что вам понравилось в нашем путешествии больше всего. И мы устроим выставку.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Профессии людей, работающих в детском саду» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей на тему: «Профессии людей, работающих в детском саду» Цель: Расширение.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК — Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Новый год встречаем с Эльзой» Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы по теме «Новый год встречаем с Эльзой» Цель: Закрепление знаний об особенностях.
Конспект фронтального логопедического занятия «Времена года» Конспект фронтального логопедического занятия. Времена года. Логопедическая тема. Называние признаков времен года. Цель: обогащение активного.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [ч]» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; — научить характеризовать.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Овощи» Коррекционно-образовательные цели: — учить детей последовательно составлять описательные рассказы об овощах по схеме; — закрепить в словаре.
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек» МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» Конспект логопедического фронтального занятия «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Цветы» Ход занятия 1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие. — Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое.
Конспект логопедического занятия в старшей коррекционной группе «Путешествие в космос» Видео Космонавт В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы,.
Источник